Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 00:08, доклад
Практические действия российских политиков в последние годы явно
не учитывали эти факты. Ориентируясь на мифические "общечеловеческие
ценности", всеобщую дружбу и взаимопонимание, Россия не была включена
в систему принятия решений по построению "нового мирового порядка".
Російська школа геостратегії
1. Цивілізаційна парадигма у російській геостратегії.
2. Євразійська ідея "континентального блоку" і її сучасне значення.
3. Геополітики Росії у ХХІ ст.
Казалось бы, взаимодействия вооруженных сил и ВПК стран СНГ, имеющих на вооружении однотипную военную технику "советских" разработок, единую систему обслуживания, обеспечения запчастями, возможности кооперации в процессе разработки и производства вооружений. Однако на практике ситуация не столь благоприятная. Так, уже неоднократно отмечалось, что, например, вооружения и запчасти, поставленные Россией в Грузию и Азербайджан в рамках соответствующих соглашений, оказывались в Чечне на вооружении сепаратистов. Украина без российских санкций осуществляла поставки вооружений совместных разработок, укомплектованных компонентами и запчастями российского производства, в третьи страны. Так, танки украинского производства через Туркмению поставлялись силам движения "талибан" в Афганистане. Молдавия использовала вооружения из российских арсеналов в ходе гражданской войны с "мятежным" Приднестровьем. Белоруссия продала США "контрольный экземпляр" новейшей системы ПВО/ПРО С-300, в которой сама Белоруссия имеет отношение лишь к производству лафета и тягачей. Этим же грешат и другие страны СНГ, имеется много других примеров. А неурегулированность отношений России и стран СНГ делает такие поставки вооружений из России в эти страны и с участием России в третьи страны проблематичными и в плане обеспечения собственных интересов безопасности России. В этих условиях подписание Россией соглашений с Казахстаном, Украиной, Узбекистаном, Белоруссией о сотрудничестве в военно-технической сфере имеет много трудностей, связанных прежде всего с политическими ограничителями. И это не считая "несговорчивости" стран СНГ, их нежелания идти на тесную кооперацию.
Там же, где подобные соглашения
в принципе могут работать, зачастую
все базируется на односторонней
заинтересованности России, как, например,
в деле создания (воссоздания) системы
ПВО СНГ, где Россия берет на себя
почти полностью вопросы
Распад СССР привел к потерям геополитической идентичности составляющих его регионов, республик, имевших ранее общую систему угроз, вне зависимости от того, с какого направления она исходила. В силу этого попытки России создания системы коллективной безопасности наталкиваются на формальное отношение со стороны других стран СНГ или на явное нежелание связывать себе руки, лишать себя возможностей политического маневра на международной арене. Сегодня многие просто не дают себе отчета, что внешние, подчас весьма агрессивные силы уже готовы участвовать в переделе постсоветского пространства.
Боязнь реанимирования СССР, стремление заблокировать Россию в ее реинтеграционных устремлениях, желание получить "все и сразу" могут привести только к одному: к разрушению хрупких структур безопасности, формирующихся на территории бывшего СССР, без каких-либо надежд на воссоздание в обозримой перспективе чего-то иного, имеющего под собой прочную базу и вписывающегося в концепцию подлинного нового мирового порядка.
Следствием демарша
Белоруссия имеет особое значение в плане осознания новых реалий военной политики и геополитики России. Подходы у аналитиков к перспективе развития российско-белорусских отношений, в том числе и в военной сфере, диаметрально противоположны. Для одних "уния" России и Белоруссии - первый росток и прообраз реинтеграционных процессов на территории СНГ, своего рода модель, пусть на первых порах и не очень совершенная. Для других белорусский случай - это тупиковая попытка российской внешней политики решения конъюнктурных задач (1).
Последовательное продвижение по указанным направлениям, опирающееся на прочную нормативную базу, позволит не только иметь современные и боеспособные Вооруженные Силы, способные решать все поставленные пред ними задачи, но и достичь гармоничного сочетания национальной обороноспособности с социально-экономическими возможностями страны, сформировать благоприятные военно-политические условия для возрождения России (12).
Будущее России: евразийская держава или колония?
