Афинская рабовладельческая демократия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:40, реферат

Описание работы

.Середина V века до нашей эры – вершина афинской демократии. Перикл провел ряд демократических мероприятий, его правление – период расцвета культуры и искусства и наивысшего политического и военного положения Афин.
Термин «демократия» произошел от греческих слов demos (народ) и kratos (власть). Под ним понимают форму общественной власти, государства, основанной на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом прав и свобод.

Содержание

Введение
Перикл. Его место в истории афинского государства
Основные черты рабовладельческой демократии в Афинах:
Государственное устройство
Социальная и экономическая политика
Семейный уклад
Порядок формирования и функционирования основных органов Афинского государства
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

История.docx

— 44.54 Кб (Скачать)

     Содержание 

  1. Введение
  2. Перикл. Его место в истории афинского государства
  3. Основные черты рабовладельческой демократии в Афинах:
    1.      Государственное устройство
    2.      Социальная и экономическая политика
    3.     Семейный уклад
  4.    Порядок формирования и функционирования основных органов       Афинского государства
  5.    Заключение
  6.    Список используемой литературы
 
 

 

  1. Введение
 

     Середина V века до нашей эры – вершина  афинской демократии. Перикл провел ряд  демократических мероприятий, его  правление – период расцвета культуры и искусства и наивысшего политического  и военного положения Афин.

     Термин  «демократия» произошел от греческих  слов demos (народ) и kratos (власть). Под ним понимают форму общественной власти, государства, основанной на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом прав и свобод.

     Это определение, принятое в современном  мире. Какое же отношение к демократии (в нашем случае афинской) мы видим  у античных авторов?

     Аристотель, описывая афинскую демократию, лишь констатирует факты. Можно отметить, что автор  вполне доволен государственным  строем, если только соблюдаются все  законы, а управляют государством не демагоги, “которые более всего  хотели показывать свою кичливость и  угождать вкусам толпы, имея ввиду только выгоды данного момента”. Что касается Афин при Перикле, то Аристотель говорит: “…пока Перикл стоял во главе народа, государственные дела шли сравнительно хорошо; когда же он умер, они пошли значительно хуже.” С иных позиций к оценке афинской демократии подходит Ксенофонт, хотя его авторство “Политии” многие ученые считают сомнительным. Тем не менее, содержание трактата свидетельствует о том, что написал его человек, принадлежащий к олигархам. Автор не одобряет государственный строй афинян по причине того, что не допускает существования жизни простого народа лучшей, чем жизнь благородных. Здесь отмечено, что допуская народ к решению государственных дел, афиняне тем самым сохраняют демократию. Автор пишет: “…раз уж они (афиняне) решили иметь демократическое правление, мне кажется, что они удачно сохраняют демократию…”

     Из  “Истории Фукидида” до нас дошла  речь Перикла, произнесенная над  останками воинов, которые пали в  первый год Пелопоннесской войны. Учитывая то, что речи исторических лиц у  Фукидида в большей степени скомпонованы им самим, можно понять и его отношение к происходящему. Я считаю, лучшим здесь будет привести отрывок из этой речи: “Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши предоставляют равноправие для всех; что же касается политического значения, то у нас в государственной жизни каждый им пользуется предпочтительно перед другими не в силу того, что его поддерживает та или иная политическая партия, но в зависимости от его доблести, стяжающей ему добрую славу в том или другом деле; равным образом скромность звания не служит бедняку препятствием к деятельности, если только он может оказать какую-либо услугу государству. Мы живем свободной политической жизнью в государстве и не страдаем подозрительностью во взаимных отношениях повседневной жизни; мы не раздражаемся, если кто делает в свое удовольствие, и не показываем при этом досады хотя и безвредной, но все же удручающей другого. Свободные от всякого принуждения в частной жизни, мы в общественных отношениях не нарушаем законов больше всего из страха перед ними и повинуемся лицам, облеченным властью в данное время…”

 

     2. Перикл. Его место  в истории афинского  государства 

     Тем не менее, политическая жизнь в самих  Афинах в этот период характеризовалась  борьбой двух течений: демократического и олигархического. Демократические  тенденции представляли зажиточный демос, ремесленники и крестьяне. Их идеалом был государственный  строй, при котором верховная  власть принадлежала бы подавляющему большинству граждан, организованным в Народное собрание. Представители  олигархического течения (земельная  аристократия, крупные землевладельцы) стремились к такому государственному устройству, при котором вся полнота  гражданских прав, выраженная, прежде всего в возможности управлять  государством, была бы предоставлена  лишь наиболее богатой части граждан.

