«Особые отношения» США и Японии в конце XX- начале XXI вв.

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:57, научная работа

Описание работы

Многие аспекты и проблемы сегодняшнего дня Японии и США уходят корнями именно в период становления японо-американского союза. Поражение Японии во второй мировой войне, как результат ослабление её позиций в АТР, полный разгром японской армии и неспособность защитить свой суверенитет, заставило Японию, под нажимом Вашингтона, пойти на зависимый союз с США. Зависимость Японии от США в вопросах безопасности, обусловило отсутствие в Токио четкой собственной внешнеполитической концепции и дает возможность Вашингтону направлять её в нужное для себя русло. Сегодняшние проблемы в Корее, Тайване, активизация на международной арене Китая, представляют, по мнению Пентагона, угрозу для безопасности американцев, поэтому присутствие американских войск в Японии так необходимо Соединенным Штатам.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....................3

Глава I. Японо-американские отношения после окончания «холодной войны»
1. Смена приоритетов внешней политики Японии в 90-х гг. ХХ в………………...5
2. Японо-американские отношения на рубеже XX – XXI вв………………………11
Глава II. Япония и США: особенности сотрудничества в XXI веке
1.Новые аспекты японо-американского сотрудничества в военно-политической сфере…………………………………………………………………………………...21
2. Влияние треугольника «США-Китай-Япония» на японо-американские отношения……………………………………………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………..............32
Список используемых источников и литературы……………………………...34

Работа содержит 1 файл

Научная работа.doc

— 345.00 Кб (Скачать)

В июне 2012 г. министр обороны США  Л.Панетта совершил турне по азиатским  странам с целью разъяснения  новой оборонной политики США, прежде всего стержневой роли, которую играет в ней АТР. Накануне этой поездки  в своем выступлении в Военно-морской академии США, сделав дежурные дипломатические реверансы относительно важности укрепления отношений с Китаем по линии оборонных ведомств, он подчеркнул: «Вооруженные силы Китая растут и модернизируются. Мы должны быть бдительными. Мы должны быть сильными. Мы должны быть готовыми к любым вызовам». А на форуме в Сингапуре перед министрами обороны государств Восточной Азии свои слова глава Пентагона подкрепил конкретными данными о начинающейся передислокации военно-морских сил страны в АТР и оснащении их новейшими высокотехнологичными вооружениями.

К 2020 г. изменится диспропорция кораблей ВМС США в Тихом и Атлантическом  океанах с нынешних «50 на 50» на «60 на 40». В Тихом океане будут  нести боевое дежурство шесть  авианосцев, большинство крейсеров и эсминцев, прибрежных боевых кораблей и подводных лодок. Пентагон планирует также увеличить число военных учений в Азиатско-Тихоокеанском регионе, расширить географию визитов своих боевых кораблей в порты стран региона, включая государства бассейна Индийского океана. Военную мощь предполагается усилить высокотехнологичным истребителем пятого поколения, усовершенствованной подлодкой класса «Вирджиния», новыми средствами электронной войны и связи и улучшенными высокоточными вооружениями. [16]

Укрепление союза с Японией для Вашингтона является составной частью Программы совершенствования системы передового базирования вооруженных сил США на Тихоокеанском театре военных действий (ТВД). Пентагон считает, что американо-японский альянс служит важным средством противодействия таким «угрозам», как «форсированное строительство и модернизация НОАК, активизация деятельности китайских ВМС в тихоокеанской акватории».

В условиях обострения обстановки на Корейском полуострове Токио  под давлением Вашингтона совершил внешнеполитический разворот от намечавшегося в период 2006-2009 гг. политического сближения с Китаем к еще более тесному военно-политическому взаимодействию с США.

Принятая в конце 2010 г. программа  национальной обороны Японии на второе десятилетие предусматривает «обеспечить способность японских сил самообороны к современным и активным боевым действиям». Таким образом, Япония отказалась от действовавшей прежде концепции, предполагавшей «пассивный», «исключительно оборонительный характер» действий сил самообороны.

При этом необходимость радикального пересмотра характера военной политики японское руководство мотивирует осложнением  военно-стратегической обстановки в  Восточной Азии, связанной с «возвышением Китая». Оно, подчеркивается в тексте этого программного документа, «сказывается на влиянии Соединенных Штатов, ведет к существенному изменению расстановки сил в мире». «Недостаточная транспарентность» военных расходов Китая японским командованием рассматривается как угроза безопасности Японии.

Япония вовлекается в более широкое военно-техническое сотрудничество с США. Она уже принимает участие в разработке элементов противоракетной обороны на Тихоокеанском ТВД, намерена участвовать в создании американского истребителя пятого поколения  F-35, который планируется принять на вооружение японских ВВС. Играя роль ключевого союзника США в АТР, Япония проявляет готовность стать связующим звеном в формируемой Вашингтоном новой системе военного сотрудничества в регионе, которая, наряду с США, будет включать Японию, Австралию и Южную Корею.

