Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 08:45, реферат
Для понимания истории любого государства важен учет влияния на нее личностей.
История населена людьми, населена личностями. Никакие географические, природные, экономические, внешнеполитические и прочие условия не «заработают», если их не приведут в действие люди, в первую очередь лидеры, видные деятели той или иной страны.
ВВЕДЕНИЕ. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ЖИЗНИ СТРАНЫ 3
ГЛАВА 1. ИВАН IV ВАСИЛЬЕВИЧ (ГРОЗНЫЙ) 4
ГЛАВА 2. ПЕТР I АЛЕКСЕЕВИЧ (ВЕЛИКИЙ) 8
ГЛАВА 3. ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН) 13
ГЛАВА 4. ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ ДЖУГАШВИЛИ (СТАЛИН) 18
ГЛАВА 4. КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ И РЕЖИМ ЛИЧНОЙ ВЛАСТИ. 22
ГЛАВА 5. ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ ПУТИН. 24
ГЛАВА 6. ВЛИЯНИЕ ПРАВИТЕЛЕЙ РОССИИ НА РАЗВИТИЕ УРАЛА. 28
6.1. Урал в первой четверти XVIII века. 28
6.2. Октябрь 1917 года на Урале. 29
6.3 Индустриализация на Урале. 32
6.4. Путин на Урале ищет пути возрождения России 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Конечно, время Путина трудно назвать эпохой, это лишь временной промежуток российской истории. Эпоха подразумевает принципиальные перемены в обществе. То что происходило при Путине, можно назвать стабилизацией. Но, согласитесь, в наше время стабильность есть самое дорогое, что может быть. Лишь в стабильном государстве можно проводить кардинальные изменения направленные на улучшение качества жизни.
Россия в наследство от Путина получает странную политическую смесь, построенную на трех столпах: вертикально-административном федерализме, суверенной демократии и механизме всеобщего лоббизма. Публичная политика, связанная с идейными партиями и реально альтернативными и конкурентными выборами, в их число уже не входит.
В своем реферате я рассмотрел влияние на историю нашей страны пяти крупных личностей: Ивана Грозного, Петра Великого, Ленина, Сталина и Путина. В последней главе я постараюсь связать эти личности с нашим краем. Иван Грозный не успел принять большого участия в деле развития Урала, так как промышленное освоения края началось после похода Ермака, и Ивана Васильевича уже нет в живых, поэтому начнем сразу с Петра Великого.
1 четверть 18 века называют эпохой преобразований Петра I. Новаторская деятельность Петра положительно сказалась на развитии горнозаводской промышленности на Урале. В это время Россия вела борьбу с Турцией за Азов, надвигалась война со Швецией. Поэтому нужно было спешить с созданием новых металлургических заводов. Присланные в Москву в 1696 году верхотурским воеводой образцы железной руды с реки Нейвы были опробованы тульским оружейным мастером Никитой Демидовичем Антуфьевым. После этого в 1699 году было начато строительство казённого Невьянского чугунно-плавильного и железоделательного завода. Из первого же полученного железа Антуфьев сделал несколько превосходных ружей, представил их царю и просил передать Невьянский завод в его ведение. Грамота на владение заводом была выдана Петром I на имя Никиты Демидова, с той поры Н.Д. Антуфьев и его потомки получили фамилию Демидовых. Затем стали основываться и другие доменные заводы.
Первые металлургические заводы появились на восточном склоне Среднего Урала, который можно назвать колыбелью металлургической промышленности Урала. Уже в тридцатые годы XYIII века Средний Урал стал крупнейшим металлургическим районом страны. На западном склоне Урала стали образовываться медеплавильные заводы. С пятидесятых годов XYIII века горнозаводская промышленность появилась и на Южном Урале. Заводы строились в лесистых районах, на небольших речках недалеко от месторождений руд.
Металлургия того времени требовала большого количества рабочей силы, так как все производственные процессы основывались на тяжелом физическом труде.
В начале XYIII века на Урале работал выдающийся историк и географ В.Н. Татищев. Он первым стал изучать и описывать природу, хозяйство и быт населения Среднего Урала. Под его руководством проводились розыски полезных ископаемых, картографические съемки, строились заводы, дороги.
С развитием хозяйства Урала росло и население. За девяносто лет (с 1710 по 1800 год) оно увеличилось в шесть раз. Все это повлекло за собой развитие ярмарочной торговли. Крупным торговым центром стал Оренбург, а также Ирбит.
