Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:44, курсовая работа
К середине XIX в. четко выразилось отставание России в экономической и социально-политической сферах, от передовых капиталистических стран. Ряд международных событий обнаружили существенное ослабление Российского государства во внешнеполитической области. В полной мере это обличила Крымская война (1853-1856), которая выявила всю внутреннюю несостоятельность нашего отечества, и нашего прежнего быта. И как следствие, проявилась необходимость провести полное преобразование многих сфер государственной жизни.
Данная потребность в реформах, с каждым днем становилась все более и более ощутимой и неотложной. Экономическое и социальное развитие России напрямую зависело от условий реализации крестьянской реформы, поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени.
Введение……………………………………………………………………..3-5
Глава 1. Личность императора Александра II и первые годы его царствования.................................................................................................6-9
1.1. Личность Александра II………………………………………………..6-8
1.2.Начало царствования императора Александра II. …………………….8-9
Глава 2. «Эпоха реформ» Александра II………………………………..10-23
2.1. Отмена крепостного права. ……………………………………………10-15
2.2. Реформы системы управления ………………………………………...15-19
2.3. Реформы в области образования и культуры…………………………19-22
2.4. Значение реформ………………………………………………………..22-23
Глава 3. Убийство «Царя-освободителя»……………………………….24-25
Заключение………………………………………………………………….26-27
Список использованных источников и литературы………………….28
Приложение…………………………………………………………………29-31
Федеральное агенство по
Саратовский государственный
социально-экономический
Кафедра экономической и
Александр
II и его реформы
Курсовую работу выполнила: студентка I курса11 группы
Саратов
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Личность императора
Александра II и первые
годы его царствования..................
1.1. Личность Александра II………………………………………………..6-8
1.2.Начало царствования императора Александра II. …………………….8-9
Глава 2. «Эпоха реформ» Александра II………………………………..10-23
2.1. Отмена крепостного права. ……………………………………………10-15
2.2. Реформы системы управления ………………………………………...15-19
2.3. Реформы в области образования и культуры…………………………19-22
2.4. Значение
реформ………………………………………………………..
Глава
3. Убийство «Царя-освободителя»……………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы………………….28
Приложение……………………………………………………
Введение.
К
середине XIX в. четко выразилось отставание
России в экономической и социально-
Данная потребность в реформах, с каждым днем становилась все более и более ощутимой и неотложной. Экономическое и социальное развитие России напрямую зависело от условий реализации крестьянской реформы, поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранения самодержавия и господствующего положения дворянства. Таким образом, со второй половины XIX в. Капитализм начал утверждаться как господствующая общественно-экономическая система.
Царствование императора Александра II (1855-1881)ознаменовалось рядом «великих реформ», значительно продвинувших вперед русскую жизнь. Из этих преобразований важнейшими являются: освобождение крестьян, в 1861 году и издание «положения об устройстве крестьян», дарование подданным в 1864 году суда гласного, правого, скорого, милостивого и родного для всех, земское и городское самоуправление, издание в 1874 году устава о воинской повинности, обязательной для всех сословий государства, учреждение ряда университетов , открытие женских гимназий и прогимназий, улучшение путей сообщения.
Темой курсовой работы я выбрала, на мой взгляд, одну из наиболее интересных тем: «Александр II и его реформы»Реформы проведенные Александром II в ХIХ веке и по сей день актуальны. Именно поэтому я своей работе решила раскрыть смысл реформ этого великого императора и попыталась проанализировать их.
Целью моей работы является анализ личности и деятельности Александра II как консервативного революционера, что определило противоречивость по политике реформ и драматически отозвалось на судьбе самого императора.
В своей работе я использовала различные источники и литературу. Одним из главных источников своей работы является историко-биографическая книга Л.М. Ляшенко «Александр II или история трёх одиночеств». Эта книга из серии биографий «Жизнь замечательных людей», которая исследует личность людей, занимающих исключительное место в ряду российских самодержцев. К таким людям относится и личность Александра II, которая предстаёт во всей полноте человеческих черт, бытовых поступков и государственных деяний. Наряду с противоречивой натурой Царя-Освободителя, монаршье одиночество которого было разорвано бомбами народовольцев, в книге выведены образы его возлюбленных и жён, дается галерея живых портретов людей императорского окружения, осмысляется сама природа верховной власти.
Помимо
этой историко-биографической книги в
своей работе я использовала следующие
источники: Деревянко А.П., Шабельникова
Н.А.. История России: учеб.пособте.-2-е
изд.,перераб. и доп.- М.: ТК Велби, Изд.Проспект,
2007.;Захарова Л.Г. // Новая и новейшая история
история-2005.-№2;Чулков Г.И. Императоры:
Психологические портреты/Георгий Чулков.-
М:Астрель: АСТ,2005; Иловайский Д.И. Русская
история. Книга для всех .-М.: Издательство
Информпечать ИТРК РСПП, 1998; Ляшенко Л..
Александр II или история трёх одиночеств/Предисл.
А.А.Левандовского.-2-е изд., доп.-М.:Мол.гвардия,
2003 и др.
Прежде всего в первой главе я сказала несколько слов о личности Александра Николаевича и о первых годах его царствования.
