Педагогическая деятельность Н.К.Крупской

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:04, реферат

Описание работы

КРУПСКАЯ Надежда Константиновна (1869-1939), советский политический деятель,
почетный член АН СССР с 1931года. Член Петербургского «Союза борьбы за
освобождение рабочего класса». С 1917 член коллегии, с 1929 заместитель
наркома просвещения РСФСР. С 1920 председатель Главполитпросвета при
Наркомпросе. Член ЦКК с 1924, член ЦК партии с 1927. Ее перу принадлежат
труды по педагогике, истории КПСС.

Содержание

1. Жизнь и основные этапы педагогической деятельности
Н.К. Крупской.........................3
2. Участие Н.К. Крупской в
создании системы социалистического просвещения...........................6
3. Н.К. Крупская о дошкольном воспитании...............9
4. Н.К. Крупская о связи школы и семьи.................12
5. Н.К. Крупская о пионерском движении...............15
6. Н.К. Крупская о политехническом и трудовом обучении.........18
7. Н.К. Крупская о советском учителе...............21
8. Н.К. Крупская как историк педагогики...............23
9. Заключение.........................25
10. Список использованной литературы...............26

Работа содержит 1 файл

педагогика реферат.docx

— 123.55 Кб (Скачать)

Н. К. Крупской принадлежит  заслуга в разработке проблемы самоуправления учащихся в советской школе. В  ряде ее работ«К вопросу о школьных судах» (1911), «О школьном самоуправлении» (1915), в выступлении на конференции пролетарских культурно-просветительных организаций 20 сентября 1918 года, в статьях «Общественное воспитание» (1923), «Школьное самоуправление и организация труда» (1923), «Детское самоуправление в школе» (1930) и других дана ясная характеристика коренного отличия решения проблемы самоуправления в буржуазной и пролетарской школах.

Надежда Константиновна указывала, что в буржуазной школе  самоуправление содействует воспитанию индивидуалиста, убежденного защитника  буржуазного строя, оно имеет  ярко выраженный антиколлективистический характер и является формой проявления классового господства буржуазии. Задачей самоуправления в советской школе, по определению Н. К. Крупской, является воспитание коллективиста-общественника, активного участника всей жизни школы, готовящегося стать гражданином Советского государства, активного участника коммунистического строительства. Школьное самоуправление учащихся, говорила Надежда Константиновна, должно стать одним из средств, которое помогает научить детей коллективно строить новую жизнь.

В статье «Задачи  школы I ступени» (1922) Надежда Константиновна говорит об определяющей роли самоуправления учащихся как принципа организации  детского коллектива и одной из важнейших  задач школы считает воспитание в детях привычки учиться, жить и  работать коллективно.

В ряде выступлений  Надежда Константиновна высказывает  мысль о необходимости специальной  подготовки детей к выполнению организаторских  функций, чтобы школьники, активно  участвуя в управлении делами своего коллектива, развивали организаторские  способности, приобретали организационные  навыки и умения. Она намечает следующие  этапы организаторской работы: первый этап — обсуждение цели, постановка главных задач в работе коллектива с учетом реальных потребностей его  жизни; второй этап — распределение  обязанностей среди ее участников с  учетом способностей и возможностей каждого; третий этап — учет и контроль выполняемой работы; четвертый этап — подведение итогов.

Надежда Константиновна рассматривала детское самоуправление как, одно из средств всей системы воспитательной работы и показала на этом примере образец конкретного анализа детской деятельности и ее воспитательных результатов.

Важнейшими являются указания Надежды Константиновны о  правильных взаимоотношениях комсомольской  и пионерской организаций с органами детского самоуправления, о роли пионеров и комсомола в самоуправлении. Она постоянно поддерживала необходимость  руководящей роли комсомола и  пионерской организации в работе самоуправления и педагогического  руководства развитием самодеятельности школьников.

Н. К. Крупская разъясняла, что детское самоуправление в  школьном коллективе — это «орган управления», а пионерская организация  — «это политическая организация  подростков», действующая на основе своего устава, что нельзя противопоставлять, а также отождествлять их.

Основы детского самоуправления, разработанные Н. К. Крупской, стали отправным пунктом  дальнейшего развития их в теоретической  и практической деятельности выдающегося  советского педагога А. С. Макаренко.

Н. К. Крупская о связи  школы и семьи.

Надежда Константиновна была одним из первых советских педагогов, пропагандировавших идею тесной взаимосвязи  семьи и школы.

