В области торгово-экономического
сотрудничества целесообразно инициировать
переговоры по разработке для зоны
ОИК (возможно, в рамках многостороннего
договора) открытой системы торговли,
инвестиций, технологического обмена
и экономического сотрудничества. В
сфере здравоохранения сессия СМИД
ОИК может (по инициативе РК) усилить
сотрудничество в области детского
здравоохранения, борьбы с полиомиелитом
и эндемическими заболеваниями (в
рамках резолюции ОИК № 3/36).
В области культурно-гуманитарного,
межконфессионального и межицивилизационного
сотрудничества желательно принятие резолюции
ОИК (с обращением к ООН и ОБСЕ)
о поддержке со стороны организации
идеи создания в Астане международного
института (центра) по развитию диалога
между мировыми конфессиями.
Исламизация исламского мира
Занимая пост председателя СМИД ОИК,
Астана принимает на себя большую
ответственность. Исламский мир
представляет собой крайне разнородный
и нестабильный регион мира. Главной
проблемой, затрагивающей как внутриполитическую
эволюцию большинства мусульманских
стран, так и всю систему международных
отношений, является вопрос о том, насколько
далеко зайдет исламизация политики
в этих государствах.
Отличительной чертой последних десятилетий
стало заметное усиление исламского
фактора в общественно-политической
жизни многих арабских стран. Его
воздействие в той или иной
мере испытывает ныне практически весь
мусульманский мир, оно ощущается
во многих прилегающих к нему регионах.
Исламистские движения и их экстремистское
направление — радикальный исламизм,
или джихадизм, — продолжают оставаться
наиболее значительным феноменом XXI века
во многих мусульманских странах, в
том числе в арабском мире. Хотя
в его появлении важную роль сыграл
социально-экономический фактор, он
отнюдь не единственная причина исламистского
экстремизма. Здесь существует комплекс
причин как внутренних, так и внешних.
Рост исламизма стал своеобразной
реакцией мусульманских сообществ
на форсированную вестернизацию. В
сфере влияния исламистов находятся
более миллиарда верующих, более
50 мусульманских стран, общины мусульман
в 120 государствах. Это создает немало
проблем в международных отношениях,
затрагивая геополитические и национальные
интересы многих стран и всех мировых
держав. На радикализацию исламистских
движений оказал влияние целый комплекс
внутренних проблем. Это экономические
трудности и усугубивший их нынешний
финансово-экономический кризис, непропорционально
высокие темпы сельской миграции
в города, социальное расслоение, безработица,
коррупция в высших эшелонах власти,
нарушение прав человека, репрессии
против исламистов, ограниченные возможности
для конституционных форм политической
деятельности.
В ближайшей перспективе руководителям
многих мусульманских и особенно
арабских государств придется решать,
что для их власти и стабильности
в стране представляет большую угрозу:
политический диалог с умеренным
исламом при спорадических (возможно,
неизбежных) вспышках насилия со стороны
исламских радикалов или подавление
умеренного ислама и война с радикальными
исламистами с участием армии
и спецслужб. Последствия такой
войны могут оказаться абсолютно
непредсказуемыми и для самих
режимов, и для региона в целом.
Если же удастся сгладить существующие
расхождения между отношением власти
к исламу, с одной стороны, и
его восприятием в обществе и
армии — с другой, то угроза этноконфессиональных
конфликтов, возможно, отодвинется
на второй план.
Несмотря на многочисленные усилия,
которые предпринимают национальные
государства Ближнего Востока и
их светские, вестернизированные правящие
элиты в противостоянии с массовыми
исламистскими организациями, радикально
изменить ситуацию на региональной арене
в пользу «умеренных» сил на данном
этапе вряд ли возможно. Политический
ислам стал неотъемлемым элементом
политической жизни почти всех стран
арабского Востока. Можно согласиться
с тем, что его практические достижения,
особенно в социально-экономической
сфере, пока далеки от многочисленных
обещаний; однако нельзя не признать, что
его идеологическое воздействие
на мусульманскую «улицу» остается
весьма значительным.
Радикальная трансформация
Ярко выраженный трансграничный характер
идеологии современного исламизма,
чутко реагирующего на изменения
ближневосточной политической конъюнктуры
в целом, уже не позволяет точечно
нейтрализовать очаги политического
ислама исключительно в рамках национальных
границ.
