Лавров Сергей Викторович

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:17, реферат

Описание работы

Министр иностранных дел России с 2004 года. Занимал этот пост в кабинетах Владимира Путина (с мая 2008 года), Виктора Зубкова (2007-2008 годы) и Михаила Фрадкова (2004-2007 годы). Ранее - постоянный представитель РФ при ООН и представитель РФ в Совете безопасности ООН (1994-2004 годы). Работал в системе МИД СССР и России 1972 года. В 2006 году вошел в состав федерального оперативного штаба Национального антитеррористического комитета России, в том же году в течение полугода занимал пост председателя комитета министров Совета Европы. Член Совета безопасности РФ, чрезвычайный и полномочный посол России, заслуженный работник дипломатической службы РФ.

Работа содержит 1 файл

Лавров.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

 Лавров, Сергей

 

Министр иностранных дел РФ

 

 Министр иностранных дел  России с 2004 года. Занимал этот  пост в кабинетах Владимира  Путина (с мая 2008 года), Виктора  Зубкова (2007-2008 годы) и Михаила  Фрадкова (2004-2007 годы). Ранее - постоянный  представитель РФ при ООН и представитель РФ в Совете безопасности ООН (1994-2004 годы). Работал в системе МИД СССР и России 1972 года. В 2006 году вошел в состав федерального оперативного штаба Национального антитеррористического комитета России, в том же году в течение полугода занимал пост председателя комитета министров Совета Европы. Член Совета безопасности РФ, чрезвычайный и полномочный посол России, заслуженный работник дипломатической службы РФ.

 

 Сергей Викторович Лавров  родился 21 марта 1950 года в Москве. Про его родителей известно немного: отец - тбилисский армянин [197], мать работала в Министерстве внешней торговли [216]. Лавров закончил школу с серебряной медалью [187], а одним из его любимых предметов была физика [216]. После школы собирался поступать в МИФИ или МФТИ [216], но поступил в Московский государственный институт международных отношений МИД СССР - вступительные экзамены в МГИМО проводились на месяц раньше, чем в других вузах [216], [238].

 

 В МГИМО Лавров учился  на восточном отделении [216] факультета международных отношений [270]. Ему достался сингальский язык [187], [216] - основной на острове Цейлон [273], родственный мальдивскому языку дивехи [274]. Кроме того, Лавров выучил английский и французский языки [250], [270], правда, по его словам, не умеет свободно говорить по-французски [244].

 

 Сразу после поступления  в институт, еще до начала учебы,  Лаврова и других студентов  послали на месяц строить Останкинскую  телебашню, позже стройотряд однокурсников  во время летних каникул работал  в Хакасии, Туве, Якутии и на Дальнем Востоке [216], [187]. Лавров стал культоргом курса, а потом и всего вуза [187]: будущие дипломаты каждый семестр проводили "капустники", которые со временем стали показывать в большом актовом зале института [216]. На третьем курсе Лавров женился [216], [253].

 

 В 1972 году Лавров окончил  МГИМО. В то время не существовало  обязательного правила, по которому  выпускник МГИМО должен был  некоторое время отработать в  центральном аппарате МИДа [238]. Поэтому,  когда в советском посольстве в республике Шри-Ланка освободилось место, Лавров, специализировавшийся на этой стране, отправился туда старшим референтом [216] (в мае 1972 года британский доминион Цейлон был переименован в социалистическую республику Шри-Ланка [273]). В то время у двух стран были широкие торгово-экономические связи [276]: Советский Союз строил в республике шинный завод и металлургический комбинат [187], кроме того, через советское посольство в Шри-Ланке СССР поддерживал дипломатические отношения с Мальдивской республикой [272]. В советском посольстве работали всего 24 дипломата [187]. Лаврову было поручено заниматься непрерывным анализом ситуации в республике, он стал переводчиком посла Рафика Нишановича Нишанова, выполнял функции его личного секретаря и помощника, был заведующим протоколом [187], получил дипломатический ранг атташе [271].

