Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:40, реферат
.Середина V века до нашей эры – вершина афинской демократии. Перикл провел ряд демократических мероприятий, его правление – период расцвета культуры и искусства и наивысшего политического и военного положения Афин.
Термин «демократия» произошел от греческих слов demos (народ) и kratos (власть). Под ним понимают форму общественной власти, государства, основанной на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом прав и свобод.
Введение
Перикл. Его место в истории афинского государства
Основные черты рабовладельческой демократии в Афинах:
Государственное устройство
Социальная и экономическая политика
Семейный уклад
Порядок формирования и функционирования основных органов Афинского государства
Заключение
Список используемой литературы
Совет
может судить должностных лиц. Особенно
много внимания уделяется тем
из них, которые распоряжаются
Утверждение членов Совета на следующий год и девяти архонтов зависит от решения Совета.
Приступив к должности, архонт через глашатая объявляет о неприкосновенности имущества граждан. Ему же подаются жалобы по государственным и частным делам. После рассмотрения архонт направляет их в суд. К таким делам относятся, например, дела о дурном обращении к родителям, о дурном обхождении с сиротами, о плохом обращении с наследницей.
Есть десять казначеев Афин. Они избираются жребием по одному из каждой филы. Они принимают казну в присутствии Совета.
Все арендные контракты, торги на разработку рудников заключают полеты. Они также продают с торгов имущество преступников, осужденных судом Ареопага. Избираются полеты также как и казначей.
Басилевс докладывает Совету о сдаче в аренду частным лицам храмовых участков.
Члены Совета из своей среды избирают десять логистов, которые
проверяют отчетность у должностных лиц в каждую пританию.
Кроме этого Аристотель пишет еще о нескольких должностях, которые избирались по жребию. Из них можно отметить следующие: десять заведующих ремонтом храмов; десять рыночных надзирателей, десять надзирателей за мерами, которые наблюдали за весами и мерами, чтобы продавцы их правильно употребляли.
В Ареопаге разбираются процессы об убийстве и нанесении ран, об отравлении.
Избрание судей жребием производят девять архонов.
Из всего вышеописанного мы видим, что в Афинах существовала достаточно сложная система управления. В государственном строительстве участвовали все административные единицы. Имело место и разделение властей на судебную, законодательную и исполнительную.
По моему мнению, такое представление органов власти и управления служило довольно таки мощной точкой отправления для существования и развития демократии.
У
А. Боннара мы читаем, что «афинская демократия
представляла наиболее полное осуществление
демократии, какое когда-либо знал античный
мир».
В процессе своего правления Перикл занимался преимущественно тем, что дополнял законы и обычаи, существовавшие со времен Солона, Писистрата и Клисфена, его трех предшественников в деле демократии. Перикл не стремился установить монополию неимущих классов в государственном строительстве. Он расширил круг должности. До сих пор круг этот был ограничен двумя более зажиточными классами. Перикл учел и тот факт, что деятельность человека, назначенного архонтом или членом суда гелиастов не будет достаточно плодотворной, пока он не избавится от заботы о средствах существования. Поэтому Перикл включил в круг лиц, избирающих архонтов, граждан третьего класса (мелкие собственники и ремесленники со скромным доходом, оставив без избирательных прав только четвертый и последний класс).
Перикл ввел оплату для членов Совета пятисот, архонтов и судей трибунала гелиастов. Также оплачивается деятельность граждан, участвующих в многочисленных празднествах республики.
Но Перикл никогда не соглашался установить вознаграждение за участие в Народном собрании. Он расценивал это как долг гражданина.
Перикл предложил ежегодно снаряжать шестьдесят тиер, экипаж которых набирался из свободных граждан, получавших плату за свою службу на корабле.
По предложению Перикла на земле государств, входивших в Афинский союз, создавались афинские поселения (клерухии). Любой афинянин мог получить там участок земли для обработки. Этими поселениями решались сразу две задачи: создавались гарнизоны за пределами Аттики и облегчалось положение простого народа.
Уже когда Перикл достиг высшей степени влияния в государстве и имел законных детей, он написал закон, гласивший, что афинянами могут быть только люди, происходившие от обоих афинян (закон этот существовал и раньше, но Перикл возобновил его в 451/450 г. до нашей эры). Но под конец жизни Периклу пришлось хлопотать об изменении этого закона для его детей от Аспасии.
Афинские власти следили за продовольственным снабжением городского населения, особенно за хлебной торговлей: взвинчивание цен, спекуляция хлебом рассматривались как тяжкое государственное преступление.
Начиная с 40 – 30-х годов до нашей эры, малоимущим гражданам власти стали раздавать так называемые театральные деньги или специальные жетоны, по которым можно было пройти на театральное представление.
Перикл хотел, чтобы народные массы, не несущие военной службы, не оставались в бездействии, не были обездолены.
