Дидактическая концепция К.Д. Ушинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Константин Дмитриевич Ушинский вошёл в историю российской педагогики как выдающийся педагог и психолог. Педагог-практик и теоретик, одарённый литератор, отличавшийся самостоятельным мышлением и гуманистическими воззрениями, он навсегда остаётся классиком нашей культуры. КД. Ушинский считается основоположником научной педагогики в России.
Деятельность К.Д. Ушинского протекала в период кризиса крепостнического строя, подъёма общественно-демократического движения и формирования в нём революционно-демократического направления. Именно поэтому стержнем его педагогической системы стали требования демократизации системы образования и обучения.

Содержание

Введение...............................................................................................................3
1.Дидактическая концепция К.Д. Ушинского
1.1Развивающее обучение…………………………………………………….4
1.2. Дидактические принципы, основы обучения…………………………8
2. Дидактическая система К.Д. Ушинского
2.1.Условия, методы, приёмы и организационные формы обучения..13
2.2 "Родное слово" и другие книги для чтения К.Д. Ушинского как реализация его дидактической концепции………………………………26
Заключение…………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Титульный лист.docx

— 63.77 Кб (Скачать)

В сочетании  этих двух видов занятий одинаково  развивающих ребенка с разных сторон и заключается педагогическое мастерство К.Д. Ушинского. Появление "Родного слова" произвело значительный поворот в начальном обучении. Обучаясь по "Родному слову" дети учатся не только читать и писать, но и развивают свои душевные силы, обогащают свою речь и выясняют себе окружающую действительность. К.Д. Ушинский характеризовал грамматики как науки преимущественно "очеловечивающей ребят", исходил из идеи единства языка и мышления.

Первая часть "Родного слова" по содержанию представляет разумную, педагогически организованную строгую систему знаний, понятий, впечатлений для развития у детей логического мышления, ведущая ребенка от языка детско-поэтического к языку и мышлению отвлеченному. Это система, в основу которой положена забота о развитии у детей самостоятельной деятельности.

Вторая часть  "Родного слова" изложена на более высоком уровне трудности. Основным стержнем, вокруг которого группируется материал, являются деловые статьи, которые ребенок читает, анализирует, излагает их содержание. К деловым статьям примыкают литературно-художественный материал, стихи, русские народные сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки, басни. Пользу таких чтений К.Д. Ушинский видел в том, что "в душе дитяти с логической мыслью будет срастаться прекрасный поэтический образ, развитие ума будет идти дружно с развитием фантазии и чувств: логическая мысль отыщет себе поэтическое выражение ...".

"Родное слово" позволяет формировать навыки сознательного чтения у учащихся, давать "пищу" детскому уму, возбуждая в нем мысль, а педагогическая обработка материала обеспечивает постепенное и поступательное развитие детской мысли и речи, сообщая при этом определенную сумму знаний.

В соответствии с дидактической концепцией К.Д. Ушинского "Родное слово" была построено так, чтобы обеспечить рост и развитие знаний, умений и навыков, мыслительных способностей учащихся начальной школы. Методические руководства к этим учебным книгам сыграли исключительную роль в образовании российских учителей. К.Д. Ушинский, по существу, заложил основы педагогической антропологии как науки о развивающейся личности. В своих методических руководствах для учителей К.Д. Ушинский рассмотрел основы методики начального обучения.

В книгах К.Д. Ушинского сложные для понимания  детей понятия облекались в литературную форму.

В некоторых  местах изложение схоже с диалогами  Сократа в произведениях Платона. Следующий пример из раздела "Первые уроки логики", имеет целью изложить материал об образовании положительных и отрицательных суждений по данным предметам и признакам и без этого:

"Отец: – Находить сходство и различие между предметами и приписывать им какие-либо признаки значит судить, рассуждать; а способность рассуждать называется рассудком. Если я говорю, что у лошади нет рогов, а у коровы нет гривы, что у льва втяжные острые когти, а у лисицы пушистый хвост, то, значит, я приписываю предметам те или другие признаки, или рассуждаю. Суждения, как ты видишь, могут быть отрицательные и положительные.

