Дидактическая концепция К.Д. Ушинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Константин Дмитриевич Ушинский вошёл в историю российской педагогики как выдающийся педагог и психолог. Педагог-практик и теоретик, одарённый литератор, отличавшийся самостоятельным мышлением и гуманистическими воззрениями, он навсегда остаётся классиком нашей культуры. КД. Ушинский считается основоположником научной педагогики в России.
Деятельность К.Д. Ушинского протекала в период кризиса крепостнического строя, подъёма общественно-демократического движения и формирования в нём революционно-демократического направления. Именно поэтому стержнем его педагогической системы стали требования демократизации системы образования и обучения.

Содержание

Введение...............................................................................................................3
1.Дидактическая концепция К.Д. Ушинского
1.1Развивающее обучение…………………………………………………….4
1.2. Дидактические принципы, основы обучения…………………………8
2. Дидактическая система К.Д. Ушинского
2.1.Условия, методы, приёмы и организационные формы обучения..13
2.2 "Родное слово" и другие книги для чтения К.Д. Ушинского как реализация его дидактической концепции………………………………26
Заключение…………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Титульный лист.docx

— 63.77 Кб (Скачать)


Титульный лист

 
   
   

 

 

 

Содержание:

 

 

 

   

Введение...............................................................................................................3

1.Дидактическая концепция  К.Д. Ушинского

 

1.1Развивающее обучение…………………………………………………….4

1.2. Дидактические принципы, основы обучения…………………………8

 

2. Дидактическая система  К.Д. Ушинского

2.1.Условия, методы, приёмы и организационные  формы обучения..13

2.2 "Родное слово" и другие  книги для чтения К.Д. Ушинского  как реализация его дидактической  концепции………………………………26

Заключение…………………………………………………………………….30

 

Список литературы……………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Константин  Дмитриевич Ушинский вошёл в историю  российской педагогики как выдающийся педагог и психолог. Педагог-практик и теоретик, одарённый литератор, отличавшийся самостоятельным мышлением и гуманистическими воззрениями, он навсегда остаётся  классиком нашей культуры. КД. Ушинский считается основоположником научной педагогики в России.

Деятельность  К.Д. Ушинского протекала в период кризиса крепостнического строя, подъёма общественно-демократического движения и формирования в нём революционно-демократического направления. Именно поэтому стержнем его педагогической системы стали требования демократизации системы образования и обучения. В общественных взглядах К.Д. Ушинского, в целом идеалистических, нашли отражение прогрессивно демократическая идея поступательного развития общества, протест против деспотизма, признание деятельной сущности человека, труда как важнейшего фактора жизни.

Однако К.Д. Ушинский известен ещё и как талантливый  дидакт, явившийся одним из идеологов и разработчиков теории развивающего обучения, поставивший дидактику на психологическую основу. "Предметом воспитания", считал К.Д. Ушинский является человек, и "если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". Знать человека "во всех отношениях" у К.Д. Ушинского означало изучение его физических и психических особенностей, влияний "непреднамеренного воспитания" - общественной среды, "духа времени", его культуры и передовых общественных идеалов. Материалистическая позиция К.Д. Ушинского позволила ему решать на высоком научном уровне фундаментальные педагогические и дидактические проблемы.

Рассмотрение  дидактической концепции К.Д. Ушинского, цель данной курсовой работы.

 

1. Дидактическая концепция  К.Д. Ушинского 

1.1Развивающее  обучение 

Идея развивающего обучения зародилась в глубокой древности, затем ярко проявилась в трудах мыслителей середины XIX века, творческие искания которых в значительной степени были посвящены поискам путей умственного и духовного раскрепощения и развития самостоятельно мыслящей личности.

К середине XIX века в экономической и политической жизни России происходят крупные изменения. Развитие капитализма и выдвижение на политическую арену буржуазии и прогрессивных деятелей науки вызвало необходимость преодоления устаревших концепций обучения и создание новых, способных обеспечить подготовку молодого поколения к новым социальным условиям.

В середине XIX века во главе с К.Д. Ушинским активно всесторонне изучалась и разрабатывалась теория развивающего обучения. Идеи К.Д. Ушинского были развиты его последователями: Н. А. Корф, В. П. Вахтеров, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров,  В.Я. Стоюнин и другие. Теория развивающего обучения имела большое значение в развитии педагогики начального обучения и закономерно оказала большое влияние на прогрессивных педагогов второй половины XIX - начала XX века, которые не только восприняли, но и значительно продвинули вперед передовые идеи развивающего обучения, как в теории, так и в практике передовые идеи развивающего обучения К.Д. Ушинского.

