Сравнение 3 - ех национальностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:32, реферат

Описание работы

Всем известно, что Россия - многонациональная страна. В государстве, имеющем население 142 миллиона человек и занимающем наибольшую территорию на Земле, не могло быть иначе. Сейчас уже трудно точно сказать, когда все эти народы и национальности вошли в состав России, да и границы между ними за долгие годы соседства значительно стёрлись. Долгое время жители союзных республик и вовсе считались гражданами одной страны – СССР.

Работа содержит 1 файл

Реферат Анжела.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

Современная численность населения и её динамика

Динамика численности татарского этноса по переписям страны имеет следующий вид: 1897 г. –2228 тыс., (общая численность татар), 1926 г. – 2914 тыс.татар, 1937 г. – 3793 тыс., 1939 – 4314 тыс., 1959 г.- 4968 тыс., 1970 г.- 5931 тыс., 1979 – 6318 тыс.чел. Общая численность татар по переписи 1989 г. составила 6649 тыс.чел., из них в РФ - 5522 тыс.

Сложную этническую структуру татар иллюстрируют следующие данные (на конец XX в.): волго-уральские татары составляли 95,4, сибирские -2,9, астраханские - 1,7% от общей численности татарской нации.

Ну и как я уже упоминала, по данным переписи 2002 года, на территории Российской Федерации проживают 10 тысяч сибирских татар.

Естественное движение населения

У сибирских татар до сих пор остается высока смертность, рождаемость имеет тенденцию на понижение, несмотря на так называемые нацпроекты. Ученые считают, что высокую рождаемость ожидать не приходится, так как сибирские татары уже фактически перешли к малодетной семье. Малодетная семья особенно характерна для городского населения, а сейчас свыше 70% татар проживают в городах. Видно, что в дальнейшем вот эта масса городского населения будет увеличиваться за счет сокращения сельского населения.

Кроме того, нужно учитывать отрицательное влияние снижающихся миграционных процессов. У татар значительный миграционный потенциал имеется в Средней Азии. Оттуда уже большое число татар выехало в Россию. В других странах СНГ хотя и не огромное, но значительное число татар. Но в последние годы наблюдается снижение миграционных потоков в связи с улучшением жизни, скажем, в Казахстане. И татары, скажем, из Узбекистана стремятся попасть не в Россию, а по большей части в Казахстан – такая тенденция наблюдается. К 2016 году, мы полагаем, миграционные процессы будут оказывать очень малое влияние на демографические процессы.

Миграция

У сибирских татар широко наблюдается миграция в Западную Сибирь - главным образом в нефтедобывающие регионы. Так, в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе и Ямало-Ненецкой Республике за 1970-1989 гг. произошло увеличение численности татар почти в 3 раза. Татары в общем сейчас живут в большинстве регионов России. Если исходить из масштабов всего СНГ, татары являются одним из самых (если не самым) дисперсно расселенных народов. Имеется и зарубежная татарская диаспора (численностью -до 100 тыс. человек, не включая крымских татар, эмигрировавших в Турцию в XVIII - XX вв. Относительно крупные группы зарубежных татар живут в Румынии (буджакские татары - от 23 до 35 тыс. человек), Турции (около 20 тыс. человек, без крымских татар, численность которых может достигать 1 млн.), Польше (5,5 тыс.), Болгарии (5 тыс.), Китае (4,2 тыс.), США (около 1 тыс.), Финляндии (950 человек), Австралии (до 0,5 тыс.), Дания (150 человек), Швеции (80 человек), Японии (30 семей). Многочисленные группы живут и в ряде других стран (в Германии, Франции, Австрии, Норвегии, Канаде, Саудовской Аравни, Египте, Афганистане и др.).

Религия. Религиозный состав.