Поэтому он представил народу грандиозные проекты сооружений и планов работ, которые требовали применения разных ремесел. К тому же проекты эти были рассчитаны на долгое время.
У государства был материал – камень, кость, золото, эбеновое дерево, кипарис. Были и ремесленники, способные выделывать его и обрабатывать. Были строители, скульпторы, кузнецы, каменотесы, ювелиры по золоту и слоновой кости, живописцы, эмалировщики, резчики, люди, занимающиеся перевозкой этих вещей как по морю – купцы, матросы и лоцманы, так и по суше – каретники, извозчики, погонщики мулов; далее, канатные мастера, ткачи, сдельщики, рабочие, занимающиеся прокладкой дорог.
На
афинском Акрополе была найдена надпись,
свидетельствующая о том, что
при строительстве
3.3
Семейный уклад
Статус афинского гражданина был неразрывен с особым положением в семье. И афинское право, и традиционный уклад (последнее в большей степени) поддерживали сохранение патриархальной власти отца семейства над домочадцами. Дом в афинском полисе вообще представлял особое качество: это было не только в жилище, но и священное место, гарантия прав афинского гражданина. Неполноправному жителю, иностранцу запрещалось вступать под крышу дома афинянина; не разрешалось, без согласия гражданина, входить туда магистру, судебному исполнителю. К семейству афинянина относились его жена, дети и рабы; все они в одинаковой мере состояли под патриархальной властью главы дома. Власть эта была сродни прежней родовой власти басилевса (откуда и вела свое происхождение): глава дома был и опекун, и заступник членов семьи, и жрец домашних богов, и представитель домочадцев в суде.
Брак
в Афинах считался нравственным долгом
гражданина, хотя никаких правовых
стеснений для одиноких не было.
В идеале брак был моногамным. Однако
полноправному гражданину дозволялось
(и даже полагалось) иметь гражданскую
наложницу, при условии, что она
содержалась не в семейном доме.
Это не могло быть предметом правовых
претензий ни со стороны жены, ни
со стороны ее бывшей семьи. Согласия,
и даже вообще желания женщины
на вступление в брак не требовалось;
заключение семейного союза было
родом сделки между будущим мужем
и семьей невесты. Женщина всегда
считалась состоящей под
В
имущественном отношении
Патриархальная
власть отца семейства в отношении
своих детей была более религиозно-нравственной
по содержанию; в правовом отношении
она была существенно ограничена
уже с VI в. до н.э. Отец был обязан
воспитать сына, дать ему необходимое
и требуемое гражданское образование
(в публичных школах), он не мог лишить
сына наследства без очень веских причин,
рассмотренных в местном самоуправлении
или даже в суде. Правда, сохранялась возможность
вообще отказаться от сына при наличии
к тому оснований. С наступлением гражданского
совершеннолетия (в 18 лет) сын полностью
выходил из-под власти отца. Обязанности
по отношению к родителям сын должен был
выполнять, только если получил воспитание,
обучение ремеслу и т.п.
Государственный аппарат Афин состоял из следующих органов власти: Народного собрания, Совета пятисот, гелиэи, коллегии стратегов и коллегии архонтов.
Народное
собрание (экклесия) являлось главным
– суверенным и законодательным
– органом афинского
Полномочия
Народного собрания были весьма широкими:
они охватывали практически все
стороны жизни Афинского
Кроме
того, любой член Народного собрания
мог выступать в экклесии с
чрезвычайными заявлениями о
государственных преступлениях, в
том числе с письменными
В
Народном собрании был установлен довольно
демократический порядок
Экклесия собиралась довольно часто: каждая притания, по сообщениям Аристотеля, созывала 4 Народных собрания, т.е. – приблизительно 1 раз в 8-9 дней. Нередко собирались и внеочередные собрания. На одном – главном из этих собраний, как замечает Аристотель, решалось, считает народ политику властей правильной или нет.
Председательствовал на Народных собраниях председатель пританов.
В конце V века до н.э. за посещение Народных собраний простые граждане Афин стали получать плату: сначала в размере обола, а затем – трех оболов. Это сделало возможным участие в Народных собраниях широких масс населения, в том числе – малоимущего.
Важную роль в системе государственных органов играл и Совет 500 (булэ). Будучи одним из основных институтов афинской демократии, Совет являлся рабочим органом Народного собрания, наделенным правом законодательной инициативы. Избирался он посредством жребия из числа полноправных граждан, достигших тридцатилетнего возраста, по 50 человек от каждой из 10 фил – территориальных округов полиса.
В компетенцию Совета входила подготовка и обсуждение всех дел, которые необходимо было решить на Народном собрании. Он давал предварительное заключение по обсуждаемым вопросам, без которого народ не мог вынести постановления.
Кроме того, Совет следил за соблюдением решений Народного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Важной функцией Совета являлась организация строительства флота.