Афинская рабовладельческая демократия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:40, реферат

Описание работы

.Середина V века до нашей эры – вершина афинской демократии. Перикл провел ряд демократических мероприятий, его правление – период расцвета культуры и искусства и наивысшего политического и военного положения Афин.
Термин «демократия» произошел от греческих слов demos (народ) и kratos (власть). Под ним понимают форму общественной власти, государства, основанной на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом прав и свобод.

Содержание

Введение
Перикл. Его место в истории афинского государства
Основные черты рабовладельческой демократии в Афинах:
Государственное устройство
Социальная и экономическая политика
Семейный уклад
Порядок формирования и функционирования основных органов Афинского государства
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

История.docx

— 44.54 Кб (Скачать)

     Совет 500 производил также проверку (докимассию) девяти архонтов и кандидатов в члены Совета на следующий год, вел наблюдение за всеми общественными постройками, ведал исполнением общественных и государственных дел. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, прежде всего, виновных в неправильном расходовании государственных средств. Приговоры Совета могли быть обжалованы в гелиэе.

     Повседневными делами афинского государства руководила непосредственно одна десятая часть  Совета – т.е. одна фила. Дежурство  и срок дежурства десятой части  Совета (филы) называлось одной пританией. “Обязанности пританов, – как пишет об этом Аристотель, – исполняют каждая из фил по очереди. Первые четыре – по 36 дней каждая, а следующие шесть – по 35 дней каждая”. В обязанности пританов входило собирать Совет и народ: Совет – ежедневно, а Народные собрания – 4 раза в каждую пританию.

     Пританы путем жеребьевки каждый день избирали из своей среды председателя, который затем возглавлял и работу Народного собрания. Заседания Совета происходили ежедневно, кроме неприсутственных дней.

     Срок  полномочий членов Совета – 1 год, по истечении  которого они должны были отчитаться перед народом. Состав Совета обновлялся ежегодно, причем повторное избрание разрешалось лишь через несколько  лет и только 1 раз. Членам Совета выплачивалось жалованье в размере 5-6 оболов.

     В системе государственных органов  Афин V в. до н.э. сохранялся и ареопаг, в который входили представители афинской аристократии путем кооптации на пожизненный срок. Ареопаг наблюдал за состоянием общественных нравов и выступал в качестве судебной инстанции по делам об убийствах, поджогах, телесных повреждениях, нарушениях религиозных предписаний.

     Функции исполнительной власти в Афинах выполняли  две коллегии: стратегов и архонтов.

     Коллегия  десяти стратегов избиралась путем  открытого голосования поднятием  рук из числа наиболее богатых  и влиятельных граждан Афин. Она  осуществляла верховное руководство  и командование всеми вооруженными силами полиса. Соответственно, чем  выше в тот или иной период было значение афинской армии и флота, тем больший вес в обществе имела и коллегия стратегов.

     По  афинским законам, все десять стратегов  обладали равными правами и имели  одинаковые обязанности. В реальности же установился неписаный обычай, в соответствии с которым один из стратегов занимал главенствующие позиции – и не только в коллегии, но и во всем государстве.

     В ведении коллегии архонтов находились дела религиозные, семейные и вопросы  нравственности. Девять архонтов (шесть  фесмофетов, архонт-эпоним, базилевс и полемарх), а также их секретарь избирались посредством жребия по одному от каждой филы. После этой процедуры все девять архонтов подвергались докимассии в Совете пятисот. Окончательное утверждение в должности архонты получали в гелиэе, где проходило голосование путем подачи камешков.

     Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган – гелиэя, которая помимо чисто судебных функций выполняла еще и функции законотворчества. Гелиэя состояла из 6 тысяч человек, ежегодно избиравшихся архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет по 600 человек от каждой филы.

     В качестве судебного органа гелиэя разбирала частные дела афинских граждан, все государственные дела, споры между союзниками Афин и наиболее существенные дела граждан союзных государств.

     Как уже отмечалось, функции гелиэи выходили далеко за пределы чисто судебных разбирательств. Огромный политический вес этому органу придавало, прежде всего, его участие в охране конституции и законодательства.

     Кроме гелиэи в Афинах действовало еще несколько судебных органов: ареопаг, 4 коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия 40.

     Таким образом, по свидетельству Аристотеля, практически все должности, “входящие  в круг обычного управления”, в Афинах были выборными. Кандидаты на них  избирались по жребию, за исключением  должностей военных, а также “казначея  воинских сумм, заведующего зрелищным  фондом и попечителя водопроводов”, которых избирали “поднятием рук”.

     Широкое участие граждан в управлении государством достигалось путем  увеличения числа коллегий, их сменяемости  и подотчетности Совету 500 и Народному  собранию, а также путем включения  в состав гелиэи представителей всех категорий афинского гражданства. 

 

  1. Заключение
 

     Рабовладельческий строй в Древних Афинах сложился в наиболее развитой форме – в  форме демократической республики.

     Система афинской демократии V века до н.э. представляла собой хорошо организованную политическую систему, основанную на взаимодействии важнейших демократических институтов афинского полиса – Народного собрания, Совета 500, гелиэи. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности и возмездности. Сложившаяся система предоставляла афинским гражданам право не только участвовать в управлении государством, но и контролировать афинскую конституцию.

     Складывание этой системы происходило в борьбе с консервативными тенденциями, представленными олигархически настроенной аристократией. Однако демократия, опиравшаяся на поддержку широких масс, одержала в этой борьбе решительную победу.

     Для своего времени афинская демократическая  республика имела самое передовое  государственное устройство, в условиях которого все полноправные граждане привлекались к управлению страной. Государство в свою очередь брало  на себя обязанности по заботе об их материальном благосостоянии и развитии культуры. По словам Фукидида, преимущество этой политической системы заключалось  в том, что она давала людям  возможность быть политически и  нравственно свободными, создавало  условия для раскрытия и совершенствования  каждого человека. 

 

  1. Список  используемых источников и литературы
 

Источники:

  1. Хрестоматия по истории Древней Греции. - М., 1964.
  2. Плутарх. Избранные жизнеописания. М.: Правда, 1986. Т.2
  3. А. Боннар. Греческие цивилизации. М.: Искусство, 1995. Т.1

Литература:

  1. Всеобщая история государства и права // под ред. Батыра К.И. - М., 1995.
  2. Древняя Греция, // под ред. Струве В.В.- М., 1965

Информация о работе Афинская рабовладельческая демократия