Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:31, реферат
Александр I (Благословенный) (Александр Павлович; 12 (23) декабря 1777, Санкт-Петербург — 19 ноября (1 декабря) 1825, Таганрог) — император Всероссийский с 11 (24) марта 1801 по 19 ноября (1 декабря) 1825, старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны.
В начале правления провёл умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М. М. Сперанским
Введение 3
Детство, образование, воспитание. 4
I период правления (1801-1812)
Восшествие на престол. Начало либеральных реформ…………….5
Второй этап реформ. М.М. Сперанский. 9
Внешняя политика. Отечественная война 1812. 10
II период правления (1812-1825)
Священный союз. 12
Послевоенные реформы 14
Военные поселения…………………………………………...…….16
Усиление реакции 18
Заключение…………………………………………………………………19
Список литературы……………………………
Федеральное агентство связи
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный университет
телекоммуникаций
и информатики»
Кафедра
истории и философии
Александр I:
два
периода правления
Выполнил: Гурьев Виктор,
студент группы МО-13
Проверил:
Боровой Е.М., доцент
Новосибирск
2011 г
Содержание
Введение 3
Детство,
образование, воспитание. 4
I период правления (1801-1812)
Восшествие на престол.
Начало либеральных реформ…………….5
Второй
этап реформ. М.М. Сперанский. 9
Внешняя
политика. Отечественная
война 1812. 10
II период правления (1812-1825)
Священный
союз. 12
Послевоенные
реформы 14
Военные поселения…………………………………………...……
Усиление
реакции 18
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Первая четверть XIX в. - наиболее сложный, насыщенный противоречиями и своеобразным драматизмом период в истории императорской России. Вот в такой период правил Александр I – сын Павла I и внук Екатерины II. Личная психология Александра, которой больше всего занималась наша историография, представляется обычно крайне неустойчивой, путанной и противоречивой; такой казалась она и его современникам, даже близко его знавшим, хотя не всем и не всегда.
Что это за человек? Трудно ответить, ведь даже для современников, знавших его всю или почти всю жизнь, он оставался загадкой. Недаром его прозвали «северным сфинксом»: с кем-то он был добр, с кем-то жесток; в одних ситуациях поражал своей решительностью, в других – страхом. Одним словом, человек-загадка.
А между тем Александр I - подлинно историческая личность, то есть типичная для своего времени, чутко и нервно отразившая в себе и силу сложившихся традиций, и нараставшую борьбу с ними, борьбу разнородных тенденций и интересов, общий эмоциональный тон эпохи и ее идеологические течения. Я считаю, что Александр - «прирожденный государь», и своей страны говоря по-старинному, воспитанный для власти и политической деятельности, поглощенный мыслью о ней с детских лет. Он вырос и вступил в жизнь для трудной, ответственной и напряженной роли правителя в бурный и сложный момент раскрытия перед сознанием правящей среды глубоких и тягостных противоречий русской действительности.
Если смотреть с моей стороны Александр I – мой идеал самодержавия. Учитывая его образованность, его идеи и его либеральный дух он но праву мог стать одним из великих монархов конституционной монархии. Но ему не хватало смелости в отношении своих идей, ему не хватало опоры со стороны высших сановников. Вот почему я выбрал эту тему.
Поэтому в данной работе я попытаюсь раскрыть все противоречия его правления, личность Александра, изучить его характер и понять смысл его действий.
Сразу
после рождения Александр был
взят у родителей своей бабкой
императрицей Екатериной II, которая
намеревалась воспитать из него идеального
государя, продолжателя своего дела. В
воспитатели к Александру по рекомендации
Д. Дидро был приглашен швейцарец
Ф. Ц. Лагарп, республиканец по убеждениям.
Великий князь рос с
Целых тринадцать лет, с 1783 по 1796 год, Лагарп прививал Александру "свой дух, свои идеи и планы". Какой это был дух, какие идеи и планы можно видеть из того, что когда началась французская революция, "Лагарп с великим интересом следил за ее развитием, но, мало того, он начал принимать в ней активное участие, какое только можно было из далекого Петербурга: он писал во французской печати статьи, дискутировал и полемизировал..."
А Екатерина II читала своему любимому внуку вслух французскую конституцию 1791 года, объясняя ему ее по параграфам.
Результаты этого республиканского воспитания отразились самым трагическим образом, как на мировоззрении Александра I, так и на судьбе России.
"Юный
Александр, - пишет С. Платонов, - вместе
с Лагарпом мечтал о
Екатерина
II заставила его прочитать
Восшествие
на престол. Начало либеральных
реформ.
Считается, что незадолго до своей смерти Екатерина II предполагала завещать Александру престол в обход сына. По-видимому, внук был в курсе этих ее планов, но принять престол не согласился.
После
воцарения Павла положение
Трагические события 11 марта 1801 серьезно повлияли на душевное состояние Александра: чувство вины за смерть отца он испытывал до конца своих дней. Александр I относился к участникам заговора со смешанным чувством антипатии и боязни. Он ненавидел их и в то же время опасался, что они могут организовать заговор и против него, убить и его.
Александр
I взошел на российский престол, намереваясь
осуществить радикальную
Вскоре после вступления на трон, Александр I по совету своих ближайших друзей, создает так называемый Негласный комитет. Кто же является членами этого тайного комитета кроме Александра I? Выдающуюся роль в нем играл граф Строганов, участник "Великой" французской революции, член якобинского клуба "Друзей Закона". Во время принятия Строганова в члены клуба, он воскликнул: "Лучшим днем в моей жизни будет тот, когда я увижу Россию возрожденной в такой же революции".
В состав Негласного комитета входили масоны граф В. Кочубей, Николай Новосильцев и поляк Адам Чарторыйский. Все эти лица были членами различных масонских лож.
На заседаниях этого комитета снова, обсуждался вопрос о введении в России конституции, правах гражданина и других мероприятиях в духе идей "Великой" французской революции. Гр. Строганов составил проект конституции, которая по его характеристике "есть законное признание прав народа и тех форм, в которых он может осуществлять эти свои права".
Активное участие в работах Негласного Комитета принимал вернувшийся в Россию воспитатель Александра I масон Лагарп, бывший до этого президентом Гельветической республики, возникнувшей в Швейцарии в результате французской революции.
Некоторые
историки утверждают, что бывший президент
Гельветической республики будто бы
убеждал Александра, стремившегося
к введению конституционной монархии,
не спешить с введением
В работе Негласного Комитета принимали участие также видные масоны граф А. Р. Варенцов, Трощинский, Завадовский, впоследствии ставшие министрами.
В июле 1801 года в Негласном Комитете обсуждался проект Грамоты российскому народу. В составлении этой грамоты, кроме членов Негласного Комитета, принимал участие также заядлый враг монархии, духовный отец русской интеллигенции А. Радищев, его покровитель граф А. Р. Воронцов и масон Сперанский.
Таков
был характерный состав Негласного
Комитета, который Александр I называл
по имени существовавшего во время
французской революции
Негласный Комитет занимался обсуждением различных реформ в течение всего 1801 года, вплоть до мая 1802 года. Потом он не собирался полтора года. Затем члены его собрались несколько раз в 1803 году, а потом Негласный Комитет перестал существовать. Да и необходимость в нем по существу отпала.