Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 08:45, реферат
Для понимания истории любого государства важен учет влияния на нее личностей.
История населена людьми, населена личностями. Никакие географические, природные, экономические, внешнеполитические и прочие условия не «заработают», если их не приведут в действие люди, в первую очередь лидеры, видные деятели той или иной страны.
ВВЕДЕНИЕ. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ЖИЗНИ СТРАНЫ 3
ГЛАВА 1. ИВАН IV ВАСИЛЬЕВИЧ (ГРОЗНЫЙ) 4
ГЛАВА 2. ПЕТР I АЛЕКСЕЕВИЧ (ВЕЛИКИЙ) 8
ГЛАВА 3. ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН) 13
ГЛАВА 4. ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ ДЖУГАШВИЛИ (СТАЛИН) 18
ГЛАВА 4. КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ И РЕЖИМ ЛИЧНОЙ ВЛАСТИ. 22
ГЛАВА 5. ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ ПУТИН. 24
ГЛАВА 6. ВЛИЯНИЕ ПРАВИТЕЛЕЙ РОССИИ НА РАЗВИТИЕ УРАЛА. 28
6.1. Урал в первой четверти XVIII века. 28
6.2. Октябрь 1917 года на Урале. 29
6.3 Индустриализация на Урале. 32
6.4. Путин на Урале ищет пути возрождения России 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14»
г. Верхняя Тура Свердловской области
Реферат
по истории
Исполнитель:
Шилин Николай
учащийся 10 класса
Руководитель:
Басырова Ирина Николаевна
2007/2008 учебный год
3
Содержание.
Введение. Роль личности в жизни страны
Глава 1. Иван IV Васильевич (Грозный)
Глава 2. Петр I Алексеевич (Великий)
Глава 3. Владимир Ильич Ульянов (Ленин)
Глава 4. Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин)
Глава 4. Культ личности и режим личной власти.
Глава 5. Владимир Владимирович Путин.
Глава 6. Влияние правителей России на развитие Урала.
6.1. Урал в первой четверти XVIII века.
6.2. Октябрь 1917 года на Урале.
6.3 Индустриализация на Урале.
6.4. Путин на Урале ищет пути возрождения России
Заключение.
Список литературы
Для понимания истории любого государства важен учет влияния на нее личностей.
История населена людьми, населена личностями. Никакие географические, природные, экономические, внешнеполитические и прочие условия не «заработают», если их не приведут в действие люди, в первую очередь лидеры, видные деятели той или иной страны. И чем более ярким характером обладает лидер, тем активней он вторгается в жизнь общества, тем сильнее влияние оказывает на судьбу страны. Ведь каждый лидер становится таковым, потому что он тысячами нитей связан с людьми, с большими массами населения, которое его выдвинуло, поддержало, пошло к их общим целям.
Поэтому очень важно понять формирование характера такого лидера, их человеческие пристрастия и их сильные и слабые стороны. Все эти качества, так или иначе, отражаются в деятельности народа, влияют на его историю. Личность, ее идеи так же сильно влияют на общество, как силы природы, как внешние нашествия и другие исторические обстоятельства.
Кроме того, при изучении фактора влияния личности на историю следует помнить еще об одном важном аспекте: людей прошлого можно судить лишь в соответствии с теми обычаями, законами, традициями, по которым жили давно ушедшие поколения. В своем реферате я постараюсь понять, как разные люди повлияли на судьбу страны. Для этого я рассмотрю личности четырех правителей нашей страны: Иван IV, Петр I, В.И. Ленин, И.В. Сталин. Кроме того, я думаю, нужно отдельно рассмотреть роль "культа личности", ибо такой фактор имел место в нашей истории.
21
Политическое развитие России в XVII веке отмечено было противоречиями. Объединение русских земель в рамках единого государства не привело к немедленному исчезновению многочисленных пережитков феодальной раздробленности, которые опутывали русское общество густой пеленой. Между тем потребности политической централизации диктовали необходимость преобразования отживших институтов. Реформы стали велением времени. Благодаря своему возросшему военному могуществу Россия смогла решить крупные внешнеполитические задачи. Она перестроила на новых началах отношения с татарским миром и западными соседями. Ее вооруженные силы повели борьбу за воссоединение западнорусских земель, попавших под власть Литвы. Таким было время образования и укрепления Русского централизованного государства. Это время сформировало личность Ивана Грозного и испытало на себе ее воздействие. Едва ли в русской истории найдется другой исторический деятель, который получил бы столь противоречивые оценки у потомков. Одни считали его выдающимся военноначальником, дипломатом, писателем; образцом государственной мудрости. В глазах других он был кровавым тираном, почти сумасшедшим. И все же, кто он ИВАН IV? В первой главе своего реферата я постараюсь ответить на этот вопрос.
