Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 16:40, статья
АЛТАЙСКИЕ РУДОЗНАТЦЫ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII В.: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РОЛЬ В ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ОСВОЕНИИ ТЕРРИТОРИИ ВЕРХНЕГО ПРИОБЬЯ И АЛТАЯ
АЛТАЙСКИЕ
РУДОЗНАТЦЫ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII В.:
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РОЛЬ
В ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ОСВОЕНИИ
ТЕРРИТОРИИ ВЕРХНЕГО
ПРИОБЬЯ И АЛТАЯ*
В.Г. ВОЛКОВ
На начальном этапе освоения Верхнего Приобья и Алтая русскими значительную роль сыграла благоприятствующая политика Петра I в отношении поиска медной руды. За короткий период, от времени основания Умревинского острога 1707 г. до 3-й ревизии 1763 г., наряду с тем, что Алтай становится одним из центров металлургической промышленности России, территория Колывано-Воскресенских заводов, ранее практически незаселенная, становится одним из наиболее населенных районов Сибири [1]. Начало этому процессу было положено деятельностью первых алтайских рудознатцев – Степана Костылева, Михайлы Волкова, Леонтия и Макара Останиных, Матвея Устюжанина-Кудрявцева, Ивана и Петра Шелегиных и их соратников.
Несмотря на многочисленность работ по истории горнорудной промышленности России, в том числе Алтая, биографии практически всех первых алтайских рудознатцев полны белых пятен. Особенно это касается сведений относительно их происхождения.
Цель
данной статьи – осветить вышеперечисленные
проблемы на основе вновь выявленных
материалов. Главными источниками для
данной статьи явились документы
массового характера: переписные книги,
крестьянские книги, материалы 1-й и
2-й ревизий, исповедные росписи. Наряду
с тем, что эти источники весьма
сходны между собой (являются переписями
различных категорий населения)
Наиболее
известна биография Степана Костылева
благодаря его собственным
В
1718 году он отправился в Томский
уезд, где вместе со своим товарищем
Иваном Горбуном приискал «медные
руды … многое число». Придя в Томск,
в 1719 г. он просил томского коменданта Василия
Козлова разрешить ему и Ивану Горбуну
дальнейшие поиски руды.
* Статья подготовлена
при поддержке Российского Гуманитарного
Научного Фонда. Проект №03-01-008-78а.
80
Василий Козлов такого разрешения не дал, «челобитную … бросил оземь, … хотел» их «кнутом бить».
В связи с этим Степан Костылев жаловался в Берг-коллегию на самоуправство приказчика и коменданта, просил разобраться, Ивана Горбуна определить к рудоискательскому делу, а ему самому назначить жалованье.
В 1734 году в доношении руководителю Канцелярии главного правления Сибирских и Казанских заводов Василию Татищеву Степан Костылев сообщал, что «в прошлом 1720-м году в Томском уезде обыскал я, нижайший, с товарищи моими Михайлом Волковым, Леонтеем да Макаром Останиными, Федором Комаровым выше Томска по Обе и по Алею рекам … медные руды» [3].
По воспоминаниям С. Костылева, в 1722 году он и Михайло Волков были отправлены на Урал и оставлены «якобы для науки» – Костылев на Шиловском руднике, Волков на Григоровском «в Перми». Волков вскоре бежал с Григоровского рудника, а Костылев после долгих разбирательств был отпущен «в дом свой во оной Томской уезд». После возвращения в Приобье Степан Костылев, собрав «в товарищи для безопасности из промышленных людей», послал в Алейские горы своего сына Якова с Леонтием и Макаром Останиными. В конце 1725 г. Яков Костылев и Леонтий Останин доставили в Сибирское главное горное начальство в Екатеринбурге образцы медных руд, найденных в бассейне рек Алея и Чарыша [4].
В доношении этих рудознатцев Яков Костылев указан как крестьянин «Томского города острогу Чеускова … Аристовой деревни», а Леонтий Останин как беломестный (казак) деревни «Яогошенской» того же ведомства [5]. Степан Костылев был также приписан к этому острогу, так как в 1734 г. сообщал, что Яков с Останиными образцы руд «привезли ко мне в дом в Чаужской острог» [6].