     Противоборство  двух течений в конечном итоге  закончилось победой демократии. Это выразилось, в частности в  том, что избрание архонтов путем  голосования было заменено избранием  посредством жребия, право быть избранными в архонты получили всадники, что  свидетельствовало одновременно об упадке института архонтов и возвышении стратегов.

     Дальнейшая  демократизация политической системы  афинского государства в V веке до н.э. была связана с именами Эфиальта и Перикла.

     Во  главе вновь пришедшей к власти демократической группы стояли известный  своей неподкупностью Эфиальт и его молодой друг Перикл. Чтобы дискредитировать ареопаг Эфиальт возбуждает ряд процессов против его членов, а затем проводит закон о лишении его права политического контроля и ареопаг сохраняет лишь право суда об умышленном убийстве. После убийства Эфиальта в 460 году Перикл стал главой демократической группы, а после изгнания его главного оппонента Фукидида в 443 году он становится фактически главой афинского государства. Во время правления Перикла продолжался ввоз рабов и труд свободных людей все больше обесценивался и становился невыгодным. Платон говорит, что “свободные ремесленники работали с раннего утра до поздней ночи и, тем не менее, никак не могли заработать на пропитание своей семьи”. С этой армией безработных Периклу необходимо было что-то делать, как-нибудь доставить пропитание этим людям. Поэтому он посчитал наиболее целесообразной организацию общественных работ. Он занялся постройкой великолепных объектов, которые привлекали в Афины множество путешественников и приносили государству огромные доходы. Само строительство сокращало число безработных. Плутарх говорит, что “Перикл не хотел, чтобы простонародье... живущее ремеслом, оставалось без государственной поддержки, но в то же время считал нежелательным, чтобы оно получало деньги, ничего не делая... Эти работы... распределялись и распространяли благополучие между людьми самого различного возраста и дарования...”. Привлечением как можно большего числа людей к строительству Перикл также боролся с праздностью.

     В неурожайные годы иногда всему народу оказывалась помощь в виде даровой  раздачи или продажи по маленькой  цене хлеба, купленного за государственный  счет.

     Перикл  ввел диэты, то есть плату за исполнение гражданских и военных должностей и за исполнение должности члена совета. Бедные граждане, занятые трудом для обеспечения своего существования, не имели возможности тратить время на исполнение общественных обязанностей. Установление платы давало им эту возможность. Но в то же время такая мера имела и свои недостатки, так как избрание должностных лиц по жребию уже давало возможность проникновения в государственные органы “скорее первых встречных, чем лучших граждан” , а введенная плата усугубила это положение. В 431 году начинается Архидамова война как первый этап Пелопоннесской войны. На начальном ее этапе афиняне терпели неудачи, в чем винили Перикла. Когда командование войском взял на себя Клеон, Афины стали одерживать победу за победой. Но и эти победы снова сменились неудачами. Скоро народ почувствовал, что Перикл ему необходим. В 429 году он снова был избран на должность стратега. Но в том же году он умер во время эпидемии чумы. Афины остались без вождя. Вспыхнувшая эпидемия уничтожила более трети населения. Афины стали терпеть поражение за поражением и скоро проиграли Спарте. После поражения Афины должны были выплатить огромную контрибуцию. После ее выплаты государственная казна опустела, афиняне лишились Афинского морского союза, а значит, потеряли основной источник получения доходов.

     Афинское  общество вступает в полосу острого  кризиса. Недостаток средств в казне препятствовал осуществлению прежней политики раздач и поддержки городской бедноты. Разоряющиеся крестьяне бросают свои участки, продавая их ростовщикам.

     Рухнуло все былое могущество Афин, они  перестали быть самостоятельными, и  гегемония полностью перешла  к Спарте.