После смерти Великого князя всея Руси Василия III в 1534 году наследником престола остается его трехлетний сын Иван, впоследствии получившего прозвище «Грозный». Что же или кто повлиял так сильно на психику мальчика. Известно, что еще, будучи подростком, Иван часто издевался над животными. Позже такая «привычка» перешла с кошек и собак на окружающих людей. Все друзья Ивана могли попасть в опалу из-за любого мелкого проступка. Кроме того, что мальчик был от рождения нервный, придворные бояре поощряли все «балования юного князя».
В январе 1547 года 16-летнего Ивана венчают на царство. Многие с надеждой смотрели на молодого правителя. Однако ничего хорошего вследствие этого не произошло. Когда в руках у него появилась власть, Иван начинает мстить абсолютно всем, порой безо всякой на то причины. Так, отчасти сам отчасти по наущению, царь приказал отдать своим псарям Андрея Шуйского из-за какого-то пустяка, естественно, тот час же провинившийся был растерзан.
С приходом к власти Иван попадает под влияние духовного лица Сильвестра. Одновременно с этим он женится на Анастасии Романовне Юрьевой и сближается с Алексеем Адашевым. Это были те люди, которые хоть как-то пытались обуздать беспричинную ярость царя. Если внимательно посмотреть на все реформы Ивана, то легко можно увидеть, что основные и лучшие из них произошли как раз в период влияния на правителя перечисленных людей (с 1547 по 1559гг.): Судебник 1550 года, Стоглав 1551, Уложение о службе 1556, реформы Избранной Рады. Но если у власти стоят мудрые люди при глупом царе, то последнему это скоро надоедает. В итоге Сильвестр и Адашев попадают в опалу. Через год после этого умирает жена Анастасия. Нет уже той сдерживающей силы, и вся ярость Ивана выплескивается наружу. Итогом этого выплеска стало учреждение в 1565 году опричного двора. По поводу этого историк Н.И. Костомаров пишет: «Учреждение опричнины, очевидно, было таким чудовищным орудием деморализации народа русского, с которым едва ли что-нибудь другое в его истории могло сравниться, и глядевшие на это иноземцы справедливо замечали: “Если бы сатана хотел выдумать что-нибудь для порчи человеческой, то и тот не мог бы выдумать ничего удачнее”».
Но кроме опричнины после 15460 года были и другие «нежелательные» для народа реформы. Одной из таковых стало закрепощение крестьян; запрет перехода в Юрьев день, введение «Заповедных лет».
Русский историк-психиатр Н.К. Михайловский называет Ивана Грозного полусумасшедшим. Что ж, на болезнь можно свалить вину за все деяния царя. Известно, что обычно тиранам, а Грозный, безусловно, был таковым, не свойственна совесть. А к Ивану эта гостья приходила довольно-таки часто. Во время действия опричного двора царь завел в Александровской слободе подобие монастыря, сам себя назвал игуменом. Иван ввел жесточайший устав: « В двенадцать часов ночи все должны были вставать и идти на молитву. В четыре утра опять на молитву, кто не явится, того жестоко наказывали. Сам царь так усердно клал земные поклоны, что на лбу у него образовывались шишки.… В монастыре строго выполняли требования поста. Царь никогда не обедал со всеми, ел он только лишь после того, как пищу примут все «послушники» его обители. Нередко после обеда Иван ездил пытать и мучить опальных» (Н.И. Костомаров). Может быть, в молитвах Грозного была немалая доля лицемерия или душевной развинченности, которую отмечали многие его современники. Как бы то ни было, Грозный постоянно «шатался» из стороны в сторону, от греха к покаянию. Все-таки быть тираном очень сложно. Поэтому к 1584 году, когда ему было всего 54 года, он выглядел глубоким стариком. 18 марта 1584 года он умирает.
Да, Иоанн IV, несомненно, центральная фигура русской жизни XV века, и вровень ему не идет ни отец его Василий III ни сын Федор. Царствование Грозного – буря над русской землей с громом и молнией, но буря не освежающая, не такая, после которой должен начаться расцвет новой, - а губительная, закончившаяся тяжелой эпохой Смутного времени. Личность царя и его эпоха исполнены драматизмом, знакомясь с которым нельзя не чувствовать невольного трепета.
Русские люди смотрели на невиданные и неслыханные до той поры казни и жестокости как на испытание, посланное Богом за их грехи. Русь это испытание вынесла, но вышла из него не сильной и могучей, а развращенной в самом сердце своем. Все беды и ужасы народа были доведены Грозным до крайности. Умирая, он мог гордиться, что добился-таки своего. Все молчало, все несло на себе маску смирения, все напоминало собой «пустыню духовную», где не могло раздаться честное слово, не смело проявиться горячее чувство. Как государь, Грозный совершил величайшее преступление: он развратил народ, уничтожая в нем все выдающееся, героическое, славное.