 

 В 1976 году Лавров вернулся  в Москву, работал в ранге третьего  и второго секретаря в отделе  международных экономических организаций  МИД СССР. Занимался аналитической  работой, входил в число многих делегаций: его ведомство сотрудничало с разными международными организациями, в том числе и с ООН [187].

 

 В 1981 году Лаврова отправили  в советское постоянное представительство  при ООН [187] первым секретарем, позже он дослужился до советника и старшего советника [250].

 

 В 1988 году Лавров вновь  вернулся в Москву и стал  заместителем начальника управления  международных экономических отношений  МИД СССР, со временем - первым  заместителем [256], [271]. В 1990-1992 годах  он занимал должность начальника управления международных организаций МИД СССР [256], [265]. В октябре 1990 года Андрей Козырев, возглавлявший в то время управление международных организаций МИД СССР, был утвержден Верховным Советом РСФСР на посту главы МИД РСФСР [269]. В 1990 году началось перераспределение полномочий между МИД СССР и республиканскими министерствами иностранных дел, в том числе МИД РСФСР, который ранее занимался решением вопросов, часто имевших декоративный характер [269], [275]. В октябре 1991 года состоялась встреча представителей внешнеполитических ведомств 11 бывших союзных республик (отсутствовали представители балтийских стран и Грузии), на которой решался вопрос о союзном МИДе [268]. В ноябре 1991 года Государственный совет СССР принял решение о переименовании союзного МИДа в Министерство внешних сношений СССР [267]. 23 декабря 1991 года на совместном заседании коллегий двух министерств было принято решение о поглощении союзного ведомства российским, в ведение МИД РСФСР перешли структурные подразделения и все имущество МВС СССР [266].

 

 В 1992 году Лавров был назначен  директором Департамента международных  организаций и глобальных проблем  МИД РСФСР [271], [250]. В апреле 1992 года он стал заместителем  министра иностранных дел РФ [250] Козырева [157]. Лаврову было поручено курировать деятельность Управления по правам человека и международному культурному сотрудничеству и двух департаментов - по делам государств СНГ, международных организаций и международного экономического сотрудничества [271]. В марте 1993 года Лавров стал заместителем председателя межведомственной комиссии по участию РФ в международных организациях системы ООН, в ноябре 1993 года - сопредседателем межведомственной комиссии по координации участия РФ в миротворческой деятельности [271]. Лавров участвовал в переговорах по согласованию Устава СНГ, в переговорах по первому прекращению огня в грузино-абхазском конфликте, занимался конфликтами в Осетии, Карабахе и Приднестровье [157].

 

 В 1994 году Лаврова назначили  постоянным представителем РФ  при ООН и представителем РФ в Совете безопасности ООН. В прессе публиковались разнообразные предположения о причинах этого назначения: от необходимости справиться со сбоями в работе российского постпредства при ООН, которые имели место в начале 1990-х годов, до попытки Козырева избавиться от конкурента и сохранить за собой министерский пост [187]. В декабре 1995 года, после отставки Козырева, Лавров рассматривался как один из наиболее возможных претендентов на пост министра иностранных дел РФ [271], однако главой МИДа стал Евгений Примаков [264], которого в сентябре 1998 года, после его назначения премьер-министром, сменил Игорь Иванов [262]. По некоторым сведениям, в 1997 году, во время очередной реорганизации правительства, появилась идея назначить Лаврова министром внешних экономических связей и торговли, но он пожелал остаться в постпредстве и отказался от назначения [238], и министерская должность досталась Михаилу Фрадкову [187].

 

 По некоторым сведения, Лавров, работая в ООН, был самостоятелен  и проявлял инициативу, поступая вопреки обычному порядку, по которому дипломаты получают инструкции из своих столиц. Особенно успешным для него был 2003 год, когда ООН одобрила рекордное количество российских инициатив [255]. По мнению экспертов, работая в ООН, дипломат как бы проходит ускоренный курс по предмету "международные отношения" [252], а российское представительство при ООН называют "маленьким МИДом" [187]. За девять с половиной лет работы в Совете безопасности ООН Лавров детально познакомился со всеми основными международными проблемами [252]: он принимал участие в заседаниях, посвященных конфликтам вокруг Югославии, Ирака, Ближнего Востока, Афганистана, борьбе с терроризмом (особенно после событий 11 сентября 2001 года) борьбе с распространением оружия массового поражения [156].