Этот
вопрос задают политики всех стран
мира. Во многом ответ на него лежит
в жизнедеятельности самой
Рис. 8.1. Кто и чего хочет от России (в территориях и долларах):
Норвегия – спорные водные пространства в Баренцевом море;
Финляндия – часть Карелии и Ленинградской области, отошедшие к СССР в результате войны 1939–1940 гг.; 4 млрд евро “военных репараций”;
Эстония – Печорский район Псковской области, г. Ивангород Ленинградской области; 4–150 млрд долл. за “оккупацию” при советской власти;
Латвия – Пыталовский район Псковской области; 55–100 млрд долл. за “оккупацию” при советской власти;
Украина – 12,1 млрд долл. украинской доли от госсобственности СССР за рубежом, 42,1 τ золота украинской доли советского золотого запаса;
США – спорные водные пространства в Беринговом проливе;
Япония – острова Шикотан, Кунашир, Итуруп, Сахалин, гряду Хабомаи;
Азербайджан, Иран, Казахстан и Туркмения – продолжают делить с Россией Каспийское море;
Грузия – селение Пичвни на чеченском участке российско-грузинской границы; 15 млрд долл. за “оккупацию” Южной Осетии и Абхазии, 6 млрд долл. за вывезенные в Россию советские ценности и ущерб природе от военных баз /с. 277/
Внутри
Содружества Независимых
Для
решения сиюминутных
Безусловно, российским политикам важно помнить, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Благополучное для народов страны геополитическое будущее может быть достигнуто только за счет динамичного развития реального, а не виртуального сектора экономики: прежде всего машиностроения, авиастроения, автомобилестроения, прорыва в компьютерно-информационной сфере и т. д. Как заклинания в российских СМИ звучат жалобы правительственных чиновников на отсутствие денег, инвестиций. На эту проблему не жалуется правительство Норвегии – мы берем для сравнения эту страну, так как большая часть ее территории находится в неблагоприятных природно-климатических условиях. Там все природные ресурсы (прежде всего нефть, газ, лес) принадлежат государству, а не олигархам, как в России. В Норвегии введена и успешно действует не плоская шкала налогообложения доходов граждан, а прогрессивная: больше получаешь – больше плати. В России же 13% налогов платит и уборщица, и миллиардер, число которых ежегодно растет на пять–семь человек. По количеству миллиардеров Москва уступает только Нью-Йорку.
В Норвегии отдается предпочтение глубокой переработке нефти, газа, древесины, руд и т. д. На экспорт идет готовая продукция. В России временщики, добравшиеся до природных богатств, гонят за рубеж сырье, лес-кругляк.
В
Норвегии также существует стабилизационный
фонд, формируемый, как и в России,
в основном за счет экспорта /с. 278/ энергоносите
Финансисты
России, опасаясь инфляции (которую
провоцируют монополисты в
Мы назвали некоторые, на наш взгляд, наиболее важные политические и экономические факторы, осложняющие положение Российской Федерации в мировом геополитическом пространстве. И только активная, продуманная государственная политика не даст ей превратиться в сырьевой придаток Запада и Востока.
Обозначим также наиболее важные геополитические факторы. И взоры наших политиков и ученых в первую очередь должны быть обращены на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Например, совокупные активы 500 самых мощных компаний Юго-Восточной Азии, которыми владеют в основном китайцы, составляют более 540 млрд долл. Ежегодный доход 50 млн китайцев, живущих за рубежом, составлял почти, столько же. Проживающие за границей китайцы (хуацяо) контролируют около 90% экономики Индонезии, 75% экономики Таиланда, полностью экономику Тайваня13.
У Китая есть немало проблем, которые надо быстро решать, чтобы поддержать нынешние темпы экономического и социального развития. Самые насущные из них – энергетическая и продовольственная. Первую проблему, начиная от поставок энергоносителей и кончая строительством ГЭС, АЭС, ТЭЦ, продажей соответствующего оборудования и машин мы можем помочь решить. Здесь видна выгода как для Москвы, так и для Пекина.
В
геополитическом плане союз России
и Китая позволит обеим странам
создать полюс, обладающий огромным
экономическим и военным
В
последнее десятилетие
В 2001 и в 2002 гг. Россия и КНР решительно поддержали друг друга в осуществлении политики защиты национального единства и территориальной целостности, осудили готовящуюся военную операцию США против Ирака. В июне 2006 г. во время визита Президента России В.В. Путина в Китае для работы в ШОС, были подтверждены прежние договоренности и намечены перспективы значительного расширения торгово-экономических связей между Москвой и Пекином.
Однако связи России и КНР нельзя рассматривать в розовом свете. Китайские лидеры – сугубо прагматичные политики. На первом плане у них всегда были и остаются национальные, государственные геополитические интересы. Например, во время визита в США в апреле 2006 г. Президент КНР Ху Цзиньтао вел переговоры с Президентом США Дж. Бушем, встречался с представителями деловых кругов, выступил в Йельском университете, посетил завод корпорации “Боинг” в Сиэтле. Эта корпорация выполняет большое количество заказов китайского правительства. Лидер КНР успокоил американцев не только по поводу торговых, но и долгосрочных геополитических амбиций Китая. С Дж. Бушем /с. 280/ он обсудил проблемы вокруг ядерных программ Северной Кореи и Ирана15.
Китай ведет сложную игру со странами-соседями. Поэтому Москве надо в своей геополитической стратегии учитывать интересы прежде всего Индии, Японии, обеих Корей, Пакистана, Ирана и так строить свои отношения с этими странами, чтобы они способствовали экономическому росту и геополитическому авторитету Москвы.
6.2. Геостратегическая политика Китая
Возвышение Китая до
статуса мировой державы