Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:58, доклад
Председательство Казахстана в СМИД ОИК связано со многими рисками, но открывает большие возможности как для развития нашей страны, так и для повышения эффективности и авторитета организации.
В 2011 году Республика Казахстан осуществляет председательство в СМИД Организации Исламская конференция (ОИК). Организация является крупнейшей такого рода в исламском мире, объединяя в своем составе 57 государств с населением свыше 1,5 млрд человек.
1. Организация Исламская конференция.
2. Геополитика Исламской Республики Пакистан.
3. Исламский Мир в поисках собственной геополитической ниши.
4. Геополитика Ирана и Турции.
5. Мусульманский Восток после 11 сентября 2001 года.
6. Геополитическое противостояние исламского мира.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Организация Исламская конференция.
2. Геополитика Исламской Республики Пакистан.
3. Исламский Мир в поисках
собственной геополитической
4. Геополитика Ирана и Турции.
5. Мусульманский Восток после 11 сентября 2001 года.
6. Геополитическое
1. Организация Исламская конференция.
Председательство Казахстана в
СМИД ОИК связано со многими рисками,
но открывает большие возможности
как для развития нашей страны,
так и для повышения
В 2011 году Республика Казахстан осуществляет председательство в СМИД Организации Исламская конференция (ОИК). Организация является крупнейшей такого рода в исламском мире, объединяя в своем составе 57 государств с населением свыше 1,5 млрд человек.
Государства — члены ОИК расположены преимущественно в Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, т.е. в регионах со сложной геополитической и военно-политической ситуацией. Действительно, крупнейшие и наиболее затяжные конфликты современного мира развиваются именно в зоне ОИК: в Палестине, Судане, Ираке, Афганистане, Кашмире и т.д.
Эти регионы представляют собой объекты пристального геополитического внимания со стороны США и Запада в целом. В то же время указанные регионы в течение длительного времени являются источником международного терроризма и радикального исламизма. Крайне важно, что в этих регионах (включая Каспий) сосредоточены основные запасы мировых углеводородов, что резко повышает геополитическую значимость зоны ОИК.
Зона ОИК является сферой ядерного распространения; ряд государств осуществляли или осуществляют атомные программы и даже разработали в свое время ядерное оружие (Пакистан, Иран, Ирак, Сирия, Ливия, Египет, Саудовская Аравия и др.).
В целом для большинства стран ОИК (особенно в Африке) характерен низкий уровень экономического развития; они являются частью так называемого глобального Юга. С другой стороны, многие регионы зоны ОИК представляют собой динамично развивающиеся экономики, успешно интегрированные в глобализированную экономику. Многие регионы и страны зоны ОИК страдают от демографических, экологических и острых социально-экономических проблем, нехватки воды и продовольствия.
Однако за время своего существования с 1969 года ОИК создала собственную структуру специализированных институтов и органов, призванных решать указанные проблемы, а также приняла ряд документов международного характера.
Специализированными учреждениями ОИК (они входят в организацию, но членство в них отдельное) являются Исламский банк развития, Исламская образовательная, научная и культурная организация (ISESCO, Рабат), Организация радиовещания исламских государств (ISBO, Джидда), Международное исламское агентство новостей (IINA, Джидда).
Вспомогательными органами (членство
в них обязательно для членов
ОИК) считаются Центр
Проблемная зона
Зона ОИК представляет собой
нестабильный и турбулентный с точки
зрения развивающихся здесь
В настоящее время такие угрозы и риски могут продуцироваться следующими существующими и потенциальными конфликтами:
— арабо-израильский конфликт — наиболее длительный и практически не имеющий решения политическими методами;
— распад Ирака;
— активность международных террористов и рост радикализма;
— возможный конфликт вокруг атомной программы ИРИ;
— конфронтация между Ираном и рядом арабских государств;
— усиление шиитского фактора в исламском мире и рост конфронтации с суннитским миром;
— расширение нестабильности в зоне Афганистан — Пакистан;
— потенциальные конфликты в Синьцзяне и Кашмире;
— индийско-пакистанская конфронтация;
— внутренняя дестабилизация ряда государств (Сомали, Ливан, Тунис, Алжир, Йемен, Бангладеш и др.).
Для безопасности Казахстана первоочередной задачей остается сохранение стабильности в непосредственной географической близости и в сфере геополитических интересов РК — Центральная Азия, Афганистан, Синьцзян, Иран, Каспийско-Кавказский регион. Немаловажным фактором является тот факт, что наряду с Казахстаном членами ОИК являются другие республики Центральной Азии и СНГ, а Российская Федерация — наблюдателем.
Таким образом, задачами председательства РК в СМИД ОИК является избежание вовлечения в конфликтогенные политические процессы и решения. В то же время Астана как председатель СМИД могла бы сосредоточиться на активизации по таким направлениям, как экономическое сотрудничество, здравоохранение, культурно-гуманитарное сотрудничество, межконфессиональное и межцивилизационное взаимодействие.
