Абай Кунанбаев и его вклад в науку

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Кто теперь не знает и не почитает Абая - великого поэта, философа, просветителя-демократа, основоположника казахской письменной литературы, композитора, народного заступника?! Почитание это приобретает еще большую глубину, когда узнаешь, в какое трудное и сложное время приходилось жить и творить Абаю. Степь, с ее привычной феодальной патриархальщиной, будто трещала по швам под могучим напором новых товарно-денежных отношений, усилившейся борьбы за власть, колониального и феодального притеснения. Все это свинцовым грузом ложилось на ростки казахской передовой общественной мысли и художественного слова, упорно пробивавшиеся в неоглядной степи к солнцу, к свету... И им суждено было дать чудесный плод, имя которому - родоначальник казахской реалистической литературы - Абай!

Содержание

Глава 1. Становление поэта.Автобиография
Глава 2. Абай как великий поэт, мыслитель и гуманист
Глава 3 Роль Абая в развитии культуры и казахского народа
Глава 4. Идеи Абая в современном мире
Глава 5. Память о Абае Кунанбаеве
Последнее слово
Используемая литература

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

    

В то же время  он выступал за искреннюю дружбу с  другими народами, за то, чтобы

родной народ  учился у передовых «великой цели», «общей прав­де». С позиций интернационализма и гуманизма Абай писал: «Если человек, не отделяющий себя от народа, желает дружбы своего народа с другими,то уже одно это говорит о нем, как о сознательном и честном человеке».    

Глава 4. Идеи Абая в современном мире 

Идеалы, к которым стремился Абай, не ограничиваются лишь национальными рамками, они обрели общечеловеческое звучание. Подлинный гуманизм, пристальное внимание к заботам и нуждам человека, “чуткого сердцем и душой”, беспощадная правдивость в изображении жизни, открытый взгляд на мир, духовный максимализм, выразившийся в остром неприятии равнодушия, душевной лени, алчности, интриганства, бездумности и безалаберности, косности и невежества, - все это грани таланта нашего великого наставника.

Абай полагал: человек может быть счастливым лишь тогда, когда его стремление и старания понимают и разделяют и другие. Не случайно сказано им: “Дружба взывает к дружбе”. Поэтому он неустанно говорил, как заклинание о национальном единстве, целостности, призывал к взаимопониманию, миру и согласию. Чтобы народ мог процветать, он должен жить в мире и доверии с соседними странами. Таков один из магистральных исторических факторов, определяющий судьбу народа и в сегодняшних условиях.

Гениальный мыслитель  еще в прошлом веке, в своем азиатском захолустье, оторванный от мировой цивилизации, прозорливо предвидел, каким должно быть общество, основанное на свободе и равенстве народов, исповедующее мир и согласие. Теперь само время располагает к тому, чтобы воплотить в действительность высокие идеалы Абая. Нужно только, чтобы наука обеспечивала высокое сознание, образование раскрыло способности человека, а молодость проявляла свою созидательность и дерзание.

Феномен Абая! Он - в универсальности этой поистине удивительно многогранной личности. В самом деле, творчество Абая было необыкновенно актуально при феодализме, социализме и становится необычайно злободневным и ныне - при зарождении у нас капитализма, иными словами - рынка. Величие и феноменальность гения Абая выразилась именно в том, что в эпоху колониального гнета и унижения он сумел - наперекор всем мерзостям бытия и судьбы - поднять на небывалую высоту стойкость национального духа, воспевая и внедряя в сознание своих соплеменников упорство и дерзновение вместо оглядчивой трусости, целенаправленность вместо растерянности, стремления к знаниям вместо невежества и убогого карьеризма, деяния вместо смиренности. Истинный деятель, по-настоящему заботящийся о своем народе, ищет и находит путь к новым вершинам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 4  Память о Абае 
 

Памяти казахского поэта посвящён ряд почтовых марок  и других филателистических материалов, выпущенных в СССР, Казахстане и  других странах: 

Почтовая марка  СССР из серии «Писатели нашей  Родины», посвящённая А. Кунанбаеву, 1965, 4 копейки 

Почтовая марка Казахстана,1995 год, 4 тенге  

Музеи

В Семипалатинске открыт республиканский литературно-мемориальный дом-музей Абая

В Лондоне по инициативе писателя Ролана Сейсембаева  открыт дом Абая. 

