Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 16:46, курсовая работа
Константин Дмитриевич Ушинский вошёл в историю российской педагогики как выдающийся педагог и психолог. Педагог-практик и теоретик, одарённый литератор, отличавшийся самостоятельным мышлением и гуманистическими воззрениями, он навсегда остаётся классиком нашей культуры. КД. Ушинский считается основоположником научной педагогики в России.
Деятельность К.Д. Ушинского протекала в период кризиса крепостнического строя, подъёма общественно-демократического движения и формирования в нём революционно-демократического направления. Именно поэтому стержнем его педагогической системы стали требования демократизации системы образования и обучения.
Введение...............................................................................................................3
1.Дидактическая концепция К.Д. Ушинского
1.1Развивающее обучение…………………………………………………….4
1.2. Дидактические принципы, основы обучения…………………………8
2. Дидактическая система К.Д. Ушинского
2.1.Условия, методы, приёмы и организационные формы обучения..13
2.2 "Родное слово" и другие книги для чтения К.Д. Ушинского как реализация его дидактической концепции………………………………26
Заключение…………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………31
К.Д. Ушинский считал, что самостоятельная деятельность учащихся в процессе обучения соответствует потребностям психической природы человека и закономерностям ее развития, необходимо сочетать развивающее влияние научных знаний и познавательную самостоятельность учащихся. И дидактический метод К.Д. Ушинского позволяет обеспечить такое сочетание.
Суть дидактического метода К.Д. Ушинского заключается в том, что в процессе обучения учащихся под руководством учителя проходят такой же путь, который пройден человечеством в науке. Основной путь, которым шло развитие научного познания - это изучение конкретных фактов и последующее их обобщение, формирование системы научных понятий. Этим же путем должны идти учащиеся в процессе обучения. Этот путь позволяет учащимся постепенно, начиная с первичных наблюдений и суждений, усилием собственной мысли обобщать и систематизировать знания, формировать понятия и системы научных понятий.
Например, про образование понятий, он пишет: "Всякое внешнее впечатление... оставляет след в нашей нервной системе и в нашей душе... из этих следов образуются ... ассоциации. Понятия является соединением в одну ассоциацию одинаковых атрибутов, взятых из многих единичных представлений. Мы видим, например, различных лошадей: вороных, гнедых, рыжих, больших, малых, старых, молодых, хромых и здоровых, - составляем о каждой из них единичное представление и, вместе с тем из этих многих единичных представлений образуется у нас, мало-помалу, общее понятие лошади. В этой лошади-понятии нет уже никакого особенного цвета, она ни стара, ни молода, ни велика, ни мала, и т.д. Всё наше понятие о лошади составлено из признаков, общих всем лошадям, которых мы видели и о которых составились у нас представления, причём мы отбросили все особенные признаки той или другой лошади" [8].
По мнению К.Д. Ушинского, обучение как специфическая форма процесса познания имеет свою логическую структуру:
При этом К.Д. Ушинский придавал огромное значение речи в рассудочной и идейной обработке материалов познания.
В своих трудах К.Д. Ушинский оперирует термином "дидактическая система", содержание которого отличается от общепринятого. Под "дидактической системой" он понимает такую логическую систему знаний, которые формируются усилием мысли учащихся, вырастающую из самой сущности изучаемого материала. По мере развития учащихся в процессе усвоения знаний, "дидактическая система" углубляется и расширяется, постепенно превращаясь в научную систему знаний. Такой путь последовательного формирования научной системы знаний учащиеся должны пройти за весь период обучения в школе. "Я сохраняю твердое убеждение, что современная школа идет к тому положению, когда только в конце ее, а не в начале раскроется система науки, точно также, как в истории человечества, - знания строятся в систему, а не система наполняется знанием", - писал К.Д. Ушинский.
Дидактический
метод Ушинского позволяет
Поскольку, развивающее обучение состоит, прежде всего, в формировании у учащихся умений самостоятельного логического мышления, К.Д. Ушинский делает вывод о том, что учебный процесс в школе должен строиться на непосредственном наблюдении учащихся за предметами и явлениями окружающего мира или опираться на имеющийся у них запас конкретных представлений. Наглядность не только дает знания о предмете, подчеркивал К.Д. Ушинский, но и возбуждает стремление к познанию нового, углубляет активный интерес, активизирует мыслительную деятельность ребенка, что и составляет основу развивающего обучения.
В рамках своей дидактической концепции К.Д. Ушинский сформулировал следующие "необходимые условия преподавания":
"Необходимые условия преподавания" К.Д. Ушинского отражали требования к обучению, позволяли сделать обучение умственно развивающим процессом. К.Д. Ушинский считал, что все эти условия "необходимо соединить в каждом ученике, если хотим сделать его средством положительного развития и воспитания".
К.Д. Ушинский был противником догматического преподавания, которое влекло за собой, как он считал, механическое, бессмысленное заучивание. В период засилья догматических методов обучения дидактическая концепция Ушинского была пронизана идеями развития ученика как личности, воспитания у него мыслительных способностей.