Задача председательства РК в ОИК, вероятно, осложнится бурными событиями января-февраля 2011 года в арабском мире. Многие арабские страны оказались охвачены социальными и политическими волнениями. В Тунисе был свергнут президент Бен Али, находившийся у власти свыше четверти века. Аналогичная судьба постигла египетского лидера Хосни Мубарака, правившего АРЕ с 1981 года. В это же время социальные и политические волнения охватили другие арабские страны — Йемен, Иорданию, Бахрейн, Алжир, Тунис, Марокко, Ливию и даже Иран. В ряде случаев перевороты подозрительно напоминали сценарии так называемых «бархатных» или «цветных» революций.
Наиболее крупномасштабный характер
антиправительственные волнения приняли
в Ливии и привели фактически
к гражданской войне, которая
в свою очередь спровоцировала интервенцию
Запада. С 14 марта 2001 года ряд государств
НАТО (Франция, Великобритания, США, Канада,
Италия) начали осуществлять бомбардировки
Ливии. Атаки ведутся на позиции
правительственных войск, их военно-техническую
и логистическую инфрастуктуру,
столицу страны. Таким образом, Запад
занял однозначную позицию
Все эти события и процессы не
могут не сказаться на председательстве
РК в ОИК. Нельзя исключать обострения
отношений между исламским
Национальный интерес
Хотя отношения стран
В последнее десятилетие усиление «исламского вектора» наблюдается во внешней политике всех стран Центральной Азии, в том числе Казахстана и Кыргызстана. Эти страны также осознанно усиливают свои политические, экономические и культурные отношения с исламским миром.
Как считают специалисты, ОИК для стран Центральной Азии может стать одним из важных источников привлечения инвестиций. Только незначительное усовершенствование местного банковского законодательства и введение элементов исламского банкинга создаст условия для привлечения не только инвестиций Исламского банка развития, но и прямых государственных инвестиций членов ОИК, а также частного капитала из этих стран.
Таким образом, членство и участие стран Центральной Азии в ОИК является положительным и перспективным вектором их внешней политики. Это больше, чем «внешняя политика», это их национальный интерес, это один из важнейших факторов их самосохранения в условиях беспощадно унифицирующей глобализации.
Казахстан вступил в ОИК в 1995
году. С момента обретения
С момента вступления в ОИК Казахстан
поступательно развивает
Очевидно, что активизация отношений
Казахстана с мусульманскими странами
отвечает долгосрочным интересам нашей
страны и соответствует положениям
всех посланий президента Нурсултана
Назарбаева народу Казахстана, в которых
глава государства отмечал
В условиях возросшей актуальности
вопроса сближения культур и
развития диалога цивилизаций в
рамках ОИК был проработан вопрос
принятия резолюции 32-го СМИД ОИК, прошедшего
в июне 2005 года в Сане (Йемен), в
поддержку инициативы РК по проведению
межконфессионального диалога путем
созыва съезда мировых и традиционных
религий. По предложению РК в план
действий ОИК были включены положения
о необходимости оказания политической,
экономической и финансовой помощи
странам в области экологии, а
также поощрения и активизации
межрелигиозного диалога в
Казахстан активно работает в области налаживания межпарламентских связей в рамках организации, регулярно принимая участие в различных мероприятиях Парламентского союза ОИК, таких как Конференции и Заседания совета Парламентского союза ОИК.
Особое место в сотрудничестве
в рамках ОИК отводится взаимодействию
с Исламским банком развития, иными
финансовыми, консалтинговыми и
работающими в различных
Важным является наращивание сотрудничества
с ОИК в сфере образования,
культуры, науки и технологий. Налаживание
тесного взаимодействия с Исламской
организацией сотрудничества в области
образования, науки и культуры (ИСЕСКО)
дает возможность Казахстану более
успешно реализовать такие
Казахстан на посту председателя ОИК в 2011 году намерен разрешить актуальные проблемы исламского сообщества. В сфере безопасности главной проблемой, волнующей Казахстан, страны Центральной Азии и соседей Афганистана, является развитие ситуации в этой стране.
Другой проблемой в области безопасности является вероятный конфликт вокруг иранской атомной программы. Казахстан, опираясь на свой авторитет государства, добровольно уничтожившего ядерный арсенал, должен инициировать принятие резолюции ОИК (в дополнение к резолюции № 23/36) по признанию всеми ядерными державами Семипалатинского договора об установлении в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия.
Крупной проблемой, затрагивающей большинство членов ОИК, является дефицит водных ресурсов. Астана могла бы инициировать принятие документа (резолюцию) организации, который регламентировал бы сотрудничество в этой сфере и заложил бы основы для многосторонней комплексной программы.
Крайне важным является сотрудничество
в нефтегазовой области. Казахстану
необходимо интенсифицировать