Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:51, реферат
Данная работа посвящена геополитике, ее становлению как науки, ее проблемам и появившимся за время ее существования подходам и концепциям. Сегодня, когда внешнеполитическая ситуация напряжена, когда одна нация пытается противостоять другой, когда идет формирование многополюсного мира, актуально найти обоснование своей политики. А геополитический подход основан на том, что определено историей и развитием народа – его географическим положением и особенностями этого положения.
Введение 3
1. Ранние идеи географического детерминизма в
истории политической мысли. 4
2. Геополитические концепции Ф. Ратцеля, Р Челлена,
К. Хаусхофера, Х. Маккиндера, А Мэхена, Н. Спайкмена. 7
3. Геополитика в России. 19
Заключение 24
Список литературы.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ
ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Реферат
На
тему: «Геополитика и теория международных
отношений».
Кемерово 2007
Введение
истории
политической мысли.
К. Хаусхофера, Х. Маккиндера, А Мэхена, Н. Спайкмена. 7
Заключение
Список
литературы.
Введение.
Данная работа посвящена геополитике, ее становлению как науки, ее проблемам и появившимся за время ее существования подходам и концепциям. Сегодня, когда внешнеполитическая ситуация напряжена, когда одна нация пытается противостоять другой, когда идет формирование многополюсного мира, актуально найти обоснование своей политики. А геополитический подход основан на том, что определено историей и развитием народа – его географическим положением и особенностями этого положения.
В работе будут рассматриваться основные концепции, которые во многом определяют причины многих исторических событий, движения политического процесса и предопределяют дальнейшие исследования.
Можно сказать, что геополитика – это своеобразная основа теории международных отношений, вернее это поле, на котором эти отношения строятся.
Целью
моего исследования является освящение
разных подходов и концепций геополитики
как за рубежом, так и в России.
Геополитика как область знания возникла на стыке трех научных подходов: цивилизационной концепции исторического процесса, военно-стратегических исследований и многочисленных теорий географического детерминизма. Эти концепции и теории по сей день продолжают влиять на геополитику, питая ее идеями и понятиями.
Идеи о влиянии географической среды на историю и человека встречаются уже у античных авторов. Их можно обнаружить у Геродота, Гиппократа, Фукидида, Протагора, Полибия и других античных мыслителей. Так, Полибий объяснял суровость нравов жителей Аркадии господством холодного и гуманного климата. По его мнению из-за этого народы представляют столь резкие отличия в характере, строении тела и в цвете кожи, а также в большинстве занятий. Мысли вполне геополитического характера встречаются у Аристотеля и Страбона. К примеру, Аристотель в своей работе «Политика» отметил особенность геополитического положения острова Крит. Он писал, что остров Крит как бы предназначен к господству над Грецией, и географическое положение его прекрасно: он соприкасается с морем, вокруг которого почти все греки имеют свои места поселения; с одной стороны, он находится на небольшом расстоянии от Пелопоннеса, с другой – от Азии.
Крупнейший античный географ Страбон объяснял причину могущества древнего Рима географическим положением Италии: наличием хороших гаваней, благоприятным климатом. Ему же принадлежит вполне геополитический тезис о необходимости военного и экономического контроля лишь над тем пространством, которое представляет для государства политический интерес.
Очередной этап развития идей географического детерминизма связан с европейской эпохой великих географических открытий. Интерес к этой проблематике возбудил французский государствовед XVI века Жан Боден. В своем главном произведении «Шесть книг о государстве» (1577 г.) он объяснял различия и изменения в государственном устройстве тремя причинами: Божественной Волей, человеческим произволом и влиянием природы. Но поскольку Божественная Воля недоступна человеческому познанию, говорил он, а человеческие намерения столь изменчивы, что не поддаются научной систематизации и являются скорее произволом, то различия между государствами нужно объяснять в первую очередь географическими причинами.
Наибольшее значение среди географических факторов он придавал климату. Боден разделил земной шар на три части: жаркую экваториальную, холодную – полярную и среднюю – умеренную и считал, что характер народов в первую очередь зависит от климатических условий среды их обитания. На севере живут более физически сильные и воинственные люди, на юге – более одаренные.
В ХVIII-ХIХ вв. внимание к географическим факторам при объяснении социально-политических явлений стало довольно распространенным явлением. Во Франции идеи географического детерминизма развивал Шарль Монтескье. В своем сочинении «О духе законов» (1748 г.), объясняя различие законодательного устройства государств, он, подобно Бодену, видел главную причину в особенностях климата.
Следуя за Боденом, Монтескье утверждал, что в холодном климате люди нравственны, на юге - менее. В умеренном же климате люди нравственно неустойчивы, так как недостаточно определенные свойства этого климата не в состоянии дать им устойчивость. Кроме того, жаркий климат ослабляет характер людей, что, по его мнению, и привело к развитию рабства.
