Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:36, реферат
Географический
детерминизм как основополагающий принцип традиционной геополитики
Идеи, которые в наше время принято причислять к геополитическим, в тех или
иных формах, по-видимому, возникли одновременно с феноменом государственной
экспансии и имперского государства. В современном понимании они
сформировались и получили популярность на рубеже XIX и XX вв. Возникновение
именно в тот период геополитических идей и самой геополитики как
ГЕОПОЛИТИКА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ НАУЧНАЯ
ДИСЦИПЛИНА...................................................................
......
Географический детерминизм как основополагающий принцип традиционной геополитики
Формирование и эволюция традиционной
геополитики..................................................................
............
Проблема разработки новой
геополитики..................................................................
..............................................
Место идеологии во внешней
политике.....................................................................
..................................................
Конфликт идеологии и образование "трех
миров».......................................................................
.....................
Сущность идеологической борьбы между двумя
блоками......................................................................
...
Национализм как
идеология....................................................................
.......................................................................
сверху, но который невозможно понять без изучения процессов, шедших снизу, т.е.
без чаяний, надежд, потребностей,
желаний и интересов про
не всегда были национальными, но от этого не становились менее
националистическими».
В данной связи показательно, что распространение рыночных отношений,
расширение зон свободной торговли, с одной стороны, ведут к сближению и
усилению интеграции стран, а с другой стороны, поощряют изоляционистские
силы, способствующие воскрешению национализма и этнических конфликтов.
Как показывает исторический опыт, национализм может выступать в качестве
фактора мобилизации народов на борьбу за свое освобождение, источника
творческого порыва. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что
националистическая идея миропорядка оказалась довольно устойчивой в течение
последних полтора—двух столетий. В то же время он может служить в качестве
катализатора разного рода конфликтов, холодных и горячих войн.
Для правильного понимания данной проблемы необходимо учесть, что национализм
прежде всего социокультурный феномен, имеющий много общего с религией и
идеологией и в некоторой степени определяющий контуры видения мира. Во
многих случаях он выступает лишь в качестве своеобразной оболочки для
реализации иных интересов и мотивов, например стремления участвовать в
дележе материальных ресурсов, завоевании власти и авторитета, преодолении
психологических и идеологических комплексов и т.д. И соответственно он
интегрировал в себя традиционные мифы и символы, но использовал их для защиты
и обоснования новых феноменов в лице национального государства.
Привлекательность национализма состоит в его способности превращать
совершенно банальные, повседневные, с точки зрения постороннего человека,
действия в источник национальной гордости, усматривать в них элементы
проявления свободы и самовыражения. Чувство принадлежности к собственному
сообществу придает смысл и значимость самой жизни, укрепляет взаимную
ответственность и сопричастность, уменьшая тем самым чувства одиночества и
отчуждения.
Особую значимость национализму придает то, что он способен абсорбировать личное
недовольство, личную неудовлетворенность отдельного индивида. По-видимому, не
лишены оснований доводы тех исследователей, которые считают, что индивид может
«чувствовать себя защищенным в мире исторических традиций, создававших ощущение
ускорененности и почти племенной принадлежности». Люди обращаются к
национализму когда они озабочены проблемой придания смысла собственной жизни.
С усложнением, модернизацией, космополитизацией, обезличением общества и
соответственно потерей корней эта потребность не только не уменьшается, а при
определенных условиях может многократно усиливаться. Показательно, что
порождаемые этими процессами и феноменами условия размывания естественных
общностей в лице семьи, общины, этноса, нации способствуют выдвижению на
первый план потребности, стремления присоединиться к разного рода
искусственным, фиктивным, ложным общностям, таким как партии, религиозные
секты и т.д.
Новейшие тенденции
традиционных различий между дозволенным и недозволенным, допустимым и
неприемлемым, нормальным и ненормальным, сакральным и мирским. Национализм же
несет в себе обещание восстановить нормальный порядок, все снова поставить на
свои места и освободить людей от страха перед современностью, а также трудной
и мучительной необходимостью самим принимать решения. Данный момент приобретает
особую значимость, если учесть, что каждой стране и каждому народу предстоит
состязаться с другими странами и народами, чтобы занять лучшие позиции в
формирующемся новом мировом порядке. Поэтому неудивительно, что одним из
факторов, диктующих положение
в новых геополитических
пребывавший до недавнего времени в латентном состоянии, но агрессивно
заявивший о себе национализм.
