Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:02, курсовая работа
Актуальность работы: несмотря на то, что княжению Александра Невского посвящено очень много работ, не все исследователи одинаково оценивают его деятельность положительно. Интерес возрос в связи с объявлением его в 2008 году самой популярной исторической личностью в России. Его деятельность считают положительной. Тем не менее, источников, которые связаны с деятельностью князя очень мало. В них дается скупое изложение событий.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Битвы под руководством Александра Невского…………………..9
Глава 2. Александр Невский и Золотая Орда………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………...21
Список использованных источников и литературы…
Ледовое побоище никак не могло играть судьбоносную роль. Так например автору немецкой Рифмованной хроники итоги видятся очень скромными нежели они представляются русскому летописцу: «С обеих сторон убитые падали на траву. Те, кто был в войске братьев, оказались в окружении. У русских было такое войско, что, пожалуй, шестьдесят человек одного немца атаковало. Братья упорно сражались. Всё же их одолели. Часть дорпатцев вышла из боя, чтобы спастись. Они вынуждены были отступить. Там двадцать братьев осталось убитыми и шестеро попали в плен».20
Итак, не 400 или даже 500 убитых и 50 захваченных в плен, а всего 20 и 6. Вообще-то, и это вполне солидные потери для Ордена, общая номинальная численность которого вряд ли превышала сотню рыцарей. Но в нашей исторической памяти масштабы сражения напрямую связываются с его значением. Иные историки пытаются «примирить» числа, приведенные древнерусскими летописцами, и данные Рифмованной хроники, утверждая, что летописец якобы привел полные данные потерь противника, а Хроника учла только полноправных рыцарей. К сожалению ни подтвердить, ни опровергнуть такие догадки невозможно.21
Существенно, однако, что в ранних «светских» источниках Ледовое побоище уступает по значительности многим другим столкновениям. Например, сражению под Шауляем в 1236 году, где орденские войска были наголову разбиты литовцами, причем погибли магистр Волквин и 48 полноправных рыцарей.22 Но для отечественной истории этот эпизод не упоминается, поскольку он плохо вписывается в картину единодушной борьбы народов Прибалтики вместе с русскими против «немецкой агрессии». Дело в том, что в битве погибло около двухсот псковичей, сражавшихся против литовских отрядов на стороне Ордена. После этого побоища Орден меченосцев прекратил существование, а его остатки были слиты с Тевтонским, в результате чего и образовался Ливонский орден. Однако в профессиональной литературе сражению отдают должное. По словам В. Т. Пашуто, в результате поражения агрессоры «к западу от Двины оказались отброшенными едва ли не к границам 1208 г.»23.
В источниках утверждается важность религиозного значения событий на Чудском озере. Именно религиозное значение этих сражений молодого Александра и стало причиной помещения рассказа о них в житийную повесть. Было бы крайне странно, если бы автор жития задался целью прославить князя как военачальника или политика.24 Гораздо важнее для автора было объяснить читателю, какие деяния его персонажа позволяют судить о его святости, причислить его к лику святых. Для Александра таким деянием стало жесткое противостояние «латынянам» в то время, когда все прочие светские правители были либо покорены ими, либо вступили с ними в сговор, предав тем самым идеалы православия. Показательно, однако, что подробные описания Ледового побоища во второй половине XIX — начале XX века даются преимущественно в гимназических учебниках и популярных очерках, предназначенных для обывателя, интересующегося русской историей. В университетских же курсах лекций (скажем, наиболее значительных — В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова или М. К. Любавского) этот сюжет, как правило, упоминается вскользь или вообще отсутствует. С. Ф. Платонов, к примеру, лишь глухо упоминает, что в XIII веке немцы «стали тревожить земли Псковскую и Новгородскую, однако получили сильный отпор», а одним из героев борьбы с ними стал Александр Невский.25 То ли его судьбоносное значение для отечественной истории было не совсем понятно, то ли само это событие и правда не имело для «гражданской» истории такого значения такого важного значения. Ледовое побоище на самом деле было лишь одним из многочисленных столкновений между новгородцами и немцами. Не первым, не последним и по числу участников не самым значительным.26
Таким образом, полководческая деятельность Александра Невского переоценивается. И современные историки оспаривают многовековые устои незыблемости таланта князя как военачальника, утверждая, что не было грандиозного сражения ни на Неве, ни на Чудском озере. И Александр Невский сделал то, что должен был сделать, не прикладывая сверх усилий, что особенно видно в сражении на Чудском озере.
Глава 2.
Александр Невский и Золотая Орда.
