Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 16:19, курсовая работа
Дореволюционная историография Александра Ярославича Невского.
Трудно сказать, насколько Александр Невский был внедрен в пропаганду времен Первой мировой войны в качестве символа создающего идентичность. Конное изображение Александра украшало почтовые открытки. В патриотической книжной серии «Библиотека войны» в 1914 году вышел четвертый том, впервые посвященный исключительно сражению на Чудском озере 1242 года, прямо названному «битвой с немцами».59 В брошюре Новинского, призванной дать «ответ на наиболее жгучие вопросы настоящего времени», намечена историческая преемственность между событиями XIII в. и 1914 году. «Еще с незапамятных времен» немцы и славяне находились в состоянии «жестокой вражды».60 Новинский описывает немцев как «властолюбивых» захватчиков, в XIII в. скрывавших свои властные интересы за религиозными целями. Теперь, продолжает автор, немцы снова объявили нам войну. Но они уже не прикрываются знаменем религии. Они двинули против нас свои тевтонские полки и вступили в борьбу за свою немецкую «культуру», которой на своей земле стало слишком тесно. Немцы всегда считали нас исконными врагами. И теперь эта вековая ненависть проснулась снова. В этой войне современные немцы так же жестоки, хвастливы и хитры, как их отдаленные предки-рыцари Тевтонского ордена, которых на льду Чудского озера поразил Александр Невский. В дни тяжелых испытаний, посланных судьбой России, хочется снова повторить слова Александра Невского: «Рассуди, Боже, спор наш с этим высокомерным народом!».61
Несмотря на «национальную окраску» имперской идеологии, власти Российской империи продолжали до конца держаться за предмодерную династическую интегрирующую идею государства. В тот момент, когда россияне должны были защитить себя как боевое сообщество», свой вклад в разрушение старого порядка внесли слабость вертикальной общественной интегрирующей идеи и соответственно разлом между общественно-национальным и государственно-имперскими образами коллективной идентичности.
Конечно, причина заката империи лежали более в экономической, социальной и политической сферах, однако «революция едва ли бы произошла без распыления основ лояльности в русском обществе».
В тот момент, когда империя оказалась в экстремальной ситуации, символы вроде Александра Невского победителя Ледового побоища оказались слишком слабыми, чтобы противодействовать распаду старых структур.