Мусульманские страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:58, доклад

Описание работы

Председательство Казахстана в СМИД ОИК связано со многими рисками, но открывает большие возможности как для развития нашей страны, так и для повышения эффективности и авторитета организации.
В 2011 году Республика Казахстан осуществляет председательство в СМИД Организации Исламская конференция (ОИК). Организация является крупнейшей такого рода в исламском мире, объединяя в своем составе 57 государств с населением свыше 1,5 млрд человек.

Содержание

1. Организация Исламская конференция.
2. Геополитика Исламской Республики Пакистан.
3. Исламский Мир в поисках собственной геополитической ниши.
4. Геополитика Ирана и Турции.
5. Мусульманский Восток после 11 сентября 2001 года.
6. Геополитическое противостояние исламского мира.

Работа содержит 1 файл

Мусульманские страны.docx

— 53.09 Кб (Скачать)

В области торгово-экономического сотрудничества целесообразно инициировать переговоры по разработке для зоны ОИК (возможно, в рамках многостороннего  договора) открытой системы торговли, инвестиций, технологического обмена и экономического сотрудничества. В  сфере здравоохранения сессия СМИД ОИК может (по инициативе РК) усилить  сотрудничество в области детского здравоохранения, борьбы с полиомиелитом  и эндемическими заболеваниями (в  рамках резолюции ОИК № 3/36).

В области культурно-гуманитарного, межконфессионального и межицивилизационного сотрудничества желательно принятие резолюции  ОИК (с обращением к ООН и ОБСЕ) о поддержке со стороны организации  идеи создания в Астане международного института (центра) по развитию диалога  между мировыми конфессиями.

Исламизация исламского мира

Занимая пост председателя СМИД ОИК, Астана принимает на себя большую  ответственность. Исламский мир  представляет собой крайне разнородный  и нестабильный регион мира. Главной  проблемой, затрагивающей как внутриполитическую эволюцию большинства мусульманских  стран, так и всю систему международных  отношений, является вопрос о том, насколько  далеко зайдет исламизация политики в этих государствах.

Отличительной чертой последних десятилетий  стало заметное усиление исламского фактора в общественно-политической жизни многих арабских стран. Его  воздействие в той или иной мере испытывает ныне практически весь мусульманский мир, оно ощущается  во многих прилегающих к нему регионах.

Исламистские движения и их экстремистское направление — радикальный исламизм, или джихадизм, — продолжают оставаться наиболее значительным феноменом XXI века во многих мусульманских странах, в  том числе в арабском мире. Хотя в его появлении важную роль сыграл социально-экономический фактор, он отнюдь не единственная причина исламистского  экстремизма. Здесь существует комплекс причин как внутренних, так и внешних.

Рост исламизма стал своеобразной реакцией мусульманских сообществ  на форсированную вестернизацию. В  сфере влияния исламистов находятся  более миллиарда верующих, более 50 мусульманских стран, общины мусульман  в 120 государствах. Это создает немало проблем в международных отношениях, затрагивая геополитические и национальные интересы многих стран и всех мировых  держав. На радикализацию исламистских движений оказал влияние целый комплекс внутренних проблем. Это экономические  трудности и усугубивший их нынешний финансово-экономический кризис, непропорционально  высокие темпы сельской миграции в города, социальное расслоение, безработица, коррупция в высших эшелонах власти, нарушение прав человека, репрессии  против исламистов, ограниченные возможности  для конституционных форм политической деятельности.

В ближайшей перспективе руководителям  многих мусульманских и особенно арабских государств придется решать, что для их власти и стабильности в стране представляет большую угрозу: политический диалог с умеренным  исламом при спорадических (возможно, неизбежных) вспышках насилия со стороны  исламских радикалов или подавление умеренного ислама и война с радикальными исламистами с участием армии  и спецслужб. Последствия такой  войны могут оказаться абсолютно  непредсказуемыми и для самих  режимов, и для региона в целом. Если же удастся сгладить существующие расхождения между отношением власти к исламу, с одной стороны, и  его восприятием в обществе и  армии — с другой, то угроза этноконфессиональных конфликтов, возможно, отодвинется  на второй план.

Несмотря на многочисленные усилия, которые предпринимают национальные государства Ближнего Востока и  их светские, вестернизированные правящие элиты в противостоянии с массовыми  исламистскими организациями, радикально изменить ситуацию на региональной арене  в пользу «умеренных» сил на данном этапе вряд ли возможно. Политический ислам стал неотъемлемым элементом  политической жизни почти всех стран  арабского Востока. Можно согласиться  с тем, что его практические достижения, особенно в социально-экономической  сфере, пока далеки от многочисленных обещаний; однако нельзя не признать, что  его идеологическое воздействие  на мусульманскую «улицу» остается весьма значительным.

