Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:24, реферат
Цель исследования: изучение научной деятельности первого русского ученого – геополитика.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1) ознакомиться с библиографией и мировоззрением Петра Николаевича Савицкого;
2) раскрыть содержание основных идей и концепций Савицкого.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. С начала эпохи «перестройки» отечественные либералы много и охотно говорят о пагубности советской экономической автаркии и о благотворности вхождения России, равно как и любой другой страны, в «мировой рынок» или в «мировое капиталистическое хозяйство». Широкие массы советских людей сначала поверили в эти рассуждения «передовых экономистов» и дали им карт–бланш. Те произвели шоковую экономическую реформу по всем рецептам экспертов из МВФ, не слишком стесняясь многочисленности жертв сего «экономического террора» среди простого народа и утешая всех, что еще немного и все мы будем жить как в Швеции и Норвегии и не получили видимого эффекта. Обещанное благополучие до сих пор не наступило. Разумеется, у «реформаторов» были умные и витиеватые объяснения произошедшего и они продолжают убеждать нас, что нужно еще поднатужиться и постараться достичь «высокой конкурентоспособности» и «российское экономическое чудо» на манер чуда японского и южнокорейского не замедлит себя ждать.
Однако российские ученые – геополитики и геоэкономисты еще в начале ХХ века предсказывали, что открытие России, как и любой другой внутриконтинентальной страны, для «мирового рынка» не приведет ни к чему, кроме превращения ее в задворки «глобального капитализма». В доказательство они приводили множество фактов из экономики и географии и опирались на оригинальную русскую традицию геополитики и геоэкономики – евразийство. Одно из таких доказательств мы найдем у теоретика и лидера евразийства 20– х – 30– х годов экономиста и географа Петра Николаевича Савицкого (1895 – 1968) в статье «Континент – Океан. Россия и мировой рынок» (впервые опубликована в первом евразийском сборнике «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев», София, 1921). Аргументы П.Н.Савицкого не утеряли актуальности до сих пор и достойны того, чтобы их вспомнить еще раз.
Объект исследования: мировоззрение, творчество и научное наследие Савицкого.
Предмет исследования: основные идеи и концепции Савицкого.
Цель исследования: изучение научной деятельности первого русского ученого – геополитика.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1 П.Н. САВИЦКИЙ – БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
Петр Николаевич Савицкий (1895 – 1968) – крупный ученый, общественный и политический деятель российской пореволюционной эмиграции, идеолог и один из руководителей евразийского движения. Человек, бесспорно, выдающийся и по своим научным достижениям, и по личным качествам.
Петр Николаевич Савицкий
принадлежал к старинному малороссийскому
дворянскому роду. Он родился в
Черниговской губернии, и в Чернигове
прошли его детские и юношеские
годы. Этому городу, сохранившему многие
памятники древнерусской
Отец П.Н. Савицкого, Николай
Петрович, был известным общественным
деятелем. Он на протяжении ряда сроков
оставался председателем
Образование, по окончании
черниговской гимназии, Савицкий продолжил
в Петроградском
В завершающий период Гражданской войны он работал в аппарате иностранных дел Крымского правительства генерала П.Н. Врангеля, которым руководил Струве. С последним он разошелся, затем на идеологической почве и они стали постоянными оппонентами.
В 1920 г., после эвакуации
войск Врангеля и тысяч беженцев
из Крыма в Турцию, Савицкий оказался
в эмиграции. Жил сначала в
Софии, откуда берет начало Евразийство,
затем в Праге. Там он находился
вплоть до 1945 г., занимаясь научной
и педагогической деятельностью
и оставаясь лидером
Не лишним будет отметить, что совершая в середине 1920 – х гг. нелегальную поездку в СССР он получил от тогдашнего местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Петра (Полянского) благословение на труды по воссозданию национальной России, что неопровержимо говорит о признании, в тот период, Евразийства Русской православной церковью.
В годы войны Савицкий и
его единомышленники –
В 1945 г. Савицкий был арестован СМЕРШем, вывезен в СССР и приговорен к 10 годам лагерей за антисоветскую деятельность. Отбывал срок в Мордовии (небезызвестный Дубровлаг). Лишь в 1956 году он освобожден и даже амнистирован. В скором времени он получает разрешение вернуться в Прагу, где осталась его семья. Но его оставляют в покое ненадолго. Вскоре в 1961 его снова арестовывают на это раз за публикацию в эмигрантском сборнике стихов и записок о лагерной жизни в СССР, которые Савицкий написал под псевдонимом «Востоков». Только вмешательство философа Бертрана Рассела спасает пожилого человека от новых унижений. Петр Николаевич Савицкий умер в 1968 году в Праге. Умер как православный христианин, после последнего причастия и похоронен по православному обряду.