В январе 2011 г. в Сеуле министры обороны Японии и Южной Кореи  подписали два важных военных  соглашения, которыми заложена основа для будущего военного пакта. Инициатива и в этом случае принадлежала американской стороне. Что касается причины создания пакта, то американские эксперты в качестве таковой прямо называют Китай, от которого, по их мнению, исходит угроза. По сути подготовлены условия для оформления двух трехсторонних военно-политических альянсов: США-Япония-Южная Корея и США-Япония -Австралия. Другими словами, в Восточной Азии зарождаются блоковые структуры, которых не было даже во времена холодной войны. Их цель создать своеобразный кордон противодействия усилению Китая.

Под некоторым охлаждением в  японо-американских отношениях между Токио и Вашингтоном подвел черту первый со времени прихода в Японии к власти Демократической партии официальный визит в США главы японского правительства Ёсихико Ноды.

Накануне визита в заседании  Консультативного американо-японского  комитета по вопросам безопасности достигнуто соглашение о переводе 9 тыс. американских морских пехотинцев из Окинавы. Эта проблема в течение ряда лет служила раздражителем в отношениях двух стран. Согласно договоренности, 9 тыс. американских морских пехотинцев переводятся с японской базы Футэмма в другие районы Тихого океана- преимущественно, на Гуам, а также на Гавайи и в Австралию. На самой Окинаве при этом остается контингент морской пехоты быстрого развертывания в составе примерно 10 тыс. человек. Токио выделит на передислокацию $3,1 млрд. В госдепартаменте США отметили, что решение этой проблемы позволит углубить военное сотрудничество двух стран в обеспечении кибер-безопасности, обмене разведывательной информацией и противоракетной обороне. [16]

В ходе переговоров в Вашингтоне глава Белого дома приветствовал достигнутое соглашение по вопросу о передислокации морских пехотинцев с Окинавы. Со своей стороны японский премьер заявил, что это стало возможным «благодаря сотрудничеству в рамках двустороннего союза с целью оптимизации присутствия вооруженных сил США в регионе и уменьшения бремени Окинавы».

В принятом совместном заявлении «Общее видение будущего» стороны декларировали  стремление к укреплению партнерских  отношений в сфере безопасности, экономики, энергетики, подтвердили нерасторжимость американо-японского альянса. Обама назвал Японию «одним из ближайших союзников Америки не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и во всем мире».

Американские эксперты подчеркивают, что японо-американский союз имеет  принципиальное значение в деле «сдерживания попыток Китая установить его господство в регионе и поддержки американских и южнокорейских войск в случае войны с Северной Кореей».

Японский премьер и президент  США заявили, что Китай должен действовать в рамках международных правил и норм, в том числе при решении спорных вопросов в международных водах.

Вашингтон в последнее время  стремится, используя, в частности, свое участие в Восточноазиатских  саммитах, играть более активную роль «защитника интересов» стран региона - Японии, Вьетнама, Филиппин и других в их спорах с Китаем. Оппонируя Пекину, Вашингтон поддержал позицию Японии в ходе японо-китайского инцидента 2010 г. в районе островов Дяоюйдао (Сэнкаку), стал на сторону Вьетнама и Филиппин в их споре с КНР о правах на владение островами в Южно-Китайском море. Китайские представители обвиняют Вашингтон в том, что его позиция спровоцировала Филиппины на задержание китайских рыбаков в районе о. Хуанъянь в апреле 2012 г. Этот инцидент привел к эскалации напряженности в китайско-филиппинских отношениях. [17]

Наличие множащихся очагов напряженности  не только способствует осложнению в  целом военно-политической обстановки в регионе. Некоторые американские эксперты полагают, что по сходному сценарию с действиями НАТО в Ливии  эти очаги напряженности могут стать предлогом для силового вмешательства США в целях «сдерживания Китая».

Оценивая эффективность этого  курса Вашингтона в отношении  КНР, следует принять во внимание, что динамично поднимающийся  азиатский гигант использовал сегодня  далеко не все ресурсы противодействия американскому прессингу. В частности, у Вашингтона не может быть абсолютной уверенности в том, что его главный на сегодня военно-политический союзник в регионе - Япония, следуя национальным интересам и под воздействием усилившегося Китая, в перспективе не решится ослабить зависимость от США.

Подоплека такой возможной переориентации была, как известно, раскрыта бывшим премьер-министром Я.Хатояма в  его работе «Моя политическая философия». В ней он указал на глобальную тенденцию: «…эра планетарного глобализма, направляемого США, приближается к концу». Другой важной тенденцией он назвал «превращение Китая в одну из ведущих экономических держав». Хатояма, с учетом этой ситуации, поставил риторический вопрос: «Как должна Япония сохранить свою политическую и экономическую независимость и защищать свои национальные интересы, находясь между США и Китаем?»

Колебания Токио в этом вопросе, возникавшие в 2006-2009 гг., были пресечены  Вашингтоном в зародыше. В этом американцам помогли обострение обстановки на Корейском полуострове и инцидент с захватом японской береговой охраной китайского рыболовного траулера в сентябре 2010 г. в районе необитаемых, но нефтеносных островов Дяоюйдао (Сэнкаку).