Воспитание в  советской школе, указывала она, не может осуществляться в отрыве от семьи. В речи на Всесоюзном совещании  женской молодежи (1935) Крупская говорила: «Материнский инстинкт дает много радости  женщине. В этом инстинкте нет  ничего плохого. Мы считаем материнский  инстинкт великой движущей силой, но, с другой стороны, мы, конечно, никогда  не будем женщину ограничивать только воспитанием детей. Мы не будем отрывать ее от широкой общественной жизни». В ее наставлениях выдвигалось требование, чтобы советская женщина училась  воспитывать детей в коммунистическом духе. Крупская всегда стояла за широкое  вовлечение женщины в общественную жизнь. Это участие ни в коей мере не отвлекает женщину от обязанностей матери, наоборот, именно мать-общественница  и может давать детям настоящее, «наше, советское воспитание».

Мать — «естественная  воспитательница», ее влияние на детей, особенно на малышей, огромно. Школа обязана помочь родителям (и матери в первую очередь) правильно направить воспитание детей, «ибо можно воспитать из дочери рабыню, можно воспитать из нее мелкобуржуазную индивидуалистку, не интересующуюся окружающей ее бурностремительной жизнью, стоящую в стороне от этой жизни и лишь бесконечно копающуюся в своих переживаниях, и можно воспитать из девчурки коллективистку, активную строительницу социализма, человека, черпающего радость в дружном труде, в борьбе за великие цели, настоящую коммунистку».

Сложные вопросы  воспитания могут быть разрешены  только при тесном контакте родителей  и школы, и лишь при этом условии  школа и семья смогут преодолевать трудности, которые встречаются  в практике воспитания.

Н. К. Крупская о дошкольном воспитании.

В своем первом произведении — «Женщина-работница» (1899) — Надежда Константиновна пишет  о тяжелом положении трудящейся матери в дореволюционной России. В капиталистическом обществе мать, занятая на работе, не может уделить  необходимое время воспитанию своего ребенка. «Итак, мы видим,— подчеркивает она,— что в большинстве случаев  женщина-работница поставлена в  полную невозможность разумно воспитывать своих детей». Только в социалистическом обществе может быть широко, начиная с дошкольного возраста, поставлено общественное воспитание детей, которое призвано обеспечить их всестороннее развитие.

В 1917 году Надежда  Константиновна выдвинула программу  организации широкой сети яслей, детских садов и площадок для  детей трудящихся. Она принимала  самое активное участие во всей огромной работе по организации и развертыванию  сети советских дошкольных учреждений. Своими многочисленными статьями по вопросам дошкольного воспитания она  пробуждала горячий интерес к  нему широких масс населения, их творческую активность в этом деле.

Надежда Константиновна остро критиковала буржуазное дошкольное воспитание, вскрыла его подлинную  классовую сущность.

По ее словам, «народные» детские сады, где воспитывались  дети трудящихся, целиком способствовали «воспитанию подрастающего поколения  в направлении, диктуемом властью  помещиков и капиталистов их страны». Она выступает и против теории «свободного воспитания», находившей некоторое применение в советских  дошкольных учреждениях.

Надежда Константиновна выдвигала целый ряд предложений  о новой организации дошкольных учреждений, о ночных группах в  детских садах, о детских площадках  на бульварах и в парках, об организации  детских комнат в рабочих клубах и т. д. Она дала много практических указаний о содержании и методике коммунистического воспитания детей  дошкольного возраста, о физическом, умственном, нравственном, трудовом, эстетическом воспитании ребенка-дошкольника.

В педагогических трудах Н. К. Крупской выражена большая  любовь к ребенку, огромная забота о  детях трудящихся, стремление с раннего  детства воспитывать советских  детей как будущих граждан  великой социалистической Родины.

Н. К. Крупская как историк  педагогики.

Крупская критически подходила к изучению классического  педагогического наследства прошлого. В книге «Народное образование  и демократия» она впервые  в педагогической литературе с марксистских позиций осветила историю идей трудового  воспитания, впервые дала изложение учения Маркса и Энгельса о политехнизме. Большой интерес имеют отдельные главы этого труда, посвященные Руссо, Песталоцци, Оуэну.

Надежда Константиновна высоко ценила педагогическое наследство русской классической педагогики. Она  призывала советских учителей обогащать  свои знания изучением произведений великих русских педагогов. Особо  выделяла Н. К. Крупская творчество К. Д. Ушинского. Она указала, что «знакомство  с его произведениями, такими простыми, ясными, анализ их дадут педагогу возможность  ориентировки в том, что нам надо взять у Ушинского, дадут возможность  сознательно отнестись и к  различным течениям в современной  педагогике».