Из показаний Степана Костылева вырисовывается круг его соратников («товарищей») – Михайло Волков, Леонтий и Макар Останины, Федор Комаров и Иван Горбун. Эти же показания позволяют предположить, из каких мест пришли Степан Костылев и его товарищи. Прежде всего, упоминается Коркина слобода, где С. Костылев пытался собрать команду «охочих людей» для поисков руды. В переписной книге 1710 г. по Коркиной слободе в деревне Максимовой указан Степан Григорьев сын Костыль 30 лет вместе с сыновьями Яковом и Степаном [7]. Нет никаких сомнений, что упомянутый в этой переписной книге Степан Костыль и есть рудознатец Степан Костылев. Совпадают имена детей и их возраст. То, что вместо фамилии здесь указано прозвище, наводит на мысль, что и Ивана Горбуна правильнее назвать Иваном Горбуновым. Отличие материалов этой переписи от других источников, например крестьянских книг, в небрежном написании фамилий или в полном их игнорировании переписчиками.
Возможно, что и другие рудознатцы, «товарищи» Степана Костылева, имеют отношение к Коркиной слободе.
Обратимся к кратким сведениям, относящимся к биографии Михайлы Волкова. В августе 1717 г. в донесении кузнецкому коменданту Б.А. Синявину приказчик Белоярской крепости сообщал, что «приезжали сюда в Белоярский Чаусского острога восемь человек: Михайло Волков с товарищи и просились здесь в Белоярском жить, и я их не принял и отослал назад в Чаусский острог. И оные вышепомянутые люди восемь человек, отъехав от Белоярска верст десять или больше и с той дороги своротя в степь, покинули от себя одного человека своего товарища Дорофея Веснина, за скорбию. Наехали на того человека белоярские жители, а у того человека коня и запасов с ним не явилось. И привезли [его] в Белоярск. И я того человека допрашивал, и вышепомянутый человек сказал против своих товарищей, что ушли де в степь вверх по Оби-реке под Чемры. И я за теми вышепомянутыми людьми послал в погоню 20 человек, настичь их не могли, а вышепомянутый их товарищ Дорофей Веснин в Белоярске умер» [8].
То, что речь в этом документе идет о рудознатце Михайле Волкове, не вызывает никаких сомнений. Вероятнее всего, что он, также как и Степан и Яков Костылевы, числился крестьянином Чаусского ведомства.
К сожалению, нам неизвестны имена всех восьми человек этого похода, но имя Дорофея Веснина также встречается в переписной книге Коркиной слободы 1710 года в той же деревне Максимовой, где указан Степан Костылев. Оброчный крестьянин Дорофей Афанасьев Веснин сорока лет проживал в д. Максимовой с женой, сыном Андреяном и дочерьми [9].
Следовательно, и Михайло Волков может быть связан с Коркиной слободой. По поводу происхождения М. Волкова уже имеется ряд версий, согласно одной из них, Михайло Волков – крепостной крестьянин рязанской помещицы Селивановой, согласно другой – тобольский казачий сын [10]. Мы предлагаем иную версию.
