Абай Кунанбаев и его вклад в науку

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Кто теперь не знает и не почитает Абая - великого поэта, философа, просветителя-демократа, основоположника казахской письменной литературы, композитора, народного заступника?! Почитание это приобретает еще большую глубину, когда узнаешь, в какое трудное и сложное время приходилось жить и творить Абаю. Степь, с ее привычной феодальной патриархальщиной, будто трещала по швам под могучим напором новых товарно-денежных отношений, усилившейся борьбы за власть, колониального и феодального притеснения. Все это свинцовым грузом ложилось на ростки казахской передовой общественной мысли и художественного слова, упорно пробивавшиеся в неоглядной степи к солнцу, к свету... И им суждено было дать чудесный плод, имя которому - родоначальник казахской реалистической литературы - Абай!

Содержание

Глава 1. Становление поэта.Автобиография
Глава 2. Абай как великий поэт, мыслитель и гуманист
Глава 3 Роль Абая в развитии культуры и казахского народа
Глава 4. Идеи Абая в современном мире
Глава 5. Память о Абае Кунанбаеве
Последнее слово
Используемая литература

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Содержание: 

Введение

Глава 1. Становление  поэта.Автобиография 

Глава 2. Абай как  великий поэт, мыслитель и гуманист 

Глава 3 Роль Абая в развитии культуры и казахского народа 

Глава 4. Идеи Абая в современном мире 

Глава 5. Память о Абае Кунанбаеве 
 
 

               Последнее слово 

              Используемая литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение: 

Кто теперь не знает  и не почитает Абая - великого поэта, философа, просветителя-демократа, основоположника  казахской письменной литературы, композитора, народного заступника?! Почитание это приобретает еще большую глубину, когда узнаешь, в какое трудное и сложное время приходилось жить и творить Абаю. Степь, с ее привычной феодальной патриархальщиной, будто трещала по швам под могучим напором новых товарно-денежных отношений, усилившейся борьбы за власть, колониального и феодального притеснения. Все это свинцовым грузом ложилось на ростки казахской передовой общественной мысли и художественного слова, упорно пробивавшиеся в неоглядной степи к солнцу, к свету... И им суждено было дать чудесный плод, имя которому - родоначальник казахской реалистической литературы - Абай! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Становление поэта 

Абай родился 10 августа 1845 года в Шингистауском  районе Семипалатинской области. Рос и воспитывался под влиянием отца и бабушки с матерью. Отец, крупный феодал, возглавлял род тобыкты, один из местных уездов. Нрава был сурового, в делах на редкость предприимчив и энергичен. Бабушка Зере и мать Улжан отличались добросердечием и мягкостью. Они и воспитывали, главным образом, будущего поэта, к ним он тянулся всей душой. Кунанбай дал сыну при рождении имя Ибрагим, видел в нем наследника своих дел и власти, Зере и Улжан - надежду рода в ином качестве - как человека внимательного и проницательного (что и отразилось в данном ими мальчику прозвище - Абай). В родном ауле Абай получил начальное образование; продолжил его, по отцовской воле, в девятилетнем возрасте в мусульманской духовной школе - медресе города Семипалатинска. Религиозное схоластическое обучение быстро разочаровало Абая. И он совершил поступок, явно идущий против воли отца - перешел в Семипалатинскую русскую приходскую школу.

Но Кунанбай был не из тех, кто мог потерпеть  ослушание. Он велел сыну прекратить учебу и приобщил его к делам, которые рано или поздно превратят его во влиятельного бия-правителя, то есть к разбору разного рода жалоб, тяжеб и споров. Нельзя сказать, что новое поприще оказалось пагубным для будущего мыслителя и поэта. Оно многое дало ему. Здесь Абай получил богатейший материал для своих произведений, оттачивал красноречие, чувство слова. А учиться было у кого! Степь изобиловала одаренными ораторами-биями. Что касается человеческого материала, то только черпай - перед юным наблюдателем открылась жизнь всех слоев тогдашнего общества. И чем больше вникал он в нее, тем яснее видел окружающие несправедливость и беззаконие. Как посланник Кунанбая, Абай объехал много аулов. И уже в пятнадцатилетнем возрасте участвовал в разборе сложных тяжеб, вступал в острые споры, с самого начала проявив неподкупную честность и отменные знания. И поначалу отцовские требования, казалось бы начинали осуществляться. К слову Абая, по существу еще подростка, прислушивались видные люди, современники прочили ему будущность знаменитого бия.

