Русские языковеды xix и xx века

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение жизни и деятельности русских языковедов XIX и XX веков.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать исследования ученых.
Определить степень заинтересованности языковедов в разных направлениях лингвистики.
Выяснить, на сколько важны были открытия языковедов.
Проследить, чьи достижения в науке достигли успеха, а чьи нет.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

Русские языковеды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Глава 1. Языковеды XIX века. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

Бодуэн Де Куртене Иван Александрович. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Щерба Лев Владимирович. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3 Кузнецов Петр Саввич. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.4 Дурново Николай Николаевич . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.5 Фортунатов Филипп Федорович. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1.6 Ушаков Дмитрий Николаевич. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
1.7 Винокур Григорий Осипович. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

Выводы по главе 1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21

Глава 2.Языковеды XX века. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

2.1 Реформатский Александр Александрович. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.2 Аванесов Рубен Иванович. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.3 Сидоров Владимир Николаевич. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.4 Ожегов Сергей Иванович. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27 Выводы по главе 2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32

Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 63.80 Кб (Скачать)

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

рУССКИЕ ЯЗЫКОВЕДЫ XiX и XX ВЕКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

                            CОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

 

Русские языковеды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

 

Глава 1. Языковеды XIX века. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

 

    1. Бодуэн Де Куртене Иван Александрович. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
    2. Щерба Лев Владимирович. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

1.3 Кузнецов Петр Саввич. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

1.4 Дурново Николай Николаевич . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

1.5 Фортунатов Филипп Федорович. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

1.6 Ушаков Дмитрий Николаевич. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

1.7 Винокур Григорий Осипович. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

 

Выводы по главе 1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21

 

Глава 2.Языковеды XX века. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

 

2.1 Реформатский Александр Александрович. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

2.2 Аванесов Рубен Иванович. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

2.3 Сидоров Владимир Николаевич. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

2.4 Ожегов Сергей Иванович. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27 Выводы по главе 2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31

 

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32

 

Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Введение

 

Языкознание (языковедение, лингвистика) представляет собой одну из древнейших наук. Выделившись  из животного мира и начав осознавать себя субъектом, противостоящим природе  как объекту своей практической и познавательной деятельности, человек  обратил внимание и на себя. Предметом  его размышлений стал он сам, а  именно его место во вселенной, тайны  его происхождения, его физические и психические свойства,  его  способность общаться с себе подобными, язык как главное средство такого общения, различные стороны языкового феномена.

На протяжении всего времени такая наука  как языкознание всегда развивалась  благодаря ученым и их открытиям. Следовательно, мы хотим понять какие  достижения помогли сделать эту  науку доступной для понимания.             

Объект исследования – этапы развития  лингвистических направлений.

Предметом исследования данной работы являются различные взгляды языковедов на лингвистику.

Целью данной курсовой работы является изучение жизни и деятельности русских языковедов XIX и XX веков.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Проанализировать исследования ученых.
    2. Определить степень заинтересованности языковедов в разных направлениях лингвистики.
    3. Выяснить, на сколько важны были открытия языковедов.
    4. Проследить, чьи достижения в науке достигли успеха, а чьи нет.

 

 

                 Русские языковеды

 

. Русские языковеды внесли большой вклад и в изучение истории развития фонетической системы праславянского и древнерусского языков (А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев), русской диалектологии и диалектной фонетики (Н.Н. Дурново, А.А. Шахматов, Р.И. Аванесов, П.С. Кузнецов). Результатом теоретических и практических изысканий лингвистов, в том числе фонетистов, XIX - XX вв. стала реформа орфографии 1917-1918 гг. Современное правописание в целом основано на правилах, закрепленных в документах Орфографической реформы 1917-1918 гг. (подготовлена Ф.Ф. Фортунатовым, А.А. Шахматовым, Д.Н. Ушаковым). Теоретические основы орфографии как раздела языкознания были заложены Г.О. Винокуром. После революции 1917 г. в СССР активно ведутся полевые исследования бесписьменных языков, теоретические и практические основы которых разрабатывал Е.Д. Поливанов - автор первых учебников для бесписьменных народов, создатель новых алфавитов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Глава 1.Языковеды XIX века

 

1.1. Бодуэн де Куртене Иван Александрович (1845-1929)

 