Официальная религия сибирских татар ‑ ислам суннитского толка. По преданию, еще в конце XIV в. сюда устремились проповедники ислама из Средней Азии было их 366 человек, звали их шейхами. С ними 1700 воинов. Из воинов в живых остались 252 человека. В боях с язычниками погибли почти все шейхи. Через несколько лет после похода сюда прибыли имам Давлетшах и шейхи Искандер и Шерпети. Они нашли 39 могил погибших миссионеров. На их могилах были установлены или деревянные 8-угольные мавзолеи астана (в районе Тобольска известны Кобякская, Вагайская, Подбугорная, Загваздинская и Баишевская астана) или надгробные камни.Во второй половине XVI века хан Кучум насаждал ислам среди местного населения. В 1572 г. в столицу сибирского ханства город Сибирь (Кашлык, Искер) прибыли проповедники ислама из Бухары. Результатами их деятельности Кучум не был доволен. Через два года по его просьбе прибыли новые миссионеры, а вместе с ними военный отряд. Однако у сибирских татар ислам полностью утвердился только в XVIII веке, хотя сохранилось множество доисламских верований: богиня воды – Суасаны, хозяин леса – Урман-иясе, злые духи – шайтаны.

 

 

Обычаи

В семейно-брачных отношениях татары руководствовались социальными мотивами. Браки заключались обычно между семьями, принадлежащими к одной социальной группе. Если и встречались случаи женитьбы богачей на девушках из бедных семей, то в таких случаях обнаруживалась большая разница в возрасте брачующихся (старшим по возрасту бывал жених).

Цикл свадебных обрядов сибирских татар, за исключением незначительных отклонений, состоял из следующих этапов: сватовство (кыс сурату), сговор, совет (кингаш), собственно свадьба (туй), приветствие женихом родителей невесты (сэлам), перевоз молодой в дом родителей мужа (куц, куч), визит новобрачных в дом родителей невесты (турген, туркен). К обрядам досвадебного цикла у сибирских татар следует отнести сватовство (сговор), совет, а к обрядам послесвадебного цикла - обряд приветствия женихом родителей невесты, перевоз молодой в дом родителей мужа и визит молодых к родителям невесты.

Все эти этапы цикла свадебных обрядов тщательно соблюдались в богатых и зажиточных семьях, а в семьях бедняков и середняков они значительно упрощались, соблюдались иногда лишь символически.

В осуществлении отдельных циклов свадьбы, а также в проведении свадьбы в целом довольно активное участие принимали все близкие и дальние родственники жениха и невесты. Так, родители жениха вместе с ближайшими родственниками обсуждали возможные кандидатуры в невесты для своего сына. При этом в очень редких случаях обращали внимание на чувства, питаемые молодым к его будущей жене. Выбирая невесту для сына, родители главным образом руководствовались материальными соображениями, т. е. учитывали выгодность или невыгодность предполагаемого брака для семьи. При выборе невесты решающее слово принадлежало отцу, старшему в семье.

 

Традиционные похоронные обряды состояли из следующих моментов.

          После смерти на грудь покойника клали ножницы, нож или что-нибудь железное «чтобы грудь не вздулась», «чтобы джинн не тронул». Женщину покрывали платком, а мужчину — полотенцем. Поверх клали еще платок (полотенце, кусок ситца), предназначавшийся тому, кто будет обмывать покойного. Этот обряд назывался «остенэ ябу» — «покрывать» и проводился самым близким человеком.
Похороны проводили в день смерти или на следующий день. Подобный обычай был характерен для многих тюркоязычных народов.
Покойника одного не оставляли. Около него постоянно должен был кто-то находиться. Посидеть возле него на ночь обязательно приходили старики, старухи

        Наутро молодые мужчины села отправлялись копать могилу. Покойника обмывали лишь после того, как приходили с известием о том, что могила готова. Мужчин обмывали мужчины, женщин — женщины. Хозяин дома в колоду для обмывания клал серебряную монету, которую забирал себе обмывающий. Кроме того, участники ритуала за труд получали одежду (рубашку, платье, обувь).

