Дидактические взгляды К.Д. Ушинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 01:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: доказать, что в учебниках К.Д. Ушинского получили практическое выражение основополагающие требования его дидактики.
Задачи исследования:
1.Осуществить анализ литературы по данной теме.
2.На основе анализа литературы выявить особенности социально-педагогических взглядов К.Д. Ушинского.
3.Показать, что актуальные проблемы современной методики находят свое решение в трудах К.Д. Ушинского.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Дидактические взгляды К.Д. Ушинского……………….5

1.1 Биография К.Д. Ушинского…………………………………………………..5

1.2 Педагогическая система К.Д. Ушинского………………………………….11

1.3 Дидактические взгляды К.Д. Ушинского…………………………………..14

Глава 2. Учебные книги К.Д. Ушинского как реализация его дидактической системы…………………………………………………………………………...19

Заключение……………………………………………………………………...34

Литература………………………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Ушинскому.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

1.2 Педагогическая система  К.Д. Ушинского. 

     В педагогическом наследии К.Д. Ушинского  условно можно выделить несколько  важнейших проблем, первой из которых  является разработка педагогической антропологии. Основная идея проблемы высказывалась еще в первых его статьях, а получила свое завершение в труде «Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии)». Основная идея книги сформулирована автором в предисловии: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях». К.Д. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, истории, статистики, географии, то есть на использовании наук, позволяющих обнаружить свойство предмета воспитания – человека. В первом томе книги даны физиологические основы процесса «сознавания», начиная с первичных ощущений и доходя до сложного рассудочного процесса. Во втором томе излагаются процессы душевных чувств и духовные особенности человека. В третьем, незавершенном томе, К.Д. Ушинский предполагал изложить «в системе те педагогические меры, правила, которые сами собой вытекают из явлений человеческого организма и человеческой души».

     Вторая  проблема, лежащая в основе педагогической системы К.Д. Ушинского, - это идея народности воспитания. Идея народности рассматривалась К.Д. Ушинским в таких работах, как «Три элемента школы», «О нравственном элементе в общественном воспитании», «Вопрос о народных школах», «Воскресные школы», «О пользе педагогической литературы».

     Под народностью он понимал своеобразие  каждого народа, обусловленное его  историческим развитием, географическими  и природными условиями. В статье «О народности в общественном воспитании»  К.Д. Ушинский начинает анализ воспитания в духе народности с характеристики тех черт, которые исторически сложились у различных народов. Он дает характеристику и глубокий анализ французского, английского, немецкого и американского воспитания. Особенно подробно он останавливается на критике немецкой педагогике того времени, на которую ориентировалось правительство. К.Д. Ушинский доказывал нецелесообразность  механического перенесения этой педагогики на русскую почву. 

     Поскольку лучшим выражением народности, по мнению К.Д. Ушинского, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно хорошо знакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой. Реализация принципа народности предполагала:

1)создание широкой  сети народных школ, обеспечивающих обязательность обучения всех детей, делом воспитания должен руководить сам народ;

2)воспитание  должно давать детям реальное  образование, развивать их умственные  способности с тем, чтобы они  могли быть использованы в  интересах народа;

3)центральное  место в формировании человека  должен занимать родной язык;

4)воспитание  должно формировать человека, для  которого труд является первой  потребностью;

5)женщинам должно  быть обеспечено образование,  равное с мужчинами;

6)недопустимо слепое заимствование и внедрение в практику зарубежных систем, не соответствующих русской народности.

     Третья  проблема педагогической системы К.Д. Ушинского – воспитание нравственных чувств. Среди различных сторон воспитания он ставил на первое место нравственное воспитание. Воспитание должно развивать, по мнению К.Д. Ушинского, в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, формировать твердый характер и волю, чувство долга.

     Средствами  нравственного воспитания, по К.Д. Ушинскому, являются нравственное просвещение, личный пример учителя, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и изыскания.

Большое значение в воспитании, по мнению К.Д. Ушинского, принадлежит семье, которая закладывает основы формирования личности. Важнейшими условиями эффективного семейного воспитания являются доброжелательная атмосфера во взаимоотношениях всех членов семьи, единство требований родителей, постоянное участие детей в различных видах трудовой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Дидактические взгляды  К.Д. Ушинского 

     К.Д. Ушинским была разработана целая  дидактическая система. В данной системе важнейшее место отводилось положению о том, что психические  качества человека формируются в  единстве с их нейрофизиологической основой. Опираясь на достижения психологии и физиологии, К.Д. Ушинский раскрыл особенности умственного развития ребенка. Он исследовал психофизическую природу обучения, дал анализ психологических механизмов внимания, памяти, воображения, мышления, обосновал необходимость их учета и развития в процессе обучения.

     Указывая  на необходимость учета возрастных психологических особенностей детей, К.Д. Ушинский дал ряд конкретных методических рекомендаций по развитию внимания детей во время обучения. Отметив, что существуют два вида внимания: активное, то есть произвольное, и пассивное, то есть непроизвольное, Ушинский считал, что надо с учетом особенностей детского возраста развивать пассивное внимание, в то же время развивая внимание активное как главное, которым человеку придется пользоваться в дальнейшем. Внимание он рассматривал как показатель направленности интересов человека, уровня его общего развития.

     Также К.Д. Ушинский рассматривает природу  памяти, механизмы процессов памяти, показывает педагогическое значение памяти.

     Память, отмечает К.Д. Ушинский, - процесс психофизический, материалом для ее развития выступает  содержание, то есть «память развивается  в том, что она содержит». Развивает  память запоминание не всяких фактов, а только тех, которые составляют систему, организованы в «прочные ассоциации с фактами, приобретенными прежде».

