Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:22, курсовая работа
Анализируя деятельность генерал-лейтенанта Андрея Андреевича Власова, трудно не согласиться с тем, что он навсегда останется в истории. Но кем будет он: предателем своего народа или патриотом - борцом против большевизма? Оценка его личности, несомненно, всегда будет зависеть от того положения, в котором будет находиться Россия.
Введение
Глава№1. Генерал А.А. Власов.
1.1 Становление советского генерала.
1.2 А.А. Власов на службе Третьего Рейха
Глава №2. Русская Освободительная армия.
Заключение
Содержание:
Введение
Глава№1. Генерал А.А. Власов.
1.1 Становление советского генерала.
1.2 А.А. Власов на службе Третьего Рейха
Глава №2. Русская Освободительная армия.
Заключение
Введение.
Тема этой курсовой работы называется «А.А. Власов и РОА в Мировой войне». Не только в России, но и за её пределами историки, публицисты и политики продолжают спорить, кем же в действительности были эти люди - патриотами, предпринявшими отчаянную попытку спасти страну от внутреннего врага, более страшного, чем враг внешний, или предателями своего собственного народа. Речь здесь, прежде всего, идёт о «власовцах» - бойцах Русской освободительной армии (РОА), возглавлявшейся бывшим советским генерал-лейтенантом А.А. Власовым. Коллаборационизм советских граждан на оккупированных немцами территориях носит довольно сложный характер. Он различается в зависимости от локализации, как мотивацией, так и масштабами. В Прибалтике и областях западной Украины он носил определенную националистическую окраску - местные коллаборационисты надеялись с помощью фашистский войск воссоздать свои национальные государства. Кроме того, эти области совсем недавно вошли в состав СССР, и население их еще не подвергалось длительной идеологической обработке, как это было в основных районах страны. Но даже эти, на первый взгляд похожие регионы, отличаются между собой хотя бы тем, что западные районы Украины и Белоруссии вошли в СССР в результате воссоединения их народов, а Прибалтийские страны были оккупированы в соответствии с пактом Молотова - Рибентропа. Не надо также забывать, что сразу за присоединением этих регионов к СССР в них были проведены массовые репрессии. Все это не могло не сказаться на масштабах и характере сотрудничества их населения с немцами. А после окончания войны потребовалось еще несколько лет, чтобы покончить с националистическим подпольем в виде Украинской Повстанческой Армии (УПА), «Лесных братьев» и.т.д.
Советские публикации практически никогда не упоминали о том, что свыше миллиона наших соотечественников в 1941-1945 гг. участвовали в войне на стороне гитлеровской Германии, а если информация и появлялась, то она была окрашена ненавистью и презрением. Что касается западной печати, то там уделялось много внимания освещению деятельности А.А. Власова в годы войны. Помимо многочисленных статей, в которых рассказывается о «власовцах», в 1968 году в ФРГ вышла в свет книга Свена Штеенберга, целиком посвященная истории служения германским нацистам. Он преподнес читателям деятельность изменников, показав их не как предателей советского народа, а лишь как «идейных» противников социалистического строя.
С конца 60-х годов повторяются небезуспешные попытки зарубежной публицистики сделать из Власова «национального героя», борца «за идею освобождения русского народа». В этой связи в советской печати появились упоминания об изданных на нескольких языках книгах Штрик-Штрикфельдта и Штеенберга о Власове, публикациях материалов «Архива Освободительного движения России» в Нью-Йорке. Между тем в СССР власовским движением занимались явно недостаточно. И вот, в довершение всего, в этой и без того уже критической ситуации появился «Архипелаг ГУЛаг» Солженицына, который моментально привлек внимание мировой общественности и был прочитан даже в социалистических странах. Одной из тем этой книги стало власовское движение. И хотя в тот момент Солженицын еще не знал подробно политической программы движения и относился к нему довольно скептически, он рассказал о нем ярко и проникновенно.
