Мусульманские страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:58, доклад

Описание работы

Председательство Казахстана в СМИД ОИК связано со многими рисками, но открывает большие возможности как для развития нашей страны, так и для повышения эффективности и авторитета организации.
В 2011 году Республика Казахстан осуществляет председательство в СМИД Организации Исламская конференция (ОИК). Организация является крупнейшей такого рода в исламском мире, объединяя в своем составе 57 государств с населением свыше 1,5 млрд человек.

Содержание

1. Организация Исламская конференция.
2. Геополитика Исламской Республики Пакистан.
3. Исламский Мир в поисках собственной геополитической ниши.
4. Геополитика Ирана и Турции.
5. Мусульманский Восток после 11 сентября 2001 года.
6. Геополитическое противостояние исламского мира.

Работа содержит 1 файл

Мусульманские страны.docx

— 53.09 Кб (Скачать)

                            СОДЕРЖАНИЕ

1. Организация Исламская  конференция.

2. Геополитика Исламской  Республики Пакистан.

3. Исламский Мир в поисках  собственной геополитической ниши.

4. Геополитика Ирана и  Турции.

5. Мусульманский Восток  после 11 сентября 2001 года.

6. Геополитическое противостояние  исламского мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Организация Исламская  конференция.

Председательство Казахстана в  СМИД ОИК связано со многими рисками, но открывает большие возможности  как для развития нашей страны, так и для повышения эффективности  и авторитета организации.

В 2011 году Республика Казахстан осуществляет председательство в СМИД Организации  Исламская конференция (ОИК). Организация  является крупнейшей такого рода в  исламском мире, объединяя в своем  составе 57 государств с населением свыше 1,5 млрд человек.

Государства — члены ОИК расположены  преимущественно в Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, т.е. в регионах со сложной геополитической  и военно-политической ситуацией. Действительно, крупнейшие и наиболее затяжные конфликты  современного мира развиваются именно в зоне ОИК: в Палестине, Судане, Ираке, Афганистане, Кашмире и т.д.

Эти регионы представляют собой  объекты пристального геополитического внимания со стороны США и Запада в целом. В то же время указанные  регионы в течение длительного  времени являются источником международного терроризма и радикального исламизма. Крайне важно, что в этих регионах (включая Каспий) сосредоточены основные запасы мировых углеводородов, что  резко повышает геополитическую  значимость зоны ОИК.

Зона ОИК является сферой ядерного распространения; ряд государств осуществляли или осуществляют атомные программы  и даже разработали в свое время  ядерное оружие (Пакистан, Иран, Ирак, Сирия, Ливия, Египет, Саудовская Аравия и др.).

В целом для большинства стран  ОИК (особенно в Африке) характерен низкий уровень экономического развития; они являются частью так называемого  глобального Юга. С другой стороны, многие регионы зоны ОИК представляют собой динамично развивающиеся  экономики, успешно интегрированные  в глобализированную экономику. Многие регионы и страны зоны ОИК  страдают от демографических, экологических  и острых социально-экономических  проблем, нехватки воды и продовольствия.

Однако за время своего существования  с 1969 года ОИК создала собственную  структуру специализированных институтов и органов, призванных решать указанные  проблемы, а также приняла ряд  документов международного характера.

Специализированными учреждениями ОИК (они входят в организацию, но членство в них отдельное) являются Исламский  банк развития, Исламская образовательная, научная и культурная организация (ISESCO, Рабат), Организация радиовещания исламских государств (ISBO, Джидда), Международное  исламское агентство новостей (IINA, Джидда).

Вспомогательными органами (членство в них обязательно для членов ОИК) считаются Центр статистических, экономических и социальных исследований исламских стран (Анкара), Центр исследования исламской истории, искусства и  культуры (Стамбул), Исламский институт технологии (Дакка), Исламский центр  развития торговли (Касабланка), Исламская  правовая академия (Джидда), Исполнительное бюро Исламского фонда солидарности и его вакфа (Джидда) и ряд других.

 

Проблемная зона

Зона ОИК представляет собой  нестабильный и турбулентный с точки  зрения развивающихся здесь политических процессов мегарегион. В этих условиях председательство РК в СМИД ОИК таит в себе ряд рисков политического  характера. Крайне необходимо, чтобы  Казахстан не оказался втянутым в  процесс конфронтации и противостояния исламского мира с его геополитическими противниками.