На кладбище покойника чаще всего несли на руках на специальных носилках, которые там и хранились и так же, как принадлежности для обмывания, являлись предметом общего пользования. В могилу покойника опускали самые близкие. Его клали в нишу, которую закрывали досками, иногда закладывали саманным кирпичом

          После выноса покойника топили печь, в доме мыли полы, обтирали стены, потолки, стирали одежду и все остальное, что было около покойника.
Поминальные обряды включали в себя проведение многократных поминок. Они подразделялись на поминки, проводимые по определенному покойнику, и общие поминки. Первые поминки проводили на третий день после смерти, на седьмой, сороковой и через один год.

        Кладбища располагались недалеко от села. Они были обнесены оградой. Ходить по кладбищу считалось предосудительным. Особого ухода за могилами не было. Знатные и богатые ставили надмогильные камни и плиты. Лишь посадка деревьев была обязательной.
Язык

Язык- сибирско-татарский, имеет диалекты: тоболо-иртышский (говоры: тарский, тевризский, тобольский, тюменский, заболотный), барабинский и томский (говоры: калмакский и эуштинско-чатский).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что у каждой национальности есть свои особенности, обряды, обычаи, традиции, в общем –то различий будет достаточно много, для их нахождения не надо прилагать много усилий.

Однако, работая над этим рефератом, нельзя было не заметить общих черт между этими тремя нациями.  Я постараюсь выделить следующие черты.

 

Начну с истории формирования каждой из национальностей. Нетрудно заметить, что формирование всех трех национальностей есть результат консолидации этнических групп, каких именно указано в реферате. Отчетливее всего это прослеживается на примере хакасов и татар. В общем, можно утверждать, что истории формирования у них имеют общие черты.  Как я уже сказала, у каждой из них (национальностей) существует множество этнических групп.  Есть еще один интересный момент: до 1917 года хакасы именовались татарами, так что в любом случае в «жизни» этих наций прослеживаются общие черты.

Далее, я хотела бы отметить, что Курды и Хакасы проживают в основном в сельской местности, чего не скажешь про татар сибирских, у последних замечен в последнее время высокий уровень урбанизации. Общие черты между курдами и хакасами – это довольно-таки естественный прирост населения. У татар, к сожалению, не такие позитивные результаты.

У курдов выросла средняя продолжительность жизни, а у татар сибирских и хакасов наоборот, снизилась, в общей сложности на 4-6 лет.

 

Что касается свадеб, то все три национальности допускают браки с другими нациями.  Браки заключаются «позже», средний возраст невесты стал больше 20-22 лет. Хотя раньше имели место быть ранние браки, до 18-20 лет.

Хочу еще отметить, что культура многогранна у всех мной выбранных национальностей; язык каждой из них делится или имеет множество диалектов, многие из которых еще не достаточно изучены.

 

Свадебные обычаи, во многом  очень различаются, однако каждая из них по-своему интересна. Хочу подметить, что гостеприимство развито у всех трех национальностей.

Что касается религии, то большинство как курдов, так и татар являются мусульманами -суннитами, хакасы по большей части православные.

Итак, можно сделать вывод о том, что каждая национальность неповторима. У каждой своя история, своя «жизнь». Но общее можно найти всегда, людей всегда что-то объединяет. И я, делая этот реферат, смогла узнать что-то новое и полезное для себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.      «Любимая Россия. Народы России История и культура, обычаи и традиции» Ирина Синова, Литера, 2010 г.

2.      Энциклопедия "Народы России" Издательство "ИДДК"
2007 г.

3.       Российский ежегодный статистический справочник. 2009 год. Чепалыга А.Л Федеральная служба государственной статистики (Росстат)

4.       Материалы с сайтов:

1)     http://edinay-russia.narod.ru/

2)     http://ru.wikipedia.org/wiki

3)     http://www.megabook.ru/article

4)     http://www.narodru.ru/peoples1167

 

 



Информация о работе Сравнение 3 - ех национальностей