Дидактические взгляды К.Д. Ушинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 01:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: доказать, что в учебниках К.Д. Ушинского получили практическое выражение основополагающие требования его дидактики.
Задачи исследования:
1.Осуществить анализ литературы по данной теме.
2.На основе анализа литературы выявить особенности социально-педагогических взглядов К.Д. Ушинского.
3.Показать, что актуальные проблемы современной методики находят свое решение в трудах К.Д. Ушинского.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Дидактические взгляды К.Д. Ушинского……………….5

1.1 Биография К.Д. Ушинского…………………………………………………..5

1.2 Педагогическая система К.Д. Ушинского………………………………….11

1.3 Дидактические взгляды К.Д. Ушинского…………………………………..14

Глава 2. Учебные книги К.Д. Ушинского как реализация его дидактической системы…………………………………………………………………………...19

Заключение……………………………………………………………………...34

Литература………………………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Ушинскому.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

     Книга «Детский мир» рекомендовалась для  занятий по русскому языку и содержит богатый и систематизированный  материал. Этот материал был пособием для бесед о родной природе, географии, истории. В основном книга построена на материале естественной истории.

     К.Д. Ушинский основную задачу своей книги  «Детский мир» видел в том, чтобы  учащиеся начальной школы приобретали  первоначальные знания о природе, животном и растительном мире, географии и отечественной истории. Материал он группирует так, чтобы ученикам была ясна связь между растительным и животным миром, было ясно то единство, которое существует между органической и неорганической природой.

     Книга «Детский мир» рассчитана на два года обучения. Каждая его часть содержит собственно «Детский мир» и хрестоматию: художественная проза, басни, стихи.

     Отдел 1. Наглядные рассказы и описания.

1.Дети в роще.

2.Первый день  в училище. Эта статья помогает детям осмотреться в классе и осознать те требования, которые в нем существуют. Здесь должны начаться логические упражнения, например: перечисление предметов одного цвета, одной формы, перечисление признаков одного и того же предмета, легкие сравнения.

3.Зима.

4.Весна.

5.Лето.

6.Осень.

7.Поездка из  столицы в деревню.

Отдел 2. О человеке.

8.Пять внешних  чувств. Предоставляя детям различные  предметы, учитель спрашивает, какими  чувствами он узнает те или  другие признаки предмета.

9.Предметы искусственные и естественные.

10.Орудие и  орган.

11.Вещества, составляющие  тело человека.

12.Главные части  человеческого тела.

13.Рука и нога.

14.Голова.

15.Глаза.

16.Уши.

17.Нос.

18.Рот.

      Все описания частей тела должны сопровождаться просмотром.

19.Внутренние  органы человеческого тела. Здесь обозначена только необходимость главных внутренних органов.

20.Питание.

21.Мозг и нерв.

22.Кости.

23.Животные и  растения.

24.Способность  души.

25.Сходство между  человеком и животным.

26.Отличие человека  от животных.

27.Сотворение человека.

Отдел 3. О животных.

28.Лошадь.

29.Корова.

30.Корова и  лошадь. Оба сравниваемых предмета  должны быть перед глазами  учеников. Вначале учитель задает  вопросы, затем ученики рассуждают  самостоятельно.

31.Осел. Необходимо  обратить внимание детей на различие двукопытных и однокопытных.

32.Овца. Дается  понятие о животных жвачных,  травоядных.

33.Кошка. Отличие  травоядных от хищных, сравнение  кошки с коровою.

34.Собака. Отличие  псовых от хищных, плотоядных  от травоядных, стопоходящих от  пальцеходящих. 

35.Собака и  кошка.

36.Свинья. Описание  свиньи помещено стой целью,  чтобы наглядно познакомить детей  с животными толстокожими и  многокопытными.

37.Слон.

38.Одногорбый  верблюд.

39.Северный олень.  Перечисление всех домашних зверей; главные различия между ними; разделение по породам; польза, которую приносят домашние животные; где живет каждое из них и почему.

40.Заяц. Представитель  грызунов; сравнение с собакой;  устройство зубов у разных  животных; устройство зубов у  человека.

41.Лисица. Псовое  семейство; отличие от грызунов; отличие от травоядных; характеристика волка.

42.Лев и тигр. Сравнение с кошкой, с лошадью.

43.Охота за  тигром.

44.Крот. Насекомоядное;  сообразность телесного устройства  с назначением животного; отличие  цели от назначения.

45.Летучая мышь.

46.Обыкновенная  обезьяна. Сравнение четырехруких, рукокрылых и четвероногих.

47.Тюлень. Сравнение  ластоногих с рукокрылыми, четвероногими;  сравнение с рыбой, если статья  о рыбе уже прочитана.

48.Кит. Общее  обозрение млекопитающих животных.

49.Канарейка. Сравнение с каким-нибудь из млекопитающих и с рыбой.

50.Утка.

51.Голуби и  куры. Отличие выводковых от птенцовых.

52.Соловей. Сравнение  с канарейкой, с голубем; описание  вороны, ласточки или каких-нибудь  других птиц, знакомых детям.

53.Аист. Сравнение  с уткой, с канарейкой.

54.Кобчики и  другие хищные птицы. Сравнение  хищных с голенастыми.

55.Ящерица. Сравнение  с птицей; понятие о пресмыкающихся.

56.Уж. Сравнение  с ящерицей; понятие о ядовитых  змеях.

57.Лягушка. Сравнение  с ужом, с птицей, с животным; понятие о земноводных.

