Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:57, научная работа
Многие аспекты и проблемы сегодняшнего дня Японии и США уходят корнями именно в период становления японо-американского союза. Поражение Японии во второй мировой войне, как результат ослабление её позиций в АТР, полный разгром японской армии и неспособность защитить свой суверенитет, заставило Японию, под нажимом Вашингтона, пойти на зависимый союз с США. Зависимость Японии от США в вопросах безопасности, обусловило отсутствие в Токио четкой собственной внешнеполитической концепции и дает возможность Вашингтону направлять её в нужное для себя русло. Сегодняшние проблемы в Корее, Тайване, активизация на международной арене Китая, представляют, по мнению Пентагона, угрозу для безопасности американцев, поэтому присутствие американских войск в Японии так необходимо Соединенным Штатам.
Введение………………………………………………………………….....................3
Глава I. Японо-американские отношения после окончания «холодной войны»
1. Смена приоритетов внешней политики Японии в 90-х гг. ХХ в………………...5
2. Японо-американские отношения на рубеже XX – XXI вв………………………11
Глава II. Япония и США: особенности сотрудничества в XXI веке
1.Новые аспекты японо-американского сотрудничества в военно-политической сфере…………………………………………………………………………………...21
2. Влияние треугольника «США-Китай-Япония» на японо-американские отношения……………………………………………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………..............32
Список используемых источников и литературы……………………………...34
«Особые отношения» США и Японии в конце XX- начале XXI вв.
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
Глава I. Японо-американские отношения после окончания «холодной войны»
1. Смена приоритетов внешней политики Японии в 90-х гг. ХХ в………………...5
2. Японо-американские отношения на рубеже XX – XXI вв………………………11
Глава II. Япония и США: особенности сотрудничества в XXI веке
1.Новые аспекты японо-
2. Влияние треугольника «США-Китай-Япония»
на японо-американские отношения………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников и литературы……………………………...34
Введение.
Формирование Азиатско-
Отсчет японо-американских отношений можно начать еще с середины XIX в., а если точнее с 1854 г., когда был подписан первый договор Японии с Соединенными Штатами, который разрушил стену изоляции Японии от внешнего мира. До начала войны на Тихом океане, отношения двух государств проходили с переменным успехом от дружеских до конфронтационных. Проблемы, возникающие между США и Японией, чаще всего сводились к чисто экономическим и иммиграционным. Капитуляция Японии в 1945 г. и её оккупация де-юре союзническими, а де-факто американскими войсками, ознаменовало начало новых отношений между Соединенными Штатами и Японией.
Как в советской историографии, так и в современной, японо-американские отношения принято называть эволюционными. Отношения Японии и США на протяжении всей второй половины 20 века действительно изменились, это отношения, начавшиеся как вассально-зависимые переросли в действительно партнерские, союзнические. Однако эти отношения имеют свой специфический оттенок, отличающий их от остальных.
Многие аспекты и проблемы сегодняшнего дня Японии и США уходят корнями именно в период становления японо-американского союза. Поражение Японии во второй мировой войне, как результат ослабление её позиций в АТР, полный разгром японской армии и неспособность защитить свой суверенитет, заставило Японию, под нажимом Вашингтона, пойти на зависимый союз с США. Зависимость Японии от США в вопросах безопасности, обусловило отсутствие в Токио четкой собственной внешнеполитической концепции и дает возможность Вашингтону направлять её в нужное для себя русло. Сегодняшние проблемы в Корее, Тайване, активизация на международной арене Китая, представляют, по мнению Пентагона, угрозу для безопасности американцев, поэтому присутствие американских войск в Японии так необходимо Соединенным Штатам.
За более чем полувековую
историю существования японо-
Особое внимание заслуживают монографии политических деятелей, такие как «Государственная стратегия Японии в 21 веке» известного японского политического деятеля, бывшего премьер-министра Японии Ясухиро Накасонэ, работа Г. Киссинджера «Нужна ли Америке внешняя политика?», бывшего министра обороны США У. Перри «Превентивная оборона: новая стратегия безопасности США», монография З. Бжезинского «Великая шахматная доска» и др.