Да, у Абая были все задатки прославленного бия, но совсем не того порядка, какого ждал и требовал Кунанбай. Выяснилось, что  начинающего судью не интересуют власть ради власти, личные благополучие и благосостояние в ущерб интересам  справедливости и правды. Абай смело выявлял истинных виновников тех или иных нарушений, клеймя их позором и требуя наказания по закону. Это вызвало недовольство казахских феодалов, чаще всего оказывавшихся объектами “нападок” молодого бия. В отношениях Кунанбая и других степных воротил, с одной стороны, и Абая - с другой, наметилась трещина, которая все росла, грозя превратиться в пропасть. Дело кончилось разрывом. Кунанбай и класс казахских феодалов были круты, однако не менее крут был по-своему и Абай. Он не желал мириться с миром беззаконий и преступлений, не устраивали его и многие жестокие патриархальные законы. А это был уже не просто идейный разрыв, это воспринималось как открытый вызов со стороны Абая вековым устоям общества, это воспринималось как святотатство, это было чревато острыми столкновениями. И они последовали. Но это произойдет позже.

А пока что пытливый юноша мучительно думал над тем, как вывести родной народ из духовной спячки и экономического застоя. Как  внедрить в его среде культуру, просвещение, знания, прогресс. В поисках ответа на волнующие вопросы он обращается к русской культуре, напряженно изучает ее, завязывает знакомство и дружбу с политическими ссыльными Н.И. Долгополовым, Е.П. Михаэлисом, С.С. Гроссом, другими русскими интеллигентами. Часто бывает в Семипалатинской публичной библиотеке, где усиленно постигает русскую литературу. Все это вело к обогащению просветительско-демократических идей молодого мыслителя и поэта.

Абай начинает создавать стихотворения, глубоко  отражающие жизнь казахов и волнующие современников, переводы на казахский язык произведений русских классиков. Оригинальные творения и переводы снискали Абаю популярность в народе. Были замечены и его замечательные ум, доброта, расположение к людям, неподкупность и справедливость. К Абаю шли и шли люди: за поддержкой, помощью, советом, за знаниями и просто ради общения. Растущая слава даровитого молодого человека все более ожесточала местных и колониальных тузов, имамов и мулл, видевших в нем нарушителя незыблемых дедовских и отцовских предписаний, возмутителя спокойствия. В ауле сеющего “крамолу” среди народа Абая был произведен обыск, установили тайный надзор, запретили встречаться с русскими политссыльными. 

С именем Абая связано  прогрессивно-демократическое направление  казахской общественной мысли и литературы того периода. В годы усиления колониального гнета и угнетения казахского трудового крестьянства баями-феодалами с одной стороны, русской буржуазией, царскими чиновниками - с другой, Абай выступал в защиту народных масс. 

Талант Абая и окреп в результате критического освоения богатств устного творчества казахского народа, изучения передовой  русской литературы. Именно поэтому  он смог высоко подняться и орлиным  взором проникнуть «в века, в их темную даль». Перед ищущим взором великого поэта открылся огромный мир, и в нем он с нескрываемой сердечной болью увидел трагическое противоречие между величием человеческой культуры и кошмарными условиями существования народа. 

Абай призывал свой народ к изучению русской  литературы, к дружбе с русскими, к изучению русского языка. «Для того, чтобы избежать пороков судьбы и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру. Русские видят мир. Если ты будешь знать язык, то на мир откроются и твои глаза», - писал Абай в двадцать пятом слове своего философского тракта - «Гаклии». 

Но вместо с  тем творчество Абая остается оригинальным, самобытным, он глубоко национальный поэт и философ. Предметом его  поэтических описаний и философских  рассуждений была жизнь казахского народа. Мы видим в нем художника, глубоко, правдиво и ярко рисующего быт, нравы и характер казахов. 

Поэзия Абая лишена созерцательности, восточной  умиротворенности, она полна жизни, исполнена постоянной тревоги за судьбу народа. Внутренняя поэтическая  встревоженность Абая накладывает своеобразный отпечаток на все его стихи и поэмы, придает им чрезвычайно действенный характер. 

Остро и чутко  реагируя на все явления реальной жизни казахского народа, он создавал образы, которые служили правильному  познанию действительности, пробуждали и развивали самосознание народа, учили любить и ненавидеть. 

Вчитываясь в  абаевские произведения, убеждаешься, что по силе и выразительности  реалистичных образов, по многогранности и идейного содержания, по тематическому  разнообразию, творчество Абая представляет настоящую энциклопедию жизни казахского народа. 

Типичные характеры  людей дореволюционного казахского аула, портретные зарисовки, эмоционально насыщенные картины природы и  быта, лирические размышления, сливаясь воедино, дают возможность представить и конкретно ощутить жизнь, отдаленную от нас несколькими десятилетиями. 

Со страстным  негодованием и непримиримостью  Абая воссоздает образы баев, образы тех, кто в погоне за наживой потерял  все лучшие человеческие качества. Абай срывает маски с некогда всесильных властителей казахской степи. 