Отсюда же вытекает и несостоятельность
популярного на Западе тезиса о возможности
нормализовать обстановку на всем пространстве
Ближнего Востока и Северной Африки
посредством сочетания внутренних
реформ и поддержки «умеренных»
сил в государствах региона. Скорее
прослеживается обратная взаимосвязь:
радикалы из всех без исключения политических
и религиозных течений оправдывают
свое существование и поддерживают
свою популярность борьбой с попытками
Запада оказывать влияние на внутреннюю
политику арабских государств.
Политика силы, проводимая США и
их союзниками в отношении некоторых
африканских и азиатских стран,
провоцирует в качестве ответной
реакции радикализацию исламизма
и применение террористических методов
борьбы, а также способствует переходу
части приверженцев фундаментализма
в лагерь исламистов. Итак, в обозримой
перспективе можно ожидать сохранения
и даже усиления влияния ислама на
международные отношения на Ближнем
и Среднем Востоке. В условиях
постоянного укрепления позиций
исламистских сил в арабских странах,
таких как Египет, Алжир, Саудовская
Аравия, Марокко, Ливан, Палестинская автономия,
в среднесрочной перспективе
может произойти радикализация
их внешней политики на региональном
уровне.
Это послужит примером для подражания
исламистским силам в других арабских
странах, ослабит позиции ныне действующих
политических режимов и ускорит
процесс формирования новых исламоориентированных
элит. Осуществление такого сценария
вызовет цепную реакцию, которая
дойдет до Центральной Азии, Кавказа,
Пакистана, где также сильно влияние
и высока активность исламистских организаций
и движений.
Положение, сложившееся в мусульманском
мире, способствует усилению радикальных
концепций исламизма, что никоим
образом не свидетельствует о
невозможности либерально-реформаторских
интерпретаций исламских доктрин.
В начале 2011 года политическая карта
арабского Востока начала радикально
трансформироваться. В ряде арабских
государств были устранены от власти
лидеры, десятилетиями возглавлявшие
свои страны. Причины социально-политических
потрясений носили комплексный характер.
Свою роль сыграло ухудшение экономического
положения населения (во многом в
результате мирового кризиса). Не последним
по значению стал демографический фактор:
на авансцену вышло новое поколение
арабской молодежи, недовольной существующими
реалиями. Коррупция, политическое бесправие
и социальная безысходность, характерные
для большинства арабских авторитарных
режимов, стали катализаторами социального
недовольства. С технической точки
зрения победу оппозиционным силам
облегчили современные средства
коммуникации — Интернет и мобильная
связь.
Таким образом, в настоящее время
политическая карта Ближнего и Среднего
Востока меняется буквально на глазах.
Это стало результатом накопившихся
в течение десятилетий противоречий
в мусульманском мире. Очевидно,
что политические потрясения в арабских
странах (и Иране) неизбежно отразятся
на международных отношениях и геополитической
ситуации в регионе. Нельзя исключать
и внешнее вмешательство, тем
более что уже несколько лет
существует проект создания «Большого
Ближнего Востока».
В любом случае эти события не
облегчат процесс председательства
Республики Казахстан в ОИК. Бурные
потрясения в мусульманском мире
неизбежно отразятся на стабильности
и безопасности обширного евразийского
пространства, могут привести к всплеску
радикального исламизма, вмешательству
великих держав, реанимации старых
конфликтов и появлению новых, изменению
динамики цен на нефть, геополитической
трансформации регионов.
2. Геополитика Исламской
Республики Пакистан.
До середины XX столетия этой страны
не было на географической карте. Даже
само ее название — Пакистан — составлено
искусственно, из начальных букв названий
провинций нового государства.
Мечта мусульман Британской
Индии о своем государстве
довольно туманно отразилась
в названии «Пакистан». История
его такова. Еще до разделения
Британской Индии на две части,
в 1931 г., на круглом столе в
Лондоне, где обсуждался закон
об управлении этой колонией,
индийские мусульмане предложили
новое имя для ее северо-запада
— той части, где большинство
населения составляли приверженцы
ислама. Оно образовано из начальных
букв названий провинций: Пенджаб,
Афганистан, Кашмир, Иран, Синд, Тохаристан.
Государство Пакистан стало
воплощением исламской мечты.
Оно возникло в 1947 г. на части
территории бывшей колонии Великобритании
— Британской Индии, там, где
преобладало мусульманское население.
