Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:17, реферат
Министр иностранных дел России с 2004 года. Занимал этот пост в кабинетах Владимира Путина (с мая 2008 года), Виктора Зубкова (2007-2008 годы) и Михаила Фрадкова (2004-2007 годы). Ранее - постоянный представитель РФ при ООН и представитель РФ в Совете безопасности ООН (1994-2004 годы). Работал в системе МИД СССР и России 1972 года. В 2006 году вошел в состав федерального оперативного штаба Национального антитеррористического комитета России, в том же году в течение полугода занимал пост председателя комитета министров Совета Европы. Член Совета безопасности РФ, чрезвычайный и полномочный посол России, заслуженный работник дипломатической службы РФ.
Лавров, Сергей
Министр иностранных дел РФ
Министр иностранных дел России с 2004 года. Занимал этот пост в кабинетах Владимира Путина (с мая 2008 года), Виктора Зубкова (2007-2008 годы) и Михаила Фрадкова (2004-2007 годы). Ранее - постоянный представитель РФ при ООН и представитель РФ в Совете безопасности ООН (1994-2004 годы). Работал в системе МИД СССР и России 1972 года. В 2006 году вошел в состав федерального оперативного штаба Национального антитеррористического комитета России, в том же году в течение полугода занимал пост председателя комитета министров Совета Европы. Член Совета безопасности РФ, чрезвычайный и полномочный посол России, заслуженный работник дипломатической службы РФ.
Сергей Викторович Лавров родился 21 марта 1950 года в Москве. Про его родителей известно немного: отец - тбилисский армянин [197], мать работала в Министерстве внешней торговли [216]. Лавров закончил школу с серебряной медалью [187], а одним из его любимых предметов была физика [216]. После школы собирался поступать в МИФИ или МФТИ [216], но поступил в Московский государственный институт международных отношений МИД СССР - вступительные экзамены в МГИМО проводились на месяц раньше, чем в других вузах [216], [238].
В МГИМО Лавров учился на восточном отделении [216] факультета международных отношений [270]. Ему достался сингальский язык [187], [216] - основной на острове Цейлон [273], родственный мальдивскому языку дивехи [274]. Кроме того, Лавров выучил английский и французский языки [250], [270], правда, по его словам, не умеет свободно говорить по-французски [244].
Сразу после поступления
в институт, еще до начала учебы,
Лаврова и других студентов
послали на месяц строить
В 1972 году Лавров окончил
МГИМО. В то время не
В 1976 году Лавров вернулся
в Москву, работал в ранге третьего
и второго секретаря в отделе
международных экономических
В 1981 году Лаврова отправили
в советское постоянное
В 1988 году Лавров вновь
вернулся в Москву и стал
заместителем начальника
В 1992 году Лавров был назначен
директором Департамента
В 1994 году Лаврова назначили постоянным представителем РФ при ООН и представителем РФ в Совете безопасности ООН. В прессе публиковались разнообразные предположения о причинах этого назначения: от необходимости справиться со сбоями в работе российского постпредства при ООН, которые имели место в начале 1990-х годов, до попытки Козырева избавиться от конкурента и сохранить за собой министерский пост [187]. В декабре 1995 года, после отставки Козырева, Лавров рассматривался как один из наиболее возможных претендентов на пост министра иностранных дел РФ [271], однако главой МИДа стал Евгений Примаков [264], которого в сентябре 1998 года, после его назначения премьер-министром, сменил Игорь Иванов [262]. По некоторым сведениям, в 1997 году, во время очередной реорганизации правительства, появилась идея назначить Лаврова министром внешних экономических связей и торговли, но он пожелал остаться в постпредстве и отказался от назначения [238], и министерская должность досталась Михаилу Фрадкову [187].
По некоторым сведения,
Лавров, работая в ООН, был
За время работы
в качестве главы российской
дипмиссии при ООН Лавров
9 марта 2004 года, в соответствии с указом президента Владимира Путина, Лавров стал министром иностранных дел России в правительстве Михаила Фрадкова [252], а бывший глава МИДа Игорь Иванов был назначен секретарем Совета безопасности РФ. По некоторым сведениям, Путин заметил Лаврова еще в 2000 году во время Саммита тысячелетия в Нью-Йорке [255]. По мнению экспертов, Лавров в то время был одним из наиболее уважаемых дипломатов, пользовавшихся признанием международной и российской политической элиты [257], [238], а как опытный ооновец он лучше других разбирался в вопросах многосторонней дипломатии [257]. При этом, по оценкам экспертов, неизбежное для Лаврова увлечение ООН как центром мировой дипломатии должно было быстро пройти, оставив опыт и большие личные связи [257].
