Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 13:09, курсовая работа
Кто теперь не знает и не почитает Абая - великого поэта, философа, просветителя-демократа, основоположника казахской письменной литературы, композитора, народного заступника?! Почитание это приобретает еще большую глубину, когда узнаешь, в какое трудное и сложное время приходилось жить и творить Абаю. Степь, с ее привычной феодальной патриархальщиной, будто трещала по швам под могучим напором новых товарно-денежных отношений, усилившейся борьбы за власть, колониального и феодального притеснения. Все это свинцовым грузом ложилось на ростки казахской передовой общественной мысли и художественного слова, упорно пробивавшиеся в неоглядной степи к солнцу, к свету... И им суждено было дать чудесный плод, имя которому - родоначальник казахской реалистической литературы - Абай!
Глава 1. Становление поэта.Автобиография
Глава 2. Абай как великий поэт, мыслитель и гуманист
Глава 3 Роль Абая в развитии культуры и казахского народа
Глава 4. Идеи Абая в современном мире
Глава 5. Память о Абае Кунанбаеве
Последнее слово
Используемая литература
Впечатлительность сердца и глубина трезвого ума, образное и чувственное восприятие мира, суровый критицизм и тонкий лиризм поразительно гармонично сливались и сочетались в этой сложной духовной личности, подчеркивая цельность и мудрую зрелость редкой человеческой натуры. Не было в нем места самодовольству и мещанству.
Абай не только
критиковал традиционные идеи, идеалы,
ценности, старый образ жизни, но и противопоставлял
им новые идеи и понятия, которые выражали
идеи прогресса, цивилизованного способа
существования. Поэт решительно, призывал
казахов к деятельности, активности, индивидуальной
ответственности.
Глава 3 Роль Абая в развитии культуры и казахского народа
.
Известно, что ни одно из произведений великого казахского поэта Абая Кунанбаева не увидело свет при его жизни. Лишь через пять лет после смерти поэта, в 1909 году, в Петербурге был издан сборник его стихов. А прозаические произведения, представляющие сугубо специфический жанр литературы — так называемые «Гаклия» (Слова-назидания) или «Кара сёзь» (слова в прозе), были опубликованы лишь в советское время. Но тем не менее произведения Абая, как поэтические, так и прозаические, получили на родине поэта широкое распространение в рукописном виде. Стихи переписывались, заучивались и передавались из уст в уста, а прозаические произведения
распространявшись в рукописных списках или исполнялись искусными рассказчиками-толкователями.
Какое место
занимают «Гаклия» или «Кара сёзь»
в творчестве Абая Куканбаева? Мухтар
Ауэзов, крупный исследователь
Мухтар Ауэзов прекрасно понимал, для кого и с какой целью написаны Абаем назидания, эти сорок пять «Слов», содержащие как философские раздумья поэта оволнующих жизненных проблемах, так и беседы-рассуждения, «адресованные к слушателю собеседнику в форме устного обращения к нему с глазу на глаз».Слушателями поэт считал преимущественно людей старшего поколения. Он учитывал уровень их мышления, особенность мировосприятия и поэтому писал свои беседы-назидания своеобразным, доступным для них образным языком, насыщеннымафоризмами и народными пословицами. Очевидцы свидетельствуют, что «Слова»пользовались у читателей и слушателей не меньшей популярностью, чем поэтические произведения, потому что в них Абай в интересной, оригинальной форме выражал те же мысли и идеи, те же чувства и настроения, что и в своих стихах. Вот как он представлял себе назначение поэта:
Против невежества, против зла
Он обращает свой гнев, скорбя.
Люди слово его пронесут
Близким и дальним — из края в край.
Суд справедливости, разума суд,
Ты рассуди и ты покарай!