Широкое развитие географический детерминизм получил в эпоху Просвещения. Эта идея была разработана Жаном-Батистом Дюбо (1670-1742), перу которого принадлежит несколько исторических работ, в частности знаменитая в свое время книга «Критическая история установления французской монархии в Галлии» (1734). Свои взгляды на роль географической среды он изложил в труде «Критические размышления о поэзии и живописи» (1719). В этой книге он рассматривает не историю человечества вообще, а историю искусства. Как указывает он, в истории искусства были периоды расцвета и периоды упадка. Всего он насчитывает четыре великие эпохи в истории искусства: 1) век, начавшийся за десять лет до воцарения Филиппа, отца Александра Великого; 2) век Юлия Цезаря и Августа; 3) век Юлия II и Льва X и 4) век Людовика XIV. В поисках причин расцвета и упадка искусства Ж.-Б. Дюбо обращается к природным факторам. Как пишет он, есть страны, в которых никогда не родятся ни великие живописцы, ни великие поэты. Таковы страны Крайнего Севера. И главная причина — в климате этих мест, прежде всего в качестве воздуха. А в еще большей степени зависят они от качества того воздуха, которым мы дышали в детские годы, ибо именно он определил особенности нашей крови. А эти особенности повлияли на строение наших органов, которое в силу обратной взаимосвязи уже в зрелые годы сказывается на качествах нашей крови. Вот почему народы, обитающие в разных климатах, столь разняться между собой по своему духу и наклонностям. Сами же качества воздуха зависят от испарения почвы, которую обволакивает этот воздух. При разных составах почвы разным бывает и омывающий ее воздух.
В
Англии наиболее известным представителем
географической школы был историк
Генри Бокль. Он намеревался написать
многотомную историю
Наибольшее распространение идеи влияния географической среды на историю получили в Германии. Известный немецкий философ и гуманист Иоганн Готфрид Гердер, отвергая крайности географического детерминизма, считал, что на развитие цивилизации оказывают воздействие как внутренние, так и внешние факторы, к которым он относил климат, почву и географическое положение. Другой немецкий мыслитель Александр фон Гумбольдт полагал, что именно география должна дать целостную картину мира. Самым последовательным представителем географического детерминизма в Германии был известный географ Карл Риттер, попытавшийся представить всестороннюю географическую интерпретацию истории. Каждый человек, по его мнению, является представителем родной природы, которая его произвела на свет и воспитала. В народах отражается их отечество. Местные влияния ландшафта на характерные черты жителей, включая внешний вид и телосложение, форму черепа, темперамент, язык и духовное развитие, несомненны. Существование человека целиком связано с землей тысячами цепких корней, которые невозможно вырвать.
Таким
образом, ученые географы привнесли
в геополитику идею географической
обусловленности политических процессов,
которая требовала
Фридрих Ратцель.
Фридриха Ратцеля (1844-1904) можно считать "отцом" геополитики, хотя сам он этого термина в своих трудах не использовал. Он писал о политической географии. Его главный труд, увидевший свет в 1897 году так и называется «Политическая география». В этой работе Ратцель показывает, что почва является основополагающей, неизменной данностью, вокруг которой вращаются интересы народов. Движение истории предопределено почвой и территорией. Далее следует эволюционистский вывод о том, что государство является живым организмом, но организмом, укорененным в почве. Государство складывается из территориального рельефа и масштаба и из их осмысления народом. Таким образом, в Государстве отражается объективная географическая данность и субъективное общенациональное осмысление этой данности, выраженное в политике. Нормальным гсударством Ратцель считает такое, которое наиболее органично сочетает географические, демографические и этнокультурные параметры нации.
Из такого «органического» подхода ясно видно, что пространственная экспансия государства понимается Ратцелем как естественный живой процесс, подобный росту живых организмов. «Органический» подход Ратцеля сказывается и в отношении к самому пространству. Это пространство переходит из количественной материальной категории в новое качество, становясь «жизненной сферой», «жизненным пространством», некоей «геобиосредой». Отсюда вытекают два других важных термина Ратцеля: пространственный смысл и жизненная энергия. Эти термины близки друг к другу и обозначают некое особое качество, присущее географическим системам и предопределяющее их политическое оформление в истории народов и государств.
Отношение к государству как
к живому организму
1)
Протяженность Государств
2) Пространственный рост Государства сопровождается иными проявлениями его развития: в сферах идеологии, производства, коммерческой деятельности, мощного «притягательного излучения», прозелитизма;
3)
Государство расширяется,
4)
Граница это орган,
5)
Осуществляя свою
6)
Изначальный импульс экспансии
приходит извне, так как
7) Общая тенденция к ассимиляции или абсорбции более слабых наций подталкивает к еще большему увеличению территорий в движении, которое подпитывает само себя.
На Ратцеля в значительной степени повлияло знакомство с Северной Америкой, которую он хорошо изучил и которой посвятил две книги: «Карты североамериканских городов и цивилизации» (1874 г.) и «Соединенные Штаты Северной Америки» (1878-1880 г.). Он заметил, что «чувство пространства у американцев развито в высшей степени, так как они были поставлены перед задачей освоения «пустых» пространств, имея за плечами значительный «политико-географический» опыт европейской истории. Следовательно, американцы осмысленно осуществляли то, к чему Старый Свет приходил интуитивно и постепенно. Так у Ратцеля появляются первые формулировки другой важней геополитической концепции «мировой державы». Ратцель заметил, что у больших стран в их развитии есть тенденция к максимальной географической экспансии, выходящей постепенно на планетарный уровень. Следовательно, рано или поздно географическое развитие должно подойти к своей континентальной фазе. Применяя этот принцип, выведенный из американского опыта политического и стратегического объединения континентальных пространств, к Германии, Ратцель предрекал ей судьбу континентальной державы.
Информация о работе Геополитика и теория международных отношений