Ныне, как образно выразился
исследователь Э.Хобсбаум, «сова, Минервы парит над нациями вместе с
национализмом».
В нашем веке имели место три периода всплеска национализма, совпавшие с
образованием новых государств и получением независимости многими ранее
зависимыми странами: первый -сразу по окончании первой мировой войны; второй
— после второй мировой войны, за которой последовали распад колониальных
империй и образование множества независимых стран Азии и Африки; третий —
период антикоммунистических революций в Центральной и Восточной Европе, а
также распад советского блока и самого СССР.
Несомненно, что мирные договоры, в совокупности составившие Версальско-
Вашингтонскую систему после первой мировой войны, внесли существенный вклад в
национально-государственное строительство. Одним из общепризнанных
принципов, как было объявлено на Версальской мирной конференции в 1919 г.,
является признание права наций на самоопределение. Согласно этому принципу,
на месте распавшихся
многонациональных империй
множество самостоятельных национальных государств. Следует отметить, что уже
в тот период обнаружились почти непреодолимые трудности на пути реализации
этого принципа.
Во-первых, на практике он был выполнен лишь в отношении некоторых народов
Оттоманской и Австро-Венгерской империй, потерпевших поражение в войне, а
также в силу ряда обстоятельств '(большевистская революция и гражданская
война) в России. Но и здесь необходимо внести целый ряд коррективов. Так, в
Севрском договоре были учтены и признаны права и притязания курдского
народа, в частности предусматривалось перераспределение территорий в их
пользу. Однако договор не был ратифицирован, а в договоре, заключенном в
Лозанне в 1923 г., в сущности игнорировались положения Севрского договора,
касающиеся курдов. В результате последние не получили своей
государственности. Что касается новых государств, образовавшихся в Европе,
или государств, увеличивших свои территории, то лишь не- сколько из них можно
было назвать национальными в собственном смысле слова. Это — Польша,
Финляндия, прибалтийские страны. Чехословакия стала государственным
образованием, сформировавшимся в результате соединения двух народов — чехов
и словаков, а Югославия — нескольких народов: сербов, хорватов, словенцев,
македонцев, боснийцев- мусульман.
Во-вторых, в восточно-европейских
странах сохранились зна
национальные меньшинства, не сумевшие получить свою государственность. В
данной связи обращает на себя внимание тот факт, что зачастую границы
новообразованных национальных государств проводились исходя из стремления
ослабить побежденные государства — Германию, Венгрию, Австрию, а не желания
полностью удовлетворить этнонациональные критерии. По мнению некоторых
наблюдателей, само образование маленькой Австрии являлось нарушением принципа
национального самоопределения, поскольку большинство жителей этой страны
предпочитало аншлюс, т.е. слияние с Германией. Население созданной
Чехословацкой республики состояло из 64,8 % чехов и словаков и 23 % немцев. В
Польше проживало 69,2 % поляков, 14,8 % украинцев, 7,8 % евреев, 3,9 % немцев
и 3,9 % русских. В Латвии доля титульной нации составляла 73,4 %, в Литве —
80,1 % и Эстонии — 87,6 %.
Лишь в Финляндии шведы
меньшинство. Другими словами,
принцип национального
реализован в отношении титульных народов этих стран, что отнюдь не скажешь об
их национальных меньшинствах.
В-третьих, в многонациональной Российской империи, несмотря на выход из нее
Финляндии, Польши и прибалтийских стран, процесс самоопределения народов был
прерван в самом начале и оказался отложенным более чем на семь десятилетий.
В-четвертых, заправилы Версальской конференции даже не ставили на обсуждение
вопрос о предоставлении независимости народам, победившим в войне с
колониальными империями Великобритании и Франции.