Мухтар Ауэзов справедливо отметил, что Абай в прозаических обращениях кслушателю-собеседнику «становится гневным судьей или печальником народа, и в таких случаях его «Слова» превращаются в скорбную исповедь человека, обреченного на одиночество в мрачный век господства беспросветной тьмы». Как «гневный судья» он неустанно обличал социальные пороки, зло и несправедливость в обществе, а как «печальник народа» горько сетовал на отсталость и невежество, на дрязги и раздоры, которые, по убеждению поэта, обрекали народ на униженное положение. Обличая и осуждая в своем творчестве все, что вредит народу, что мешает прогрессу и просвещению, Абай верил в силу воздействия своего слова. Но действительность не оставляла надежд, принося поэту одни разочарования. Философско-поэтические слова Абая были своеобразной формой борьбы за просветительский общественный идеал. Девяностые годы XIX века, когда были написаны «Гаклии», являются самым плодотворным периодом всего творчества уже пожилого поэта. В первом слове «Гаклии» поэт написал:
«Прожита жизнь — спорил я, боролся, судился, имея одни хлопоты, и в них обессилел, устал и убедился в бесцельности всего сделанного Прошло девять лет, прежде чем Абай написал все сорок пять «Слов» - бесед и высказал в них свои сокровенные думы, чаяния и скорбные жалобы на равнодушных к голосу поэта современников. Обращаясь к содержанию прозаических «Слов»Абая, нетрудно установить их идейно-тематическое сходство с большим циклом стихов поэта этих лет. Справедливости ради нужно отметить, что критическое начало в поэтических произведениях гораздо острее, чем в прозаических
«Гаклиях». Некоторая смягчённость тона бичевания пороков в «Гаклиях», видимо,
объясняется тем, что Абай свои беседы адресовал людям старшего поколения и
тем, кого поэт, очевидно, считал своими ближайшими единомышленниками или
последователями. Вероятно, поэтому Абай делился с ними своими мыслями, в то
время как в поэзии он разоблачал носителей зла.
По объему и характеру «Слова» Абая не одинаковы, не однородны. Несколько
выделяется «Двадцать седьмое слово», которое написано в форме диалога Сократа
со своим учеником Аристодемом на тему о том, какими высокими качествами
наделил человека бог и каким «вечным должником» бога является человек за то,
что он «удостоен его любви». Несколько особняком также стоит «Тридцать
седьмое слово». Оно состоит из двадцати трех афоризмов, не имеющих прямой
связи с основной тематикой бесед.
Если условно выделить эти два «Слова», которые как по объему и тематике, так
и по стилю отличаются от других, то остальные «Слова» можно сгруппировать
вокруг нескольких основных тем. Первая — это «Слова» об общественном строе и
административном управлении. К этой группе можно отнести третье, восьмое,
двадцать второе, тридцать девятое, сорок первое, сорок второе «Слова». В них
затрагиваются и другие темы. Но основными все же являются рассуждения,
связанные с формой правления в степи. Как известно, во второй половине XIX
века, когда жил и творил Абай, в казахских степях всюду был установлен
институт волостных правителей, избираемых на три года. Как и в поэзии, Абай
во многих местах своих бесед-рассуждений, особенно в перечисленных «Словах»,
с презрением говорит о волостных правителях и биях, сидящих на шее народа.
«Кто же примет мудрый совет? Кто послушает наставления? Ни волостной
старшина, ни бий меня не услышат... У них в голове своя забота: не оказаться
виноватым перед начальством, не пропустить в аул разных смутьянов». «Уважать
ли мне волостного старшину и бия?—пишет он в «Двадцать втором слове».—Но нет
биев и старшин справедливых. А биям и старшинам, купившим свои места, нет
основания требовать к себе уважения». Абай не только не склонял голову перед
«власть имущими», но и всячески разоблачал их злодеяния и мошеннические
проделки, сеявшие ложь, обман и сплетни, разжигавшие ссоры и дрязги,
развивавшие взяточничество, воровство, подкуп и подхалимство.