Необычная  фамилия учёного восходит к древнему французскому роду Де Куртене, а предки его правили в Латинской империи, государстве, основанном крестоносцами в Константинополе. Позже одна ветвь рода переселилась в Польшу, а сам Иван Александрович принадлежал к польским дворянам. Он родился в Радзымине близ Варшавы, в части Польши, которая входила в состав России; окончил Варшавский университет. Завершив обучение за границей, и защитив в 29 лет докторскую диссертацию, Иван Александрович уехал преподавать в Казанский университет. Именно в Казани он нашёл себя как учёный: там сложилась его научная концепция. Позже де он работал в Петербурге, где у него появилось тоже много учеников. Он активно участвовал в политической жизни, выступая за права языков малых народов России, за что в 1914 был арестован. В 1918 вернулся в Польшу, где занимался политической деятельностью.

Иван  Александрович  -  крупнейший русский  и польский языковед.

Он совершил переворот в науке о языке: до него в лингвистике господствовало историческое направление, а языки  исследовались исключительно по  письменным памятникам. Иван Александрович  доказывает, что сущность языка - в  речевой деятельности, и призывает  к изучению живых языков и диалектов. Только таким путём можно понять языковый механизм и проверить правильность лингвистических описаний. Важность этого нового подхода к изучению языка можно сравнить с ролью, которую в естественных науках играет принцип эксперимента: без экспериментальной  проверки теория мертва.

Работая в Казани в 1874—1883 годах, учёный основал  Казанскую лингвистическую школу, в рамках которой расцвёл талант выдающегося учёного Богородицкого, под его непосредственным влиянием проходило становление замечательных русских лингвистов XX века Щербы и Поливанова. Позднее он основал и Петербургскую школу языковедов.

Его ученики  принимали активное участие в  разработке  новых алфавитов  для языков народов  бывшего СССР.

Он в течение многих лет изучал разные индоевропейские языки, которыми владел настолько, что писал свои работы не только на русском и польском, но и на немецком, французском, чешском, итальянском, литовском и других языках. Он проводил по нескольку месяцев в экспедициях, изучая славянские языки и наречия, и при этом тщательно записывает все фонетические их особенности. В то время подобная методика изучения языка многим казалась странной: ведь лингвистика была наукой кабинетной, книжной. Его открытия в области сопоставительного (типологического) анализа славянских языков предвосхитили появление идей, которые позднее нашли своё отражение в работах выдающегося типолога - слависта Якобсона. Из фонетических его работ выросла его теория фонем и фонетических чередований, которая до сих пор сохраняет свою научную ценность. Теория изложена в его «Опыте фонетических чередований» (1895). Логическим развитием теории фонем явилась созданная Иваном Александровичем теория письма. В ней были заложены многие основные идеи и   понятия, фигурирующие в современных работах. Таким образом, он выступил основоположником фонологии и предшественником теории Трубецкого.

Принципы  изучения фонетики и грамматики для  него определял психологический  подход к языку. Новый этап в развитии фонетики начался с рождением  экспериментальной фонетики. Впервые  появилась возможность с помощью  приборов изучать акустические свойства голосового аппарата человека. Иван Александрович  первым начал применять в лингвистике  математические модели. Доказал, что  на развитие языков можно воздействовать, а не только пассивно фиксировать  все происходящие в них изменения. На основе его работ возникло новое  направление — экспериментальная фонетика. В XX веке в этой области учёные добились выдающихся результатов.

Лингвистику он рассматривал как психологическую  и социальную науку, занимая позиции  психологизма, считал единственной реальностью  язык индивидуума, однако в то же время  стремился к объективному подходу  к языку, одним из первых поставил вопрос о точных методах в лингвистике, предлагал выделять слова на основе строгих процедур. Впервые в мировой  науке разделил фонетику на две дисциплины: антропофонику, изучающую акустику и физиологию звуков, и психофонетику, изучающую представления о звуках в человеческой психике, т.е. фонемы; впоследствии эти дисциплины стали называть соответственно фонетикой и фонологией, хотя некоторые из непосредственных учеников его пытались сохранить его терминологию. Ввёл в науку о языке термины «фонема» и «морфема» в их современном понимании, объединив в общем понятии морфемы как минимальной значимой единицы языка понятия корня и аффикса. Одним из первых отказался считать лингвистику только исторической наукой и изучал современные языки. Исследовал вопрос о причинах языковых изменений, занимался социолингвистикой. Полемизировал с логическим подходом к языку, младограмматической концепцией звуковых законов, использованием в науке о языке метафоры «организма».

