Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 13:09, курсовая работа
Кто теперь не знает и не почитает Абая - великого поэта, философа, просветителя-демократа, основоположника казахской письменной литературы, композитора, народного заступника?! Почитание это приобретает еще большую глубину, когда узнаешь, в какое трудное и сложное время приходилось жить и творить Абаю. Степь, с ее привычной феодальной патриархальщиной, будто трещала по швам под могучим напором новых товарно-денежных отношений, усилившейся борьбы за власть, колониального и феодального притеснения. Все это свинцовым грузом ложилось на ростки казахской передовой общественной мысли и художественного слова, упорно пробивавшиеся в неоглядной степи к солнцу, к свету... И им суждено было дать чудесный плод, имя которому - родоначальник казахской реалистической литературы - Абай!
Глава 1. Становление поэта.Автобиография
Глава 2. Абай как великий поэт, мыслитель и гуманист
Глава 3 Роль Абая в развитии культуры и казахского народа
Глава 4. Идеи Абая в современном мире
Глава 5. Память о Абае Кунанбаеве
Последнее слово
Используемая литература
В то же время он выступал за искреннюю дружбу с другими народами, за то, чтобы
родной народ
учился у передовых «великой цели»,
«общей правде». С позиций интернационализма
и гуманизма Абай писал: «Если человек,
не отделяющий себя от народа, желает дружбы
своего народа с другими,то уже одно это
говорит о нем, как о сознательном и честном
человеке».
Глава 4. Идеи Абая
в современном мире
Идеалы, к которым стремился Абай, не ограничиваются лишь национальными рамками, они обрели общечеловеческое звучание. Подлинный гуманизм, пристальное внимание к заботам и нуждам человека, “чуткого сердцем и душой”, беспощадная правдивость в изображении жизни, открытый взгляд на мир, духовный максимализм, выразившийся в остром неприятии равнодушия, душевной лени, алчности, интриганства, бездумности и безалаберности, косности и невежества, - все это грани таланта нашего великого наставника.
Абай полагал: человек может быть счастливым лишь тогда, когда его стремление и старания понимают и разделяют и другие. Не случайно сказано им: “Дружба взывает к дружбе”. Поэтому он неустанно говорил, как заклинание о национальном единстве, целостности, призывал к взаимопониманию, миру и согласию. Чтобы народ мог процветать, он должен жить в мире и доверии с соседними странами. Таков один из магистральных исторических факторов, определяющий судьбу народа и в сегодняшних условиях.
Гениальный мыслитель еще в прошлом веке, в своем азиатском захолустье, оторванный от мировой цивилизации, прозорливо предвидел, каким должно быть общество, основанное на свободе и равенстве народов, исповедующее мир и согласие. Теперь само время располагает к тому, чтобы воплотить в действительность высокие идеалы Абая. Нужно только, чтобы наука обеспечивала высокое сознание, образование раскрыло способности человека, а молодость проявляла свою созидательность и дерзание.
Феномен Абая! Он
- в универсальности этой поистине
удивительно многогранной личности.
В самом деле, творчество Абая было необыкновенно
актуально при феодализме, социализме
и становится необычайно злободневным
и ныне - при зарождении у нас капитализма,
иными словами - рынка. Величие и феноменальность
гения Абая выразилась именно в том, что
в эпоху колониального гнета и унижения
он сумел - наперекор всем мерзостям бытия
и судьбы - поднять на небывалую высоту
стойкость национального духа, воспевая
и внедряя в сознание своих соплеменников
упорство и дерзновение вместо оглядчивой
трусости, целенаправленность вместо
растерянности, стремления к знаниям вместо
невежества и убогого карьеризма, деяния
вместо смиренности. Истинный деятель,
по-настоящему заботящийся о своем народе,
ищет и находит путь к новым вершинам.
Глава 4 Память
о Абае
Памяти казахского
поэта посвящён ряд почтовых марок
и других филателистических материалов,
выпущенных в СССР, Казахстане и
других странах:
Почтовая марка СССР из серии «Писатели нашей Родины», посвящённая А. Кунанбаеву, 1965, 4 копейки
Почтовая марка
Казахстана,1995 год, 4 тенге
Музеи
В Семипалатинске
открыт республиканский литературно-
В Лондоне по
инициативе писателя Ролана Сейсембаева
открыт дом Абая.
Памятники
Памятник Кунанбаеву в Москве
Памятники поэту установлены в Алма-Ате,Астане и во многих других городах Казахстана, а также в Стамбуле, Тегеране, Москве
Имени Абая
Памятник Кунанбаеву в Алма-Ате
В Дели, Каире, Берлине, Ташкенте, Киеве и других городах мира есть улицы, названные именем Абая.
С 1993 года в городах Казахстана традиционно проводятся «Абаевские чтения» в день рождения поэта.
На пик Абая) в Заилийском Алатау под Алма-Атой ежегодно устраиваются массовые альпиниады. В 1995 году, объявленном ЮНЕСКО Годом Абая, на пик поднялся и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Именем поэта названы ещё две вершины: Абая Кунанбаева в Среднем Талгаре и Песни Абая в Центральном Тянь-Шане.
Имя Абая носит библиотека в Семипалатинске, читателем которой был сам Абай. Восточно-Казахстанская областная универсальная библиотека имени Абая
В Алма-Ате его именем названы Государственный академический театр оперы и балета, Национальный педагогический университет и один из главных проспектов города.
Именем Абая назван Культурно-Досуговый Комплекс в Актау.
В Карагандинской
области находится одноимённый город.
Абай в произведениях литературы и искусства
Жизни Абая посвящен роман-эпопея его дальнего родственника известного казахского писателя М. О. Ауэзова «Путь Абая» за который ему присуждена Сталинская премия 1949 года (за первую часть «Абай») и Ленинская премия 1959 года (за вторую часть «Путь Абая»).
В 1995 году о жизни
поэта был снят двухсерийный фильм
«Абай», режиссёр Ардак Амиркулов. Фильм
производства Казахстан-Франция.
Глава 6Последние
слово
Путь Абая - это
был путь страданий, вызванных общественными
и личными причинами. Он страдал из-за
того, что унижен, оскорблен, угнетен его
народ, из-за того, что всюду видны смрадные
язвы окружающей патриархально-феодальной
жизни. Он страдал из-за личных невосполнимых
потерь: в 1896 году безвременно покинул
мир его образованный, наделенный талантом
сын Абдрахман, учившийся в Петербурге,
а вслед за Абдрахманом и другой сын - одаренный
поэт Магауия. Справив полагающиеся сорокадневные
поминки по нему, умер и сам Абай. Потеря
сразу двух сыновей вместе с другими невзгодами
оказалась для него непосильным бременем.
Это случилось в 1904 году, когда к казахской
степи приближались большие события и
преобразования.
7 Используемая
литература:
1. Абай энциклопедиясы.-Алматы: Атам?ра, 1993. – 457 б.
2. Ауезов М. Абай Кунанбаев.- Алматы: Санат, 1995
3. Бейсембай?лы М. Арда?ты бар Назипа деген ханым // Абай.-1996.- №3
4. Бейсембаев М. Абай ж?не оны? заманы.- Алматы: Жазушы, 1988
5. Белгібаев М. Е., Аділбек?ызы Ж. Семей орыс географиялы? б?ліміні? XX ?асырда ат?ар?ан ж?мысы.- // География ж?не таби?ат.- 2004. - №3; 4;5.
6. Букейханов
А. Абай (Ибрагим) Кунанбаев (Некролог)