 

 За время работы  в качестве главы российской  дипмиссии при ООН Лавров получил  широкую известность в российской  и зарубежной прессе. Так, он  выступил с очень резкой речью  на заседании Комитета ООН  по отношениям со страной пребывания: претензии были связаны с ограничениями для сотрудников российской миссии при ООН и членов их семей при передвижении по Америке. 31 октября 1997 года автомобиль Лаврова заблокировала полицейская машина [104], российский дипломат попытался поторопить полицейского, но тот выдернул из автомобиля постпреда ключи зажигания, нарушив тем самым дипломатический иммунитет [258]. В ноябре 1997 года Россия добилась официальных извинений от Вашингтона [104]. В другой раз глава российского постоянного представительства при ООН отказался выполнять распоряжение генерального секретаря ООН Кофи Аннана, который последовал примеру нью-йоркского мэра Майкла Блумберга [261] и ввел запрет на курение в штаб-квартире ООН [238]. Лавров назвал генерального секретаря "нанятым менеджером", заявил, что Аннан не имеет права отдавать распоряжения представителям дипломатических миссий [238], и демонстративно продолжал курить в специальных местах, отведенных в свое время решением Генеральной ассамблеи ООН [252].

 

9 марта 2004 года, в соответствии с указом президента Владимира Путина, Лавров стал министром иностранных дел России в правительстве Михаила Фрадкова [252], а бывший глава МИДа Игорь Иванов был назначен секретарем Совета безопасности РФ. По некоторым сведениям, Путин заметил Лаврова еще в 2000 году во время Саммита тысячелетия в Нью-Йорке [255]. По мнению экспертов, Лавров в то время был одним из наиболее уважаемых дипломатов, пользовавшихся признанием международной и российской политической элиты [257], [238], а как опытный ооновец он лучше других разбирался в вопросах многосторонней дипломатии [257]. При этом, по оценкам экспертов, неизбежное для Лаврова увлечение ООН как центром мировой дипломатии должно было быстро пройти, оставив опыт и большие личные связи [257].

 

 Сразу после назначения Лаврова многие эксперты назвали его яркой личностью, подчеркивали профессионализм, независимость и самостоятельность, связывали с ним ожидания на изменения во внешнеполитическом курсе страны [259], [258], [187], [238], [252]. Высказывались, однако, и более осторожные мнения, согласно которым ведомству Лаврова предстояло играть не столько политико-образующую, сколько подчиненную роль. Подчеркивалось, что МИД - не единственный орган, определяющий внешнюю политику России, и что ему предстояло занять скромное положение между Советом безопасности РФ и Управлением президента РФ по внешней политике [257]. В июле 2004 года было принято Положение о Министерстве иностранных дел РФ, где среди основных задач ведомства упоминалась разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и представление соответствующих предложений президенту [231], однако уже в 2006 году некоторые эксперты утверждали, что Лавров оказался не более чем техническим исполнителем при президенте Путине, а внешняя политика страны — продолжением внутренней политики. По их мнению, министр иностранных дел ничего не решал, ничего не определял и не обладал ни административным, ни каким либо другим ресурсом [89], [279].

 

 Возглавив МИД, Лавров автоматически стал членом Совета безопасности РФ [84]. Также в мае 2006 года Лавров вошел в состав федерального оперативного штаба Национального антитеррористического комитета (НАК). Председателем этой организации стал директор ФСБ России Николай Патрушев. НАК был сформирован в соответствии с указом президента РФ "О мерах по противодействию терроризму" для планирования применения сил и средств, управления контртеррористическими операциями, а также ликвидации последствий диверсионно-террористических актов и действий в чрезвычайных ситуациях [106].