Положительным называется такое суждение, в котором  я приписываю предмету какой-нибудь признак, отрицательным – такое, в котором я утверждаю, что какого-нибудь признака в предмете нет. Во всём, что мы говорим и думаем, есть непременно суждение. Всякая мысль в нашей голове, всякая фраза, если только в ней есть какой-нибудь смысл, непременно заключает в себе суждение.

Сын: – Неужели? Но если я скажу что-нибудь на удачу?

Отец: – Скажи, что хочешь.

Сын: – Что бы мне сказать такое? (подумав). Сегодня холодно.

Отец: – Здесь есть суждение: сегодняшнему дню ты приписываешь признак – холод.

Сын: – Я хочу быть большим.

Отец: – Опять суждение: ты приписываешь себе признак – желание быть большим. Придумай ещё что-нибудь.

Сын: – Нет, я ничего не могу придумать: во всём, что приходит мне на мысль, есть суждение, есть предмет и есть признак, который я ему приписываю. Как это странно! Я никогда об этом прежде не думал" [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе я постаралась рассмотреть дидактическую  концепцию великого педагога К.Д. Ушинского как теорию развивающего обучения. С этой позиции, центральной идеей дидактической концепции К.Д. Ушинского является положение о том, что целью обучения является развитие (памяти, воображения, логического мышления, способностей) ребёнка на конкретном предметном материале, адаптированном с учётом возрастных особенностей.

К.Д. Ушинский занимался изучением психологических  и физиологических закономерностей, что отразил в фундаментальном труде "Человек как предмет воспитания". Отдельные моменты этих исследований я постаралась отразить в работе.

К.Д. Ушинским на конкретном материале были раскрыты многие из известных на сегодня дидактических  принципов, таких как наглядность, доступность (природосообразность), научность и др. Содержание которых я постаралась раскрыть в данной работе. Этот поистине великий педагог внес огромный вклад в развитие дидактики.

Наиболее  известными среди педагогов являются созданные К.Д. Ушинским книги "Родное слово" и "Детский мир и Хрестоматия". Прочитав эти книги, можно узнать, как посредством выразительных  средств русского языка и особой структуры изложения материала  может быть реализована провозглашённая К.Д. Ушинским цель обучения.

К сожалению, малый объём курсовой работы не позволяет  основательно и со всей серьёзностью подойти к вопросу описания дидактической концепции К.Д. Ушинского, однако я постаралась отразить все основные моменты.

 

Список литературы:

1. Катуржевская  О. Теория  развивающего обучения в отечественной дидактике второй половины XIX начала XX века / О. Катуржевская // Научно-методический вузовский сборник "Образование в России: история, опыт, проблемы". – Армавир, 1999.

2. Днепров  Э.Д. Ушинский К.Д. / Э.Д. Днепров // Большая советская энциклопедия. – М.: Проспект-М, 2002.

3. Занков  Л.В. Обучение и развитие / Л.В. Занков. – СПб: Питер, 2000.

4. Ушинский  К.Д. Детский мир и Хрестоматия  / К.Д. Ушинский. – Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1948.

5. Ушинский  К.Д. Родное слово: книга для  детей и родителей / К.Д. Ушинский. – Новосибирск: Детская литература, 1999.

6. Ушинский  К.Д. Проект учительской семинарии  / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1996.

7. Ушинский  К.Д. О пользе педагогической  литературы / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1996.

8. Ушинский  К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский. – Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1948.

9. Ушинский  К.Д. Педагогическая поездка по  Швейцарии / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1996.

10. Ушинский К.Д. Материалы к третьему тому педагогической антропологии / К.Д. Ушинский. – Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1948.

11. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1988.

12. Богуславский М. Испытание для классика. Известный и неизвестный Ушинский / М. Богуславский // Учительская газета. – №31. – 2002.

13. Замостьянов  А. Время К.Д. Ушинского / А. Замостьянов, В. Чумаков // Народное образование. – №5. – 2002.


Информация о работе Дидактическая концепция К.Д. Ушинского