21
Закончилась эпоха Ивана Грозного. Прошло тяжелое для страны Смутное время. В 1613 году престол занимает Михаил Федорович Романов, первый представитель династии Романовых, которая впоследствии правила Россией более трехсот лет. В этой главе своего реферата я расскажу о внуке первого Романова – Петре Алексеевиче, который вошел в российскую историю как Петр Великий.
Петр, как историческая личность, представляет своеобразное явление не только в истории России, но и в истории всего человечества всех времен и народов. Но известно, что все черты характера и особенности личности проявляются в детстве и напрямую связаны с взаимоотношениями в среде. В этом мы могли убедиться в предыдущей главе на примере Ивана Грозного. Петр Алексеевич родился в Москве 30 мая 1672 года. Первое воспитание царевича началось по обычному придворному чину, но, как только дитя вступило в тот возраст, когда его стали занимать игры, в нем начали проявляться редкая живость, восприимчивость и склонность к забавам, носившим военный характер. Но, я думаю, не стоит подробно рассказывать о воспитании Петра и о его биографии вообще. Я хочу отметить лишь те моменты, которые, на мой взгляд, особенно сильно повлияли как на царя, так и на страну.
Любовь будущего императора к иноземщине так же зародилась в детстве: обучением «воинскому делу» Петра и его сверстников занимался иноземец Петр Гаврилович Менезиус.
В разных исторических источниках указана различная степень образованности Петра: Н.И. Костомаров указывает на великолепное образование, но большинство ученых-историков, в том числе известный современный исследователь личности Петра Н.И. Павленко, сходятся на том, что образование царя было не такое уж и хорошее. Причиной тому послужило отнюдь не нежелание Петра учиться, ибо Петр всегда стремился узнать что-то новое, причем не только стремился, но и узнавал, и даже применял на практике, просто никто не думал, что третий сын царя Алексея Михайловича когда-нибудь станет царем.
Однако в 1682 году, когда Петру было всего десять лет, его посадили на престол, а вслед за тем восприимчивый отрок был свидетелем кровавых сцен, убийства дяди и Матвеева, унижение матери и всех ее родных. Именно с этого момента царь возненавидел стрельцов и позже жестоко отплатил за все обиды.
Став царем в 1682 году Петр не был настоящим правителем России. Мало того, что трон он делил со своим полоумным братом Иваном, так над ними обоими еще стояла сестра Софья, которая как раз и была настоящей правительницей России в период с 1682 по 1696 годы.
Но и в 1696 году, когда Софья была свергнута, а царь Иван умер, Петр не сразу приступает к выполнению царских обязанностей. В первое же время своего царствования, когда закончились все «потехи», Петр отправляется в Европу с «великим посольством». По возвращении в Россию царь принимается за реформаторскую деятельность. В отличие от царя Ивана IV, Петр Алексеевич проводит реформы не под чьим-то влиянием, а лишь по своему решению.
Странно, но почему-то все, и историки и простые люди, особенно запомнили реформы направленные на изменение внешнего вида русских. Многие, ссылаясь на эти реформы, утверждают, что деятельность Петра было ничто иное, как лишь смена облика, и что на самом деле ничего в стране Петр не изменил.
Однако такие «претензии» к Петру несправедливы. Да, действительно он очень жестко обошелся с бородами и кафтанами. Да, действительно он слишком резко вводил новшества. Но в тот момент нельзя было медлить, иначе Россия так бы и осталась в числе отстающих.
Петр I был сильным человеком – представителем сильного народа. Являясь таковым представителем, первый русский император ясно понимал значение борьбы и не боялся ее, не сдерживался страхом перед материальной, видимой неприготовленностью. Петр был представителем сильного народа, но не народа-драчуна, не воинственного народа. Ведь сегодня всем прекрасно известно, что в нашем народе меньше всего драчливости, воинского задора. Иностранцы, а сейчас и многие наши соотечественники, по незнанию нашей истории позволили себе увлечься внешним взглядом и никак до сих пор не могут освободиться от мысли о завоевательных стремлениях России, о стремлении к всемирному владычеству. Но ведь такое утверждение легко опровергнуть. Итак, при Иване Грозном произошло завоевание трех царств: Сибирское, Казанское, Астраханское. Будем разбираться по порядку. Казанское и Астраханское царства были остатками некогда великой Золотой Орды, и держать у себя под боком таких врагов было небезопасно для Руси, да и несильно они и сопротивлялись. Завоевание Сибири ограничилось лишь разгромом нескольких мелких народов, остальные сами вошли в русское подданство.