В настоящее время такие угрозы и риски могут продуцироваться  следующими существующими и потенциальными конфликтами:

— арабо-израильский конфликт —  наиболее длительный и практически  не имеющий решения политическими  методами;

— распад Ирака;

— активность международных террористов  и рост радикализма;

— возможный конфликт вокруг атомной  программы ИРИ;

— конфронтация между Ираном и  рядом арабских государств;

— усиление шиитского фактора в  исламском мире и рост конфронтации с суннитским миром;

— расширение нестабильности в зоне Афганистан — Пакистан;

— потенциальные конфликты в  Синьцзяне и Кашмире;

— индийско-пакистанская конфронтация;

— внутренняя дестабилизация ряда государств (Сомали, Ливан, Тунис, Алжир, Йемен, Бангладеш  и др.).

Для безопасности Казахстана первоочередной задачей остается сохранение стабильности в непосредственной географической близости и в сфере геополитических  интересов РК — Центральная Азия, Афганистан, Синьцзян, Иран, Каспийско-Кавказский регион. Немаловажным фактором является тот факт, что наряду с Казахстаном  членами ОИК являются другие республики Центральной Азии и СНГ, а Российская Федерация — наблюдателем.

Таким образом, задачами председательства РК в СМИД ОИК является избежание  вовлечения в конфликтогенные политические процессы и решения. В то же время  Астана как председатель СМИД могла  бы сосредоточиться на активизации  по таким направлениям, как экономическое  сотрудничество, здравоохранение, культурно-гуманитарное сотрудничество, межконфессиональное  и межцивилизационное взаимодействие.

Задача председательства РК в ОИК, вероятно, осложнится бурными событиями  января-февраля 2011 года в арабском мире. Многие арабские страны оказались охвачены социальными и политическими  волнениями. В Тунисе был свергнут президент Бен Али, находившийся у власти свыше четверти века. Аналогичная  судьба постигла египетского лидера Хосни Мубарака, правившего АРЕ с 1981 года. В это же время социальные и политические волнения охватили другие арабские страны — Йемен, Иорданию, Бахрейн, Алжир, Тунис, Марокко, Ливию  и даже Иран. В ряде случаев перевороты подозрительно напоминали сценарии так называемых «бархатных» или  «цветных» революций.

Наиболее крупномасштабный характер антиправительственные волнения приняли  в Ливии и привели фактически к гражданской войне, которая  в свою очередь спровоцировала интервенцию  Запада. С 14 марта 2001 года ряд государств НАТО (Франция, Великобритания, США, Канада, Италия) начали осуществлять бомбардировки  Ливии. Атаки ведутся на позиции  правительственных войск, их военно-техническую  и логистическую инфрастуктуру, столицу страны. Таким образом, Запад  занял однозначную позицию против режима Муамара Каддафи, правившего страной с 1969 года.

Все эти события и процессы не могут не сказаться на председательстве РК в ОИК. Нельзя исключать обострения отношений между исламским миром  и Западом вследствие ливийской  интервенции, если она примет характер прямого сухопутного вторжения  войск НАТО и начала народной войны  против интервентов.

 

Национальный интерес 

Хотя отношения стран Центральной  Азии с Организацией Исламская конференция  сложились еще в первые годы независимости, но эти страны долго не относились к числу «полноценных» членов этой организации. Такие факторы, как  посткоммунистический имидж ЦА в  исламском мире и особенно радикально светские позиции правящих элит региона, крайне отрицательно влияли на налаживание  наших полноценных отношений  не только с самой организацией, но и с ее ведущими членами.

В последнее десятилетие усиление «исламского вектора» наблюдается  во внешней политике всех стран Центральной  Азии, в том числе Казахстана и  Кыргызстана. Эти страны также осознанно  усиливают свои политические, экономические  и культурные отношения с исламским  миром.

Как считают специалисты, ОИК для  стран Центральной Азии может  стать одним из важных источников привлечения инвестиций. Только незначительное усовершенствование местного банковского  законодательства и введение элементов  исламского банкинга создаст условия  для привлечения не только инвестиций Исламского банка развития, но и  прямых государственных инвестиций членов ОИК, а также частного капитала из этих стран.

Таким образом, членство и участие  стран Центральной Азии в ОИК  является положительным и перспективным  вектором их внешней политики. Это  больше, чем «внешняя политика», это  их национальный интерес, это один из важнейших факторов их самосохранения в условиях беспощадно унифицирующей  глобализации.

Казахстан вступил в ОИК в 1995 году. С момента обретения независимости  взаимодействие с исламским миром  является одним из приоритетов внешней  политики РК. Со своей стороны исламский  мир рассматривает Казахстан  как неотъемлемую часть мусульманского сообщества.

