Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:04, реферат
КРУПСКАЯ Надежда Константиновна (1869-1939), советский политический деятель,
почетный член АН СССР с 1931года. Член Петербургского «Союза борьбы за
освобождение рабочего класса». С 1917 член коллегии, с 1929 заместитель
наркома просвещения РСФСР. С 1920 председатель Главполитпросвета при
Наркомпросе. Член ЦКК с 1924, член ЦК партии с 1927. Ее перу принадлежат
труды по педагогике, истории КПСС.
1. Жизнь и основные этапы педагогической деятельности
Н.К. Крупской.........................3
2. Участие Н.К. Крупской в
создании системы социалистического просвещения...........................6
3. Н.К. Крупская о дошкольном воспитании...............9
4. Н.К. Крупская о связи школы и семьи.................12
5. Н.К. Крупская о пионерском движении...............15
6. Н.К. Крупская о политехническом и трудовом обучении.........18
7. Н.К. Крупская о советском учителе...............21
8. Н.К. Крупская как историк педагогики...............23
9. Заключение.........................25
10. Список использованной литературы...............26
При этом условии индивидуальные черты члена коллектива не только не будут стираться, а, напротив, будут развиваться в интересах всего коллектива. Надежда Константиновна дает советы учителю, как следует работать в классе, чтобы сплотить коллектив, чтобы воспитать лучшие черты советского человека.
Крупская всегда подчеркивала, что необходимо в Советской стране уметь воспитать настоящего интернационалиста, любящего свой народ и трудящихся всех стран мира. Она всячески поддерживала инициативу детей разных национальностей, помогала им дружить друг с другом. Она рекомендовала школам и пионерским организациям устанавливать связи с пролетарскими детьми за рубежом, укреплять интернациональную дружбу.
Крупская постоянно
учила, что воспитанник советской
школы в результате овладения
основами наук должен быть материалистом-атеистом,
хорошо понимать истинный характер религии
и уметь разоблачать
Надежда Константиновна придавала большое значение эстетическому воспитанию в формировании личности ребенка, разъясняла, что искусство организует детей, служит средством более тесного их сближения с коллективом. Она хотела, чтобы искусство стало составной частью жизни, чтобы дети знали искусство других народов. Отмечая, что в школах «эстетическое воспитание у нас часто заброшено», она настаивала на том, чтобы пение и рисование преподавались в каждой школе.
Крупская считала,
что задачам коммунистического
воспитания должно быть подчинено преподавание
каждого предмета и все содержание
учебно-воспитательной работы в школе.
«Надо дать марксистское понятие
окружающего, не говоря никаких больших
слов», надо «создать программу, в которой
может быть и не употреблялось
бы слово марксизм, но которая, по существу
дела, показывала бы связь явлений
в настоящем виде». Надежда Константиновна
особенно настойчиво подчеркивала при
этом, что недопустимо упрощенчество
при сообщении детям основных
положений марксизма. Свои знания советские
школьники должны связать с практикой
социалистического
Надежда Константиновна
Крупская уделяла огромное внимание
вопросам обучения в советской школе.
Для того чтобы успешно осуществлять
воспитание коммунистического
В первые годы строительства советской школы, когда в научно-педагогической секции ГУСа решался вопрос о новом содержании и характере школьных программ, Н. К. Крупская считала, что комплексная система обучения поможет установлению диалектической связи между отдельными учебными предметами. Впоследствии, признав ошибочность комплексного построения программы, она с присущей коммунисту самокритичностью указала, что комплексные программы привели к установлению «каких-то ужасно искусственных, противоестественных связей». Она объяснила эту ошибку недостаточной марксистской подготовленностью деятелей Наркомпроса.
Приветствуя постановление
ЦК партии «О начальной и средней
школе» (1931) и другие постановления
ЦК о школе, Крупская призывала советское
учительство последовательно и
энергично бороться за успешную их
реализацию. Каждая отрасль науки, подчеркивала
она, должна быть поставлена на службу
социалистическому
Крупская считала, что необходимо диалектически подходить и к самой методике. Методика, писала она, органически связана с теми целями, которые стоят перед школой. Если цель школы — воспитать послушных рабов капитала, то и методика будет соответствующей, и наука будет использована для этих задач. Наоборот, если цель школы — воспитать сознательных строителей социализма, то и методика будет совсем другая, и все достижения науки будут использованы для этой высокой цели.
Ряд статей Крупской
по вопросам преподавания отдельных
учебных предметов в школе (истории,
географии, математики, естествознания,
литературы и др.) и сейчас имеет
большое теоретическое и
Н. К. Крупская о политехническом образовании и трудовом воспитании. Надежда Константиновна считала, что, воспитывая советского гражданина, мы никогда не должны забывать, что живем в республике труда, мы не можем выпускать в жизнь из наших школ белоручек, мы не должны недоучитывать воспитывающей роли труда. Она справедливо требовала, чтобы дети с юных лет прониклись уважением к физическому труду. Стране социализма, говорила она, барчат не надо. Нужны умелые руки в быту и на всякой работе.
