Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:35, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение жизни и деятельности русских языковедов XIX и XX веков.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать исследования ученых.
Определить степень заинтересованности языковедов в разных направлениях лингвистики.
Выяснить, на сколько важны были открытия языковедов.
Проследить, чьи достижения в науке достигли успеха, а чьи нет.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Русские языковеды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава 1. Языковеды XIX века. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Бодуэн Де Куртене Иван Александрович. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Щерба Лев Владимирович. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3 Кузнецов Петр Саввич. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.4 Дурново Николай Николаевич . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.5 Фортунатов Филипп Федорович. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1.6 Ушаков Дмитрий Николаевич. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
1.7 Винокур Григорий Осипович. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Выводы по главе 1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Глава 2.Языковеды XX века. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
2.1 Реформатский Александр Александрович. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.2 Аванесов Рубен Иванович. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.3 Сидоров Владимир Николаевич. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.4 Ожегов Сергей Иванович. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27 Выводы по главе 2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
КУРСОВАЯ РАБОТА
рУССКИЕ ЯЗЫКОВЕДЫ XiX и XX ВЕКА
CОДЕРЖАНИЕ
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Русские языковеды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава 1. Языковеды XIX века. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.3 Кузнецов Петр Саввич. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.4 Дурново Николай Николаевич . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.5 Фортунатов Филипп Федорович. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1.6 Ушаков Дмитрий Николаевич. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
1.7 Винокур Григорий Осипович. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Выводы по главе 1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Глава 2.Языковеды XX века. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
2.1 Реформатский Александр
2.2 Аванесов Рубен Иванович. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.3 Сидоров Владимир Николаевич. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.4 Ожегов Сергей Иванович. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27 Выводы по главе 2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Введение
Языкознание (языковедение, лингвистика) представляет собой одну из древнейших наук. Выделившись из животного мира и начав осознавать себя субъектом, противостоящим природе как объекту своей практической и познавательной деятельности, человек обратил внимание и на себя. Предметом его размышлений стал он сам, а именно его место во вселенной, тайны его происхождения, его физические и психические свойства, его способность общаться с себе подобными, язык как главное средство такого общения, различные стороны языкового феномена.
На протяжении
всего времени такая наука
как языкознание всегда развивалась
благодаря ученым и их открытиям.
Следовательно, мы хотим понять какие
достижения помогли сделать эту
науку доступной для понимания.
Объект исследования – этапы развития лингвистических направлений.
Предметом исследования данной работы являются различные взгляды языковедов на лингвистику.
Целью данной курсовой работы является изучение жизни и деятельности русских языковедов XIX и XX веков.
Русские языковеды
. Русские языковеды внесли большой вклад и в изучение истории развития фонетической системы праславянского и древнерусского языков (А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев), русской диалектологии и диалектной фонетики (Н.Н. Дурново, А.А. Шахматов, Р.И. Аванесов, П.С. Кузнецов). Результатом теоретических и практических изысканий лингвистов, в том числе фонетистов, XIX - XX вв. стала реформа орфографии 1917-1918 гг. Современное правописание в целом основано на правилах, закрепленных в документах Орфографической реформы 1917-1918 гг. (подготовлена Ф.Ф. Фортунатовым, А.А. Шахматовым, Д.Н. Ушаковым). Теоретические основы орфографии как раздела языкознания были заложены Г.О. Винокуром. После революции 1917 г. в СССР активно ведутся полевые исследования бесписьменных языков, теоретические и практические основы которых разрабатывал Е.Д. Поливанов - автор первых учебников для бесписьменных народов, создатель новых алфавитов.
Глава 1.Языковеды XIX века
1.1. Бодуэн де Куртене Иван Александрович (1845-1929)
Необычная фамилия учёного восходит к древнему французскому роду Де Куртене, а предки его правили в Латинской империи, государстве, основанном крестоносцами в Константинополе. Позже одна ветвь рода переселилась в Польшу, а сам Иван Александрович принадлежал к польским дворянам. Он родился в Радзымине близ Варшавы, в части Польши, которая входила в состав России; окончил Варшавский университет. Завершив обучение за границей, и защитив в 29 лет докторскую диссертацию, Иван Александрович уехал преподавать в Казанский университет. Именно в Казани он нашёл себя как учёный: там сложилась его научная концепция. Позже де он работал в Петербурге, где у него появилось тоже много учеников. Он активно участвовал в политической жизни, выступая за права языков малых народов России, за что в 1914 был арестован. В 1918 вернулся в Польшу, где занимался политической деятельностью.
Иван Александрович - крупнейший русский и польский языковед.
Он совершил
переворот в науке о языке:
до него в лингвистике господствовало
историческое направление, а языки
исследовались исключительно
Работая
в Казани в 1874—1883 годах, учёный основал
Казанскую лингвистическую
Его ученики принимали активное участие в разработке новых алфавитов для языков народов бывшего СССР.