Первоначально в него входили
северо-западные и северо-восточные
районы бывшей колонии, Западный
и Восточный Пакистан. И это
не случайно: именно с северо-запада
проникали в Индию мусульманские
завоеватели, которым удалось
обратить в свою веру очень
многих людей. Но исконной, преобладающей
религией в Индии все последние
тысячелетия был индуизм, и
представители этих двух религий
всегда враждовали.
С самого начала существования
Пакистан был исламским государством.
Этим Пакистан похож на некоторые
другие государства «исламского
пояса», который охватывает юго-запад
Азии и Северную Африку, например
Иран и Саудовскую Аравию. Пакистан
молодое государство, но оно
опирается на древние культурные
традиции. На его территории, в
долине реки Инд, в конце
III тыс. до н.э. возник очаг
древнейшей Хараппской цивилизации.
Пакистану достались не
самые удобные и освоенные
земли бывшей Британской Индии.
Запад и юго-запад Пакистана
занимают засушливое нагорье
Белуджистан, на севере громоздятся
высокие горные хребты — отроги
Гималаев и горные цепи Гиндукуша.
Большая часть населения
(пенджабцы, пуштуны, синдхи, белуджи
и др.) сосредоточена в долине
Инда.
После отделения Пакистана
от Индии огромная часть мусульман
осталась в Индии, а множество
индуистов — в Пакистане.
Затем последовали несколько
войн между соседними государствами
(в 1965 и 1971 гг.) и массовые переселения.
К концу XX в. религиозные конфликты
между ними продолжаются, особенно
в индийских штатах Джамму и Кашмир (Пакистан
не считает их частью Индии) и в Пенджабе.
Столь длительная вражда привела к гонке
вооружений в Южной Азии, и в 1998 г. Пакистан,
как и Индия, овладел ядерным оружием.
К конфликтам с Индией
добавились внутренние противоречия.
Два десятилетия Пакистан состоял
из двух разделенных огромной
территорией Индии частей —
западной (куда входили Пенджаб,
Белуджистан, Синд и другие
территории) и восточной (Восточная
Бенгалия). Такая удаленность не
могла идти на пользу единству
страны, и, наконец, в 1971 г., после
недолгой, но кровопролитной гражданской
войны Восточная Бенгалия отделилась
и стала независимым государством
Бангладеш.
Внутриполитическая ситуация
Государственным языком
Пакистана является урду, который
является языком всего лишь 10%
населения (это по существу
хинди с значительными заимствованиями
из фарси). Данные обстоятельства
очень важно представлять, при
рассмотрении Пакистана, как внутренне
нестабильной и в тоже время
экспансионистской страны. Пакистан
принадлежит к наиболее экономически
отсталых стран мира, где производство
Валового продукта на душу
населения составляет не более
120 долл (уровень наиболее отсталых
стран Африки). Подавляющая часть
населения сосредоточена в долине
Инда и ее притоков. Население
страны составило уже 135 млн.
чел и по оценкам к середине
21 века составит 280 - 300 млн.
В Пакистане насчитывается
(по оценкам пакистанских экспертов)
примерно 60 млн человек, живущих
ниже черты бедности (почти 37%
всего населения страны).
Пакистанская нация представляет
собой разношерстный конгломерат
племен, религиозных и этнических
общин. Наиболее крупный и государство-образующий
народ составляют пенджабцы -
64,6% населения, пуштуны - 15,6%, сингхи
- 13,9%, практически весь юго-запад
занимает 4,0 млн. народ белуджей,
имеются по несколько сотен
тысяч представителей различных
народов Индии и других. Из
мусульман около 88% составляют
сунниты, остальные шииты (по
другим данным в последнее
время шииты уже составляют
не менее 16 - 17% населения).
Исламизация вызвала рост
противоречий между различными
мусульманскими направлениями, течениями
и сектами. Столкновения между
суннитами и шиитами время
от времени возобновляются. Наряду
с суннитско-шиитской конфронтацией,
исламизация привела к возникновения
к внутри-суннитской конфликтности,
что стало более опасным для
стабильности и целостности государства.
Современное развитие Пакистана
можно выразить двумя понятиями
— «сдвиг на север» и превращение
в «региональную державу». Чтобы
лучше освоить внутренние территории,
страна стремится на север.
Новая столица — Исламабад
(что означает город ислама) —
была специально построена в
60—70-х годах XX в. на новом
месте, на севере страны, по
современным западным стандартам.