Однако определенная степень свободы  на этом пути у японцев все же сохраняется, а именно в сфере экономико-финансовой. В ней Токио и Пекин нередко проявляют взаимопонимание в условиях сильной экономической взаимозависимости, общности региональных (прежде всего, экономических) интересов и стремления координировать противодействие последствиям глобального кризиса, причины которого и китайскими, и японскими экспертами связываются с США.

Такого рода общность у Токио  и Пекина содержит потенциальную  угрозу тем союзническим отношениям, которые в течение десятилетий существуют между Токио и Вашингтоном. Тем более, что глобальный кризис высветлил крупные изъяны международной финансовой системы, которая по-прежнему базируется в первую очередь на использовании американского доллара. Признаки того, что в поисках выхода из нынешней неустойчивой мировой экономической ситуации возможно сотрудничество, обозначились в последнее время.

Развитие этого направления  взаимодействия двух стран чревато  рисками для финансово-экономической  системы США. Не будем забывать, что  у двух стран сосредоточены самые большие иностранные накопления казначейских обязательств США. Японии же суждено на данном этапе и обозримой перспективе балансировать между США и Китаем. Будущее покажет, насколько успешно Токио сможет проводить такую политику.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

За более чем 50-ти летнюю историю  своего существования японо-американский союз претерпел значительные изменения. Начавшись как односторонние, полузависимые, японо-американские отношения спустя пол века превратились действительно  в партнерские.

Америка оказала огромное влияние  на всю послевоенную историю Японии. Те плоды демократического и либерального обновления, которые сейчас имеют  японцы уходят корнями именно в послевоенные десятилетия, когда под контролем  американской армии проводились громадные реформы. Военный союз с Америкой позволил Японии сократить до минимума расходы на военные нужды, что очень позитивно  сказалось на экономике страны. Токио тратил на военные расходы так мало, что это стало предметом частых конфликтов с Соединенными Штатами особенно в 70-80-е годы, которые настаивали на их увеличении. Принимая самое активное участие в развитии японской экономики, путем открытия своего внутреннего рынка, инвестиций, предоставления новейших технологий, Вашингтон и не догадывался, что спустя всего два десятилетия, окрепшие японские коммерсанты станут их первыми конкурентами. Экономические противоречия появились в 1965 г. когда впервые импорт Японии в США превысил экспорт. Как бы ни старались американские власти, пассив в торговле постоянно растет, в 90-е годы он составил более 50 млрд. долл. Сегодня, несмотря не некоторую стагнацию японской экономики в начале 90-х, экономика Страны восходящего солнца является одной из наиболее развитых в мире.

Встав, с подачи держав-победителей  и, прежде всего, США, на путь демократизации и демилитаризации, Япония достигла на этом поприще огромных результатов, став одним из самых демократических государств в мире. Сегодня Япония активный борец за права человека и демократические ценности во всем мире, постоянный участник миротворческих операций в составе ООН, помощник в становлении развивающихся стран. Япония стремится стать примером для всего мира, о чем не раз заявлялось во всеуслышание еще со времен правления Я. Накасонэ. Многие исследователи считают, что такие гегемонистские устремления Япония перехватила от Соединенных Штатов. С данным положением автор согласен не полностью, – желание играть главную роль, связано, прежде всего, с развитием экономики, переносом её интересов с начало на региональный, а затем и на глобальный уровень, появлением так называемых транснациональных компаний. Однако, если Америка допускает возможность применения вооруженных сил для установления своих ценностей, что проявляется на протяжении всей её послевоенной истории, то Япония стремится содействовать установлению нового миропорядка прежде всего мирным путем. Возможно, такая позиция появилась потому, что японцы понимают, что они все же часть Азии, а агрессивная политика Америки направлена, прежде всего, на Азиатские страны. Япония не имеет тех сырьевых ресурсов, которые имеют США, поэтому Токио приходится вести очень осторожную политику, дабы не потерять рынки сбыта и сырьевых ресурсов, японцы уяснили это еще во время энергетического кризиса 1972-73 годов. Стремлению вести мирный диалог способствуют также опасения японских властей появления антияпонских воззрений в мире и пацифистские настроения населения.

Японская внешняя политика не отличается особой активностью и самостоятельностью – это проявлялось во время  холодной войны, да и после её окончания, спустя некоторое время (1991 – 1995 гг.) Япония вновь попала под влияние Соединенных Штатов, пусть и не такое большое, как раньше. Если проследить всю историю японо-американских взаимоотношений, то можно сделать вывод, что они полностью зависели от внешней политики США.

Японо-американские отношения можно  представить в виде графика:

 

1947 г. – поражение гоминдановцев  в Китае, для США необходим  новый союзник на Дальнем Востоке  – «обратный» курс в отношении  Японии.

1947-1965 гг. – Становление биполярной системы, жесткое противостояние США и СССР, роль Японии как союзника Соединенных Штатов возрастает – укрепление отношений;

1965-1975 гг. – Разрядка в отношениях  СССР – США, налаживание дипотношений  между Вашингтоном и Пекином,  появление экономических противоречий Америки и Японии – ухудшение отношений между Токио и Вашингтоном;

Информация о работе «Особые отношения» США и Японии в конце XX- начале XXI вв.