Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:32, реферат
Всем известно, что Россия - многонациональная страна. В государстве, имеющем население 142 миллиона человек и занимающем наибольшую территорию на Земле, не могло быть иначе. Сейчас уже трудно точно сказать, когда все эти народы и национальности вошли в состав России, да и границы между ними за долгие годы соседства значительно стёрлись. Долгое время жители союзных республик и вовсе считались гражданами одной страны – СССР.
26
Курды
Курдистан (буквально - страна курдов ) образует территорию на юго-западе азиатского материка, в которой курды составляют абсолютное или относительное большинство. Название это имеет не государственно-политический, а этногеографический смысл. Эта территория поделена между четырьмя государствами - Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. Поэтому трудно точно определить его географические пределы.
Расположенный в самом центре западно-азиатского региона Курдистан с запада на восток простирается приблизительно на 1 тыс. км., а с севера на юг - от 300 до 500 км. Его общая площадь составляет примерно 450 тысяч кв.км. (в Турции - свыше 200 тыс.кв.км., в Иране - свыше 160 тыс.кв.км., в Ираке - до 75 тыс.кв.км., в Сирии - до 15 тыс.кв.км.).
Курдистан - историческая родина курдского народа, где проживает его подавляющее большинство, однако есть немало и некурдистанских курдов (несколько сот тысяч в восточноиранской провинции Хорасан, около 200 тысяч в бывшем СССР, свыше 150 тысяч - в Израиле, около одного миллиона в эмиграции, главным образом в Западной Европе).
В странах обитания курды расселены неравномерно. Более всего их в Турции (около 47%). В Иране курдов около 32%, в Ираке - около 16%. В самом этническом Курдистане (при всей условности границ) курды составляют подавляющее большинство населения (по одним данным в различных его частях от 84 до 94%, по другим - от 72 до 79%).
Главная особенность геополитического положения Курдистана состояла в том, что он всегда занимал пограничное положение, находясь на стыке двух или нескольких государств (Римской, Византийской, Османской империи, Арабского халифата, Ирана). Благодаря этой особенности этносоциальное развитие курдов всегда протекало в исключительно неблагоприятных условиях политической разделённости этноса государственными границами. Поэтому сформировавшаяся ныне курдская нация далеко не однородна.
История названия нации
Происхождение этнонима «курд» до сих пор остаётся неясным, хотя наиболее обоснованной выглядит версия, выводящая его от известных по античным источникам киртиев — одного из племён в древней Персии. Куртии населяли горные области Персии и были скотоводческим и разбойничьим племенем. Вероятно, куртии, как и другие племена региона, представляли собой народ, сложившийся на местном субстрате и иранизированный в результате экспансии Древней Мидии (древнее государство, а также древняя этногеографическая область на западе Ирана).
Имя курдов упоминается также в среднеперсидских источниках (Карнамак-и Ардашер-и Папакан) но, как отмечают исследователи, в раннем средневековье это был, прежде всего, социально-экономический термин, означавший у осёдлого иранского населения кочевых живущих в шатрах горцев на западе Иранского плато, и мог применяться к любому ираноязычному племени, соответствовавшему этим характеристикам. Именно поэтому вплоть до Нового времени под именем «курдов» объединяли иранские народности, широко расселившиеся в горах Загроса, Верхней Месопотамии и на Армянском нагорье. Все они говорят на разнородных диалектах: курманджи, зазаки, сорани, леки, келхури, горани, авромани, лури.
История формирования и развития нации
Курдистан, занимающий чрезвычайно выгодное географическое и стратегическое положение, постоянно привлекал внимание иноземных завоевателей. Со времени образования Халифата вплоть до наших дней курды в разное время вели борьбу против арабских, турецких, монгольских, туркменских, персидских и других поработителей. Независимые курдские династии (Шедадиды, Мерваниды, Равадиды, Хасанвайхиды, Аюбиды) управляли не только отдельными княжествами, но и такими крупными странами как Египет и Сирия. Знаменитый полководец-курд Салах ад-Дин, много лет правивший Египтом, сумел объединить под своими знаменами арабов, курдов и другие народы и достиг значительных успехов в борьбе с крестоносцами. В эпоху раннего феодализма курдские династии пользовались большим политическим влиянием на Ближнем Востоке и сыграли значительную роль в судьбах народов региона.