С момента вступления в ОИК Казахстан  поступательно развивает взаимодействие с Генеральным секретариатом, субсидиарными  органами и институтами организации. Казахстанские делегации приняли  участие во всех наиболее крупных  мероприятиях ОИК, таких как саммиты (8-й саммит ОИК в декабре 1997 года в Тегеране; 9-й саммит ОИК в  ноябре 2000 года в Дохе; 10-й саммит ОИК в октябре 2003 года в Путраджае, внеочередной саммит в Мекке в  декабре 2005 года), совещания министров  иностранных дел (с 24-го СМИД в декабре 1996 года в Джакарте по 33-й СМИД в  июне 2010 года в Душанбе), а также  ежегодные координационные совещания  министров иностранных дел ОИК  в ходе Генеральных Ассамблей  ООН.

Очевидно, что активизация отношений  Казахстана с мусульманскими странами отвечает долгосрочным интересам нашей  страны и соответствует положениям всех посланий президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана, в которых  глава государства отмечал развитие сотрудничества с исламскими странами в качестве одного из приоритетов  внешней политики РК. Активное участие  нашей страны в деятельности ОИК  наряду с другими крупными региональными  и глобальными организациями  приобретает на современном этапе  все большее значение.

В условиях возросшей актуальности вопроса сближения культур и  развития диалога цивилизаций в  рамках ОИК был проработан вопрос принятия резолюции 32-го СМИД ОИК, прошедшего в июне 2005 года в Сане (Йемен), в  поддержку инициативы РК по проведению межконфессионального диалога путем  созыва съезда мировых и традиционных религий. По предложению РК в план действий ОИК были включены положения  о необходимости оказания политической, экономической и финансовой помощи странам в области экологии, а  также поощрения и активизации  межрелигиозного диалога в рамках диалога цивилизаций. Данные вопросы  в практическом плане дают возможность  более активной проработки инициативы президента РК по проведению межрелигиозного  диалога и оказания помощи регионам Казахстана, подверженным экологическим  проблемам (регионы, прилегающие к  Аральскому морю и Семипалатинскому ядерному полигону).

Казахстан активно работает в области  налаживания межпарламентских связей в рамках организации, регулярно  принимая участие в различных  мероприятиях Парламентского союза  ОИК, таких как Конференции и  Заседания совета Парламентского союза  ОИК.

Особое место в сотрудничестве в рамках ОИК отводится взаимодействию с Исламским банком развития, иными  финансовыми, консалтинговыми и  работающими в различных отраслях компаниями и фирмами. Продолжается работа по осуществлению ранее подписанных  с ИБР соглашений. В настоящее  время реализованы или находятся  на стадии завершения ряд проектов по линии ИБР. Была разработана программа  ИБР на 2003—2006 годы, в которую вошли  различные проекты народно-хозяйственного значения, большая часть которых  относилась к инфраструктурным.

Важным является наращивание сотрудничества с ОИК в сфере образования, культуры, науки и технологий. Налаживание  тесного взаимодействия с Исламской  организацией сотрудничества в области  образования, науки и культуры (ИСЕСКО) дает возможность Казахстану более  успешно реализовать такие национальные проекты, как сохранение и восстановление памятников культурного наследия, обмен  опытом в области изучения и преподавания языков, истории и культуры стран  исламского мира.

Казахстан на посту председателя ОИК  в 2011 году намерен разрешить актуальные проблемы исламского сообщества. В  сфере безопасности главной проблемой, волнующей Казахстан, страны Центральной  Азии и соседей Афганистана, является развитие ситуации в этой стране.

Другой проблемой в области  безопасности является вероятный конфликт вокруг иранской атомной программы. Казахстан, опираясь на свой авторитет  государства, добровольно уничтожившего  ядерный арсенал, должен инициировать принятие резолюции ОИК (в дополнение к резолюции № 23/36) по признанию  всеми ядерными державами Семипалатинского договора об установлении в Центральной  Азии зоны, свободной от ядерного оружия.

Крупной проблемой, затрагивающей  большинство членов ОИК, является дефицит  водных ресурсов. Астана могла бы инициировать принятие документа (резолюцию) организации, который регламентировал бы сотрудничество в этой сфере и заложил бы основы для многосторонней комплексной  программы.

Крайне важным является сотрудничество в нефтегазовой области. Казахстану необходимо интенсифицировать сотрудничество в этой области, чему в немалой  степени может способствовать председательство РК. В этой связи опыт Катара в  газовой сфере интересен для  нашей страны, поскольку производство сжиженного природного газа откроет  Казахстану выход на новые рынки, позволит овладеть инновационными технологиями, которые пока практически не используются и не применяются.

Информация о работе Мусульманские страны