 

 Летом 2004 года Лавров в  интервью сообщил, что МИД,  в отличие от ряда экономических  ведомств, не будет никому передавать  своих функций и выходить из  сферы своей деятельности [232], упомянув, с другой стороны, возросшее  значении Совета безопасности РФ [228]. По словам Лаврова, МИД уже неоднократно реформировался, экспериментировал с укрупнением структурных подразделений, но в итоге вернулся к разветвленной схеме, соответствующей многовекторной внешней политике; с другой стороны, появилась возможность несколько сократить штат министерства [244]. В июле 2004 года в рамках общей административной реформы [226] центральный аппарат внешнеполитического ведомства был сокращен с 3500 до 3028 сотрудников, количество департаментов - с 42 до 35, а вместо 12 заместителей министра осталось 7 [231], [230], [277], [226]. Уже через год президент внес изменения в положение о МИДе: количество заместителей Лаврова было увеличено до 8, сотрудников центрального аппарата - до 3278, а число департаментов - до 36 [145]. По мнению некоторых экспертов, при реформировании МИДа практически не была учтена специфика ведомства, что привело к "вымыванию эффективного персонала", тогда как новые кадры в основной массе не имели достаточной для госслужащих мотивации [125], [126].

 

 После вступления в новую должность Лавров написал статью, опубликованную в российской и иностранной прессе, в которой высказался по ключевым проблемам и сформулировал основные задачи российской внешней политики. По его словам, не имела разумной альтернативы та политика, в рамках которой Россия и США стали ближайшими союзниками в борьбе с международным терроризмом, произошло качественное улучшение отношений России и НАТО, развивалось стратегическое партнерство России с Европейским союзом. Кроме того, внешняя политика должна была способствовать интеграции России в мировую экономику, развитию взаимовыгодных связей со странами членами СНГ, Европейским союзом, США, Китаем, Индией, Японией, государствами Азии и Латинской Америки. Особое внимание Лавров уделил вопросам безопасности, борьбе с терроризмом и урегулированию локальных конфликтов, для решения которых необходимо сотрудничество России, Соединенных Штатов, Европейского союза и ряда других стран, в том числе мусульманских. Пространство бывшего СССР он назвал сферой жизненных интересов России, но не зоной соперничества и борьбы за "сферы влияния". А для окончательного преодоления "конструкций времен холодной войны" Лавров предложил ратифицировать и ввести в действие адаптированный Договор об обычных вооруженных силах и вооружениях в Европе [251].

 

 В середине мая 2004 года  ведомство Лаврова обвинили в  "утечках информации" во время  подготовки президентского послания  Федеральному Собранию РФ, причем  текст ряда предложений МИДа  совпадал с содержанием одной  из статей министра. Лавров сообщил, что наработки МИДа для проекта послания президента были представлены еще до его появления в министерстве, а совпадения объяснил единством базовых принципов российской внешней политики: неконфронтационность и партнерство, необходимость твердого обеспечения национальных интересов России [244]. Позже Лавров заявил, что в соответствии с основными задачами, сформулированными в послании президента Федеральному Собранию, внешнеполитический курс России остался неизменным [241].

 

 При этом летом 2004 года Лавров в интервью мидовскому изданию сообщил о необходимости ключевой роли ООН для формирования более безопасного и справедливого мирового порядка в XXI веке [228], в то время как научному политологическому сообществу признался, что международная система будущего находилась лишь в стадии формирования [241].

 

 В начале 2006 года Лавров и  министр иностранных дел и  сотрудничества Испании Мигель  Анхель написали в соавторстве  статью, посвященную скандалу вокруг  публикации в датской газете  карикатур на пророка Мухаммеда и последовавшим выступлениям мусульман. В этой статье министры, рассуждая о свободе слова, оскорблении религиозных чувств и насилии, заявили о своевременности инициативы по формированию Альянса цивилизаций, поддержанной генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном в июле 2005 года с подачи Турции и Испании. Этот альянс, по мнению авторов статьи, должен был способствовать налаживанию взаимодействия между цивилизациями, обеспечить сосуществования различных культур, стать союзом против нетерпимости любого толка и экстремизма [121].

Информация о работе Лавров Сергей Викторович