В марте 2006 года Лавров
опубликовал статью "Россия в
глобальной политике" [117]. В ней
было заявлено, что Россия не
может принимать чью-либо сторону
в развязываемом межцивилизационном
конфликте глобального масштаба,
не позволит поссорить себя с исламским
миром и выступает против "преобразовательной
дипломатии" (идей изменения мира и
повсеместного продвижения свободы и
демократии) [117]. По мнению некоторых экспертов,
статья фактически стала программным
документом министра иностранных дел,
круто и публично поправлявшим первоначальный
курс Владимира Путина на создание военного
альянса с Западом на базе антитеррористической
операции [111].
В мае 2006 года Лавров опубликовал
статью "Подъем Азии и восточный
вектор внешней политики России",
обращенную к представителям "отечественного
политологического сообщества". В ней
он опроверг тезис о "некоем имманентном
противоречии, якобы имеющемся между европейским
и азиатским векторами нашей дипломатии".
Лавров подчеркнул многовекторность российской
внешней политики и "самоценность"
каждого вектора, отверг предположения
о том, что политика России на азиатском
направлении носит антиамериканский подтекст.
Кроме того, он заявил о наличии политико-философских
расхождений между США и странами Европы
и о безуспешности попыток реставрации
блока НАТО образца холодной войны; о возросшем
влияния на мировую политику и экономику
Китая, Индии, стран Ассоциации стран Юго-Восточной
Азии и о необходимом участии России в
интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском
регионе, освоении регионов Сибири и Дальнего
Востока [109].
Одним из первых дипломатических
успехов Лаврова, по мнению
экспертов, стало формальное возвращение
стране статуса супердержавы: в
апреле 2004 года впервые за десять
лет Россия применила право "вето"
при голосовании в Совете безопасности
ООН - бывший министр Игорь Иванов ни разу
не давал такого поручения спецпредставителю
РФ в ООН. Проект резолюции подразумевал
призыв к гражданам Кипра поддержать ооновский
план воссоединения острова, запрет на
поставки оружия на Кипр и введение на
остров миротворческих сил ООН [246], [247].
По мнению некоторых экспертов, эта резолюция
не затрагивала напрямую российских интересов
[246].
В 2004 году Лавров занимался
разрешением ситуации с арестованными
российскими гражданами в эмирате Катар,
которых обвинили в причастности к убийству
одного из лидеров чеченских сепаратистов
Зелимхана Яндарбиева. Бывший президент
республики Ичкерия погиб 13 февраля в
результате взрыва бомбы, подложенной
в его машину; вместе с ним погибли его
зять и водитель, а тринадцатилетний сын
Яндарбиева Дауд выжил, но остался инвалидом
[203]. Через несколько дней после этого
трех российских граждан по просьбе катарских
властей задержали на территории Объединенных
Арабских Эмиратов. Один из задержанных,
первый секретарь посольства РФ в Катаре,
обладавший дипломатической неприкосновенностью,
был отпущен и 24 марта 2004 года вернулся
в Россию [248]; двое других (оказавшихся
сотрудниками спецслужб [133]) предстали
перед судом Катара и были приговорены
к пожизненному заключению [236] (фактический
срок отбывания наказания по катарским
законам составляет 25 лет [133]). Позже, в
декабре 2004 года, в соответствии с заключенным
между Россией и Катаром соглашением,
они были отправлены в Россию для отбывания
оставшегося срока в российской тюрьме
[133], [190]. В вызволении российских граждан
участвовали президент России Владимир
Путин, лично звонивший эмиру Катара шейху
Хамаду бен Халифе Аль Тани и президенту
США Джорджу Бушу [190], и генеральный секретарь
ООН Кофи Аннан [190]. Сам Лавров очень осторожно
сообщал о ситуации с задержанными российскими
гражданами [236], воздерживаясь от подробных
комментариев [248], в отличие от своего
предшественника Игоря Иванова, заявлявшего
о причастности ряда фондов и благотворительных
организаций Катара к финансированию
террористических и экстремистских группировок
[260]. При этом именно секретарь Совета
безопасности России Игорь Иванов, а не
Лавров непосредственно участвовал переговорах
в Катаре с представителями власти [214],
[229]. После освобождения россиян первые
переговоры на высоком уровне между Россией
и Катаром состоялись лишь в мае 2006 года,
когда Лавров посетил эмират в рамках
поездки по странам Аравийского полуострова
[99].