Он в течение многих лет изучал разные индоевропейские языки, которыми владел настолько, что писал свои работы не только на русском и польском, но и на немецком, французском, чешском, итальянском, литовском и других языках. Он проводил по нескольку месяцев в экспедициях, изучая славянские языки и наречия, и при этом тщательно записывает все фонетические их особенности. В то время подобная методика изучения языка многим казалась странной: ведь лингвистика была наукой кабинетной, книжной. Его открытия в области сопоставительного (типологического) анализа славянских языков предвосхитили появление идей, которые позднее нашли своё отражение в работах выдающегося типолога - слависта Якобсона. Из фонетических его работ выросла его теория фонем и фонетических чередований, которая до сих пор сохраняет свою научную ценность. Теория изложена в его «Опыте фонетических чередований» (1895). Логическим развитием теории фонем явилась созданная Иваном Александровичем теория письма. В ней были заложены многие основные идеи и понятия, фигурирующие в современных работах. Таким образом, он выступил основоположником фонологии и предшественником теории Трубецкого.
Принципы
изучения фонетики и грамматики для
него определял психологический
подход к языку. Новый этап в развитии
фонетики начался с рождением
экспериментальной фонетики. Впервые
появилась возможность с
Лингвистику он рассматривал как психологическую и социальную науку, занимая позиции психологизма, считал единственной реальностью язык индивидуума, однако в то же время стремился к объективному подходу к языку, одним из первых поставил вопрос о точных методах в лингвистике, предлагал выделять слова на основе строгих процедур. Впервые в мировой науке разделил фонетику на две дисциплины: антропофонику, изучающую акустику и физиологию звуков, и психофонетику, изучающую представления о звуках в человеческой психике, т.е. фонемы; впоследствии эти дисциплины стали называть соответственно фонетикой и фонологией, хотя некоторые из непосредственных учеников его пытались сохранить его терминологию. Ввёл в науку о языке термины «фонема» и «морфема» в их современном понимании, объединив в общем понятии морфемы как минимальной значимой единицы языка понятия корня и аффикса. Одним из первых отказался считать лингвистику только исторической наукой и изучал современные языки. Исследовал вопрос о причинах языковых изменений, занимался социолингвистикой. Полемизировал с логическим подходом к языку, младограмматической концепцией звуковых законов, использованием в науке о языке метафоры «организма».
Он впервые
выделил главную единицу
Другой единицей языка, впервые выделенной И. А. Бодуэном Де Куртене, была морфема (от греческого слова «форма»). Понятие морфемы он также связывал с человеческой психикой. Понятие морфемы, как и фонемы прочно вошло в мировую науку о языке. Одним из первых в мировой науке он поставил вопрос о том, что такое слово, оказывается, что слово можно определять по-разному, а различные его свойства требуют выделения разных единиц, которые могут не совпадать друг с другом и с тем, что обычно называют словом.
Все перечисленные проблемы И. А. Бодуэн Де Куртене рассматривал на материале современных языков, не обращаясь к языковой истории. Его интересовало не только, как конкретно изменялся тот или иной звук в каком-либо языке, но и поиск закономерностей языковых изменений. Он старался выявить причины таких изменений.
Он коренным
образом переработал и
Первым
из профессиональных лингвистов он обратил
серьёзное внимание на создававшиеся
в то время искусственные
1.2 Щерба Лев Владимирович (1880-1944)
Л. В. Щерба - известный русский советский языковед, академик. Его учителем был И. А. Бодуэн де Куртенэ, один из самых блестящий филологов XIX-XX вв.
Круг
научных интересов Щербы
Большое значение придавал ученый исследованиям живой разговорной звучащей речи. Он широко известен как фонолог и фонетист, основатель Ленинградской (Петербургской) фонетической школы. Он впервые ввел в практику лингвистического исследования экспериментальные методы и получил на их основе блестящие результаты. Наиболее известна его фонетическая работа - "Русские гласные в качественном и количественном отношении" (1912).
Много сделал Л. Щерба для теории и практики лексикографии и лексикологии. Подготовленный под его руководством двуязычный словарь нового типа (объяснительного, или переводного) - "Русско-французский словарь" (1936) - используется в практике преподавания французского языка и для переводов до сих пор.
Его статья "О частях речи в русском языке" (1928) стала существенным вкладом в русскую грамматическую теорию, показала, что же реально скрывается за привычными для нас словами: существительное, глагол, прилагательное и т.д.
Лев Щерба был блестящим педагогом: много лет он проработал в Ленинградском, затем в Московском университетах, подготовил целую плеяду учеников, которые стали выдающимися лингвистами (В. В. Виноградов, Л. Р. Зиндер и др.).
1.3 Кузнецов Петр Саввич (1899-1968)