58.Окунь. Первое  описание рыбы.

59.Сельди. Таблица  позвоночных.

60.Хрущ, или майский  жук. Понятие о насекомых, сравнение.

61.Шелк. Последовательный  рассказ превращений.

62.Бабочка.

63.Комнатные  мухи.

64.Паук. Сравнение  с мухой; отличие от насекомых.

65.Дождевой червяк. Отличие от насекомого.

66.Улитка.

67.Инфузории.

68.Кунсткамера  (статья 1). Знакомство детей с  понятиями о классификации предметов,  знакомых им.

69. Кунсткамера  (статья 2).

70. Кунсткамера  (статья 3).

71. Кунсткамера  (статья 4).

72. Кунсткамера  (статья 5). Племена людей.

Отдел 4. О растениях.

73.Яблоня. Для  общего обозрения частей дерева.

74.Вишня. Для  устройства цветка.

75.Береза и  ее семейство.

76.Ива. Сравнение  ивы и яблони; сережчатых и  розоцветных; растения одноторные (яблоня), растения двуторные, но однодомные (береза); растения двудомные (ива, финиковая пальма).

77.Рожь. Первое  понятие о растительном процессе, понятие о влиянии растительности  на человека, понятие о злаках, сравнение ржи с березой.

78.Хвойные деревья.  Сравнение ели с яблоней.

79.Белая лилия.  Семейство луковичных; сравнение  с ивой, с рожью; понятие о  растениях односеменодольных и  растениях луковичных в частности.

80.Строение растений.

81.Питание растений.

82.Грибы. Сравнение  с деревом, с рожью, с луковицей; понятие о растениях бесцветковых и сосудистых цветковых; растения чужеядные.

83.Как и из  чего делают полотна и другие  ткани для одежды.

84.О размножении  растений.

85.Польза, доставляемая  человеку животными и растениями.

86. Кунсткамера  (статья 6). Классификация растений.

Отдел 5. Тела неорганические.

87.Кремень. Сравнение  с деревом и животным; понятие  о неорганических телах.

88.Глина и  что из нее делается. Сравнение  с кремнем, понятие о землях.

89.Поваренная  соль.

90.Сера.

91.Известняк.

92.Произволдство  стекла.

93.Грифельная  доска.

94.Гранитный  валун.

95.Железо.

96.Медь. Сравнение  металла с камнем и землею, сравнение различных металлов  между собою.

97.Золото.

98.Ртуть.

99. Кунсткамера  (статья 7). Классификация минералов.

100.Вода. Сравнение  воды с различными неорганическими телами.

101.Воздух.

102.Тела воздухообразные,  или газы.

Отдел 6. Естественные явления.

103.Воды.

104.Дождь.

105.Роса, иней, снег, град.

106.Ветер.

107.Ручей.

108.Магнит.

109.Горение.

110.Гром и молния.

111.Звук.

112.Свет.

113.Тяжесть.

Отдел 7. Взгляд за пределы  детского мира.

114.Приглашение  в даль.

115.Вблизи и  вдали.

116.Земля.

117.Глобус.

118.Христофор  Колумб.

119.Васко-де-Гама.

120.Магеллан.

Цель этих статей – познакомить детей с главными очертаниями поверхности земного  шара.

121.Великие астрономы. Даются небольшие биографии Пифагора, Коперника, Галилея и Ньютона.

122.Солнечные  часы.

123.Времена года.

124.Луна. Объяснение  фаз луны.

125.Телескоп.

126.Капитан Кук.  Дается как дополнение к обозрению  земного шара.

127.Эскимосы. Опыт  описания народности и образец дикого быта.

128.Голландцы.  Как противоположность с эскимосами.

129.Киргизские  степи. Образец степного кочевого  быта.

130.Въезд в  Лондон с моря. Цель этой статьи  – представить образец всемирно-торгового  города.

131.Самоеды. Образец кочевого быта жителей Севера.

132.Гергулан.

133.Ночь на  Везувии. 

Цель этих статей – объяснить, что такое вулкан.

134.Иерусалим.

Отдел 8. Первые уроки логики.

135.Роза и гвоздика.

136.Что такое  различие и сходство.

137.Различие признаков.

138.Суждение.

139. Тело.

140. Различие  предметов.

141.Роды и виды.

142.Признаки родовые  и видовые.

143.Признаки существенные  и случайные.

144.Спор (понятие).

145.Определение.

146.Явление, причина  и следствие.

148.Цель и назначение.

149.Закон.

150.Закон естественный  и нравственный. Все последние статьи находятся в связи со статьями второго отдела «О человеке».

152.Объяснение  рисунков.

      Материал  учебников «Родное слово» и «Детский мир» подобран и расположен таким  образом, чтобы побуждать учащихся самостоятельно решать задачи, чтобы  учение было основательным и в  то же время соответствовало возрасту ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Центральной идеей дидактической системы  К.Д. Ушинского является положение  о том, что целью обучения является развитие памяти, воображения, логического  мышления ребенка на конкретном предметном материале, адаптированным с учетом его возрастных особенностей.

     Для решения этой задачи К.Д. Ушинский и  создал учебные книги «Родное  слово» и «Детский мир».

     В учебниках К.Д. Ушинского получили практическое выражение основополагающие требования его дидактики, такие  как связь обучения с жизнью, принципы воспитывающего обучения, учет психологических особенностей детей.

Информация о работе Дидактические взгляды К.Д. Ушинского