Александр II и его реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

К середине XIX в. четко выразилось отставание России в экономической и социально-политической сферах, от передовых капиталистических стран. Ряд международных событий обнаружили существенное ослабление Российского государства во внешнеполитической области. В полной мере это обличила Крымская война (1853-1856), которая выявила всю внутреннюю несостоятельность нашего отечества, и нашего прежнего быта. И как следствие, проявилась необходимость провести полное преобразование многих сфер государственной жизни.
Данная потребность в реформах, с каждым днем становилась все более и более ощутимой и неотложной. Экономическое и социальное развитие России напрямую зависело от условий реализации крестьянской реформы, поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Личность императора Александра II и первые годы его царствования.................................................................................................6-9
1.1. Личность Александра II………………………………………………..6-8
1.2.Начало царствования императора Александра II. …………………….8-9
Глава 2. «Эпоха реформ» Александра II………………………………..10-23
2.1. Отмена крепостного права. ……………………………………………10-15
2.2. Реформы системы управления ………………………………………...15-19
2.3. Реформы в области образования и культуры…………………………19-22
2.4. Значение реформ………………………………………………………..22-23
Глава 3. Убийство «Царя-освободителя»……………………………….24-25
Заключение………………………………………………………………….26-27
Список использованных источников и литературы………………….28
Приложение…………………………………………………………………29-31

Работа содержит 1 файл

всё.doc

— 2.55 Мб (Скачать)

                          2.2. Реформы системы управления.

        Отмена крепостного права в  России вызвала необходимость  проведения и других реформ, в том числе связанные с изменением системы управления, а именно - судебная, земская, городская, финансовая и военные реформы.

Земская и городская реформы.

        Так после отмены крепостного права возникла необходимость местного самоуправления. 1 января 1864 года было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», вводившее бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов: уездных и губернских земских собраний, и исполнительных: уездных и губернских земских управ. 9

     Земства несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и другое.

     Все это требует больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям.

     16 июня 1870 года было издано «Городовое  положение», по которому в 509 городах  вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые на  четыре года. Городская дума избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из городского головы и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков - одним словом торгово-промышленная буржуазия).

     Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении. Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов, т.е. благоустройство городов, устройство базаров и т. п.

  Судебная реформа.

       Одновременно с земской реформой, была подготовлена и судебная. Из всех реформ того времени она была самой последовательной и одной из самых значительных. Судебные уставы 20 ноября 1864 года вводили бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатурой и состязательностью сторон. Присяжные заседатели, участвующие в судебном процессе устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, меры наказания же определяли сами судьи. Решения, принятые судом с участием присяжных заседателей считались окончательными, в противном случае могли быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов, в которых принимали участия, присяжные заседатели могли быть обжалованы лишь в том случае, если было совершено нарушение законного порядка судопроизводства. Апелляции на эти решения рассматривал Сенат.

     Для разбора мелких проступков и гражданских  дел с иском до 500 рублей в уездах и городах вводился мировой суд  с упрощенным судопроизводством. Состав мировых судей избирался на уездных  земских собраниях.

         Судебные уставы 1864 года вводили институт «присяжных поверенных» - адвокатуру, а также институт судебных следователей. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные, их помощники и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи - Сенатом. После этого они не могли быть уволены или устранены от должности на какое-то время, а лишь в случае совершения какого-либо уголовного преступления, но и тогда решение об их отстранении от должности выносил суд. Таким образом, закон вводил важный принцип несменяемости судей.

     Верховным судом, а также высшим органом  судебного надзора являлся Сенат, в составе которого в ходе судебной реформы было создано два кассационных департамента- гражданский и уголовный. В 1872 г. в составе Сената было образовано Особое присутствие для суждения о государственных преступлениях и противозаконных сообществах- высший политический суд России. В 1878 г. часть политических дел переходит к военно-окружным судам.10

Финансовая  реформа.

       Финансовая реформа 1862-1866гг., также была немаловажной  и значимой, как и все остальные реформы того времени. Суть этой реформы заключалась в том, что теперь право распоряжаться всеми финансовыми средствами страны получал министр финансов, деятельность которого подлежала учёту со стороны Государственного контроля. В 1860г. был  учреждён Государственный банк, который стал кредитовать торгово-промышленные предприятия. Главный итог преобразований финансовой системы заключался в установлении гласности бюджета, финансового контроля и прогрессивных изменений в налоговой системе.11

Военные реформы.

       Одним из наиболее последовательных и важных преобразований Александровского царствования стала военная реформа. Серия военных реформ была проведена 1861-1874 годах.

          Успеху этой реформы способствовало то, что её подготовкой и проведением в жизнь руководил Дмитрий Алексеевич Милютин. Ему удалось изменить структуру и вооружение армии, обновить и качественно улучшить офицерский корпус, облегчить положение солдата, внедрить новые принципы набора в армию.12

       В 1874 году был издан устав о всеобщей воинской повинности, который в корне изменил порядок пополнения войск. Это главное достижение военной реформы. При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе. По законам XVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения, но беднейших из них, так как те, кто побогаче могли откупиться, наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким бременем на плечи бедных слоев населения, потому что срок службы в то время был 25 лет, то есть кормильцы, уходя из дома, покидали его практически на всю жизнь, крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями.

        По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а так же если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет:6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.