С начала XVI в. Курдистан стал ареной непрекращающихся войн. За обладание им спорили две мусульманские державы - сефевидский Иран и Османская империя. Итогом этих войн стал Зохабский договор 1639 г., разделивший Курдистан на турецкую и иранскую части и сыгравший роковую роль в дальнейшей судьбе курдского народа. Руководствуясь законом разделяй и властвуй, правительства Османской империи и Ирана старались ослабить, а затем и ликвидировать курдские княжества в целях экономического и политического закабаления Курдистана. Этот раздел не только не положил конец междоусобицам, а, наоборот, ещё более усилил феодальную раздробленность страны. В новое время освободительная борьба курдов продолжалась. На протяжении всего XIX в. она выливалась в большие восстания, которые жестоко подавлялись султанским и шахским режимами. Против своей воли курды были втянуты правительством Османской империи в первую мировую войну, после которой разорённый край разделили ещё раз - теперь на четыре части - между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией.
Современная численность населения и ее динамика
Сегодня курдов насчитывается более 30 млн человек. В Турции проживают около 18-20 млн курдов, в Иране — около 11 млн, Ираке — около 5,682 млн и Сирии — около 2 млн. Почти 2,5 млн курдов разбросаны по странам Европы и Америки, где они создали мощные и организованные общины. В странах бывшего СССР насчитывается около 1 млн курдов, в основном в Азербайджане, Армении, Грузии, Туркменистане и Казахстане.
В России по переписи 2002 года проживает 19,6 тыс. курдов, которые являются мусульманами. Езидов, которые учитывались отдельно — 31,3 тыс.
Субъект федерации Численность курдов-мусульман в 2002 году, тыс.
Краснодарский край
Адыгея
Саратовская область
Ставропольский край
В Адыгее курды компактно проживают в сёлах Еленовское, Белое и Садовое Красногвардейского района, где поселились в конце 80-х — 90-х годах XX века беженцы из зоны Карабахского конфликта и переселенцы из других регионов Закавказья, а также из Средней Азии.
Среди курдов отмечается высокий естественный прирост - около 3% в год. Поэтому, несмотря на преимущественно горный рельеф местности, благодаря плодородным долинам, Курдистан по плотности населения достигает среднего показателя по Азии (до 45 человек на кв.км.). По весьма приблизительной оценке его население к настоящему времени превышает 30 миллионов. Таким образом, курды - крупнейшее национальное меньшинство в Западной Азии и самая многочисленная нация в мире, лишенная права на национальное самоопределение.
Миграция национальности
В последние годы вынужденная миграция курдов из Турецкого Курдистана существенно увеличила количество этнических курдов в турецких мегаполисах. Особенно существенным этот поток был в 90-х годах прошлого века.
По данным переписи 1990 г., более миллиона мигрировавших из «Восточной и Юго-Восточной Анатолии» (так турецкие власти называют этногеографический Северный (Турецкий) Курдистан) осели в Стамбуле, составив около 15% населения крупнейшего турецкого города. При этом наиболее многочисленные общины в Стамбуле в то время были из Карса (215 тыс. чел.), Эрзинджана (150 тыс. чел.), Малатьи (141 тыс. чел.) и Эрзурума (130 тыс. чел.).
Примечательно, что в 1498 г. в Стамбуле проживали лишь 382 курда, в 1934–1935 гг. число лиц, владеющих курдским языком, составляло 2095 человек, в том числе 1668 мужского и 427 женского пола. По состоянию на середину ХХ в. известный курдский ученый Ферхад Пирбал оценивал курдское население Стамбула в 1 млн человек , что представляется несколько завышенным.
По данным курдских деятелей, в настоящее время количество этнических курдов в Стамбуле составляет 3-5 млн человек. Хотя некоторые курдские источники говорят о 5-6 млн курдов в Стамбуле, называя этот город «Курдистанбулом» . А курдский публицист Локман Полат считает, что курды составляют большинство жителей 15-миллионного Стамбула — 8 млн. Он также приводит слова бывшего президента Турции Тургута Озала, заявлявшего, что «Стамбул является крупнейшим городом курдов» .
Численность курдов в Стамбуле в 3–4 млн оценивали в середине 90-х годов ряд западных исследователей. Так, согласно одному исследованию, опубликованному в Париже в 1996 г., численность курдов в Стамбуле составляла 3 млн человек (40% всего населения города на тот период)
Однако в 2008 г. Управление статистики Турции сообщило, что численность курдов в Стамбуле составляет 3358 тыс. человек. При этом это лишь те курды, которые поселились в Стамбуле за последние 50 лет, хотя значительное число курдов жили в Стамбуле и ранее. Численность коренных стамбульцев составляет лишь 2167572 человека. В настоящее время численность населения в Стамбуле составляет, по данным турецких статистиков, 12573836 человек. Примечательно, что в Стамбуле число курдов — выходцев из определенных городов Курдистана уже превышает население этих городов или сопоставимо с ним. Так, в Стамбуле проживают 681214 курдов из Сиваса (в 2007 г. население Сиваса составляло менее 300 тыс. чел.), 349475 — из Малатьи (в 2007 г. — 417 тыс. чел.), 319600 — из Эрзурума (в 2004 г. — 395 тыс. чел.), 230420 — из Карса (в 2004 г. — 78 тыс. чел.), 286514 — из Эрзинджана (в 2004 г. – 117 тыс. чел.), 130346 — из Адиямана (в 2004 г. — 195 тыс. чел.) и 24608 — из Ширнака (в 2004 г. — 58 тыс. чел.).