Несмотря на продолжительность японо-американских отношений, между Соединенными Штатами и Японией огромная культурная пропасть. Америка – это страна, жители которой полностью освободились от традиций, гражданин Соединенных Штатов это свободный человек – индивид, живущий для себя. Недаром именно в Америке появилось такое философское течение как прагматизм. Япония же это страна, которая, не смотря на активное участие в интернационализации, процессе, где размываются национальные особенности, смогла сохранить свою традиционную культуру. При этом надо отметить, что в Японии, в отличие от других, особенно европейских стран, которые «хранят свою культуру в музеях», традиции играют огромную роль во всех сферах жизни. Политика не является исключением. Манера вести переговоры и принимать политические решения у японцев очень своеобразная, склонная к осторожности и медлительности. В основе процедуры принятия решений лежит традиционная система «ринги» (или «хинги» - приблизительный перевод: получение согласия на принятие решений путем опроса без созыва совещаний). Экономические отношения в США и Японии также разнятся. Американский внутренний рынок – это открытый рынок с равными возможностями для всех, японский же, официально считающийся открытым, фактически остается закрытым. Виной этому так называемые нетарифные барьеры, во-первых, это огромное количество регламентаций и ограничений, зачастую неформальных, тысячи инструкций и правил регламентируют самые разнообразные стороны хозяйственной деятельности, многие из которых давно устарели и превратились в тормоз, сдерживающий развитие частной инициативы. [11, с. 87] Во-вторых, наличие таких традиционных японских экономических структур, как устоявшиеся иерархические межфирменные связи и сложная система внутренней торговли. Специфичная система распределения товаров, осложняет проникновение импорта на внутренний рынок. На пути к потребителю товар проходит через посредников, число которых в 2 раза больше чем в США, что не может не сказаться на стоимости импортного товара и объеме его продаж.
Как такие две разные страны, уже на протяжении более 50 лет сохраняют свой союз, который постепенно из чисто военного, по сути дела одностороннего, превратился в союз двух государств имеющий общие цели и интересы? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проследить всю историю взаимоотношений, для этого мы поставим перед собой задачу исследовать ключевые аспекты темы: во-первых, определить отношения Токио и Вашингтона в новых условиях, после распада биполярной системы, во-вторых, изучить смену приоритетов в японо-американских отношениях на рубеже XX – XXI вв.
Глава I. Японо-американские отношения после окончания «холодной войны»
1. Смена приоритетов внешней политики Японии в 90-х гг. ХХ в.
В 1991 г. Советский Союз распался, окончилась эпоха «холодной войны». Распалась биполярная система, определявшая международные отношения с окончания второй мировой войны. В отличие от США, которые не скрывали своего удовлетворения, Япония оказалась, пожалуй, единственной страной в капиталистическом мире, которая не только ничего не выиграла от этого, но кое в чем проиграла. Геостратегическая ситуация вокруг Японии усложнилась, привычные за последние тридцать лет внешнеполитические представления надо вновь перестраивать. На этот факт очень часто указывают японские газеты, одна из которых как-то писала: «Ирония состоит в том, что окончание «холодной войны» усилило степень нестабильности в АТР». [2, с. 86]
Изменения на международном уровне не могли не сказаться и на японо-американских отношениях. После завершения холодной войны американская администрация несколько умерила свою активность в АТР, полагая, что ситуация в регионе стабилизировалась, закрепив выгодное для США положение и ничего менять не надо. Однако именно в это время в регионе разворачивается общественное движение за формирование в этом регионе новых форм безопасности и ликвидации двусторонней системы. В самой Японии такие высказывания получили наибольшее распространение. За ликвидацию японо-американского союза безопасности, вывод американских войск из страны высказывались как в правительстве, партиях, так и среди японского народа. О целесообразности договора безопасности в современных условиях рассуждали и в Соединенных Штатах.