В 2005 году Лавров принял участие
в деле российских моряков, находившихся
в Нигерии. 8 октября 2003 года нигерийские
власти арестовали экипаж греческого
танкера "Эфрикэн прайд", работавшего
под панамским флагом: 12 россиян, двух
румын и одного грузина. Их обвинили в
незаконном вывозе свыше 11 тысяч тонн
нигерийской сырой нефти, похищенной в
дельте реки Нигер [158]. Сначала судьбой
арестованных моряков всерьез занимались
только их жены и матери: в марте 2005 года
женщины начали голодовку и опубликовали
открытое письмо президенту России [174].
Позже МИД РФ сообщил, что располагает
ограниченными возможностями для оказания
помощи российским морякам, работающим
на судах под иностранными флагами, а правительство
может вмешаться в дело только после объявления
приговора [174]. Но уже 15 июля 2005 года Лавров
направил послание министру иностранных
дел Нигерии Олуйеми Адениджи и призвал
ускорить судебный процесс над российскими
гражданами. 26 июля 2005 года министр юстиции
Юрий Чайка обратился с посланием к своему
нигерийскому коллеге Байо Оджо, попросил
его оказать личное содействие в этом
деле и предложил нигерийцам ускорить
работу по согласованию двустороннего
договора о передаче для отбывания наказания
лиц, приговоренных к лишению свободы
[158]. Кроме того, в этом деле активно участвовал
посол доброй воли ЮНЕСКО, глава Союза
армян России и президент Всемирного армянского
конгресса Ара Абрамян - летом того же
года он занимался освобождением шести
армянских летчиков из тюрьмы в Экваториальной
Гвинее, и российский МИД привлек его как
влиятельного в Африке бизнесмена [155],
[132]. В сентябре 2005 года моряки были освобождены
под залог и размещены на территории торгового
представительства России в Нигерии, а
расходы на их пребывание взял на себя
МИД России [154]. В декабре 2005 года моряков
признали виновными, приговорили к шести
месяцам тюрьмы и освободили прямо в зале
суда, так как к этому времени они провели
в заключении свыше двух лет [132]. По некоторым
сведениям, освобождение моряков могло
стать результатом неформальных договоренностей
между Москвой и Лагосом об обмене заключенными
- в России в то время отбывали наказание
59 граждан Нигерии, в основном студенты
[132].
На посту министра иностранных
дел Лавров участвовал в разрешении
территориальных вопросов. По данным
экспертов, в марте 2004 года на российской
границе было более двадцати спорных участков,
из них 18 - только с Казахстаном [254]. Кроме
того, оставались нерешенными вопросы
о государственной границе с Эстонией
[184], Латвией [179], Литвой, Грузией и Азербайджаном,
где спорные участки проходили по реке,
которая обеспечивала Баку водой [254]. Россия
и Украина не делимитировали последнего
участка сухопутной части границы - косы
Тузлы. Япония продолжала претендовать
на Курильские острова [254]. Россия не договорилась
с США о разграничении водных пространств
в Беринговом проливе, а с Норвегией - в
Баренцевом море [179]. Всего из 60 тысяч километров
государственной границы РФ 13 тысяч километров
не имели международно-правового оформления
[254].
В ноябре 2004 года в телевизионном
интервью Лавров коснулся проблемы Курильских
островов, за что позже удостоился благодарности
президента Путина. Министр напомнил о
российско-японских договоренностях 1956
года о судьбе двух остров Курильской
гряды [213]. Согласно этим договоренностям,
после подписания мирного договора (который
две страны так и не заключили после окончания
Второй мировой войны) Москва соглашалась
передать Токио острова Шикотан и Хабомаи,
территория которых составляет 7 процентов
от всей оспариваемой Японией площади
[177], [175], [142]. В конце мая 2005 года Лавров
посетил Японию [175], [169]. Непосредственно
перед визитом появилась информация, что
администрация российского президента
изъяла Японию из списка приоритетных
направлений деятельности российской
дипломатии в Азии, где она до этого находилась
в одном ряду с Китаем, Индией и Индонезией
[177]. Вопреки ожиданиям экспертов, на встрече
министров вопрос о передаче Курильских
островов Японии не поднимался [172]. Лавров
и Нобутака Матимура обсудили вопросы
расширения Совета безопасности ООН, возобновления
шестисторонних переговоров по ядерной
программе Пхеньяна, совместной борьбы
с незаконным промыслом морепродуктов
[172], но не смогли договориться о точных
сроках визита в Токио президента Путина
[169]. Позже о визите удалось договориться,
и в ноябре 2005 года во время встречи Путина
с премьер-министром Дзюнитиро Коидзуми
решение островной проблемы было отложено
на неопределенное будущее, но было заключено
соглашение о поставках в Японию российской
нефти по первой очереди трубопровода
Восточная Сибирь – Тихий океан и о строительстве
второй очереди ВСТО [141], [142].
