Макс Вебер: биография, основные идеи

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:39, реферат

Описание работы

Эми́ль Максимилиа́н Ве́бер (Макс Ве́бер нем. Max Weber;(21 апреля 1864 - 14 июня 1920) — немецкий социолог, историк и экономист. Старший брат Альфреда Вебера.
В 1892-1894 годах приват-доцент, а затем экстраординарный профессор в Берлине, в 1894-1896 годах — профессор национальной экономии во Фрейбургском, с 1896 — в Гейдельбергском, с 1919 — в Мюнхенском университете. Один из основателей «Немецкого социологического общества» (1909). С 1918 года профессор национальной экономии в Вене. В 1919 году — советник немецкой делегации на Версальских переговорах.

Работа содержит 1 файл

политол срс.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

Моска, Гаэтано

Моска, Гаэтано

(1853-1941)

итальянский экономист, социолог и политолог, один из основоположников элитистского направления в политологии. Ему принадлежит заслуга создания и разработки концепции «господствующего политического класса», которую он впервые изложил в «Теории правления и парламентского правления», а затем в книге «Правящий класс» (1896) и двухтомном труде «Основы политической науки» (Т. 2 (1896); Т. 1 (1923)). Изучая как историю, так и современное ему общество, Моска пришел к выводу, что власть в обществе осуществляется особым организованным меньшинством. Это организованное меньшинство он называл политическим классом. Осуществление власти в обществе во многом зависит от способа сохранения и воспроизводства политического класса. Анализируя структуру и динамику правящего класса, Моска отметил две присущие ему тенденции: аристократическую и демократическую. Первая, аристократическая, тенденция проявляется в том, что стоящие у кормила власти стремятся всячески закрепить свое господство и передать власть по наследству. Наблюдается, по выражению Моски, «кристаллизация» правящего класса, определенная застылость форм и методов управления, окостенелость и консерватизм. Обновление элиты при этом происходит крайне медленно. Вторая, демократическая, тенденция наблюдается тогда, когда в обществе происходят изменения в соотношении политических сил. Находящиеся у власти отчасти утрачивают свое значение, и тогда изменения в составе правящего класса происходят путем пополнения его рядов наиболее способными к управлению и активными представителями низших слоев общества. Таким образом, Моска выделяет три способа, с помощью которых правящий класс закрепляет и обновляет себя: наследование власти, выбор политического руководства и кооптацию. Любой политический класс, считал Моска, стремится к сохранению и воспроизводству своей власти путем наследования. В то же самое время в обществе всегда есть другие политические силы, которые стремятся к власти, используя для этого систему выборов. Политические симпатии ученого склонялись к обществу, где два указанных способа обновления политического класса уравновешивают друг друга.

Политические взгляды

В этой связи заслуживают  внимания мысль одного из наиболее авторитетных исследователей творчества Моски - итальянского политолога Э.Алъбертони: "Несмотря на ход времени и  изменения политических, социальных и культурных условий, доктрина Гаэтано Моски сохранила ценность, с одной стороны, как сама по себе, а с другой -благодаря тому, что она развилась дальше в разнообразных сочетаниях с концепциями других авторов, уже в известной степени как составная часть новых более многослойных теорий" .

Влияние Моски ощущается  во всем спектре теорий элиты от либеральных и консервативных вплоть до радикальных. Несмотря на острую критику  по адресу Моски, известный американский радикальный социолог Чарлз Райт Миллс именно с него начинал когорту авторов, на чьи труды он опирался4. Причем в заметках "Об интеллектуальном творчестве" Миллс, отдавая должное исходящим от идей Моски творческим импульсам, избегает резких суждений о зачинателе научного исследования элит, подобных тем, что можно найти в его "Властвующей элите".

О высокой степени универсализма  теории Моски свидетельствуют, в  частности, книги М.Джиласа "Новый  класс" и М.Восленского "Номенклатура", посвященные анализу правящего  класса в социалистическом обществе. В этом плане они напоминают исследование Р.Михельса (естественно, на новом витке научного знания), подтвердившее правоту основных положений Моски применительно к социал-демократическим и социалистическим партиям времен, предшествовавших первой мировой войне. Под этим же углом зрения богатую пищу для сравнений и аналогий дают посткоммунистические страны.

Лишь сравнительно недавно  российским читателям стали доступны обширные фрагменты из главных книг Моски, переведенные Т.Н.Самсоновой и  А.А.Зотовым5. Им же принадлежат содержательные статьи, предваряющие публикации6.

Для творчества Моски характерна глубинная связь с фундаментальными классическими традициями политической мысли, восходящими к Платону  и, в особенности, к Аристотелю. Прослеживается такая генеалогическая нить: Аристотель - Полибий - Макиавелли - Монтескье- Моска. Этому ничуть не противоречит и то обстоятельство, что теория Моски уходит от типологии форм власти, развитой его предшественниками. Родство воззрений Моски с идеями классиков наиболее зримо проявляется на уровне политической философии. Тем самым в его творческой лаборатории органично синтезируются классика и модерн.

Его творчество - связующее  звено между прошлым в самом  широком смысле и XX столетием, оно  одновременно традиционно и современно. В нем отразились антропологические, духовные и политические черты Моски- человека, ученого, политика. Между ними не было сколько-нибудь серьезных противоречий. Скорее следует отметить удивительную степень гармонии, которая во многом объясняет его исключительную человеческую и творческую цельность, не имевшую ничего общего с заскорузлостью или догматизмом. Этот последний был ему так же чужд, как и оппортунизм. Его вполне можно считать архетипическим либеральным консерватором. С одной стороны, на его творчестве, стилистике, политическом поведении всегда лежал отпечаток классицизма, с другой- он чутко улавливал и основательно анализировал все новое, что возникало на итальянской и европейской политической сцене.


Информация о работе Макс Вебер: биография, основные идеи