Он впервые  выделил главную единицу фонологии - фонему. В фонему объединяются звуки, которые для носителя языка не различаются между собой. Иван Александрович  при выделении фонемы прямо опирался на «языковое чутьё» носителей языка. Безусловно,  психологическое восприятие фонемы отражается в буквенных письменностях.

Другой  единицей языка, впервые выделенной И. А. Бодуэном Де Куртене, была морфема (от греческого слова «форма»). Понятие морфемы он  также связывал с человеческой психикой. Понятие морфемы, как и фонемы прочно вошло в мировую науку о языке. Одним из первых в мировой науке он поставил вопрос о том, что такое слово, оказывается, что слово можно определять по-разному, а различные его свойства требуют выделения разных единиц, которые могут не совпадать друг с другом и с тем, что обычно называют словом.

Все перечисленные  проблемы И. А. Бодуэн Де Куртене рассматривал на материале современных языков, не обращаясь к языковой истории. Его интересовало не только, как конкретно изменялся тот или иной звук в каком-либо языке, но и поиск закономерностей языковых изменений. Он старался выявить причины таких изменений.

Он коренным образом переработал и подготовил третью и четвёртую редакции словаря  Даля, сделав его более упорядоченным, уточнив этимологии, исправив разделение на гнёзда (у Даля часто произвольное), а также пополнив его новыми словами, в том числе внеся отсутствовавшую  у Даля вульгарно-бранную лексику. За свои дополнения был подвергнут жёсткой критике, в советское  время «Бодуэновский словарь Даля» не переиздавался. Переиздания советского времени опираются на оригинальный текст, второго издания словаря Даля, версия Александра Ивановича обычно считается самостоятельным словарём.

Первым  из профессиональных лингвистов он обратил  серьёзное внимание на создававшиеся  в то время искусственные международные  языки, неоднократно выступал сторонником  эсперанто.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          1.2 Щерба Лев Владимирович (1880-1944)

 

Л. В. Щерба - известный русский советский  языковед, академик. Его учителем был  И. А. Бодуэн де Куртенэ, один из самых блестящий филологов XIX-XX вв.

Круг  научных интересов Щербы чрезвычайно  широк и разнообразен. Его магистерская диссертация была посвящена описанию восточно-лужицкого наречия (языка  одной из малоизученных в тот  период славянских народностей, проживавших  на территории Германии), к изучению которого он обратился по совету И.А. Бодуэна де Куртенэ. В работе Лев Владимирович с большим успехом использовал методы полевой (экспедиционной) лингвистики, что было большой редкостью в то время. Л. Щерба не знал серболужицкого языка, поселился среди лужичан в крестьянском доме, и за две осени (1907-1908) выучил язык и подготовил его описание, которое изложил в монографии "Восточно-лужицкое наречие" (1915).

Большое значение придавал ученый исследованиям  живой разговорной звучащей речи. Он широко известен как фонолог и  фонетист, основатель Ленинградской (Петербургской) фонетической школы. Он впервые ввел в практику лингвистического исследования экспериментальные методы и получил  на их основе блестящие результаты. Наиболее известна его фонетическая работа - "Русские гласные в  качественном и количественном отношении" (1912).

Много сделал Л. Щерба для теории и практики лексикографии и лексикологии. Подготовленный под его руководством двуязычный словарь нового типа (объяснительного, или переводного) - "Русско-французский словарь" (1936) - используется в практике преподавания французского языка и для переводов до сих пор.

Его статья "О частях речи в русском языке" (1928) стала существенным вкладом  в русскую грамматическую теорию, показала, что же реально скрывается за привычными для нас словами: существительное, глагол, прилагательное и т.д.

Лев Щерба был блестящим педагогом: много лет он проработал в Ленинградском, затем в Московском университетах, подготовил целую плеяду учеников, которые стали выдающимися лингвистами (В. В. Виноградов, Л. Р. Зиндер и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

           1.3 Кузнецов Петр Саввич (1899-1968)

Информация о работе Русские языковеды xix и xx века