В дополнительной переписи 1721 г. тех, кто явился после первой переписи 1719 года,
81
в д. Гуселетовой ведомства Бердского острога указаны крестьяне Максим и Иван Михайловы Волковы, «родом Сибирской губернии Тобольского уезду Коркиной слободы» [11], которые заявляли, что жили «во крестьянех» и написаны в переписных книгах 1719 г. в Коркиной слободе. Они вполне могли быть детьми Михайлы Волкова. Но в переписной книге 1710 г., этих Волковых не оказалось. Нашлись они гораздо западнее, в Красномысской слободе [12]. В 1710 г. в Красномысской слободе [13] жил крестьянин Михайло Аверкиев сын Волковых 50 лет с детьми Михайлой 30 лет, Максимом и Иваном [14]. То, что этот Михайло Волков из Красномысской слободы – отец Максима и Ивана из д. Гуселетовой подтверждается дополнительными сведениями. Иван Волков сообщаел, что живет у брата Василия Поклонова, а в Красномысской слободе жил в 1708 и 1710 годах Семен Аверкиев сын Поклон 70 лет с детьми Иваном, Василием, Мартыном и Феофаном [15]. Таким образом, Иван Волков и, соответственно, Максим Волков приходятся Василию Поклонову не родными братьями, а двоюродными. Остается один вопрос: кто же из двух Михаилов Волковых, отец или сын, идентичен рудознатцу Волкову. Возможно, это был младший Михайло Волков, т.к. его возраст (30 лет в 1710 году) полностью совпадает с возрастом Степана Костылева – они ровесники-одногодки, между ровесниками вполне естественна дружба-«товарищество». Однако не исключено, что это был старший Михайло Волков; по крайней мере, 1-я ревизия 1719 г. в Красномысской слободе не зафиксировала Михайлу Аверкиева Волкова и его детей [16]. К сожалению, в различных документах, где упоминается рудознатец Михайло Волков, не указано его отчество и социальное положение (крестьянин, казачий сын и т.д.), что весьма затрудняет идентификацию этого человека. Естественно, пока не будут найдены новые документы, вероятнее всего в фондах Берг-коллегии, которые смогли бы прояснить истинное происхождение Михайлы Волкова, наша версия останется всего лишь гипотезой.
Но все же, попробуем восстановить жизненный путь Михайлы Волкова до 1717 г., согласуясь с нашей версией. Родился он, вероятнее всего в Красномысской слободе, до 1710 года жил там вместе с отцом и числился крестьянином. В период между 1710 и 1717 годами, он переселяется вместе с братьями в Коркину слободу. Здесь он знакомится со Степаном Костылевым, а затем, в 1716 или 1717 г. переселяется в Томский уезд, где его приписывают к Чаусскому острогу.
Дальнейшая
биография Михайлы Волкова
До 1720 г, вероятнее всего, в 1719 г., вместе со Степаном Костылевым, Леонтием и Макаром Останиными и Федором Комаровым «обыскал … выше Томска по Обе и по Алею рекам в Алейских горах в шести местах медные руды» [17].
В 1720 г. «был в Омской крепости для звериного промыслу, … сказал за собою государево слово и дело из Омской крепости прислан в Тоболеск и подал доношение о прииске руд в Томском уезде ниже Томска верст семдесят на реке Шагарке да вверх по Обе на реке Поросе и во всем Томском уезде по рекам же» [18].
Из Тобольска вместе с рудным мастером Федором Инютиным его посылают в Томск, оттуда в Чаусский острог, где он занимается поисками руды.
Тогда же отправляется вверх по реке Томи к Красной горе и находит и берет «сверху тои горы горелой земли» т.е. находит месторождение каменного угля. Затем едет в Томск, а оттуда в Тобольск и «объявляет ту руду» в Тобольской губернской канцелярии. Руда была отправлена для освидетельствования в Берг-коллегию, резолюция которой гласила: «Против доношения Михайла Волкова о рудах конечно велеть изследовать и розыскать, и ежели явитца руда добрая, доносителя против привилегии наградить…» [19].
Из Тобольска в мае 1721 г. вместе с Петром Брофцыным и Никитой Петровым Михайло Волков и его «товарищи» Степан Костылев и Федор Комаров направляются для исследования месторождений обратно в Томский уезд. Результатом этого исследования явилось известное и везде цитируемое донесение М. Волкова, С. Костылева и П. Брофцына (Бривцына) в Сибирский обер-берг-амт о нахождении месторождений руд и каменного угля [20].
Экспедиция П. Брофцына вернулась в Кунгур 10–12 февраля 1722 г. Донесение, реестр руд и образцы были посланы в Москву. Волков и Костылев до получения ответа из Берг-коллегии были направлены к горным работам на Подволошный рудник, находившийся неподалеку от Уктусского [21]. Степан Костылев сообщал, что Волков был направлен «на Григоровский рудник в Пермь» и оттуда бежал [22]. Вероятно, побег этот был совершен Волковым вскоре после прибытия на Григоровский рудник, т.е. в том же 1722 г. Если это так, то версия о происхождении Волкова из крепостных крестьян помещицы Селивановой становится совсем маловероятной. Из доношения Селивановой, написанного в 1724 г.,
Информация о работе Алтайские рудознатцы первой трети XVIII в