Внешнеполитическая деятельность Александра
Невского, выпавшая на один из тяжелейших
для Древнерусского государства периодов
история, неоднократно привлекала внимание
исследователей. Решительность и неординарность
поступков великого князя в отношениях
с Европой и Азией снискали ему славу вдумчивого
политика и дальновидного стратега. Однако
далеко не все внешнеполитические инициативы
Александра Ярославича получили в историографии
единодушно положительные оценки. Победы князя на западных границах с
энтузиазмом воспринимались современниками
и точно также находили и находят положительную
оценку у российских историков всех периодов.
Не столь единодушен в науке взгляд на
отношения Александра Ярославича с монгольскими
завоевателями. Высказываемые по этому
вопросу мнения носят подчас диаметрально
противоположный характер. Ряд исследователей
считает, что князь вынужден был смириться
и подчиниться сложившимся неблагоприятным
обстоятельствам. Другие подчеркивают,
что Александр осознанно и целенаправленно
пошел на союз с Золотой Ордой и использовал
его в своих целях. В разработке этой точки
зрения дальше всех пошел Л. Н. Гумилев,
доказывающий существование прямого политического
и военного союза между Русью и Золотой
Ордой.
Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и того, что поездка Александра Ярославича в Золотую Орду, а затем в Монголию (около 7000 км в одну сторону) наложила глубокий отпечаток на его мнение о силе и мощи монгольской империи, покорившей такие пространства с многочисленным населением. Князь вернулся из столь длительного путешествия не просто человеком умудренным и более опытным, но и более жестким правителем, составившем себе стратегическую линию взаимоотношений с монголами на годы вперед. Возвращение из Монголии стало рубежом в деятельности князя-воителя; теперь первостепенное место в его политике занимает не война, а дипломатия. И с ее помощью Александр Ярославич сумел добиться даже большего, чем он сделал своим копьем и мечом.
Двухлетнее соправительство или соперничество братьев привело в 1252 г. к резкой размолвке между ними. Деятельный и очень жесткий по характеру князь (чему в летописях есть выразительные примеры) не мог и не стал мириться с тем, что младший брат оказался у руля внутренней и внешней политики Северо-Восточной Руси. Скорее всего конкретной причиной столкновения между братьями стало выяснение соподчиненности в иерархии власти. Обладавший титулом великого князя Киевского Александр несомненно предъявлял права на верховную власть во всех русских землях, с чем Андрей не мог согласиться, по крайней мере, по двум причинам. Великое княжение Владимирское стало фактически автономным еще до монгольского нашествия и, во-вторых, его утверждение было санкционировано высшей имперской властью в Каракоруме.
Характерно, что в сложившемся противостоянии Александр не прибег к обычной практике междоусобной войны, хотя и располагал достаточно мощными военными силами. Скорее всего он рассчитывал на чисто административное решение о смещении князя Андрея с Владимирского стола. Андрей же в такой ситуации вполне мог не подчиниться сарайскому хану, ибо имел ярлык, подписанный главой всей монгольской империи.
Александр Ярославич выехал в Сарай зимой или ранней весной 1252 г. с жалобой на брата, которая содержала три основных пункта: 1) Андрей несправедливо получил великое княжение, как младший; 2) Андрей взял себе отцовские города, которые по праву должны принадлежать старшему брату; 3) Андрей не полностью платит хану «выходы и тамги». Из этих позиций видно, что личные интересы Александра преобладали в жалобе и третий пункт выглядит как необходимое добавление, без которого спор между братьями имел чисто внутреннее значение, на что золотоордынский хан мог и не отреагировать. Лишь третий пункт выводил жалобу на уровень межгосударственного конфликта, требующего вмешательства золотоордынского хана. Фактически эта поездка Александра в Орду стала продолжением печально известных русских междоусобиц, но на этот раз вершимых монгольским оружием.31 Можно считать этот поступок неожиданным и недостойным великого воина, но он был созвучен эпохе и воспринимался вполне нормально в феодальной борьбе за власть. Золотая Орда не преминула воспользоваться представившимся случаем и в полном соответствии с кочевническими традициями организовала откровенно грабительский набег-Крупное воинское соединение во главе с «царевичем» (т. е. Чингизидом), Неврюем и двумя темниками появилось под Владимиром в канун Борисова дня.32 Его действия не ограничились разгромом Переяславля, где пребывал Андрей, а охватили обширную сельскую округу, откуда было уведено в Орду множество пленных и скота. Судя по контексту летописных статей, описывающих этот эпизод, сам Александр не принимал участия в походе золотоордынских войск, оставаясь все это время в Орде. Он вернулся лишь спустя какое-то время после ухода отряда Неврюя «с честью великою», да еще получив в Орде «старейшенство во всей братьи его». По прибытии домой с ярлыком на Владимирский стол князь направил свою неукротимую энергию на восстановление родного Переяславля, только что пережившего жестокий разгром.33
Нужно обратить внимание на то, что находясь в Орде, Александр общался не с ханом Бату, а с его сыном Сартаком. Сам же властелин Золотой Орды в это время находился в Монголии, где участвовал в выборах нового хана Мункэ. Ни одна русская летопись не отмечает каких-либо особых событий при общении Александра Ярославича с Сартаком, ограничиваясь самыми обобщенными сведениями. Однако сам факт встречи русского князя и сына золотоордынского хана позволил Л. Н. Гумилеву высказать категоричное мнение, что Александр побратался с Сартаком, «вследствие чего стал приемным сыном хана»34. Подобное мнение не имеет никаких подтверждений ни в одном источнике и является чистым домыслом. Более того, русского православного князя совершенно невозможно представить исполняющим монгольский языческий обряд братания, во время которого кровь двух участников ритуала смешивается в чаше с кумысом и совместно выпивается. Самое большее, что мог позволить себе Александр в ханской ставке — это вручить правителю Золотой Орды и его окружению богатые дары, что всегда являлось первым шагом для успеха миссии.