В целом, – биография довольно типичная для людей его возраста и происхождения. Но личность П.Н. Савицкого – далеко не заурядная.
Основной чертой мировоззрения
П.Н.Савицкогоявляется
Мой рок, мой крест – универсальность.
Ее несу, как некий груз,
Как надоевшую банальность,
Как звенья неизбывных уз.
И эта универсальность
неизменно проявляется как в
круге тем его научных работ,
так и в поэтическом
И взор провидит сквозь туман, –
За углем, марганцем и медью,–
Как император Юстиньян
Молился о своей победе.
Являясь, наряду со знаменитым
филологом князем Н.С. Трубецким
и правоведом Н.Н. Алексеевым одним
из лидеров евразийского движения (а
в 1920 – е гг. еще и единоличным
главой конспиративной Евразийской
организации), П.Н. Савицкий оставил, помимо
научных трудов, большое публицистическое
наследие. Но ни научными работами (ряд
книг и статей по географии России
и истории ее экономики, статьи философского
и литературоведческого характера),
ни публицистическими (к ним относятся
десятки статей в евразийских
изданиях и эмигрантской периодике)
не исчерпывается наследие этого, бесспорно,
выдающегося человека. Обладая поэтическим
даром, признанным одним из «метров»
литературы зарубежья Н.А. Оцупом, он
оставил большое число
Если многие научные и
публицистические работы Савицкого
в настоящее время, пользуясь
заслуженным интересом
Философия Савицкого органично продолжала традиции русской религиозной мысли XIX в. В понимании Савицкого мир предстает, как единое, органическое целое. Мир, сотворенный Богом, подчиненный началу организации, развивающийся в русле номогенеза, сближает человека с природой. Человек не связан рамками детерминистической необходимости, он свободен, что отличает его от природы, но, тем не менее, «в этом порядке мыслей человеческое оказывается в сопряжении с природным, и природное в сближении с человеческим».
Проблему определения природы творчества Савицкий, в общем ключе своей философии, тоже разрешает в духе диалектики: «сила традиций и сила творчества в их сочетании – животворящий источник культуры» [3].
Мир, считал Савицкий, не является раз и навсегда определенной данностью, он пластичен и способен меняться к лучшему при творческом воздействии человека.
Но, безусловно, важнее для нас в данном контексте научные работы Савицкого. Научное наследие Савицкого является обширным и многосторонним. Круг его интересов был очень широк. Окончив институт по специальности экономгеографа, он не ограничивался исследованиями в этих областях знания. Савицким написано множество работ по истории, значительны его философские мысли. Основные идеи Савицкого будут изложены далее в настоящей работе.
2 ОСНОВНЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ П.Н.САВИЦКОГО
2.1 Геоэкономические и геоэстетические идеи
Экономические идеи Савицкого
можно разделить на два главных
направления: во – первых – это
обоснование государственно–
Развитию и становлению
российской экономики и, в частности,
промышленности, были посвящены его
работы «Производительные силы России»
(в кн.: «Евразийский временник», Берлин,
1923), «Месторазвитие русской промышленности»
(Берлин, 1932), и многие другие. Важнейшей
закономерностью в истории
Идеи Савицкого, как нетрудно заметить, сегодня как нельзя более актуальны. В настоящее время всеми муссируется вопрос о роли государства в экономической жизни страны и особая сторона этого вопроса – проблема форм собственности. Савицкий считал, что нормальное развитие и функционирование экономики невозможно без участия государства. В противном случае экономика будет находиться в состоянии хаоса и не сможет служить никаким целям, кроме целей личного обогащения. Поэтому государство не имеет права уклоняться от экономической деятельности, оно должно следить, чтобы экономические силы способствовали укреплению национальной мощи и благосостояния народа. Но евразийцы видели, что это нормальное состояние в СССР вырождается в свою крайность – в олигархию правящего класса и его обогащение при низком уровне жизни народа, в подавление всякой частной хозяйственной инициативы.
На западе в те годы (до
Великого экономического кризиса 1929 –
1932 гг.) господствовала другая крайность:
воинствующий экономизм, пренебрегающий
как духовной культурой, так и
интересами целых классов общества
и государства вообще. В подлинно
национальной России, утверждали евразийцы,
необходима гармония в экономике
частного и государственного начала:
должно существовать равное число предприятий
частных и государственных. При
этом отдельные сферы экономической
деятельности, например, эксплуатация
природных ресурсов, транспорт (и
другие «естественные монополии»),
лесное хозяйство и т.п. должны находиться
преимущественно в ведении