Величие и бессмертие Абая - первого классика казахской  литературы - состоит в том, что  он во всем творчестве разносторонние и правдиво отразил жизнь казахского народа в прошлом. Вечная нищета, невежество, межродовая разобщенность, рабская покорность, под которой скрыто созревали могучие силы всеобщего протеста, - все эти типичные черты характера родного народа показал Абай в стихотворениях «Кожекбаю», «Бесчестный зверя жадней», «Управитель начальству рад» и других, с тем, чтобы раскрыть всем труженикам глаза на их действительное положения, заставить их глубоко задуматься над своей печальной судьбой и пробудить стремление к борьбе за лучшую долю.

Счастье в труде - утверждал великий Абай. 

Абай умер в 1904 году. При жизни поэта его отдельные стихотворения были опубликованы в 1889-90 гг. на страницах газеты «Дала Уалаяты» («Степная кригизская газета»), издававшейся в Омске. Первый сборник стихов Абая вышел в свет лишь после его смерти, в 1909 году, в Петербурге. Но только в советскую эпоху было услышано, глубоко понятно и по достоинству оценено поэтическое слово мужественной правды и искренней душевной страсти. В 1921 году в Казани, в 1923 году в Ташкенте и в 1933 году в Алма-Ате вышли в свет отдельными книгами произведения Абая. Вслед за этим все чаще и чаще они выходят и в Алма-Ате, и в Москве, и в других городах Советского Союза. Произведения Абая переведены на русский язык, на многие языки народов СССР и зарубежных стран. 

Великий сын  казахского народа Абай Кунанбаев оставил в наследие прекрасные творения. В них воплощена вся его жизнь, его мечты о светлом будущем. Его пламенные стихи никогда не утратят своей силы и свежести. Абай вечно с народом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Абай как  великий поэт, мыслитель и гуманист 

Рано разочаровавшись  во всем, он расстается с недавними  иллюзиями молодости и всецело  отдается творчеству, посвящая ему  последние двадцать лет жизни. А  ныне труд его стал гордым достоянием всего человечества. Как поэт, Абай поднял импровизационную поэзию казахов до уровня подлинно реалистической письменной поэзии. Расширил ее тематику. Внедрил доселе неведомые ей жанры и формы. Отказываясь от традиционных внешних описаний и многословных трескучих восхвалений, создал глубокую социально-философскую лирику, раскрывающую внутреннее состояние человека и глубинные течения многогранного бытия. Нежность, мелодичность, чувственность восточной поэзии обрели в его творчестве удивительное созвучие с интеллектуальностью, психологизмом западной литературы.

Без Абая не могла  бы родиться подлинно абаевская школа - школа письменной литературы начала ХХ века с ее гражданским пафосом, стилевым разнообразием, остросоциальной  направленностью, яркой художественной палитрой. Облагороженная многопластовая, многожанровая художественная литература верно служила не только своему народу, но и отвечала высоким эстетическим требованиям многонационального читателя бывшего Союза и даже мира. И в этом смысле мы бесконечно обязаны уникальному таланту Абая, еще в прошлом веке смело раздвинувшего границы национального мировосприятия.

Значительным  явлением мирового масштаба Абай стал отнюдь не только благодаря своим  литературным поискам. Он не ограничивался  ее рамками. Литература оказалась для  него своеобразными золотыми воротами в безграничный мир всечеловеческого духа, она предоставила возможность проникнуть во все сферы основополагающего бытия, во все бесконечные явления мира, человека, нации, истории, духа в их неразрывном единстве, целостности, гармонии и раздвинуть границы человеческого познания. В напряженных поисках выхода к истине Абай всесторонне осмыслил национальный склад своего народа, определил всю глубину его трагической участиОн преодолел в себе все дрязги, случающиеся между людьми и народами, и хотя не жаловал чиновников-правителей, к соседнему русскому народу и к другим нациям неизменно относился с вниманием и уважением. Презирая царское правление, искренне почитал великую русскую культуру и учился у нее. Абай говорил: “Нужно овладевать русским языком. У русского народа разум и богатство, развитая наука и высокая культура... Русская наука и культура - ключ к осмыслению мира, и, приобретая его, можно бы намного облегчить жизнь нашего народа... Изучив язык и культуру других народов, человек становится равным среди них, не унижается никчемными просьбами”. Отсюда вытекает вывод, что отстоять свое достоинство можно лишь сравнявшись по уровню культуры и образования с теми, кто тебя унижает и угнетает.Это свое кредо Абай доказал собственной жизнью. Живя в отдаленном кошомном казахском ауле, он изучил не только большинство русских классиков, но и переводил их на казахский язык и убежденно пропагандировал их творчество.

Информация о работе Абай Кунанбаев и его вклад в науку