     Развитию  памяти, по мнению К.Д. Ушинского, будет  способствовать упражнение в произвольном «воспоминании». Необходимо заставить  себя вспомнить то или  другое. Процесс развития памяти невозможен без перестройки имеющихся ассоциаций, приведения в систему всех имеющихся представлений.

     Основу  процессов памяти, по Ушинскому, составляют ассоциации представлений. Он выделяет и дает характеристику ассоциаций по сходству, по противоположности, «ассоциации по порядку времени, ассоциации по единству места». Кроме названных, К.Д. Ушинский говорит и о «рассудочных ассоциациях». Это ассоциации, где следы связываются по «внутренней логической необходимости»: как причина и следствие, как средство и цель, часть и целое, положение и вывод.

     Ассоциации, которые складываются у ребенка, имеют, как правило, механический характер. К.Д. Ушинский считает важной задачей  учения «превращение (вопросами) механических ассоциаций в рассудочные». С этой целью он советует показывать логические связи между теми явлениями, которые уже установлены у ребенка на основе ассоциаций времени, места.

Говоря о памяти и заучивании, Ушинский указывал, что  частым повторением, предупреждающим  забывание, надо укреплять в воспитаннике уверенность в своей памяти.

     Как в общепсихологическом плане, так  и с точки зрения педагогической психологии К.Д. Ушинский затронул основные стороны психологии мышления и дал  указания о построении обучения с  учетом психологических закономерностей процесса мышления.

     Начиная с первого года обучения, К.Д. Ушинский рекомендовал уделять особое внимание развитию логического мышления у  детей. Учить их находить сходство и  различие в предметах, анализу и  синтезу, обобщению, индукции и дедукции.

     Особую  роль К.Д. Ушинский отводит развитию наблюдательности, умению вести наблюдение. Эта способность лежит в основе развития мышления, так как весь наш мыслительный процесс состоит  из тех элементов, которые были восприняты нами из внешнего мира. Образы, возникающие у нас благодаря ощущениям и восприятием, являются строительными материалами нашего мыслительного процесса. Правильность же нашего мышления зависит от того, насколько верны данные, воспринятые из внешнего мира.

     Развитие  мыслительного процесса у ребенка К.Д. Ушинский связывает с усвоением им понятий, способности к суждениям и умозаключениям. Понятия, подчеркивает педагог, развиваются на основе представлений. Понятие образуется, если ребенок, имея  многообразие представлений о каком-либо предмете или явлении, в сознании выделяет общие и наиболее важные признаки.

     Абстрактные понятия (понятия вещи и ее признаков, причинности, числа, величины) должны быть сформированы у ребенка, хотя и значительно  позднее.

     Ребенок должен получить достаточное количество представлений об изучаемых явлениях, они должны быть разнообразными и сообщать разносторонние знания о предмете.

     Развитие  понятий у ребенка не может  осуществляться успешно, если он не умеет  отличать существенное и необходимое  от случайного, выделить причину и следствие, различить временные и пространственные отношения.

Обучение должно быть построено на принципах посильности  его для ребенка и последовательности. Во избежание переутомления нельзя допускать в первые годы обучения перегрузки детей учебными занятиями.

     Учитывая, что «дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще…», Ушинский считал наглядность одним из важнейших  принципов обучения, так как единственным источником наших знаний может быть «опыт, сообщаемый нам через посредство внешних чувств».

     Много внимания К.Д. Ушинский уделял сознательности и прочности усвоения детьми учебного материала. Он подробно разработал методику повторения учебного материала, методику образования у детей общих  понятий из наглядных единичных  представлений, развития мышления у детей, одновременно с развитием у них речи.

     В процессе обучения К.Д. Ушинский различает  две стадии. На первой стадии дети под  руководством учителя наблюдают  предмет или явление и составляют о нем общее понятие. Эта стадия имеет три ступени: на первой ступени дети под руководством учителя непосредственно воспринимают предмет или явление. На второй ступени под руководством учителя отличают и различают, сравнивают и сопоставляют полученные представления об изучаемом предмете или явлении и составляют о нем понятие. На третьей ступени учитель своими разъяснениями дополняет полученное детьми понятие, приводит в систему эти понятия, отделяя основное от второстепенного. На второй стадии проводятся обобщение и закрепление полученных знаний.

     В области общей дидактики К.Д. Ушинским были сформулированы следующие требования успешного обучения: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, нравственность, полезность. Говоря о своевременности обучения, он имел в виду не только учет возрастных особенностей детей, но и использование методов обучения, доступных для них. К.Д. Ушинский был против разделения функции воспитания и обучения между воспитателем и учителем. Он рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания. Он требовал, чтобы в начальной школе вместо отдельных учителей, преподающих каждый учебный предмет, были классные учителя, преподающие в данном классе все предметы.

     В своей дидактической системе К.Д. Ушинский много места уделил уроку как основной форме организации учебного процесса, сформулировал ряд требований к нему: целенаправленность, законченность, разнообразие используемых методов.

     Виды  учебных занятий на уроках могут быть различны: сообщение новых знаний, упражнения, повторение пройденного, учет знаний, письменные и графические работы учащихся. Каждый урок должен иметь целевую установку, быть законченным и носить воспитательный характер.

В начальной  школе К.Д. Ушинский рекомендовал давать элементарные сведения по истории, географии, природоведению на уроках родного языка путем объяснительного чтения. В статье «О первоначальном преподавании русского языка» К.Д. Ушинский дал методические указания. Это преподавание, по его мнению, имеет три задачи: развить речь ребенка, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка, усвоить логику языка. Все три задачи выполняются одновременно. Для развития речи К.Д. Ушинский рекомендует систематические упражнения – сначала устные, затем письменные, которые должны постепенно усложняться.

Информация о работе Дидактические взгляды К.Д. Ушинского