«...хотел страницами этими напомнить, что для мировой истории это явление довольно небывалое: чтобы несколько сот тысяч молодых людей в возрасте от двадцати до тридцати подняли оружие на свое Отечество в союзе со злейшим его врагом».
Теперь советской пропаганде приходилось бороться еще и с этим защитником Власова! А в появившихся в 1973 году мемуарах маршала Василевского содержатся резкие нападки на Солженицына, обвинение его в «лживых и безответственных» заявлениях и клевете на Советский Союз.
Сейчас, благодаря обилию научных работ по этой теме, представляется возможным осветить этот без сомнения спорный вопрос. Главными задачами этой курсовой работы мы ставим:
Глава №1. Генерал А.А. Власов.
1.1 Становление советского генерала.
А.А.Власов родился 1 сентября 1901 г. в селе Ломакино Нижегородской губернии в семье крестьянина-середняка (был восьмым сыном). Окончил духовное училище и два класса духовной семинарии в Нижнем Новгороде, что далось ему с трудом. В 1918 г. поступил в Московский сельскохозяйственный институт. В 1919 г. он призван в Красную Армию. После обучения на пехотных курсах Андрей Андреевич командовал взводом 2-й Донской дивизии, которая сражалась с частями Деникина. По окончании Гражданской войны карьера Власова продвигалась медленно. В начале 1920 г. РККА очистила от белогвардейцев Украину и Северный Кавказ и 2-ю Донскую дивизию перебросили с Кавказского на Крымский фронт, против генерала Врангеля. Власова назначили адъютантом начальника штаба, а позже по его личной просьбе сделали командиром разведывательного подразделения. Когда в ноябре 1920 г. С войсками Врангеля было покончено завершился первый активный этап становления боевого офицера.
Служба понравилась Власову, и он остается в армии, хотя число военных за два года сокращаются с 6 миллионов до 600 тысяч человек. В 1924 г. Его назначают командовать полковой школой подготовки 26-го стрелкового полка; в 1928 г. закончил очередные курсы комсостава и в 1929 г. возвратился в свой прежний полк уже командиром батальона. В 1930 г. преподает тактику в Ленинградском училище для командиров, и вскоре отправляется в Москву на повышение квалификации. Вернувшись, получает должность заместителя руководителя преподавательского состава, тогда же он и вступает в Коммунистическую партию.
В 1935 г. Андрей Андреевич становится помощником по военной подготовке. Он побывал командиром в 2-м стрелковом полку 4-й Туркестанской дивизии, затем в 137-м, затем за проявленные качества назначен начальником штаба 72-й дивизии. На этой должности он и пережил период чисток, связанных с «делом Тухачевского». Возможно, именно опыт работы начштабом и последующая командировка в Китай избавили его от репрессий. По самым скромным оценкам, были арестованы около тридцати тысяч офицеров. Ликвидации подверглись три из пяти маршалов, 13 из 19 командующих армиями и более половины из 186 командиров дивизий. Не было пощады даже их семьям. Так, жертвами террора пали мать Тухачевского, его сестра Софья и его братья, Александр и Николай; еще четыре сестры угодили в лагеря.
Естественно, это могло оказать влияние на формирование отношения Власова к сталинскому режиму, но сам он никак не пострадал - даже не был арестован. Ему повезло, не только избежал ареста, но и весной 1938 г. получил звание полковника, а также и назначение от командующего Киевским военным округом на пост руководителя отдела военной подготовки. Однако продолжал оставаться в «зоне поражения» до тех пор, пока в ноябре того же года не был направлен в составе группы военных советников в Китай.
Так Власов впервые оказался в командировке в некоммунистической стране. Сначала он прибыл в г. Чунцин, где размещалось китайское правительство. Он быстро достиг взаимопонимания с китайцами, завоевал их любовь и уважение, а особенно прославился с блеском прочитанными лекциями в китайском военном училище в Чунцине.
