Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:32, реферат
Всем известно, что Россия - многонациональная страна. В государстве, имеющем население 142 миллиона человек и занимающем наибольшую территорию на Земле, не могло быть иначе. Сейчас уже трудно точно сказать, когда все эти народы и национальности вошли в состав России, да и границы между ними за долгие годы соседства значительно стёрлись. Долгое время жители союзных республик и вовсе считались гражданами одной страны – СССР.
Традиционные верования: Официально все хакасы были крещены Русской Православной церковью в 1876 г. Фактически большая часть верующих хакасов придерживалась и придерживается традиционных верований.
Древние хакасы были шаманистами. Вера в духов, заклинание духов непосредственно через шамана сохранялась у хакасов в течение многих веков. Духам приносили жертву. Например, не прикасались к пище, пока не приносили жертву духу огня. В костер бросали кусочек мяса и плескали напиток. Хакасы почитали небесные планеты Сатурн и Венеру, Марс считали звездой несчастий.
Древнехакасская культура достигла сравнительно высокого уровня. Замечательным достижением хакасов является их собственная письменность. До наших дней дошли надписи, исполненные так называемым орхонским письмом. Надписи встречаются на скалах, надгробных камнях, сосудах, украшениях.
У хакасов был 12-летний календарь, каждый год назывался именем определенного животного (лошади, зайца и т. д.). Музыкальные инструменты, кроме бубна и колоколец, были духовые (флейта, дудка," свирель). У древних хакасов существовал героический эпос, прославлявший воинов-богатырей за ловкость, силу.
Хакасский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи.
Хакасский язык подразделяется на 4 диалекта: сагайский, качин-ский, кызыльский и шорский, на базе качинского и сагайского сформиро-вался литературный язык и создана письменность.
Хакасский язык считают родным 76,6% хакасов (1989 г.).
В 80-90-е гг. среди хакасов наблюдается подъем национального самосознания, развертывается движение за возрождение национальной культуры и языка.
С начала 90-х гг. среди хакасов начался процесс возрождения родовых и фамильных праздников, во время которых совершаются поклонения земле, моления предкам. На этих праздниках поддерживается культ родовых гор. Этот подъем уже находится на высоком уровне на данный момент времени.
Татары Сибирские
Сибирские татары - это тюркское население Сибири, живущее, в основном, в сельских районах нынешних Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской областей, а также в Тюмени, Тобольске, Омске, Новосибирске, Томске, Таре, Барабинске и других городах Западной Сибири.
По данным Всероссийской переписи населения 1897 г. их общая численность составляла свыше 46 тыс. чел. ,а по всесоюзной переписи 1926 г. -- свыше 70 тыс. чел.
В современных условиях невозможно установить их точное количество, так как после всесоюзной переписи населения СССР 1926 года в официальных государственных статистических документах перестали сообщать данные о численности сибирских татар, они «исчезли» из этих документов так же, как многие другие малочисленные национальные меньшинства. О происхождении и этническом развитии сибирских татар существуют разные мнения.
По данным Переписи населения 2002 года численность татар сибирских, проживающих на территории России, составляет 10 тысяч человек.
История названия нации
Татарами ещё в XIX-начале XX вв. назывались многие, преимущественно тюркоязычные народы, жившие на территории России. Так именовались современные азербайджанцы (кавказские татары), хакасы (минусинские или абаканские татары), поволжские, сибирские и крымские татары, значительная часть казах (например, семипалатинские татары.
В настоящее время имя татар закрепилось за татарами Среднего Поволжья и Приуралья (казанские татары, татары-мишары, крещёные татары или татары-кряшены), крымскими татарами, сибирскими татарами (туринские, тюменские, ишимские, ялуторовские, иртышские, тобольские, тарские, бухарские, чацкие, аринские, барабинские, томские). Вот столько разновидностей!
История формирования и развития нации.