 

Радикальная трансформация 

Ярко выраженный трансграничный характер идеологии современного исламизма, чутко реагирующего на изменения  ближневосточной политической конъюнктуры  в целом, уже не позволяет точечно  нейтрализовать очаги политического  ислама исключительно в рамках национальных границ.

Отсюда же вытекает и несостоятельность  популярного на Западе тезиса о возможности  нормализовать обстановку на всем пространстве Ближнего Востока и Северной Африки посредством сочетания внутренних реформ и поддержки «умеренных»  сил в государствах региона. Скорее прослеживается обратная взаимосвязь: радикалы из всех без исключения политических и религиозных течений оправдывают  свое существование и поддерживают свою популярность борьбой с попытками  Запада оказывать влияние на внутреннюю политику арабских государств.

Политика силы, проводимая США и  их союзниками в отношении некоторых  африканских и азиатских стран, провоцирует в качестве ответной реакции радикализацию исламизма  и применение террористических методов  борьбы, а также способствует переходу части приверженцев фундаментализма  в лагерь исламистов. Итак, в обозримой  перспективе можно ожидать сохранения и даже усиления влияния ислама на международные отношения на Ближнем  и Среднем Востоке. В условиях постоянного укрепления позиций  исламистских сил в арабских странах, таких как Египет, Алжир, Саудовская Аравия, Марокко, Ливан, Палестинская автономия, в среднесрочной перспективе  может произойти радикализация  их внешней политики на региональном уровне.

Это послужит примером для подражания исламистским силам в других арабских странах, ослабит позиции ныне действующих  политических режимов и ускорит  процесс формирования новых исламоориентированных  элит. Осуществление такого сценария вызовет цепную реакцию, которая  дойдет до Центральной Азии, Кавказа, Пакистана, где также сильно влияние  и высока активность исламистских организаций  и движений.

Положение, сложившееся в мусульманском  мире, способствует усилению радикальных  концепций исламизма, что никоим образом не свидетельствует о  невозможности либерально-реформаторских интерпретаций исламских доктрин.

В начале 2011 года политическая карта  арабского Востока начала радикально трансформироваться. В ряде арабских государств были устранены от власти лидеры, десятилетиями возглавлявшие  свои страны. Причины социально-политических потрясений носили комплексный характер. Свою роль сыграло ухудшение экономического положения населения (во многом в  результате мирового кризиса). Не последним  по значению стал демографический фактор: на авансцену вышло новое поколение  арабской молодежи, недовольной существующими  реалиями. Коррупция, политическое бесправие  и социальная безысходность, характерные  для большинства арабских авторитарных режимов, стали катализаторами социального  недовольства. С технической точки  зрения победу оппозиционным силам  облегчили современные средства коммуникации — Интернет и мобильная  связь.

Таким образом, в настоящее время  политическая карта Ближнего и Среднего Востока меняется буквально на глазах. Это стало результатом накопившихся в течение десятилетий противоречий в мусульманском мире. Очевидно, что политические потрясения в арабских странах (и Иране) неизбежно отразятся  на международных отношениях и геополитической  ситуации в регионе. Нельзя исключать  и внешнее вмешательство, тем  более что уже несколько лет  существует проект создания «Большого  Ближнего Востока».

В любом случае эти события не облегчат процесс председательства Республики Казахстан в ОИК. Бурные потрясения в мусульманском мире неизбежно отразятся на стабильности и безопасности обширного евразийского пространства, могут привести к всплеску радикального исламизма, вмешательству  великих держав, реанимации старых конфликтов и появлению новых, изменению  динамики цен на нефть, геополитической  трансформации регионов.

 

2. Геополитика Исламской  Республики Пакистан.

До середины XX столетия этой страны не было на географической карте. Даже само ее название — Пакистан — составлено искусст­венно, из начальных букв названий провинций нового государства.

   Мечта мусульман Британской  Индии о своем государстве  довольно ту­манно отразилась  в названии «Пакистан». История  его такова. Еще до разделения  Британской Индии на две части,  в 1931 г., на круглом столе в  Лондоне, где обсуждался закон  об управлении этой колонией, индий­ские мусульмане предложили  новое имя для ее северо-запада  — той части, где большинство  населения составляли приверженцы  ислама. Оно образовано из начальных  букв названий провинций: Пенджаб,  Аф­ганистан, Кашмир, Иран, Синд, Тохаристан.