К осени 1917 на многих уральских заводах сократилось производство, некоторые предприятия были на грани закрытия. Росла безработица, поднимались цены на самые необходимые товары. Восторженность большинства населения в первые месяцы после Февральской революции сменилась неуверенностью, недовольством, желанием радикального изменения ситуации. На этой волне популистские лозунги большевиков воспринимались как панацея от бед. К октябрю 1917 года в рядах РСДРП(б) было уже 43 тысячи человек. В конце сентября большевики поддержали Всероссийскую железнодорожную забастовку, что увеличило число их сторонников. Еще весной уральские большевики начали создавать боевые рабочие отряды, которые после июльских событий и особенно в период борьбы с корниловщиной стали называться Красной гвардией. К октябрю боевые рабочие формирования были на 60 крупных предприятиях Урала. Активное участие в обучении таких отрядов приняли солдаты многочисленных гарнизонов, которые к октябрю 1917 все более воспринимали идеи большевиков.
Солдаты требовали мира, полной демократизации армии, передачи земли крестьянам, отказывались участвовать в карательных экспедициях против крестьян. В Ижевске, Оренбурге, Вятке наблюдались случаи смещения и ареста офицеров в гарнизонах, допускалось физическое насилие по отношению к ним.
К октябрю 1917 года Уралобком РСДРП(б) был практически готов перейти к радикальным действиям. По плану Ленина Урал должен был стать запасной базой государственного переворота, так как именно здесь партийные организации и большевизированные Советы были настроены решительно и всерьез намеривались взять власть. После победы большевиков в Петрограде большевики региона активно включились в процесс захвата власти на местах. Уже к концу октября из созданных к тому времени 216 Советов 108 поддерживали большевистский лозунг «Вся власть Советам!». В поддержку лозунга выступили Советы всех крупных промышленных центров, за исключение Нижнего Тагила, Златоуста, Воткинска.
Достаточно трудно советская власть устанавливалась в Екатеринбурге: часть офицеров отказалась подчиняться Совету, забастовали почтово-телеграфные служащие, из состава исполкома Совета вышли эсеры. Большевики вынуждены были пойти на создание коалиционного революционного комитета, в который вошли представители исполкомов Совета рабочих и солдатских депутатов и Совета крестьянских депутатов, от партий большевиков и эсеров, от профсоюзов железнодорожников и почтово-телеграфных служащих и другие. 22 ноября ревком самоликвидировался, власть оказалась у большевиков.
В Перми советская власть утвердилась позднее, че6м в Екатеринбурге и других городах. На перевыборах городского Совета в ноябре большевики получили 45% мест и путем силового давления «снизу» добились выхода из Совета меньшевиков. Созданный умеренными социалистами « Совет по управлению губернией» не смог противостоять напору большевиков.
Уфимские большевики первоначально пошли на союз с левыми эсерами и создали губернский ревком, в который вошли большевики Сидерский, Брюханов, Цюрупа, левые эсеры Штейнберг, Бриллиантов и другие. Получив за счет этого блока поддержку значительной части крестьянства, рабочих, особенно железнодорожников, солдат-мусульман, Уфимский Совет отказался от этого союза.
После получения сведений из Петрограда Вятское губернское земское собрание выступило против захвата власти Петроградским Советом и организовало Верховный совет по управлению губернией. В ночь на 29 октября по приказу губернского комиссара эсера Саламатова был разгромлен Вятский комитет большевиков, его члены арестованы. Исполком Вятского Совета 27 октября заявил о поддержке Временного правительства, но уже 25 ноября на общем заседании Совета подавляющим большинством голосов была принята власть Советов. Эсеры и меньшевики в знак протеста вышли из состава Совета.
Противники власти большевиков создали комитеты спасения революции на местах. Вятский Верховный совет по управлению губерний возглавил эсер Саламатов, Оренбургский комитет спасения Родины и революции - правый эсер Барановский, Пермский Совет по управлению губернией - правый эсер Туркевич, Комитет общественных организаций Уфы - эсер Герасимов.
Процесс установления на Урале власти большевистских Советов растянулся на длительный период. Только в Пермской губернии большинство Советов взяли власть в октябре-ноябре 1917 года. В остальных губерниях они стали властными органами в самом конце1917 - начале 1918гг. кое-где (Верхотурье, златоуст, Белорецк, Верхнеуральск и др.) этот процесс затянулся до марта, а на Южном Урале, где вспыхнуло восстание казаков во главе с атаманом А.И. Дутовым, он принял вооруженный характер.
28 ноября 1927 года СНК РСФСР, заслушав доклад председателя Уралоблисполкома И.Д. Кабакова, принял специальное постановление, в котором говорилось о развитии края в годы первой Пятилетки.