Вторую главу я посвятила реформам великого императора.. Прежде всего «эпоха» реформ Александра II связана с решением одной их острых проблем- отмена крепостного права,. На мой взгляд, эта реформа явилась самой значительной не только за время его царствования, но и за все столетие, с неё и начались и другие реформы, затронувшие и другие сферы жизни. Именно поэтому с этой проблемы я начала вторую главу. Также во второй главе я осветила и другие проблемы того времени. Эти проблемы решали реформы системы управления и реформы в области образования и культуры. Завершила я вторую главу подведением итогов всех преобразований, то есть сказала о значении реформ императора.
В третьей главе я рассказала о внезапной кончине «Царя-освободителя», которая в корне изменила ход истории и вернула русскую империю на традиционный путь развития, на который она когда-то нашла известность и процветание
В заключении я попыталась оценить последствия
реформ Александра II.
Глава 1.
Личность императора
Александра II и первые
годы
1.1. Личность Александра II.
Александр II - Император Bcepoccийский,
приходился старшим сыном
Его воспитателем был генерал Мердер, который привлек к себе внимание, как командир роты, в основанной 18 августа 1823г. школе гвардейских подпрапорщиков. Николай Павлович, тогда еще являясь Великим Князем, узнав про его педагогические способности, мягкий характер и исключительный ум, решился доверить ему воспитание своего сына Александра. На этот пост Мердер вступил 12 июня 1824г., когда Великому Князю Александру едва исполнилось 6 лет, и ревностно исполнял свои обязанности в течение 10 лет.
Регулярное обучение наследника престола началось с 1826 года, когда Александру исполнилось восемь лет. План обучения, рассчитанный, как бы мы сейчас сказали, на девять классов, поручили составить наставнику Александра II поэту Василию Андреевичу Жуковскому.1 «План учения», составленный В.А. Жуковским, был сосредоточен на «образование для добродетели». В.А. Жуковский смог воспитать в Александре такие свойства характера, как доброта, сердечность, восприимчивость к идеям гуманизма. По плану целью всего обучения было - сделать будущего государя человеком просвещенным и всесторонне образованным, оградив его от преждевременного увлечения военным искусством.2 Нравственные убеждения, заложенные В.А.Жуковским, существенно сказались на организации личности будущего монарха. Но уберечь будущего государя от военной «муштры» наставнику не удалось. Как и все российские самодержцы Александр II с малолетства приобщался к военному искусству, и к 26-и годам стал «полным генералом».
Между тем домашние кабинетные занятия цесаревича также дополнялись и образовательными поездками по России и Европе. В одной из этих поездок наследник престола российского познакомился со своей будущей женой, Марией Александровной, принцессой Гессен-Дармштадтской, и в возрасте 23 лет вступил с ней в брак.
Таким образом, когда царский престол перешел к Александру II (бывшему уже в возрасте 37 лет) он уже был подготовлен к управлению государством. Император Николая I за время своего правления все делал для ознакомления цесаревича с разными отраслями государственного управления и даже поручал ему общее руководство делами на время своих отъездов из столицы. Так с разрешения отца, императора Николая I, цесаревич был введен в Государственный совет и Комитет министров, руководил деятельностью Секретных комитетов по крестьянскому делу.
В течение десяти лет преемник престола был ближайшим помощником своего отца и свидетелем всей его правительственной работы.
Александр Николаевич, будущий император Всероссийский, по всей видимости, находился под влиянием своего отца, человека обладающего сильнейшим характером и могучей волей. Строгий и настырный ум Николая порабощал кроткую и уступчивую различным воздействиям натуру его сына, и Александр, питавший нежные чувства и уважение к нему, усвоил его принципы и склонен был во всем идти по его стопам. Но врожденное добродушие и мягкость натуры, наложили свой отпечаток на характер Александра, не позволив ему воспитать в себе непоколебимую твердость духа, какой обладал его отец. Но вместе с тем, его характер, его воспитание, его миропонимание и мироощущение способствовали адекватной оценке сложной, сложившейся ситуации на том момент времени, поиску нетрадиционных решений в государственной политике, внешней и внутренней. Отсутствие фанатизма, приверженности жестко определённой концепции в политике не мешало найти выход на новых путях в рамках самодержавно-монархического строя и, оставаясь верным заветам предков, короне, начать Великие реформы.3
Поэтому личность Александра II не отличается определенностью черт и в разные моменты его жизни и деятельности производит неодинаковое впечатление.
1.2.Начало царствования императора Александра II.
Александр II вступил на престол (1855, 19 февраля) в одну из самых трудных минут, какие только приходилось переживать России. «Сдаю тебе мою команду, но к сожалению, не в том порядке, как желал, оставляя тебе много трудов и забот»,- говорил ему, умирая, Николай I. Действительно, политическое и военное положение России в эту пору было близко к катастрофическому. Новому государю досталось тяжелое наследство – неоконченная война с союзниками (Турция, Англия, Франция), которая велась в основном крайне для нас неудачно. Армия едва держалась в крыму, обороняя Севастополь, практически отрезанный от остальных областей. Черноморский флот был уничтожен, вооружение армии оказалось много хуже, чем у противника. Денежные средства были совершенно истощены, отсутствие кредита за границей вызвало усиленный выпуск бумажных денег и падение курса. Истощенной России с ее 85-миллионным населением и с едва 1 млрд. годового дохода приходилось бороться с союзниками, которые располагали 108 млн. населения и тремя миллиардами дохода. Сложилась ситуация, при которой могло создаться впечатление, что против России сплотилась чуть ли не вся Европа. К тому же предательское поведение австрийского императора вынуждало Россию торопиться с заключением мира на невыгодных условиях, что и было сделано.