Вторым наиболее привлекательным после Стамбула городом для мигрантов из Восточной и Юго-Восточной Анатолии, по данным той же переписи, являлся Измир, в котором в 1990 г. насчитывалось 327 тыс. уроженцев Востока и Юго-Востока Турции. В Измире больше всего выходцев было из Эрзурума (56 тыс. чел.), Карса (51 тыс. чел.) и Мардина (46 тыс. чел.). По другим данным, в Измире проживали около 800 тыс. курдов .
Третье место по числу выходцев из Восточной и Юго-Восточной Анатолии занимает Адана (263 тыс. чел.), в которую мигрировали в основном из Урфы, Мардина, Адыямана и Диярбакыра. Французские исследователи считали, что третьим городом после Стамбула и Измира с наибольшим количеством курдов в Турции являлась Анкара.
Половозрастная структура
После распада СССР наблюдается серьёзное изменение половозрастной структуры курдов и модели воспроизводства. Хотя не имеется точной статистики, очевидно следующее. Вырос средний возраст курдов, уменьшилась доля детей (в возрасте до 15 лет). В связи с высоким уровнем миграции молодых мужчин произошло значительное снижение их количества. Наряду с откладыванием части оставшихся в Курдистане курдских молодых мужчин времени вступления в брак, а также созданием ими браков с некурдянками, это привело к созданию для курдов новой этнодемографической реальности. Она грозит в ближайшей перспективе курдам серьёзными сложностями для значительной их части и даже депопуляцией. Если у семей, создаваемых в 30-х–50-х гг. ХХ в. было, как правило, не менее 10 внуков, а зачастую и 15–25, то у семей, созданных с 1970-х гг. – существенно меньше, в среднем 3–6, и то далеко не у всех.
Ранее уровень брачности среди курдов был практически максимальным – почти все мужчины и женщины состояли в браке. Вне зависимости от образования, внешности, семейного достатка все женщины выходили замуж. Неженатый мужчина или незамужняя женщина (естественно, речь не идёт о вдовах) были среди курдов большой редкостью и вызывали общественное порицание. При этом браки почти 100-процентно были мононациональны (точнее даже – моноконфессональны) и заключались в раннем возрасте, как правило, девушки выходили замуж до 20-22 лет, мужчины заводили семью до 25-27 лет (здесь мы берём максимальные значения). Разводы встречались крайне редко, количество детей было выше, чем у других народов с 70-х годов ХХ в. минимум по два ребёнка в семье, но нередко встречались семьи с 3–4 и даже более детьми. До 70-х гг. рождаемость была выше.
Сегодня значительная часть курдских девушек в Грузии в возрасте свыше 25 лет не замужем и, как правило, не выходили замуж. По некоторым оценкам, их доля может доходить до трети, если не до половины. Учитывая консервативность курдов, касающаяся свободы женщин, значительная часть курдов находится в весьма сложном положении. Большинство из курдских женщин практически не имеет шансов на создание семьи (просто в силу отсутствия соответствующего количества желающих вступить с ними в брак курдских мужчин). В возрасте 30 лет и старше курдские девушки уже не представляют никакого интереса на внутрикурдском брачном рынке (а на некурдском брачном рынке они, как правило, не присутствуют), и обречены на вечное одиночество (исключения, конечно же, возможны), и в связи с этим серьёзные психологические страдания. Кроме того, психологические проблемы увеличивает и низкий уровень вовлечения незамужних девушек в трудовую деятельность, что повышает экономическую нагрузку на их семьи (родителей и братьев), многие из которых испытывают серьёзные экономические трудности. Естественно, рождение детей вне брака курдскими женщинами также является исключением. Браки (а нередко и просто долговременные «партнёрские» отношения) курдских мужчин с некурдянками (преимущественно с русскими) ещё более размывают «курдско-езидскую идентичность» таких семей, обрекая на полную ассимиляцию. Таким образом, демографическое будущее курдов весьма удручающе. По-видимому, необходимо развернуть серьёзную дискуссию в отношении этой проблемы.