Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:04, реферат
КРУПСКАЯ Надежда Константиновна (1869-1939), советский политический деятель,
почетный член АН СССР с 1931года. Член Петербургского «Союза борьбы за
освобождение рабочего класса». С 1917 член коллегии, с 1929 заместитель
наркома просвещения РСФСР. С 1920 председатель Главполитпросвета при
Наркомпросе. Член ЦКК с 1924, член ЦК партии с 1927. Ее перу принадлежат
труды по педагогике, истории КПСС.
1. Жизнь и основные этапы педагогической деятельности
Н.К. Крупской.........................3
2. Участие Н.К. Крупской в
создании системы социалистического просвещения...........................6
3. Н.К. Крупская о дошкольном воспитании...............9
4. Н.К. Крупская о связи школы и семьи.................12
5. Н.К. Крупская о пионерском движении...............15
6. Н.К. Крупская о политехническом и трудовом обучении.........18
7. Н.К. Крупская о советском учителе...............21
8. Н.К. Крупская как историк педагогики...............23
9. Заключение.........................25
10. Список использованной литературы...............26
лет, безусловная светскость общего и политехнического образования, совместное
обучение, тесная связь обучения с производительным трудом. Вместе с
требованием о снабжении всех учащихся пищей, одеждой, обувью и учебными
пособиями за счет государства эти принципы были включены затем во вторую
программу партии (март 1919 года). В раздел по народному образованию этой
программы (по сравнению с проектом Н.К. Крупской в мае 1917 года) вошли
дополнительно следующие пункты: о создании дошкольных учреждений, об обучении
на родном языке, о широком развитии профессионального образования после 17
лет в тесной связи с общими политехническими знаниями, о демократизации и
реформе высшей школы, стипендиальном обеспечении студентов, о подготовке
работников просвещения, о создании государственной системы просвещения
взрослых, о доступности всех сокровищ искусств для народных масс, о
привлечении трудящихся к организации, управлению и контролю в области
народного образования.
Н.К. Крупская решительно и последовательно отстаивала требования программы
партии и выступала против каких бы то ни было попыток пересмотреть их
основные принципы.
«Положение о единой трудовой школе РСФСР» и опубликованная одновременно с ним
декларации Государственной комиссии по просвещению «Основные принципы единой
трудовой школы» имели огромное значение для преобразования всей системы
общеобразовательных школ. Однако потребовалось несколько лет большой
разъяснительной и организаторской работы, чтобы провозглашенные в 1918 году
основные принципы социалистической школы были правильно поняты и приняты всей
массой учительства.
В 1921 году Н.К. Крупская поддержала предложение о создании школ фабрично-
заводского ученичества. В их организации она видела один из реальных путей
осуществления трудовой политехнической школы, сочетания производительного
труда рабочих-подростков со специальной подготовкой. Она неизменно выступала
против недооценки значения общего образования в этих школах и сокращения
сроков обучения в них.
Н.К. Крупская изложила в общих чертах схему новых школьных программ,
впоследствии известных как программы ГУСа. Она писала в 1922 году: «Единая
школа – это не значит школа, обстриженная под одну гребенку, не значит школа,
в которой, подобно школе французской, во всех школах страны в соответствующем
классе пишут в один и тот же час одну и ту же диктовку. «Единая» школа – это
значит такая, которая одинаково доступна для всех слоев населения. «Единая»
школа – это школа, в которой нет деления на «народную» и школу
привилегированную.
Всю систему народного образования, от дошкольных учреждений до вузов, Н.К.
Крупская мыслила как единую школу. Ее ступени органически между собой
связаны: детский сад, школа I ступени, 1-й концентр II ступени – семилетняя
школа, 2-й концентр II ступени – девятилетняя школа, техникумы, вузы.
Социальное значение дошкольного воспитания в системе социалистического
просвещения Н.К. Крупская видела в раскрепощении женщин, создании более
благоприятных условий для их трудовой и общественной деятельности. Она
неоднократно подчеркивала значение дошкольного возраста для физического,
умственного и нравственного развития ребенка.
Органическая часть социалистической системы народного образования – различные
типы детских
домов и специальных школ-
физическом и умственном развитии.
Н.К. Крупская считала, что строительство четкой и гибкой системы народного
образования должно опираться на своевременный учет политико-экономических
потребностей страны и научно-технический прогресс. В организационных
вопросах, как и в других областях педагогики, она отвергала пренебрежение
педагогической теорией.
Она писала: «На каждом крупном этапе нашего социалистического строительства
мы должны внимательно вглядываться в то, соответствуют ли формы наших школ и
других просветительных учреждений, содержание их работы, существующие
мероприятия по народному
образованию установленным
народного образования, с одной стороны, возможностям переживаемого этапа – с
другой». Ее статьи
о системе народного
советскому человеку нужно обеспечить достаточно высокое общее и
политехническое образование.
Рассматривая в то время семилетку как основную базу для других учреждений
народного образования, подготавливающих квалифицированную рабочую силу, Н.К.