Цели и  задачи обучения К.Д. Ушинский рассматривал в контексте развития личности.

Он выделял  следующие факторы воспитания личности:

  • преднамеренные, т.е. те цели и задачи, которые заранее поставлены воспитанием;
  • непреднамеренные, т.е. те, которые влияют на ребенка непосредственно в той среде, в которой он находится.

Критикуя  одновременно и теорию материального  образования, и теорию формального, отмечая их однобокость, К.Д. Ушинский утверждал, что целью обучения должно быть обогащение ума ребёнка необходимыми знаниями при одновременном развитии его умственных способностей.

Таким образом, К.Д. Ушинский, по сути, постулировал неразрывность  целей формального и материального образования. При этом чтобы построить процесс обучения в соответствии с закономерностями психического развития ребенка, необходимо использовать лучшие стороны как формального, так, и, материального образования, поскольку только такой подход и сможет обеспечить умственное развитие ребенка в процессе усвоения им знаний и их переработки.

Иными словами, цель обучения, по К.Д. Ушинскому – развитие мышления, способностей, на определенной сумме знаний, которые необходимы в жизни, а задача обучения – создать условия для разнообразной деятельности ребенка на уроке.

В соответствии с целями образования К.Д. Ушинский решал и проблемы содержания образования, считая необходимым оставить "в наших школах и в наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека..." [4] К.Д. Ушинский отмечал, что "научное и педагогическое изложение науки две вещи разные". Отобранный для школы материал той или иной науки необходимо обработать и приспособить его к особенностям детского возраста. Внимательное рассмотрение принципов свидетельствует о том, что в них доминирует идея развивающего обучения. "Не науки должны схоластически укладываться в голове ученика, а знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь» - утверждал К.Д. Ушинский [9].

К.Д. Ушинский считал, что основной задачей педагога является "учить учиться" и помочь воспитаннику найти своё место в жизни. Он исходил из того, что "... следует передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания". Таким образом, дидактика Ушинского является теорией организации учителем познавательной деятельности детей, в которой первостепенное внимание уделяется развитию трудолюбия, интереса к науке и физическому труду, возбуждению активности и самостоятельности детей в процессе сознательного учения. При этом К.Д. Ушинский предъявлял высокие требования к учителю. Он должен иметь: глубокие специальные педагогические знания, проникнутые духом народности; твердые убеждения; сочетать разум и чувства; быть примером для подражания; любить детей и свою профессию, быть и учителем и воспитателем; обладать педагогическим тактом; активно участвовать в народной жизни; совершенствовать свое мастерство постоянно, свою культуру.

К.Д. Ушинский является основоположником начальной народной школы. Он обосновал необходимость реальной программы, связанной с изучением родного языка и основных доступных ребенку явлений жизни природы и общества,  разработал проблему духовного формирования и развития школьника в процессе обучения. В соответствии с провозглашённой целью первоначального обучения как основы общего образования К.Д. Ушинский выделял главные предметы, имеющие решающее значение в умственном и духовном развитии ребенка. Среди предметов, оказывающих влияние на умственное развитие  детей, он на первое место ставил родной язык и естествознание. В целях умственного развития учащихся начальной школы Ушинский стремился углубить процесс усвоения знаний. На основе формирования осмысленной системы знаний подвести учащихся к постижению обобщающих идей, лежащих в основе той или иной науки. К.Д. Ушинский впервые в России предложил такую систему занятий в начальной школе, которая объединила овладение родным языком с приобретением элементарных знаний. Именно такая система способствовала пробуждению умственной деятельности учащихся и подготовке к дальнейшему сознательному учению.

К.Д. Ушинский предлагал подвергнуть "сильному пересмотру учебный материал и до основания переделать программы обучения". Одним из главных недостатков школьной программы К.Д. Ушинский считал отрыв содержания от жизни, от потребностей общества: "...пора бы уже подвергнуть генеральному пересмотру все науки и все сведения... в педагогическом отношении такому же, какому подвергнул их Бекон когда-то в философии..." [10] Ушинский считал, что научные знания непрерывно растут, и что эти огромные научные ценности не могут механически быть перенесены в школу, их необходимо пересмотреть и упорядочить, логически упростить в соответствии с возрастом ребенка. Заслуга К.Д. Ушинского состояла в том, что он занимался переработкой научных знаний в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся, т.е. переработкой научной системы в дидактическую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Дидактические принципы,  основы  обучения

Доступность обучения (природосообразность). К.Д. Ушинский утверждал, что содержание обучения должно быть адаптировано с учетом умственных и физических возможностей учащихся, достигнутого ими уровня знаний и умений, развития. Вместе с тем изучаемый материал должен требовать от детей определенных усилий для его усвоения. По мнению Ушинского, обучение может выполнить образовательные и воспитательные задачи лишь в том случае, если оно будет соблюдать три основные условия: связь с жизнью, соответствие с природой ребенка и особенностями его психофизического развития, и обучения на родном языке.