14 октября 2004 года в Пекине [215],
в ходе визита президента Путина
в Китай [215], Лавров и министр
иностранных дел Китайской Народной
Республики Ли Чжаосин [176] подписали
дополнительное соглашение о российско-китайской
государственной границе на ее восточной
части [170]. Россия передала КНР заболоченный
и необитаемый остров Большой в верховьях
Аргуни, а также расположенные около Хабаровска
остров Тарабаров и часть острова Большой
Уссурийский в среднем течении Амура при
впадении в него Уссури [202], [215]. Тем самым
был завершен пограничный спор, имевший
давнюю историю. По Пекинскому договору
1860 года границы отмерялись от кромки
коренных берегов [176] и, по одним данным,
все острова на пограничных реках Аргунь,
Амур и Уссури объявлялись собственностью
России [202], а по другим - они были взяты
под охрану советским государством в первой
трети XX века [176]. По некоторым сведениям,
с начала 60-х годов возвращение прилегающих
островов пограничных рек стало превращаться
в национальную идею социалистического
Китая, а в середине 70-х Мао Цзэдун призывал
восстановить границы Цинской империи
(Приамурье и Приморье) и "разобраться
с Сахалином" [202]. В 1964 году по инициативе
Советского Союза начались переговоры
[176], и 16 мая 1991 года СССР и КНР заключили
соглашение [178], по которому граница на
судоходных реках проходила по фарватеру
(главной судоходной линии), а на несудоходных
реках - по тальвегу (самой глубокой линии
дна) [176], [202]. Правда, в соглашении было
отложено принятие решения о двух участках
общей площадью 380 квадратных километров
[178] и длиной около 2 процентов от общей
протяженности советско-китайской границы
[173], [215]. По мнению экспертов, заключение
соглашения об окончательном юридическом
оформлении границы стало возможным благодаря
отлаженному механизму взаимодействия
России и КНР, основанному на многоступенчатой
системе регулярных контактов [173]. В октябре
2004 года был проведен двенадцатый ежегодный
российско-китайский саммит, ставший пятым
подобным мероприятием, в котором принимал
участие Путин [173].
20 апреля 2004
года Лавров выступал в качестве
официального представителя президента
РФ во время ратификации Государственной
Думой РФ договора между Россией и Украиной
о сотрудничестве в использовании Азовского
моря и Керченского пролива [245], подписанного
главами двух государств в Керчи 24 декабря
2003 года - спустя три месяца после начала
конфликта вокруг косы Тузла [92], [90]. В июне
2006 года в ходе украинско-российских переговоров
о размежевании Азовско-Черноморской
акватории вопрос о статусе Азовского
моря остался нерешенным, несмотря на
согласованные отраслевые соглашения
о рыболовстве, экологии и транспорте.
Украина предложила изменить сам статус
моря – с внутренних вод на международные,
тогда как Россия настаивала на сохранении
положений, закрепленных в договоре о
сотрудничестве в использовании Азовского
моря и Керченского пролива [92], [90]. Аналогичная
ситуация сложилась и вокруг Волго-Донского
канала, соединяющего пять морей, который,
получив международный статус, фактически
вышел бы из-под юрисдикции России и стал
бы аналогом Суэцкого или Панамского международных
судоходных путей [92]. По мнению экспертов,
решение о статусе Азова могло бы стать
прецедентом для решения ряда схожих споров
на территории бывшего СССР, например,
связанного с Каспийским морем, против
международного статуса которого выступает
Россия из-за возможного присутствия на
нем военных судов других стран [92].
В апреле
2004 года Лавров участвовал во
втором заседании министров иностранных
дел прикаспийских государств
по выработке Конвенции по
правовому статусу Каспийского
моря, прошедшем в Москве. Представители
России, Казахстана, Туркменистана,
Азербайджана и Ирана не смогли договориться
об условиях, позволяющих прокладывать
по дну моря трубопроводы для транспортировки
энергоносителей. Россия и Иран заявили
о необходимости согласия всех пяти прикаспийских
государств, остальные страны выступили
против: к тому времени Туркмения уже активно
участвовала в так называемом "трансафганском
проекте", Азербайджан и Казахстан -
в проекте нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан.
Правда, Лавров заявил, что уже трем странам
– Азербайджану, Казахстану и России –
удалось договориться о делении дна Каспийского
моря на национальные сектора [249]. К середине
2006 года специальная рабочая группа пяти
стран согласовала более двух третей из
22 статей конвенции: о принципах сотрудничества
на Каспии, вопросах торгового судоходства,
метеорологии, механизма урегулирования
разногласий, вопросах экологии [91].