       Таким образом, можно сделать вывод, что новая система предполагала не только военное обучение солдат, но в то же время проводился ряд мероприятий с целью просвещения, это особенно заметно было во время управления военным министерством графом Д. А. Малютиным.

             2.3. Реформы в области образования и культуры.

         Реформаторская  деятельность Александра II не исчерпывается  вышеописанными нововведениями. Не оставило правительство без внимания и  народное образование. В духе времени и в согласии с общим направлением, какого оно держалось в своих мероприятиях, оно придало ему такой же просветительный и освободительный характер, хотя далеко не с надлежащей полнотой и последовательностью.

     Еще в начале своего царствования Александр II отменил некоторые стеснительные меры в отношении учебных заведений, принятых императором Николаем I.

     Преподавание  в университетах получило больше свободы, они стали доступны для  вольнослушателей, как мужчин, так  и женщин. Однако новизна положения  привела в 1861 году к некоторым беспорядкам, после чего свободу университетов пришлось несколько ограничить. В 1863 году был издан устав, согласно которому профессорская корпорация получила самоуправление. Студенты же не получили права влиять каким-либо образом на порядок в университете, что являлось поводом для частых «студенческих беспорядков».     Под влиянием таких настроений граф Д. А. Толстой решил осуществить реформу средней школы. В начале царствования императора еще при министре А. В. Головине, доступ в гимназии был открыт для детей всех сословий. Гимназии же были двух типов: классические, с изучением древних языков и реальные, соответственно без них, но с преобладанием естествознания. Граф Толстой, поддерживаемый М. Н. Катковым, в 1871 году составил новый устав гимназии, одобренный государем. Классическая гимназия была сделана единственным типом общеобразовательной и всесословной средней школы, выпускники которой имели право поступления в университет. Реальные гимназии заменили «реальными училищами»; цель их была в том, чтобы давать образование людям всех сословий, но приспособленное к практическим потребностям и к приобретению практических познаний.

     Этой  реформой было создано полное преобладание классической школы. Но граф Толстой  упустил из вида несколько моментов, а именно: из-за отсутствия достаточного количества преподавателей латыни и греческого языка, пришлось выписывать специалистов из-за границы. Естественно, их преподавание не нравилось студентам, так как первые не знали ни русского языка, ни русской литературы.

     Таким образом, несмотря на то, что реформа  графа Толстого имела в основе правильную идею о значении классицизма, она не вошла в нравы нашего общества. Одновременно с реформой мужской средней школы, реформировалась  и женская. До правления Александра II существовали только институты и частные пансионы, в которых обучались в основном дво-рянки. С конца 50-х годов появляются женские гимназии для всех сословий. Параллельно стали открываться женские епархиальные училища. Через некоторое время успешно разрешился вопрос о высшем женском образовании. Также были сделаны большие успехи в плане начального или народного образования. Но, несмотря на усилия, народная грамотность в эпоху реформ стояла еще на низком уровне.

              Первоначально, по мысли военного министра Милютина, были учреждены в Петербурге, при Медицинской академии, Женские Врачебные курсы (1872); постепенно расширяясь, их программа вскоре доведена была до уровня университетского.

         По  мысли Н. А. Вышнеградского, организовавшего  первые женские гимназии, открыты Педагогические Женские курсы, со словесным и математическим отделениями (1863), позже (1893) преобразованные в Женский Педагогический институт с расширенной программой.

           Подготовительной стадией к высшему  образованию служили курсы, в целях восполнить пробелы сред ней школы. Таковы были Аларчинские курсы в Петербурге (1863) и Лубянские в Москве (1863)

           С более широкой программой (университетской  по естественным и словесным  предметам) явились Владимирские  курсы в Петербурге и Публичные курсы в Киеве (те и другие с 1870 г )

           Вполне на уровне университетского  преподавания стали Высшие Женские  курсы, основанные проф. Герье  в Москве (1872), в Казани - проф. Сорокиным  11876). в Петербурге — проф. Бестужевым-Рюминым  (т. наз. Бесту-жевские курсы; 1878) первые — по предметам историко-филологического факультета, остальные, кроме того, также и физико-математического

           Существование в Москве одного  только историко-филологического  факультета («курсы Герье») повело  к преобразованию Лубянских курсов в физико-математический факультет; но фактически они открылись уже в новое царствование (1882).

         Характерной особенностью высшего женского образования было то, что за немногими исключениями (Врачебные и Педагогические курсы), оно обязано своим возникновением и существованием общественной инициативе, главным образом самим же женщинам. Деятельно, пропагандируя в русском обществе мысль о необходимости поднять женское образование и поставить его на один уровень с мужским, они приложили много самоотверженного труда, чтобы организовать само дело, изыскать необходимые денежные средства и материально обеспечить неимущих слушательниц (Е. И Конради, А, Н. В. Стасова, В. П. Тарновская и мн. др.).

         Следует также отметить реформы печати. Строгие цензурные уставы предыдущей эпохи не допускали печатного обсуждения текущих политических вопросов. С новым царствованием для русской печати был предоставлен гораздо большой простор; повременные издания стали быстро расти; появились и ежедневные газеты. В 1862 году цензурное ведомство из Минестерства народного просвещения перенесено в Министерство внутренних дел, а указом 1865 года (6 апреля) ограничивалось действие  представительной цензуры.13

Информация о работе Александр II и его реформы