Принцип научности  обучения. В содержании общего образования К.Д. Ушинский уделял большое место естественнонаучным знаниям, а в постановке преподавания гуманитарных предметов выступал против одностороннего, классического его направления.

Так, К.Д. Ушинский высоко оценивал учение Дарвина, которое, писал он, "... придает живой смысл всему естествознанию и может сделать его самым могучим образовательным предметом для детства и юности...".

Этот принцип  К.Д. Ушинский распространял и на предмет родного языка в школе, в котором, по его словам, "... одухотворяется весь народ и вся его родина". Так, в книги для первоначального классного чтения "Детский мир и Хрестоматия" (1861) и "Родное слово" (1864) он, кроме высокохудожественных отрывков из родной литературы и устного народного творчества, включил так называемые деловые статьи, дававшие материал по природоведению, географии и истории страны. Научный уровень знаний здесь сочетался с доступностью и яркостью изложения, служил задачам нравственного и эстетического воспитания. В них дан содержательный материал для наблюдений, разработана система логических упражнений.

Ушинский утвердил в русской дидактике принцип воспитывающего обучения (единства обучения и воспитания). Если развитие, формирование и воспитание личности осуществляется в единстве своем через обучение, то само обучение неизбежно, по мнению Ушинского, должно быть развивающим и воспитывающим. Обучение Ушинский считал могущественным органом воспитания. Наука должна действовать не только на ум, но и на душу, чувство. Он пишет: "К чему учить историю, словесность, все множество наук, если это учение не заставит нас полюбить идею и истину больше, чем деньги, карты и вино, и ставить духовные достоинства выше случайных преимуществ". "... Воспитание", - учил К.Д. Ушинский, - "должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека". Ведущая роль в этом принадлежит учителю, являющемуся "... живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, ... его дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел истории..." [7]. В формировании личности народного учителя Ушинский возлагал надежды на педагогическую литературу и специальную систему его подготовки.

Систематичность и последовательность в обучении. К.Д. Ушинский предупреждал о том, что голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин не отыщет то, что ему нужно. Чтобы этого не происходило, знания и умения детей должны представлять собой определенную систему, а их формирование - осуществляться в такой последовательности, чтобы изучаемый элемент учебного материала был логически связан с другими его элементами.

Оптимальное сочетание наглядных, словесных  и практических методов обучения. К.Д. Ушинский считал, что успеха в  обучении можно достигнуть при сочетании чувственной и абстрактной деятельности: ощущения должны превращаться в понятия, из понятий - составляться мысль, облеченная в слово. Обучение должно включать непосредственное восприятие детьми конкретных образов изучаемых объектов, процессов и действий.

Про наглядное  обучение К.Д. Ушинский писал в своём  учебнике "Родное слово": "Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника, или прежде, самостоятельным наблюдением ребенка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовый образ и на нем строит ученье... Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и — ребенок усвоит их налету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает: вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро. Попробуйте одно и то же происшествие рассказать двум детям, одинаково способным: одному — по картинкам, другому без картинок, — и вы оцените тогда все значение картинок для ребенка... Показывание картинок и рассказы по ним — лучшее средство для сближения наставника с детьми. Ничем вы не можете так быстро разрушить стену, отделяющую взрослого человека от детей, и в особенности учителя от учеников, как показывая и объясняя детям картинки. Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), — начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно, непринужденно, что, конечно, необходимо для учителя русского языка, если он не суживает своей обязанности до выучки детей чтению, письму и орфографии. При наглядном обучении учитель, так сказать, присутствует при самом процессе формирования языка в детях и может направлять этот процесс. Причем главное дело опять делает та же картинка: она поправляет ложный эпитет, приводит в порядок нестройную фразу, указывает на пропуск какой-нибудь части; словом, выполняет на деле легко то, что учителю на словах выполнить чрезвычайно трудно..."

Информация о работе Дидактическая концепция К.Д. Ушинского