Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:24, реферат
Цель исследования: изучение научной деятельности первого русского ученого – геополитика.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1) ознакомиться с библиографией и мировоззрением Петра Николаевича Савицкого;
2) раскрыть содержание основных идей и концепций Савицкого.
Это и есть сущность «месторазвития»,
в котором объективное и
Савицкий считает, что «Россия – Евразия есть «месторазвитие», «единое целое», «географический индивидуум», одновременно географический, этнический, хозяйственный, исторический и т.д. и т.п, «ландшафт». Россия – Евразия есть такое «месторазвитие», которое является интегральной формой существования многих более мелких «месторазвитий».
Через введение понятия «месторазвитие» евразийцы уходили от позитивистской необходимости аналитически расщеплять исторические феномены, раскладывая их на механические системы применительно не только к природным, но и к культурным явлениям. Апелляция к «месторазвитию», к «географическому индивидууму» позволяло евразийцам избежать слишком конкретных рецептов относительно национальных, расовых, религиозных, культурных, языковых, идеологических проблем. Интуитивно ощущаемое всеми жителями «географической оси истории» геополитическое единство обретало тем самым новый язык, «синтетический», не сводимый к неадекватным, фрагментарным, аналитическим концепциям западного рационализма.
В этом также проявилась
преемственность Савицкого
Очень важным аспектом теории Савицкого является принцип «идеократии». Савицкий полагал, что евразийское государство должно строиться, отправляясь от изначального духовного импульса, сверху вниз. А, следовательно, вся его структура должна созидаться в согласии с априорной Идеей, и во главе этой структуры должен стоять особый класс «духовных вождей» [6].
Идеократия предполагала
главенство непрагматического, нематериального
и некоммерческого подхода к
государственному устройству. Достоинство
«географической личности», по Савицкому,
состоит в способности
Идеократия термин, который
объединяет все формы недемократического,
нелиберального правления, основанного
на нематериалистических и неутилитаристских
мотивациях. Причем Савицкий сознательно
избегает уточнения этого понятия,
которое может воплощаться и
в теократической соборности, и в
народной монархии, и в национальной
диктатуре, и в партийном государстве
советского типа. Такая широта термина
соответствует чисто
Взгляды Савицкого на идеократию
резонируют с идеями немецкого социолога
и экономиста Вернера Зомбарта, делившего
все социальные модели и типы на
два общих класса «герои» и
«торговцы». На геополитическом уровне,
термин «герой», «героизм» утрачивает
метафорический, патетический смысл
и становится техническим термином
для обозначения юридической
и этической специфики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По Савицкому, существует
два кардинально отличных типа экономики:
океанический и континентальный. Для
первого, характерного для США, Западной
Европы, Австралии, развитая торговля,
идущая морскими путями, приносит большую
выгоду. Но для государства
Философия Евразийства и мировоззрение евразийцев в целом носили жизнеутверждающий, оптимистический характер. Это даже дало повод Н.А.Бердяеву, маститому противнику евразийских идей, упрекать евразийцев в том, что они «не вполне осознают глубоко трагический характер переживаемой эпохи, которая грозит апокалипсическими катастрофами». В этом утверждении есть некоторая доля истины: действительно, евразийцы, и, в частности, П.Н. Савицкий, были слишком уверены в том, что в жизни России, в конце концов, возобладают разумные начала, что сам ход истории приведет к воссозданию былой мощи страны, но уже под знаком национального возрождения в духе и истине Православия.
Если и есть, в чем упрекать евразийцев, так это в том, что они не смогли предвидеть той грандиозной исторической катастрофы, которая произошла в России и продолжает происходить на наших глазах. В то же время, именно сегодня все большую ценность приобретают идеи евразийцев с их глубокой верой в конечную победу национального начала и возрождение православной России, которая только в этом качестве могла бы осуществить свою историческую миссию. В полной мере сказанное относится к наследию П.Н. Савицкого.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Вандалковская, М. Г. Историческая наука российской эмиграции: «евразийский соблазн» [текст] / М. Г. Вандаловская. – М. : Памятники ист. мысли, 1997 – 349 с.
2. Вахитов, Р. Р. Геостратегия П. Н. Савицкого [текст] / Р. Р. Вахитов // Русская цивилизация. – 2006 – 28 февраля.
3. Евразийство: философия, история, политика / Редкол.: к.ф. н., доц. О.Т. Кирсанова – ред. и др. – Ростов–на–Дону: РИНХ, 2006 – 86 с.
4. Евразия: Ист. взгляды рус. эмигрантов : Сб. ст. / Рос. акад. наук. Ин–т всеобщ. истории; Отв. ред. д. и. н. Л. В. Пономарева. – М. : Институт всеобщ. истории, 1992 – 180 с.
5. Пишун, В. К. Политическая философия евразийства: Учеб. пособие [текст] / В. К. Пишун. – М.: Владос, 2003 – 131 с.
6. Пути Евразии: Русская интеллигенция и судьбы России [текст] – М. : Русская книга, 1992 – 432 с.
7. Пушкарев, С. Г. Воспоминания историка 1905 – 1945 [текст] / С. Г. Пушкарев. – М. : Посев, 1999 – 111 с.
8. Савицкий, П. Н. Континент Евразия [текст] / П. Н. Савицкий – М. : Аграф, 1997 – 464 с.
9. Савицкий, П. Н. Неожиданные стихи [текст] / П. Н. Савицкий – Прага: Русская традиция, 2005 – 187 с.
10. Синякин, С. В. Развитие общественно – политической мысли в трудах П. Н. Савицкого: автореферат диссертации на соискание ученой степени к. полит. н. : специальность 23.00.01 [текст] / С. В. Синякин. - Дальневост. гос. ун– т. – Владивосток, 2002 – 23 с.
11. Соколов, С. М. Философия русского зарубежья: евразийство. [текст] / С.М. Соколов; М–во образования Рос. Федерации, Вост.–Сиб. гос. технол. ун–т, Ин–т устойчивого развития. – Улан–Удэ: ВСГТУ, 2003 – 133 с.