Памятники

 

 Памятник  Кунанбаеву в Москве

Памятники поэту  установлены в Алма-Ате,Астане и во многих других городах Казахстана, а также в Стамбуле, Тегеране, Москве

Имени Абая

 

 Памятник  Кунанбаеву в Алма-Ате

В Дели, Каире, Берлине, Ташкенте, Киеве и других городах  мира есть улицы, названные именем Абая.

С 1993 года в городах Казахстана традиционно проводятся «Абаевские чтения» в день рождения поэта.

На пик Абая) в Заилийском Алатау под Алма-Атой ежегодно устраиваются массовые альпиниады. В 1995 году, объявленном ЮНЕСКО Годом  Абая, на пик поднялся и президент  Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Именем поэта  названы ещё две вершины: Абая Кунанбаева в Среднем Талгаре  и Песни Абая в Центральном  Тянь-Шане.

Имя Абая носит  библиотека в Семипалатинске, читателем  которой был сам Абай. Восточно-Казахстанская  областная универсальная библиотека имени Абая

В Алма-Ате его  именем названы Государственный  академический театр оперы и  балета, Национальный педагогический университет и один из главных  проспектов города.

Именем Абая назван Культурно-Досуговый Комплекс в Актау.

В Карагандинской области находится одноимённый город. 

Абай в произведениях  литературы и искусства

Жизни Абая посвящен роман-эпопея его дальнего родственника известного казахского писателя М. О. Ауэзова  «Путь Абая» за который ему  присуждена Сталинская премия 1949 года (за первую часть «Абай») и Ленинская премия 1959 года (за вторую часть «Путь Абая»).

В 1995 году о жизни  поэта был снят двухсерийный фильм  «Абай», режиссёр Ардак Амиркулов. Фильм  производства Казахстан-Франция. 
 
 
 
 
 
 

Глава 6Последние слово  

Путь Абая - это был путь страданий, вызванных общественными и личными причинами. Он страдал из-за того, что унижен, оскорблен, угнетен его народ, из-за того, что всюду видны смрадные язвы окружающей патриархально-феодальной жизни. Он страдал из-за личных невосполнимых потерь: в 1896 году безвременно покинул мир его образованный, наделенный талантом сын Абдрахман, учившийся в Петербурге, а вслед за Абдрахманом и другой сын - одаренный поэт Магауия. Справив полагающиеся сорокадневные поминки по нему, умер и сам Абай. Потеря сразу двух сыновей вместе с другими невзгодами оказалась для него непосильным бременем. Это случилось в 1904 году, когда к казахской степи приближались большие события и преобразования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7 Используемая литература: 

1. Абай энциклопедиясы.-Алматы: Атам?ра, 1993. – 457 б.

2. Ауезов М.  Абай Кунанбаев.- Алматы: Санат, 1995

3. Бейсембай?лы  М. Арда?ты бар Назипа деген  ханым // Абай.-1996.- №3

4. Бейсембаев  М. Абай ж?не оны? заманы.- Алматы: Жазушы, 1988

5. Белгібаев  М. Е., Аділбек?ызы Ж. Семей орыс географиялы? б?ліміні? XX ?асырда ат?ар?ан ж?мысы.- // География ж?не таби?ат.- 2004. - №3; 4;5.

6. Букейханов  А. Абай (Ибрагим) Кунанбаев (Некролог).- // Записки Семипалатинского Подъотдела  Западно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического Общества. Выпуск III. – Семипалатинск: П. Плещеев и К.,1907.

Информация о работе Абай Кунанбаев и его вклад в науку