Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 16:46, курсовая работа
Константин Дмитриевич Ушинский вошёл в историю российской педагогики как выдающийся педагог и психолог. Педагог-практик и теоретик, одарённый литератор, отличавшийся самостоятельным мышлением и гуманистическими воззрениями, он навсегда остаётся классиком нашей культуры. КД. Ушинский считается основоположником научной педагогики в России.
Деятельность К.Д. Ушинского протекала в период кризиса крепостнического строя, подъёма общественно-демократического движения и формирования в нём революционно-демократического направления. Именно поэтому стержнем его педагогической системы стали требования демократизации системы образования и обучения.
Введение...............................................................................................................3
1.Дидактическая концепция К.Д. Ушинского
1.1Развивающее обучение…………………………………………………….4
1.2. Дидактические принципы, основы обучения…………………………8
2. Дидактическая система К.Д. Ушинского
2.1.Условия, методы, приёмы и организационные формы обучения..13
2.2 "Родное слово" и другие книги для чтения К.Д. Ушинского как реализация его дидактической концепции………………………………26
Заключение…………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………31
В сочетании этих двух видов занятий одинаково развивающих ребенка с разных сторон и заключается педагогическое мастерство К.Д. Ушинского. Появление "Родного слова" произвело значительный поворот в начальном обучении. Обучаясь по "Родному слову" дети учатся не только читать и писать, но и развивают свои душевные силы, обогащают свою речь и выясняют себе окружающую действительность. К.Д. Ушинский характеризовал грамматики как науки преимущественно "очеловечивающей ребят", исходил из идеи единства языка и мышления.
Первая часть "Родного слова" по содержанию представляет разумную, педагогически организованную строгую систему знаний, понятий, впечатлений для развития у детей логического мышления, ведущая ребенка от языка детско-поэтического к языку и мышлению отвлеченному. Это система, в основу которой положена забота о развитии у детей самостоятельной деятельности.
Вторая часть "Родного слова" изложена на более высоком уровне трудности. Основным стержнем, вокруг которого группируется материал, являются деловые статьи, которые ребенок читает, анализирует, излагает их содержание. К деловым статьям примыкают литературно-художественный материал, стихи, русские народные сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки, басни. Пользу таких чтений К.Д. Ушинский видел в том, что "в душе дитяти с логической мыслью будет срастаться прекрасный поэтический образ, развитие ума будет идти дружно с развитием фантазии и чувств: логическая мысль отыщет себе поэтическое выражение ...".
"Родное слово" позволяет формировать навыки сознательного чтения у учащихся, давать "пищу" детскому уму, возбуждая в нем мысль, а педагогическая обработка материала обеспечивает постепенное и поступательное развитие детской мысли и речи, сообщая при этом определенную сумму знаний.
В соответствии с дидактической концепцией К.Д. Ушинского "Родное слово" была построено так, чтобы обеспечить рост и развитие знаний, умений и навыков, мыслительных способностей учащихся начальной школы. Методические руководства к этим учебным книгам сыграли исключительную роль в образовании российских учителей. К.Д. Ушинский, по существу, заложил основы педагогической антропологии как науки о развивающейся личности. В своих методических руководствах для учителей К.Д. Ушинский рассмотрел основы методики начального обучения.
В книгах К.Д.
Ушинского сложные для
В некоторых местах изложение схоже с диалогами Сократа в произведениях Платона. Следующий пример из раздела "Первые уроки логики", имеет целью изложить материал об образовании положительных и отрицательных суждений по данным предметам и признакам и без этого:
"Отец: – Находить сходство и различие между предметами и приписывать им какие-либо признаки значит судить, рассуждать; а способность рассуждать называется рассудком. Если я говорю, что у лошади нет рогов, а у коровы нет гривы, что у льва втяжные острые когти, а у лисицы пушистый хвост, то, значит, я приписываю предметам те или другие признаки, или рассуждаю. Суждения, как ты видишь, могут быть отрицательные и положительные.
Положительным называется такое суждение, в котором я приписываю предмету какой-нибудь признак, отрицательным – такое, в котором я утверждаю, что какого-нибудь признака в предмете нет. Во всём, что мы говорим и думаем, есть непременно суждение. Всякая мысль в нашей голове, всякая фраза, если только в ней есть какой-нибудь смысл, непременно заключает в себе суждение.
Сын: – Неужели? Но если я скажу что-нибудь на удачу?
Отец: – Скажи, что хочешь.
Сын: – Что бы мне сказать такое? (подумав). Сегодня холодно.
Отец: – Здесь есть суждение: сегодняшнему дню ты приписываешь признак – холод.
Сын: – Я хочу быть большим.
Отец: – Опять суждение: ты приписываешь себе признак – желание быть большим. Придумай ещё что-нибудь.
Сын: – Нет, я ничего не могу придумать: во всём, что приходит мне на мысль, есть суждение, есть предмет и есть признак, который я ему приписываю. Как это странно! Я никогда об этом прежде не думал" [4].
Заключение
В данной работе
я постаралась рассмотреть
К.Д. Ушинский
занимался изучением
К.Д. Ушинским на конкретном материале были раскрыты многие из известных на сегодня дидактических принципов, таких как наглядность, доступность (природосообразность), научность и др. Содержание которых я постаралась раскрыть в данной работе. Этот поистине великий педагог внес огромный вклад в развитие дидактики.
Наиболее известными среди педагогов являются созданные К.Д. Ушинским книги "Родное слово" и "Детский мир и Хрестоматия". Прочитав эти книги, можно узнать, как посредством выразительных средств русского языка и особой структуры изложения материала может быть реализована провозглашённая К.Д. Ушинским цель обучения.
К сожалению, малый объём курсовой работы не позволяет основательно и со всей серьёзностью подойти к вопросу описания дидактической концепции К.Д. Ушинского, однако я постаралась отразить все основные моменты.
Список литературы:
1. Катуржевская О. Теория развивающего обучения в отечественной дидактике второй половины XIX начала XX века / О. Катуржевская // Научно-методический вузовский сборник "Образование в России: история, опыт, проблемы". – Армавир, 1999.
2. Днепров Э.Д. Ушинский К.Д. / Э.Д. Днепров // Большая советская энциклопедия. – М.: Проспект-М, 2002.
3. Занков Л.В. Обучение и развитие / Л.В. Занков. – СПб: Питер, 2000.
4. Ушинский
К.Д. Детский мир и
5. Ушинский К.Д. Родное слово: книга для детей и родителей / К.Д. Ушинский. – Новосибирск: Детская литература, 1999.
6. Ушинский
К.Д. Проект учительской
7. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1996.
8. Ушинский
К.Д. Человек как предмет
9. Ушинский
К.Д. Педагогическая поездка
10. Ушинский К.Д. Материалы к третьему тому педагогической антропологии / К.Д. Ушинский. – Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1948.
11. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1988.
12. Богуславский М. Испытание для классика. Известный и неизвестный Ушинский / М. Богуславский // Учительская газета. – №31. – 2002.
13. Замостьянов А. Время К.Д. Ушинского / А. Замостьянов, В. Чумаков // Народное образование. – №5. – 2002.