Следующая тематическая группа прозаических «Слов» состоит из рассуждений и
наставлений Абая об образовании, знании и воспитании. Пожалуй, это самая
животрепещущая из всех тем, волновавших поэта. Всюду речь идет об отсталости
казахского народа в экономической жизни, в образовании, в науке и культуре, в
чем поэт обвиняет «сильных мира сего»: царских чиновников, волостных
правителей, баев и биев, а также всех тупых, невежественных, раболепствующих
и пресмыкающихся перед ними людей. Беспощадно бичуя все, что держит народ в
беспросветной тьме, что тормозит прогресс и просвещение, Абай всеми силами
доказывал необходимость
нести казахам науку и
другими народами.
Образованию, знанию и науке Абай придавал первостепенное значение. Он укоряет
тех родителей, которые, имея возможность учить детей, не учат их или учат не
так и не тому, попусту растрачивая свое богатство. «Но я не встречал еще
человека, который, подлостью разбогатев, нашел бы потом достойное применение
своему состоянию». Такая резкая социально-изобличительная критика
заканчивается следующим: «Без науки «нет блага ни на том, ни на этом свете».
Воспитание в детях хороших человеческих качеств также связывается Абаем с
образованием и наукой. Примечательно, что последнее «Сорок пятое слово»
заканчивается словами: «Тот, у кого больше знаний, любви, справедливости, —
тот мудрец, тот ученый, тот и обладает миром».
Мысли об обучении детей, о воспитании в них лучших человеческих качеств
постоянно занимают Абая-наставника. Они разбросаны почти во всех его
«Словах». Именно на них возлагает Абай свои надежды, думая о судьбе своего
народа. «Надо создать школы,—писал он в «Сорок первом слове»,—надо, чтобы
население дало средства на эти школы, надо, чтобы учились все, даже девушки.
И вот тогда, когда молодежь вырастет, а состарившиеся отцы перестанут
вмешиваться в дела и разговоры молодежи, может быть, тогда казахи
исправятся».
Абай-просветитель свято верил в силу воспитания и наряду с осуждением все
время наставлял своих слушателей-собеседников на то, чтобы каждый исправлял
свои недостатки и недостатки своих детей. «Если б в моих руках была власть, я
отрезал бы язык всякому, кто говорит, что человек неисправим», — писал он в
«Тридцать седьмом слове».
В беспощадной критике зла и несправедливости с целью преодоления всех отрицательных черт и свойств человеческого характера и доведения Абай видел одну из своих основных задач.
«Двадцать пятое слово» целиком посвящено размышлению о значении русской
культуры и русской науки для просвещения казахского народа. «Главное —
научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство — все это у
русских. Для того, чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать
русский язык и русскую культуру». Трудно переоценить значение этой программы
для просвещения казахского народа, для его исторически сложившейся дружбы с
великим русским народом и приобщения к его культуре. В своих стихах Абай учил
отличать русский народ и его демократическую культуру от царских
колонизаторов и их политики. Абай призывает казахов изучать русский язык,
русскую науку и культуру для того, чтобы принести пользу родному народу. А в
«Двадцать пятом слове» мы читаем прямой призыв Абая-педагога к родителям: «Не
торопись женить сына, обучай его русской науке, хотя бы пришлось тебе для
этого заполнить все свое имущество».
.
Философски осмысляется Абаем высокая роль и значение труда в жизни и историческом развитии человечества. Причину прогресса, успехов и достижений в области экономики и культуры он видит в честном труде на благо человека, народа и родины. «Ум и знания—плоды труда»,—пишет он в «Сорок третьем слове».
Однако и тут
ограниченность просветительско-
Вместе с тем следует отметить, что гуманист Абай, резко бичуя своих современников за антиобщественные, безнравственные поступки, винит в них местных правителей — волостных и биев, которые не только не слушаются добрых советов и наставлений, но и сами разжигают низменные страсти, винит богачей,которые считают, что «все можно купить за скот», что «честь, бесчестье,разум, наука, вера, народ для них не дороже скота».