Таким образом, Александр Невский, заключив союз с Ордой, подчинил Новгород ордынскому влиянию. Защита идеалов православия искупила в глазах церковного народа все его политические прегрешения, жестокости и несправедливости, даже покушение на городские вольности и насильственное подведение новгородцев под ордынское ярмо. Поэтому он канонизирован не как праведник, но как благоверный, т.е. исповедующий истинную веру князь. Он распространил татарскую власть на Новгород, который никогда не был завоеван татарами. Причём выкалывал глаза несогласным новгородцам, и много за ним грехов всяких.
Заключение.
Александр Невский – это
По результатам широкомасштабного опроса россиян 28 декабря 2008 года Александр Невский был выбран «именем России». Однако в исторической науке нет единой оценки деятельности Александра Невского, взгляды историков на его личность разные, порой прямо противоположные. Веками считалось, что Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории в тот драматический период, когда Русь подверглась удару с трёх сторон, в нём видели родоначальника линии московских государей и великого покровителя православной церкви. Подобная канонизация Александра Ярославича со временем стала вызывать возражения. Как констатирует руководитель кафедры отечественной истории МГУ Н. С. Борисов, «любители разрушать мифы постоянно „подкапываются“ под Александра Невского, и стараются доказать, что и брата он предал, и татар он навёл на русскую землю, и вообще непонятно, за что его великим полководцем считают. Такая дискредитация Александра Невского постоянно в литературе встречается. Каким он был на самом деле? Источники не позволяют на 100 % сказать»35.
Согласно канонической версии, Александр Невский рассматривается как святой, как своего рода золотая легенда средневековой Руси. В XIII веке Русь подверглась ударам с трёх сторон — католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным (но при этом более веротерпимым) врагом — Золотой Ордой — и отразив нападение немцев, одновременно защитив православие от католической экспансии. Эта трактовка официально поддерживалась властью, как в дореволюционные, так и в советские времена, а также Русской православной церковью. Идеализация Александра достигла зенита перед Великой Отечественной войной, во время и в первые десятилетия после неё. В популярной культуре этот образ был запечатлён в фильме «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна.
Одним из важных отрицательных событий, которые приводят многие историки это заключение союза с Ордой. Заключение дипломатических отношений с ханами действительно не дает положительной оценки Невскому ни как полководцу, ни как дипломату, подогнав новгородцев под ордынское ярмо. Более того, князь Александр был приемным сыном хана Батыя и названым братом батыева сына — царевича Сартака36. В условиях страшных испытаний, обрушившихся на православные земли в первой половине XIII в., Александр - едва ли не единственный из светских правителей - не усомнился в своей духовной правоте, не поколебался в своей вере, не отступился от своего Бога. Отказываясь от совместных с католиками действий против Орды, он неожиданно становится последним властным оплотом православия, последним защитником всего православного мира. И народ понял и принял это, простив реальному Александру Ярославичу все жестокости и несправедливости, о которых сохранили множество свидетельств, древнерусские летописцы. Защита идеалов православия искупила (но не оправдала, как это делают многие современные историки) его политические прегрешения. Могла ли такого правителя православная церковь не признать святым? Видимо, поэтому он канонизирован не как праведник, но как благоверный князь. Победы прямых наследников Александра на политическом поприще закрепили, развили - и в конце концов изменили этот образ.
Исходя из задач поставленных, немного выше, можно сказать: однозначной оценки в полководческой деятельности дать нельзя, так как есть и положительные стороны, так например все свои битвы Александр Невский выиграл, а их было не меньше двенадцати. Не до конца ясно то, что многие считают две битвы очень важны для нашей истории – это Невская битва и битва на Чудском озере. Хотя они не представляли, на мой взгляд сильной значимости и их роль преувеличена русскими летописцами.37 На этот счет немецкие и шведские хронисты будут более объективны в оценке этих сражений. Они и дают оценку этим событиям таким образом, что видно как преувеличена роль этих двух сражений в нашей истории.