Надежда Константиновна
тесно связывала вопросы
Реконструкция всего народного хозяйства, писала Крупская, пробуждает в массах, в том числе и в детях, интерес к технике, а это создает благоприятные условия для политехнического обучения. Необходимо, чтобы этот интерес поддерживался с самого раннего возраста. «Надо увлечь учащихся романтикой современной техники». Было бы ошибочно думать, что содержание политехнического образования сводится лишь к приобретению известной суммы навыков, или многоремесленности, или только к изучению современных, притом наивысших, форм техники. Политехнизм — это целая система, в основе которой лежит изучение техники в ее различных формах. Сюда входит и изучение живой природы и технологии материалов, и изучение орудий производства, их механизмов, изучение энергетики, изучение географической основы экономических отношений, влияние способов добывания и обработки на общественные формы труда и влияние последних на весь общественный уклад. «Политехнизм,— подчеркивала П. К. Крупская, — не есть какой-то особый предмет преподавания, он должен пропитывать собою все дисциплины, отразиться на подборе материала и в физике, и в химии, и в естествознании, и в обществоведении». Необходима взаимная связь этих дисциплин и связь их с практической деятельностью и особенно с обучением труду.
Большую роль Н.
К. Крупская отводила производительному
труду учащихся. Она указывала, что
работа в школьных мастерских для V—VII
классов должна быть педагогически
продумана с точки зрения политехнизации,
не следует допускать
Надежда Константиновна была очень встревожена тем, что во второй половине 30-х годов внимание к вопросам политехнизации школы было ослаблено, проявилась большая недооценка политехнизма в обучении. Она обращалась в ЦК ВКП(б) об этом неблагополучии; подчеркивая огромную роль, которую призвано сыграть политехническое обучение в стране строящегося социализма, Н. К. Крупская предлагала немедленно приступить к осуществлению целого ряда мероприятий, обеспечивающих должную постановку в школах трудового и политехнического обучения.
Руководствуясь
указаниями Коммунистической партии и
В. И. Ленина об учителе, Н. К. Крупская писала,
что профессия учителя у нас
не только почетна, но это одна из «наиболее
захватывающих» профессий. Хотя Крупская,
занятая большой
Имея постоянно в виду великие цели, поставленные перед советской школой Коммунистической партией, Надежда Константиновна призывала учителей и учащихся неустанно работать над собой, по-настоящему учиться марксизму-ленинизму и идти путем, указанным Лениным.
С первых дней создания пионерской организации Крупская принимала в ее жизни деятельное участие. Она всячески помогала борьбе с буржуазным детским движением (бойскаутизмом), имевшим известное распространение среди молодежи в первые годы революции, и стремилась связать деятельность новой, пролетарской организации со школой.
Детское коммунистическое движение, писала Н. К. Крупская еще в 1922 году, поможет «воспитать детей не пассивными созерцателями строительства социализма, а активными его строителями». Она считала, что пионерская организация должна быть школой коллективизма, школой общей деятельности на благо социалистической Родины.
В статье «Школа и пионердвижение» (1924) она выясняла сложные вопросы взаимоотношения школы и пиоиердвижения. Немыслимо, писала Крупская, пионердвижение без школы, не может активный советский школьник не быть пионером.
Крупская доказывала, что основной задачей пионерорганизации является борьба за знания (в то время главное внимание уделялось общественной активности). «В борьбе за знания, — писала она, — пионеры должны играть крупную роль и должны играть эту роль именно как организация. Они должны быть заражены энтузиазмом по овладению знаниями, и надо, чтобы они не замыкались в себе, а старались всех ребят втянуть в это дело и стать во главе всего детского движения за учебу».
Много внимания
Н. К. Крупская уделяла методике работы
пионерских отрядов. Она считала, что
пионеры должны быть застрельщиками
в общественно полезной работе школы,
и дала ряд советов по ее развертыванию.
Она подчеркивала, что дети должны
быть поголовно втянуты в
Она решительно выступала против скучных, трафаретных форм пионерской работы, добиваясь, чтобы она была идейно насыщенной, красочной, удовлетворяющей многообразные детские интересы. «Поменьше барабанного боя и побольше углубленной работы» — таково основное требование, предъявленное Н. К. Крупской к вожатым.
Крупская всемерно
помогала пионерам. Известна ее огромная
работа при подготовке и проведении
I Всесоюзного слета пионеров (1929).
Она получала от пионеров множество
писем, на которые неизменно сама
отвечала. «Письма пионерам», собранные
в отдельной книге,— выдающееся
произведение советской педагогики.
В этих письмах Крупская учит пионеров
коллективизму, социалистическому
отношению к труду и
В педагогическом
наследии Крупской самоуправление учащихся
всегда рассматривается как
Информация о работе Педагогическая деятельность Н.К.Крупской