В июне
2004 года Лавров предложил Норвегии,
не дожидаясь подписания договора
о разграничении морского пространства
в Баренцевом море, обсуждавшегося
к тому времени уже более
30 лет, рассмотреть вопрос о совместном
освоении богатого нефтью и рыбой пространства
в районе архипелага Шпицберген [242]. По
мнению некоторых экспертов, причина разногласий
лежала в различии взглядов на статус
спорного морского пространства. Суверенитет
Норвегии над архипелагом был закреплен
условиями Шпицбергенского трактата,
который был принят в 1920 году, когда в международном
праве еще не было понятий континентального
шельфа и 200-мильных экономических зон.
Эти понятия появились в 1970 году после
принятия конвенции ООН по морскому праву,
и с тех пор Норвегия требует от других
стран уважать ее права в соответствии
с этой конвенцией, в то время как Россия
продолжает руководствоваться положениями
Шпицбергенского трактата [116]. В декабре
2005 года переговоры по вопросу о разграничении
морского пространства в Баренцевом море
между Москвой и Осло были продолжены
[116].
По словам
Лаврова, в 2005 году была окончательно
оформлена делимитация российской
границы с Казахстаном – самой
протяженной сухопутной границы
в мире [129], длина которой составляет
около семи с половиной тысяч километров
[254].
В 2005
году Лавров занимался решением
территориальных споров с балтийскими
странами. Намеченное на 10 мая 2005
года подписание договора о
границе между Россией и Латвией
[166] было сорвано из-за рижской односторонней
разъяснительной декларации [180]. По мнению
российской стороны, в соответствии с
этой декларацией граница становилась
временной демаркационной линией, а Латвия
сохраняла за собой право претендовать
на Пыталовский район Псковской области
[180]. 18 мая 2005 года Россия и Эстония подписали
договоры о госгранице и о разграничении
морских пространств в Нарвском и Финском
заливах: стороны уступили друг другу
по 128,6 гектара суши и по 11,4 квадратного
километра поверхности озер [165]. При этом
сами тексты договоров были согласованы
еще в ноябре 1996 года и парафированы в
1999 году [180]. Но 27 июня 2005 года Россия отозвала
свою подпись под договором, так как за
неделю до этого парламент Эстонии при
ратификации документа внес в него ссылки
на прекративший действие Тартуский мирный
договор 1920 года и декларацию Государственного
собрания Эстонии о восстановлении конституционной
государственной власти от 7 октября 1992
года, сохранявшие возможность дальнейших
территориальных претензий [163], [165]. В январе
2006 года в ответ на предложение Лаврова
возобновить переговоры представители
Эстонии ответили отказом и заявили, что
их парламент уже ратифицировал договор
о границе [127]. В феврале 2007 года президент
Латвии Вайра Вике-Фрейберга заявила о
готовности подписать пограничный договор
с Россией. Кроме того, благодаря ее усилиям
латвийский парламент отозвал разъяснительную
декларацию, а премьер-министр Латвии
Айгар Калвитис был уполномочен подписать
пограничный договор с Россией. 27 марта
2007 года премьер-министры России и Латвии
Фрадков и Калвитис подписали договор
о государственной границе между странами
[67], [68]. По мнению некоторых экспертов,
этот договор был подписан ради успешного
развития латвийского маршрута транзита
российской нефти и газа в Европу, что
одновременно лишило Москву шанса добиться
от Риги уступок в военно-стратегической
сфере [67].
В сентябре
2004 года выступление Лаврова на
заседании Генеральной ассамблеи
ООН было посвящено вопросам
борьбы терроризмом. Он назвал нищету
и неграмотность питательной средой для
экстремизма [221], поблагодарил многие
страны за солидарность и помощь семьям
пострадавших и погибших во время теракта
в Беслане [220], заявил о необходимости
создать универсальную правовую базу
для эффективной борьбы с терроризмом,
в том числе ядерным [219], [222]. Впоследствии
появился российский проект резолюции
СБ ООН "О дополнительных мерах по борьбе
с международным терроризмом", в которой
предлагалось создать новый список лиц
и организаций, связанных с террористам,
и ввести против них ряд санкций: арест
счетов, запрет на продажу оружия и экстрадиция.
Причем под экстрадицией подразумевалось
требование к странам - членам ООН выдавать
лиц, заподозренных в терроризме, по первому
же представлению другой страны, без судебного
рассмотрения или с ускоренным рассмотрением
[218]. По мнению экспертов, это положение
было особенно важно для России, которая
долгое время не могла добиться через
суд выдачи бывших представителей президента
Чечни Аслана Масхадова на Западе Ахмеда
Закаева и Ильяса Ахмадова, получивших
политическое убежище в Великобритании
и США [218]. Проект так и не был принят, хотя
позже Лавров вновь предлагал возвратиться
к обсуждению российского предложения
о составлении общемирового списка лиц,
причастных к терроризму [201].