Мощный импульс национализм получил в ходе второй мировой войны и после ее
окончания. Началось широкое
национально-освободительное
колониальных и зависимых народов, в результате которого произошел распад
колониальных империй и образование большого числа новых независимых
государств.
В наши дни мир стал еще теснее, но разнородные национальные, культурные,
религиозные или иные группы в рамках или вне рамок существующих сообществ
требуют для себя автономии. Так, мы являемся свидетелями мирного распада
Чехословакии на два самостоятельных
государства и
трагедии, сопутствовавшей распаду Югославии.
Событиями всемирно-исторического масштаба, приведшими к переустройству самого
мирового порядка, стали распад Советского Союза и образование на его
обломках полтора десятка новых государств. Сочетание этих противоречивых
тенденций сопряжено со сложностями их совмещения в рамках существующих
политических систем, привязанных к модели национального государства. Это
создает благоприятную почву
для появления новых и
конфликтов.
Следует иметь в виду, что во многом цивилизации, мировое сообщество,
всепланетарная цивилизация представляют собой абстрактные категории, а не
конкретные политические образования. Они не имеют собственных границ,
пределов юрисдикции, официальных институтов и руководителей, полномочных
принимать решения и реализовывать их, не обладают контролем над ресурсами и
-т.д. Всеми этими атрибутами
обладает национальное
могут мобилизовывать своих граждан, собирать с них налоги, наказывать врагов
и награждать друзей, объявлять и вести войны и многое другое, что не под
силу, во всяком случае в обозримой перспективе, цивилизации или какому-либо
иному культурному кругу.
Сила национализма как раз состоит в том, что он органически соединяет
индивидуальные
способно действовать, в том числе в плане защиты и гарантии сохранения
национально- культурной идентичности народа. По-видимому, и в будущем
конфликты будут возникать между государствами по поводу государственного
суверенитета, расчленения, консолидации государств, а также между различными
группировками, выступающими за создание собственного самостоятельного
государства. Разумеется, не исключаются и конфликты на разломах цивилизаций и
между цивилизациями.
Парадокс современного мира состоит в том, что всплеск национализма
происходит на фоне почти полного отсутствия национально однородных
государств. Последние составляют скорее исключение, чем правило. Особо важное
значение имеет то, что не все существующие в настоящее время народы и этносы
способны создавать и поддерживать самодостаточные и сколько-нибудь
жизнеспособные
большому счету нет и не может быть полностью независимых от внешнего мира в
смысле полной самодостаточности стран. Поэтому неудивительно, что
большинство Иран являются, по сути дела, многонациональными. Во многих Из них
роль доминирующей нации в той или иной форме и степени оспаривается другими
национальными группами. Более того существует множество народов без
собственной государственности. Как показывает исторический опыт,
территориальный подход редко приводит к сколько-нибудь удовлетворительному
разрешению национального вопроса. Албанцы в Сербии, венгры в сопредельных
государствах, курды в Ираке, Турции, Иране и Сирии— ни что иное как следствие
Версальско-Вашингтонской системы. Эти проблемы настолько сложны, что никакая
перекройка не поможет, лишь еще более усугубит ситуацию. В наши дни
национальные и этнические конфликты не всегда поддаются удовлетворительному
урегулированию путем изменения национальных границ. Как показал опыт распада
Югославии и СССР, решение одних проблем зачастую чревато появлением новых,
еще более сложных и трудноразрешимых проблем. Если бы все существующие в
современном мире нации, народы этносы претендовали на создание собственных
независимых государств и попытались бы реализовать эти претензии,
неустойчивость миропорядка многократно усилилась бы и само существование
многих государств было бы поставлено под вопрос.
На земле существует огромное число потенциальных наций, несомненно во много
раз превосходящее возможное
число потенциальных
данным, в настоящее время в мире насчитывается 8000 языков, не считая
диалектов. Потенциальное число новых национальных государств исчисляется
десятками, но никак не сотнями. Нельзя не согласиться с теми авторами,
которые убедительно обосновывают
мысль о невозможности
интересов всех без исключения этносов, во всяком случае в полном объеме и