В Китае Кремль проводил двухстороннюю политику. С одной стороны, СССР поддерживал Чан Кайши в его борьбе против японцев, а с другой - искал возможности усилить позиции китайских коммунистов. С февраля по май 1939 г. он служил советником при маршале Чжень Цзышане, командующем Вторым военным округом Северо-Западного фронта провинции Шаньси. Это было очень непростое задание. Под теми или иными предлогами маршал то и дело саботировал распоряжения Генерального штаба. Его считали человеком умным, упрямым и склонным к интриганству, а также мастером тонкого искажения фактов. Подчиненным ему войскам надлежало принять участие в широкомасштабной операции, а задача Власова заключалась в том, чтобы убедить маршала в этой необходимости. Путем искусной дипломатической игры советник завоевал доверие маршала и получил разрешение на инспекцию его войск.
Закончив задание в качестве помощника при Чжень Цзышане, Власов сделался начальником штаба группы советников. После почти года, проведенного в Китае, в ноябре 1939 г. он был отозван в СССР. На прощальном банкете, который дал в его честь маршал Чан Кайши, Власову вручили орден Юнь-Ги («Благословенное облако»), а жена маршала подарила золотые часы. Однако во время остановки в Алма-Ате на пути домой все подарки у него и его спутников изъяли под предлогом «регистрации», так что никто больше их никогда не видел.
По приезде домой Власов обнаружил, что очень многое изменилось. СССР подписал пакт о ненападении с Германией; Польша подверглась разделу; Латвия, Эстония и Литва влились в состав СССР; Красная Армия столкнулась с трудностями в ходе финской войны. Его назначают командиром 99-й стрелковой дивизии. В этой дивизии, считавшейся худшей в армии, несли службу солдаты пяти разных национальностей, некоторые из которых едва говорили по-русски.
Быть в ту пору командиром в Красной Армии было отнюдь не просто. Помимо всех обычных обязанностей, немало времени приходилось тратить на участие в партсобраниях, посещать которые являлось важнейшей обязанностью всех членов партии. Правительство создало институт политработников и комиссаров из-за недоверия к военным, оно побаивалось, что однажды армия повернет оружие против режима. В 1928 г. Иван Уншлихт - видный деятель своего времени - так высказался по случаю празднования десятилетней годовщины Красной Армии: «Товарищи, не забывайте, что костяк нашей рабоче-крестьянской армии состоит из молодых представителей крестьянства, которые вступают в нее, находясь под властью настроений, преобладающих в деревне... и настроения эти враждебны нам!».
Несмотря на подобные тенденции и невзирая на иные сложности, Власову удалось повысить уровень дисциплины и боевой подготовки дивизии. 4 июня 1940 г., всего за несколько месяцев до своего сорокалетия, он стал генерал-майором.
В 1933 г. Власов женился на женщине-враче из соседнего села, которая родила сына в то время, пока муж находился в Китае. Имущество родителей жены Власова, признанных «кулаками», было экспроприировано, и, чтобы не ставить под удар карьеру мужа, ей пришлось отказаться от них. Судьба старшего брата, Ивана, принимавшего участие в мятеже в 1919 г. и расстрелянного в ходе его, была еще одной из тщательно охраняемых семейных тайн Власовых.
Летом 1940 г. высший командный состав Красной Армии обрушился с критикой на военных комиссаров, обвиняя последних в поражениях, понесенных в финской войне. В борьбе принял участие и Власов, который таким образом дебютировал на военно-политическом поприще. На партийных собраниях в войсках Киевского военного округа он отстаивал мнение, что политическая пропаганда не может являться самоцелью, а должна служить основополагающей цели - повышению боевой подготовки личного состава.
В августе 1940 г. власть комиссаров была значительно ограничена, с этого времени командиры пользовались исключительным правом решать вопросы военного характера. Данное изменение облегчило работу Власову, развязало руки и позволило превратить часть в лучшую дивизию в Красной Армии. Маршал Тимошенко вручил ему именные золотые часы, а армейская пресса, газета «Красная звезда», отметила его в десятке материалов. Не осталась в стороне и «Правда». В частности, 27 сентября Тимошенко написал о Власове и его дивизии, что они «продемонстрировали способность решать тактические задачи в особо сложных условиях».