На взгляд одного из американских политических деятелей З. Бжезинского, в постсоветский период японо-американский союз является анахронизмом и не может полезно функционировать в XXI веке: «Япония не должна быть непотопляемым авианосцем Америки на Дальнем Востоке и главным военным партнером Америки в Азии. Усилия, направленные на то, чтобы Япония играла подобную роль, могут отгородить Америку от Азиатского континента, осложнить путь к достижению стратегического согласия с Китаем и негативно сказаться на попытках Америки укрепить стабильность в Евразии».[16]
Наличие антиамериканских выступлений в Японии и появление оппозиции в самих Штатах относительно союза с Японией, беспокоило Вашингтон, для которого потеря Японии означала бы утрату опорного пункта для защиты своих стратегических интересов на Дальнем Востоке и во всем АТР. Особенно сильно эти беспокойства проявились в середине 90-х, когда в АТР стали происходить значительные изменения в геополитическом плане.
Известный японский политический деятель, бывший премьер-министр Японии Ясухиро Накасонэ, так описывает современную ситуацию в АТР: «Конец «холодной войны» не привел к драматическим переменам в регионе, подобным тем, которые наблюдались в Европе. Здесь по прежнему ощущается наличие элементов нестабильности, взаимоотношения между странами в вопросах обеспечения безопасности сохраняют «многополярный» характер. …Здесь не произошло значительных и видимых перемен. В регионе и сейчас сохраняется её структурное наследие. На Корейском полуострове отсутствует прогресс в процессе перехода переговоров между двумя разделенными государствами от стадии диалога к непосредственному объединению. Китай по-прежнему разделен на два государства. На Тайване имеются как противники создания единого государства, так и противники объявления независимости, во взаимоотношениях между ними сохраняются серьезные проблемы. Имеющаяся во взаимоотношениях между Японией и Россией проблема северных территорий не была решена ни в процессе «холодной войны», ни после её завершения». [14, с. 39-40]
В официальных японских документах типа «Голубой книги» МИД или «Белой книге по обороне» УНО иерархия угроз в начале 90-х годов выстраивалась в следующей последовательности: Россия, «корейский узел», Китай и ЮВА (раньше имелась в виду нестабильность в Индокитае, теперь территориальные «споры» в Южно-Китайском море).
Как видно из официальных документов в начале 90-х годов, Япония по-прежнему усматривала Россию, как приемника Советского Союза, в качестве основной угрозы. В частности Токио указывал на следующие моменты: во-первых, это все та же территориальная проблема; во-вторых, наличие на Российском Дальнем Востоке мощного вооружения, которое, по мнению Японии, модернизировалось и увеличивалось. В-третьих, Токио волновало отсутствие в России сильного правительства и четкой военной стратегии, не согласованность политики Центра с командованием в Хабаровске и Владивостоке, слабый контроль над вооружениями, низкий моральный климат в армии. В-четвертых, распространение российского оружия в страны Восточной Азии и в-пятых, Токио в целом не устраивала политика Б. Ельцина.
Вашингтон, в свою очередь видел угрозу в возможном усилении Китая и Южной Кореи, стремлении этих стран к региональному господству. Россию естественно, Соединенные Штаты не сбрасывали со счетов, но в отличие от Японии, не ставили её в качестве первостепенной угрозы, к тому же в начале 90-х годов между США и Россией наладились положительные отношения, в первую очередь из-за конструктивного диалога по разоружению.
Несмотря на схожесть внешнеполитических позиций Токио и Вашингтона, в начале 90-х годов в японо-американских отношениях наметились кризисные явления. Причин охлаждения отношений несколько. Как уже говорилось ранее, в связи с исчезновением «угрозы с севера», основной причины создания японо-американского союза, политические отношения между Токио и Вашингтоном ослабли, их ослабление привело к усилению уже давно зревших экономических противоречий, которые в начале 90-х достигли открытой борьбы. Дело все в том же огромном положительном сальдо в торговле Японии с США.
Информация о работе «Особые отношения» США и Японии в конце XX- начале XXI вв.