К.Д. Ушинский приветствовал такие методы преподавания, которые "... заставляют работать разом целый класс... и имеют главной целью ... чтобы дети ... собственным опытом и мышлением открывали правила". Методы обучения, утверждал педагог, должны будить самостоятельную мысль детей, развивать самостоятельность в учебной работе, интерес к изучаемому. Он пишет: "Дитя должно само находить доказательства, а не так, как делается. Вместо того, чтобы дитя само находило доказательства, мы ему их диктуем: вместо того, чтобы заставить его рассуждать, учитель рассуждает за него и упражняет только его память. Это несправедливо, но не вполне, ибо основано на ложном убеждении гимнастики рассудка без содержания.
В программе дидактики Ушинский указывает на два главных метода преподавания и изучения: метод синтетический и аналитический. Сочетание аналитического и синтетического методов обучения, по мнению К.Д. Ушинского, способствует умственной активности учащихся.
Наряду с главными методами преподавания Ушинский различает "приемы преподавания":
Каждый из предложенных приемов имеет значение в развитии мышления учащихся. Все они, сочетаясь или соединяясь в преподавании, применяются в каждом классе и на каждом уроке с учётом возраста учащегося и содержания предмета.
К.Д. Ушинский обосновал звуковой, аналитико-синтетический метод обучения грамоте в начальной школе, объяснительное чтение. Им показана необходимость изучения природы и использования ее как средства всестороннего развития личности школьника, воспитания наблюдательности, развития логического мышления, т.к. логика природы - самая доступная и самая полезная логика для детей, и она - "великий наставник человечества".
Что касается организационных форм обучения, К.Д. Ушинский был сторонником классно-урочной системы. Большое внимание К.Д. Ушинским уделялось уроку, разработке требований к организации классных занятий: они должны давать прочные глубокие знания, учить добывать их самостоятельно, развивать познавательные силы и возможности школьника, воспитывать нравственно ценные качества. Ушинский выступает против трафарета, схематизма и шаблона в построении урока, формализма, который сковывает творческую инициативу учителей.
Им дана типология следующая типология уроков:
урок оценки знаний.
Могущественнейшим органом воспитания К.Д. Ушинский считал учения, учебный труд: "Учение для ребенка – сложный умственный труд, который требует напряжения ума, воли, всех душевных сил".
Огромное
воспитательно-образовательное
Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов является психологической основой детской игры. “В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов... В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями”.
К.Д. Ушинский подчеркивал влияние на содержание детской игры: она дает материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Переживание детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественном поведении человека.
Большое значение в формировании поведения детей имеют общественные игры и их направленность, указывал К.Д. Ушинский: “В играх общественных, в которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации общественных отношений”.
К.Д.Ушинский возражал против излишнего вмешательства воспитательницы в детскую игру. Он считал игру самостоятельной, свободной детской деятельностью, имеющей важное значение в развитии личности: ”Игра есть свободная деятельность дитяти... В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля”. Воспитательница должна доставлять материал для игры, заботиться о том, чтобы этот материал содействовал выполнению поставленных задач воспитания. Время для детских игр в детском саду должно отводиться сообразно возрасту: чем меньше ребенок, тем больше времени должен он проводить в игре. И в дошкольном возрасте надо стремиться к тому, чтобы ребенок никогда не пресыщался в игре и мог легко прервать ее для работы. Дошкольники тоже должны трудиться.
К.Д.Ушинский рекомендовал широко использовать в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста народные игры; “Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство - задача будущей педагогики”, - писал он. Этот завет К.Д. Ушинского стремились выполнить русские передовые деятели дошкольного воспитания.
Большое воспитательное значение, указывал К.Д. Ушинский, имеют игрушки. “Дети не любят игрушек неподвижных... хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии...- писал он. - Лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом”. ”Дитя искренно привязывается к своим игрушкам, - замечал К.Д. Ушинский, - любит их нежно и горячо, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало. Новая кукла, как бы она ни была хороша, никогда не сделается сразу любимицей девочки, и она будет продолжать любить старую, хотя у той давно нет носа и лицо все вытерлось.”
2.2
"Родное слово" и другие
книги для чтения К.Д.
Ценным вкладом в развитие применения теории развивающего обучения явились созданные К.Д. Ушинским книги для чтения. Хороший учебник, он считал основой хорошего преподавания. Учебник, по мнению К.Д. Ушинского должен быть кратким содержательным, интересным для ребенка и должен развивать его.
К.Д. Ушинский исходил из широкого понимания задач начального обучения, считая, что книга для чтения должна содействовать всестороннему развитию учащихся, содержать материал из всех, доступных ребенку отраслей знаний, способствовать овладению языком как основным орудием человеческого общения и приобретения знаний. Овладение речью на основе развития мысли - вот та задача, которой должна служить книга для чтения. Основная идея учебника "Родное слово" состояла в реализации в процессе обучения единства речи и мышления, мышления и чувственного опыта.
"Родное слово" было разработано как курс элементарного обучения, чтобы помочь ребенку, поступившему в школу, разобраться в тех представлениях, которые им накоплены до школы, проверить, исправить, привести в порядок эти представления и этой работой развить умственные силы ребенка, его наблюдательность, и, таким образом, подготовить его к последующему обучению.
"Родное слово" представляло собой с одной стороны, элементы учебы, с первых дней упражняющие ребенка в наблюдении, анализе и обобщении материала, взятого у естествознания, географии, истории, а с другой стороны, учебник элементарной грамматики, дающих ряд постепенных упражнений, приучающих ребенка к чтению, письму, устной речи, рисованию, черчению и другим навыкам.