Сразу после назначения Лаврова многие эксперты назвали его яркой личностью, подчеркивали профессионализм, независимость и самостоятельность, связывали с ним ожидания на изменения во внешнеполитическом курсе страны [259], [258], [187], [238], [252]. Высказывались, однако, и более осторожные мнения, согласно которым ведомству Лаврова предстояло играть не столько политико-образующую, сколько подчиненную роль. Подчеркивалось, что МИД - не единственный орган, определяющий внешнюю политику России, и что ему предстояло занять скромное положение между Советом безопасности РФ и Управлением президента РФ по внешней политике [257]. В июле 2004 года было принято Положение о Министерстве иностранных дел РФ, где среди основных задач ведомства упоминалась разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и представление соответствующих предложений президенту [231], однако уже в 2006 году некоторые эксперты утверждали, что Лавров оказался не более чем техническим исполнителем при президенте Путине, а внешняя политика страны — продолжением внутренней политики. По их мнению, министр иностранных дел ничего не решал, ничего не определял и не обладал ни административным, ни каким либо другим ресурсом [89], [279].
Возглавив МИД, Лавров автоматически стал членом Совета безопасности РФ [84]. Также в мае 2006 года Лавров вошел в состав федерального оперативного штаба Национального антитеррористического комитета (НАК). Председателем этой организации стал директор ФСБ России Николай Патрушев. НАК был сформирован в соответствии с указом президента РФ "О мерах по противодействию терроризму" для планирования применения сил и средств, управления контртеррористическими операциями, а также ликвидации последствий диверсионно-террористических актов и действий в чрезвычайных ситуациях [106].
Летом 2004 года Лавров в
интервью сообщил, что МИД,
в отличие от ряда
После вступления в новую должность Лавров написал статью, опубликованную в российской и иностранной прессе, в которой высказался по ключевым проблемам и сформулировал основные задачи российской внешней политики. По его словам, не имела разумной альтернативы та политика, в рамках которой Россия и США стали ближайшими союзниками в борьбе с международным терроризмом, произошло качественное улучшение отношений России и НАТО, развивалось стратегическое партнерство России с Европейским союзом. Кроме того, внешняя политика должна была способствовать интеграции России в мировую экономику, развитию взаимовыгодных связей со странами членами СНГ, Европейским союзом, США, Китаем, Индией, Японией, государствами Азии и Латинской Америки. Особое внимание Лавров уделил вопросам безопасности, борьбе с терроризмом и урегулированию локальных конфликтов, для решения которых необходимо сотрудничество России, Соединенных Штатов, Европейского союза и ряда других стран, в том числе мусульманских. Пространство бывшего СССР он назвал сферой жизненных интересов России, но не зоной соперничества и борьбы за "сферы влияния". А для окончательного преодоления "конструкций времен холодной войны" Лавров предложил ратифицировать и ввести в действие адаптированный Договор об обычных вооруженных силах и вооружениях в Европе [251].
В середине мая 2004 года
ведомство Лаврова обвинили в
"утечках информации" во время
подготовки президентского
При этом летом 2004 года Лавров в интервью мидовскому изданию сообщил о необходимости ключевой роли ООН для формирования более безопасного и справедливого мирового порядка в XXI веке [228], в то время как научному политологическому сообществу признался, что международная система будущего находилась лишь в стадии формирования [241].
В начале 2006 года Лавров и министр иностранных дел и сотрудничества Испании Мигель Анхель написали в соавторстве статью, посвященную скандалу вокруг публикации в датской газете карикатур на пророка Мухаммеда и последовавшим выступлениям мусульман. В этой статье министры, рассуждая о свободе слова, оскорблении религиозных чувств и насилии, заявили о своевременности инициативы по формированию Альянса цивилизаций, поддержанной генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном в июле 2005 года с подачи Турции и Испании. Этот альянс, по мнению авторов статьи, должен был способствовать налаживанию взаимодействия между цивилизациями, обеспечить сосуществования различных культур, стать союзом против нетерпимости любого толка и экстремизма [121].