Высоко оценивала  Крупская и педагогическое творчество Л. Н. Толстого, полагая, что «педагогические  статьи Толстого являются неисчерпаемой  сокровищницей мыслей и духовного  наслаждения». Она отмечала, что, критически воспринимая педагогические мысли  Ушинского и Толстого, мы можем  найти в них много ценного для советской школы.

Надежда Константиновна была одним из первых советских педагогов, вскрывших реакционную сущность немецкой буржуазной педагогики. В  работе «Народное образование и  демократия» она установила, что  считавшийся прогрессивным известный  немецкий педагог Кершенштейнер «далек от всякого демократизма». Он преклоняется перед буржуазным государством, блюдет пуще всего его интересы и с ним сообразует свою педагогическую деятельность. В статье «Дорога таланту» (1916) она подчеркнула, что в современной Германии «приходят кершенштейнеры, ферстеры и наторпы, овладевают душой ребенка и прочно закладывают в нем преклонение перед существующим немецким государством». Эта школа, писала далее Надежда Константиновна, является основой для пропаганды крайнего шовинизма и человеконенавистничества. Вся творческая работа детей направляется в военное русло.

В работе «Дух времени» в немецкой народной школе» (1916) Н. К. Крупская противопоставляя цели передовой буржуазной педагогики прошлого целям «государственной» педагогики империалистической Германии, считает, что «народная» школа в Германии диаметрально противоположна лучшим идеям прошлого, ее цели иные: воспитание солдата. «Ученик — лишь средство для достижения государственных целей. Ради этих целей воспитываются в нем известные чувства и навыки, прививаются ему известные взгляды... Учителя — средство для проведения этих целей». Это писала Надежда Константиновна задолго до захвата власти фашизмом, но она дала правильный прогноз дальнейшего развития реакции в области педагогики в империалистической Германии — еще большее пренебрежение к правам ребенка и человека, еще большее превращение школы в орудие оголтелой реакции.

Рассматривая  критически современную ей школу  США, Н. К. Крупская ясно понимала ее классовый  характер и противопоставила реакционным  педагогическим «теориям» американского  империализма прогрессивные взгляды  американского буржуазнодемократического педагога середины XIX века Гораса Мана, боровшегося за общедоступную школу, общую для белых и негров.

Высказывания  Н. К. Крупской по проблемам истории  педагогики имеют большое значение и в наше время. Очень ценны  ее статьи, разъясняющие взгляды В. И. Ленина на просвещение и школу.

Своей общественно-политической и педагогической деятельностью, своими трудами по вопросам воспитания Н. К. Крупская сыграла выдающуюся роль в  развитии советской школы и педагогической науки. Она была одним из организаторов  советской системы народного  образования и культурного строительства  в нашей стране. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы :                   

          1.     «История педагогики»  под редакцией Н.А. Константинова,         

Е.Н. Медынского, М.Ф. Шабаевой

Издательство академии педагогических наук, Москва, 1965г.

2.     С.А.  Литвинов «Н.К. Крупская – жизнь,  деятельность,

педагогические  идеи»

Издательство «Радяньска школа», Киев, 1970г.

3.    «О  Надежде Крупской. Воспоминания, очерки, статьи

современников», составители  Т.Н. Кузнецова, Е.П. Подвигина

Издательство политической литературы, Москва, 1988г.

4.     С.А.  Рубанов «Наследница – страницы из жизни Н.К. Крупской»

Лениздат, 1990г.

5.     Н.К.  Крупская «О коммунистическом  воспитании школьников»,

Издательство «Просвещение», Москва 1978г.

6.     Н.К.  Крупская «О воспитании в семье»,

Издательство академии педагогических наук, Москва, 1962г.

7.     Н.К.  Крупская «Об учителе»,

Издательство академии педагогических наук, Москва, 1960г.

8.     Н.К.  Крупская «О коммунистическом  воспитании»,

Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1956г.

9.     Н.К.  Крупская «О политехническом  образовании, трудовом воспитании  и

обучении»,

Издательство «Просвещение», Москва 1982г.

10.  Н.К. Крупская  «О вожатом и его работе  с пионерами»,

Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1961г.

11.  «Педагогические  взгляды и деятельность Н.К.  Крупской»,

Издательство «Просвещение», Москва, 1969г.

    

Учебные пособия

История дошкольной педагогики [Текст] / под ред. Л.Н. Литвина. - М., 1989. - Гл. 24.

Информация о работе Педагогическая деятельность Н.К.Крупской