В наиболее общем виде этногенез татар сибирских представляется в настоящее время как процесс смешения угорских, самодийских, тюркских и отчасти монгольских племён и народностей, вошедших в состав разных групп этой этнической общности. Проникновение тюрков в эти районы происходило в основном двумя путями — с востока из Минусинской котловины и с юга из Средней Азии и Алтая. Видимо, первоначально территорию заселения татар сибирских заняли древние тюрки Тюркских каганатов. В Томском Приобье определённую роль в формировании тюркоязычного населения сыграли кыргызские и телесские племена. Автохтонными тюркскими племенами в составе татар сибирских считаются аялы, курдаки, туралы, тукузы, саргаты и др. Возможно, именно древнетюркские племена, а не кыпчаки, появившиеся позднее (в XI—XII веках), составили основной этнический компонент на первом этапе этногенеза татар сибирских. В IX—X веках на территорию Томского Приобья продвигались кимаки — носители сросткинской археологической культуры. Из их среды вышли кыпчакские племена и народности. В составе татар сибирских зафиксированы племена и роды хатанов, кара-кыпчаков, нугаев. Наличие в тоболо-иртышской группе племён мрассы и кондомы указывает на их этногенетическую связь с шорскими племенами. Позднее в состав татар сибирских вливались жёлтые уйгуры, бухарцы-узбеки, телеуты (в тарскую, барабинскую и томскую группы), казанские татары, мишари, башкиры, казахи. Они, за исключением жёлтых уйгуров, и усилили кыпчакский компонент в составе татар Западной Сибири.
Подавляющую массу сибирских бухарцев составляли узбеки и таджики, кроме того, в их составе встречались уйгуры, казахи, туркмены и, видимо, каракалпаки, а в Сибири в них вливались в отдельных случаях сибирские и казанские татары.
После монгольских походов XIII века территория татар сибирских входила в Золотоордынское государство, образованное ханом Батыем. Наиболее ранние государственные образования сибирских татар — Тюменское ханство (в XIV веке с центром в Чимге-Туре, на месте современной Тюмени), в конце XV — начале XVI вв. — Сибирское ханство (по названию поселения Сибирь или Кашлык). Рост хозяйственных и культурных связей, родственность языков и другие факторы приводили к возникновению новых надплеменных этнических общностей. В XIV—XVI веках сложились основные группы сибирских татар.
Этническая история татар сибирских в рамках Русского государства была непростой. Это связано с огромной территорией расселения их в Западной Сибири, определённой разобщённостью, контактами со многими народами, со сложным социальным составом и многими другими факторами. Постепенно стабилизировались этнические территории татар сибирских, хотя отдельные их перемещения наблюдались в конце XIX—XX вв. Несмотря на возникновение у них территориальной разобщённости в составе Российского государства, существовала взаимосвязанность тоболо-иртышских, барабинских и томско-обских тюркоязычных групп, которая создавала возможность для развития консолидационных процессов татар сибирских.
В бывшем СССР этническая структура татар сибирских мало изменилась. У барабинцев исчезло представление о делении их на группы и племена, лишь в отдельных селениях сохраняются знания о тугумах — генеалогических группах. У тоболо-иртышских и томских татар ослабли, но полностью не исчезли представления о делении на субэтнические группы. По мнению одних учёных, татары сибирские — самостоятельный народ, другие учёные указывают на незавершённость их консолидации в единый этнос, считая, что они представляют собой скорее всего не вполне сформировавшуюся этническую общность. Сибирские бухарцы окончательно вошли в состав татар сибирских к середине XX века. В 1960—80-е годы имели место активные процессы сближения и частичного смешения татар сибирских с волго-уральскими татарами. Во всех переписях населения страны в бывшем СССР татары сибирские включались в состав татар.
Татары сибирские расселены в основном в средней и южной частях Западной Сибири от Урала и почти до Енисея. Селения их разбросаны среди русских деревень, часть русских проживает в самих татарских селениях и составляет в них порой 15—30% всего населения. Значительные группы татар сибирских живут в городах Тюмени, Тобольске, Омске, Таре, Новосибирске, Томске и др. Былая компактность их расселения в городах в татарских слободах исчезла. В городах Западной Сибири осели и многие волго-уральские татары. все тюркские группы, относившиеся к татарам сибирским, в конце XVII века насчитывали 16 тыс., в конце XVIII века — свыше 29 тыс., в конце XIX века — свыше 47 тыс. человек. Численность сибирских бухарцев составляла в начале XVII века 1,2 тыс., в конце XIX века — 11,5 тыс. человек. Численность волго-уральских татар-переселенцев в Сибирь вплоть до 1860-х гг. росла медленно: в 1858 их было на Западно-Сибирской равнине всего 700 человек. К 1897 их количество возросло до 14,4 тыс. человек. По переписи 1926 татар сибирских насчитывалось 90 тыс., а всех татар (т. е. включая волго-уральских) — 118,3 тыс. человек.