     Последние годы самостоятельное афинское государство  находилось под руководством наиболее демократично настроенного правителя. Перикл был человеком дела, и стремился  это же качество воспитать у народа. Поэтому он предпринимал меры для  наибольшей занятости населения. Отдавая  много сил для внутреннего  устройства государства, Перикл заботился  и о внешней безопасности Афин - он продолжил дело Фемистокла по укреплению военной мощи афинского государства. Современники его отмечали, что он обладал необыкновенной способностью угадывать настроения народа, а также предвидеть результаты своей деятельности заранее. Во многом благодаря своим личным качествам, своей энергии, настойчивости, деловитости и неподкупности Перикл завоевал доверие народа, и проведенные им мероприятия имели успех. Быть может, если бы Перикл не умер, он бы добился победы Афин, но эпидемия унесла жизни многих воинов, что и подкосило ее силы в самый разгар войны.

 

     3. Основные черты  рабовладельческой  демократии в Афинах 

     3.1 Государственное  устройство 

     Перикл  начинает свою деятельность с завершения демократической системы. Периклом было отменено право вето Ареопага, который ограничивал суверенитет  народа (право вето введено в 462-461 гг. до нашей эры Эфиальтом). С тех пор Ареопаг утратил всякое значение и его права перешли к Народному собранию и Народному трибуналу.

     Все важные решения выносятся Народным собранием. Архонты являются лишь исполнителями  принятых постановлений. В Народное собрание входят все граждане, за исключением  крестьян, которые неохотно покидают свои деревни, чтобы присутствовать на Народном собрании. Большинство  в собрании представляют городские  рабочие и моряки из Пирея.

     Перикл  не более чем «prostates tou demou», что означает одновременно и «лидера» демократической партии и вождя демократической общины в целом.

     Перикл  избирается стратегом с 460 по 429 год. Причем его избирает не только его  фила, но и большинство других, составлявших в целом общину афинских граждан. Как отмечает А. Боннар, подобное единодушие является исключительным в истории Афин. В свою очередь это означает то, что Периклу удалось убедить народ в необходимости следовать по указанному им пути. Отмечается также самостоятельность афинского народа в выборе этого пути.

     Народовластие – это не пустое слово. Собрание постоянно оказывало влияние  на всех должностных лиц – архонтов, в широком смысле слова. Чтобы  при назначении должностных лиц  шансы были равны и был обеспечен выбор компетентных людей, оно производилось посредством соединения системы жеребьевки и выборов, а иногда только одним из этих способов.

     Вступая в должность, должностное лицо подвергается экзамену либо в Совете пятисот, либо перед одним из отделов народного  трибунала – гелиэей. Должностное лицо, слагая свои обязанности, представляет отчет, и пока отчет не будет утвержден собранием, указанное лицо не имеет права распоряжаться своим имуществом. Любой гражданин может предъявить обвинение уволенному лицу. Против этого должностного лица будет возбуждено преследование, так называемое «graphe alogiou» – обвинение в беззаконии. Во время своей годичной службы должностное лицо находится под прямым контролем народа. Народ может отрешить его от должности процедурой голосования, и передать суду народного трибунала.

     Верховная власть в судопроизводстве принадлежит  тоже народу. Часть граждан ежегодно заседает в трибунале гелиастов; его приговоры в большинстве случаев не подлежат кассации.

     Так пишет о государственном строе  Афин А. Боннар. Но при рассмотрении данного вопроса, я думаю, необходимо обратиться к источнику. В «Афинской политии» Аристотель дает подробное описание организации Афинского государства.

     Аристотель  отмечает, что должностных лиц, входящих в обычное управление, выбирают по жребию. Совет состоит из пятисот  членов, которых выбирали по жребию. Каждая фила должна выдвинуть по пятьдесят  представителей. Каждая из фил в  порядке очереди (жеребьевка) исполняет  обязанности пританов. Пританы выбирают место заседания, а также подготавливают программу совету на каждый день. Председатель пританов выбирается также по жребию. Запрещается пребывание в этой должности одноголица дважды. Находятся в этой должности «день и ночь». У председателя хранятся ключи от храмов, в которых хранится казна, документы и государственная печать. Пританы назначают Народные собрания. На одном из собраний, «главном», производится проверка избрания властей; затем обсуждаются вопросы по продовольствию и защите страны. Другое Народное собрание существует для рассмотрения ходатайств. Остальные два Народных собрания отводятся для всех остальных дел.

     Пританы в Народном собрании производят выборы стратегов и вообще, всех властей, относящихся к войне.

Информация о работе Афинская рабовладельческая демократия