СНК констатировал «а) огромное значение Урала в хозяйстве РСФСР как основного промышленного района Республики, развитие которого играет весьма важную роль в деле индустриализации и подъема всего народного хозяйства;
б) наличие в Уральской области разнообразных естественных богатств, открывающих широкие возможности развития и комбинирования ряда важнейших для народного хозяйства производств, в частности значительных запасов высококачественных железных руд, крупнейшие в СССР меднорудные залежи, огромные запасы калийных солей, возможность создания на Урале мощного центра высокоразвитой химической промышленности, единственные в СССР разведанные месторождения асбеста, магнезита, платины, хрома, никеля, и других полезных ископаемых;
в) интенсивные хозяйственные связи Урала с окружающими сельскохозяйственными районами и организующее влияние Урала на окружающую обширную сельскохозяйственную территорию как единственно индустриального область на востоке Союза, связывающего его европейскую и азиатскую части;
г) перспективы все большего возрастания организационного влияния Урала в связи с развитием его металлообрабатывающей, машиностроительной, лесобумажной и химической промышленности.
Все сказанное выдвигает Урал в общем, хозяйстве СССР как один из важнейших индустриальных районов…»
В годы первых пятилеток черная металлургия Урала была перестроена на самой передовой технической базе. По мощности и технической вооруженности в результате строительства Магнитогорского и Нижнетагильского металлургических заводов она выш9ла на передовые рубежи в мире. Урал превратился в важнейший центр страны по снабжению высококачественным металлом. Коренные сдвиги произошли в развитии цветной металлургии с пуском Красноуральского медеплавильного завода и Каменского алюминиевого комбината. Окончание строительства Березниковского химкомбината, реконструкция имеющихся химических заводов и развитие калийной промышленности выдвинули химию Урала на передовые позиции. На новой технической основе перестраивалась и угольная промышленность Урала. Окончание и пуск крупнейшего машиностроительного гиганта - УЗТМ, самого мощного Челябинского тракторного завода, Тагильского вагоностроительного, заводов химаппаратуры , электростроения и многих других - превратили Урал в мощный передовой центр машиностроительной промышленности, базу технического перевооружения всего востока СССР. Урал сыграл большую роль в индустриализации Сибири, Дальнего Востока, среднеазиатских республик, Закавказья и других районов страны.
К началу 1941 году Уральский экономический район вышел на первое место в стране по производству цветных и легких металлов; на второе - по черным металлам и нефти; на третье - по добыче угля, мощности электростанций, химической и целлюлозно-бумажной промышленности; на четвертое - по машиностроению.
Может быть, кому-то покажется, что это громкие слова, то, что проект «Урал промышленный — Урал полярный» возродит Россию, но Путин, похоже, их не оспаривал.
Именно такой план в 2005 году предложили президенту губернаторы территории округа и руководители Минтранса и «Российских железных дорог». Петр Латышев оценил проект как возможный прорыв, как решение, важное не только для округа, но и для России. Геннадий Фадеев, президент «РЖД», назвал его новой точкой отсчета, предвестником того, что страна может выйти на принципиально новый уровень. Путин эти мнения не оспаривал, напомнив участникам совещания о том, что задачу по удвоению ВВП за десять лет никто не отменял. Если разобраться, то этот проект отлично мог бы послужить решению этой задачи.
Президент высоко оценил значение Уральского региона для страны.
Высказал и недостатки: незначительный объем иностранных инвестиций, неравномерность темпов развития, избыточная концентрация промышленного потенциала, убыточность машиностроительной отрасли, снижение динамики развития малого бизнеса. Причины их он увидел в системных недоработках органов власти, в недостаточном поиске новых подходов, которые могли бы привести в действие мощный потенциал Урала.
Топливная промышленность, машиностроение, металлургия, металлообработка — эти основные отрасли промышленности Урала многие годы опирались на собственную сырьевую базу. Сегодня она крайне истощена. Магнитогорский Металлургический комбинат, к примеру, только на 10 % обеспечен сырьем, вынужден его завозить, попадая в зависимость от сырьевиков, которые на Россию торгуют по некорректно завышенным ценам. К примеру, одна тонна окатышей на мировом рынке стоит 25 евро, а ММК вынужден покупать эту тонну у своих поставщиков за 100 евро.
И в то же время, у нас на Урале, а точнее, в полярном и приполярном Урале, есть все, что нужно нашей промышленности: железная руда (59,1 миллиардов тонн), уголь, хромитовые (850 миллионов тонн), марганцевые (1,468 миллиардов тонн), медные (17 миллионов тонн) руды, нефть, газ, фосфориты (494 миллиона тонн), бокситы (480 миллионов тонн), никель, поделочные камни.
На полярном и приполярном Урале подтверждены и включены в государственный баланс запасы олова, свинца, золота и платины, редких металлов, пьезооптического и кварцевого сырья, в разы превышающие запасы разрабатываемых сегодня месторождений. Общая стоимость твердых полезных ископаемых, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот в результате освоения полярного и приполярного Урала, приближается к 200 миллиардам долларов.