   Государство Пакистан стало  воплощением исламской мечты.  Оно возникло в 1947 г. на части  территории бывшей колонии Велико­британии  — Британской Индии, там, где  преобладало мусульман­ское население.  Первоначально в него входили  северо-западные и северо-восточные  районы бывшей колонии, Западный  и Восточный Пакистан. И это  не случайно: именно с северо-запада  проникали в Индию мусульманские  завоеватели, которым удалось  обратить в свою веру очень  многих людей. Но исконной, преобладающей  ре­лигией в Индии все последние  тысячелетия был индуизм, и  предста­вители этих двух религий  всегда враждовали.

   С самого начала существования  Пакистан был исламским государст­вом.  Этим Пакистан похож на некоторые  другие государства «ис­ламского  пояса», который охватывает юго-запад  Азии и Северную Африку, например  Иран и Саудовскую Аравию. Пакистан  молодое государство, но оно  опира­ется на древние культурные  традиции. На его территории, в  долине реки Инд, в конце  III тыс. до н.э. возник очаг  древнейшей Хараппской цивилизации.

   Пакистану достались не  самые удобные и освоенные  земли бывшей Британской Индии.  Запад и юго-запад Пакистана  занимают засушливое нагорье  Белуд­жистан, на севере громоздятся  высокие горные хребты — отроги  Гималаев и горные цепи Гиндукуша.

   Большая часть населения  (пенджабцы, пуштуны, синдхи, белуджи  и др.) сосредоточена в долине  Инда.

   После отделения Пакистана  от Индии огромная часть мусульман  осталась в Индии, а множество  индуистов — в Пакистане.

   Затем последовали несколько  войн между соседними государст­вами (в 1965 и 1971 гг.) и массовые переселения.  К концу XX в. религиозные конфликты  между ними продолжаются, особенно в индийских штатах Джамму и Кашмир (Пакистан не считает их ча­стью Индии) и в Пенджабе. Столь длительная вражда привела к гонке вооружений в Южной Азии, и в 1998 г. Пакистан, как и Ин­дия, овладел ядерным оружием.

   К конфликтам с Индией  добавились внутренние противоречия. Два десятилетия Пакистан состоял  из двух разделенных огромной  территорией Индии частей —  западной (куда входили Пенджаб,  Белуджистан, Синд и другие  территории) и восточной (Восточная  Бенгалия). Такая удаленность не  могла идти на пользу единству  страны, и, наконец, в 1971 г., после  недолгой, но кровопролитной гражданской  войны Восточная Бенгалия отделилась  и стала незави­симым государством  Бангладеш.

   Внутриполитическая ситуация

   Государственным языком  Пакистана является урду, который  является языком всего лишь 10% населения (это по существу  хинди с значительными заимствованиями  из фарси). Данные обстоятельства  очень важно представлять, при  рассмотрении Пакистана, как внутренне  нестабильной и в тоже время  экспансионистской страны. Пакистан  принадлежит к наиболее экономически  отсталых стран мира, где производство  Валового продукта на душу  населения составляет не более  120 долл (уровень наиболее отсталых  стран Африки). Подавляющая часть  населения сосредоточена в долине  Инда и ее притоков. Население  страны составило уже 135 млн.  чел и по оценкам к середине 21 века составит 280 - 300 млн.

   В Пакистане насчитывается  (по оценкам пакистанских экспертов)  примерно 60 млн человек, живущих  ниже черты бедности (почти 37% всего населения страны).

   Пакистанская нация представляет  собой разношерстный конгломерат  племен, религиозных и этнических  общин. Наиболее крупный и государство-образующий  народ составляют пенджабцы - 64,6% населения, пуштуны - 15,6%, сингхи - 13,9%, практически весь юго-запад  занимает 4,0 млн. народ белуджей, имеются по несколько сотен  тысяч представителей различных  народов Индии и других. Из  мусульман около 88% составляют  сунниты, остальные шииты (по  другим данным в последнее  время шииты уже составляют  не менее 16 - 17% населения).

   Исламизация вызвала рост  противоречий между различными  мусульманскими направлениями, течениями  и сектами. Столкновения между  суннитами и шиитами время  от времени возобновляются. Наряду  с суннитско-шиитской конфронтацией,  исламизация привела к возникновения  к внутри-суннитской конфликтности,  что стало более опасным для  стабильности и целостности государства.

   Современное развитие Пакистана  можно выразить двумя понятиями  — «сдвиг на север» и превращение  в «региональную державу». Чтобы  лучше ос­воить внутренние территории, страна стремится на север.  Новая сто­лица — Исламабад  (что означает город ислама) —  была специально построена в  60—70-х годах XX в. на новом  месте, на севере страны, по  современным западным стандартам.

Информация о работе Мусульманские страны