Крупская проявляла заботу и о 2-м концентре школы II ступени. Она внесла
предложения о дальнейшем развитии его в духе требований нового периода
социалистического строительства. Надежда Константиновна говорила о
необходимости значительного материального укрепления 2-го концентра школ II
ступени, который значительно отставал по своей материальной базе от всех
других учебных заведений, о большом разнообразии профессионализированных школ
и др. Второй концентр II ступени, ФЗУ, профшкола и техникум должны были, по
мнению Надежды Константиновны, составлять важнейшие каналы по воспроизводству
рабочей силы для промышленности и сельского хозяйства, а так же по подготовке
в высшую школу.
При участии Н.К. Крупской была разработана система образования взрослых – от
ликвидации неграмотности
до рабочих университетов и
и определены основные типы политико-просветительских учреждений.
Так на разных этапах
социалистического
Крупская творчески развивала принципиальные основы новой системы народного
образования. Требовалась большая работа, проведение ряда переходных мер,
соответствующих потребностям и возможностям страны в области культуры и
просвещения.
Н.К.
Крупская о дошкольном
воспитании
В общественном воспитании детей дошкольного возраста Н.К. Крупская видела
социально-политическую и педагогическую задачу, которая заключалась в
воспитании человека нового, социалистического общества. Дошкольное воспитание
укрепляет рабочую семью, создает более благоприятные условия для воспитания
детей.
Н.К. Крупская не только теоретик, но и организатор дошкольного воспитания.
В брошюре «Женщина-работница», написанной в Шушенском в 1899 году, Н.К.
Крупская не ограничивается освещением бесправного положения работницы при
самодержавии и капитализме. Крупская выдвигает требование организовать
общественное воспитание детей.
В статье «Пролетарские дети» Надежда Константиновна анализирует материалы,
опубликованные в брошюре Московского педагогического кружка «Умственное
развитие детей, поступающих в московские школы». Эти материалы характеризуют
тяжелое положение детей дошкольного возраста в рабочей семье: безнадзорность,
перегрузка домашним трудом, ограниченный круг представлений и, как результат
этого, полная неподготовленность детей к школе.
Крупская призывает учителей: «Нужно, прежде всего, самим внимательнее
относиться к детям, к их духовным потребностям. Нужно, наконец, добиваться от
города учреждения целой сети хороших детских садов, где бы дети, начиная с
трех- четырех лет, могли бы играть и, играючи, учиться, знакомиться с
природой, с широким божьим миром. ведь дети – это наше будущее! Они должны
быть хорошо вооружены для борьбы за наши идеалы».
Полемизируя с Эллен Кэй, автором книги «Век ребенка», в статье «Семья и
школа», вышедшую в 1913 году, Н.К. Крупская показала несостоятельность
противопоставления семейного воспитания общественному. В самом
противопоставлении современных детских садов с их недостатками буржуазному
идеалу семьи будущего Надежда Константиновна видела методологическую ошибку
Эллен Кэй, искажение перспективы развития общества и семьи. Только в
определенных социальных условиях воспитание в коллективе создает предпосылки
для всестороннего развития личности ребенка.
В годы эмиграции Н.К. Крупская уделяла много внимания вопросам дошкольного
воспитания: изучала работы Фребеля и Монтессори, знакомилась с постановкой
воспитания в детских садах Швейцарии и материнских школах Франции, следила за
американской литературой о дошкольном воспитании.
В книге «Народное образование и демократия» Н.К. Крупская изложила также и
опыт Роберта Оуэна, создавшего в 1816 году первое учреждение типа ясли -
детский сад.
В мае 1917 года издается статья Н.К. Крупской «Школьная муниципальная
программа». Первая часть ее посвящается дошкольному воспитанию. В ней
Крупская писала,
что война втянула в
Матери вынуждены были, уходя на работу, оставлять своих детей без всякого
присмотра. «Поэтому городское самоуправление должно озаботиться устройством
возможно большего числа бесплатных яслей и материнских школ для детей
дошкольного возраста». Воспитание детей в них должно быть поставлено
«научным, наилучшим образом».
Будучи членом управы Выборгского района Петрограда, Н.К. Крупская руководит
организацией детских садов и детских площадок в районе.
Н.К. Крупская призывает расширять сеть дошкольных учреждений наиболее
экономичным путем. Наряду с детскими садами нормального типа устраивались
детские сады-примитивы, без больших затрат на оборудование. Однако уровень
воспитательной работы в них, подчеркивает она, снизать нельзя. Неустанно
изыскиваются способы наибольшего охвата детей дошкольного возраста. Там, где
нет возможности организовывать детский сад, используются различные формы
массовой работы с детьми: детские площадки на скверах, детские комнаты при
клубах, домоуправлениях, объединение детей в группах для пребывания на
воздухе хотя бы 2 – 3 часа под руководством квалифицированного воспитателя.
Дошкольные работники должны уметь вовлекать массы в дошкольную работу,
Информация о работе Педагогическая деятельность Н.К.Крупской