Животноводство и растениеводство

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:52, доклад

Описание работы

Значительным поголовьем крупного рогатого скота располагают Индия, где его убой ограничен из-за религиозных запретов, Бразилия, Китай, США, Аргентина, Россия, Австралия, Новая Зеландия, Франция, ФРГ и другие страны. Однако по данным о поголовье невозможно составить представление о направлении использования и продуктивности крупного рогатого скота. Для этой цели предпочтительно использовать показатели, ха­рактеризующие размеры производства различных видов продукции животноводства (производства мяса, молока и прочих продуктов).

Работа содержит 1 файл

География.docx

— 46.36 Кб (Скачать)

  Машиностроение мира

Машиностроение  — главная отрасль мировой  промышленности, на него приходится около 35% стоимости мировой промышленной продукции. Среди отраслей промышленности машиностроение — наиболее трудоемкое производство. Особенно высокой трудоемкостью  отличаются приборостроение, электротехническая и аэрокосмическая промышленность, атомное машиностроение и другие отрасли, выпускающие сложную технику. В связи с этим одним из главных  условий размещения машиностроения является обеспечение его квалифицированной  рабочей силой, наличие определенного  уровня производственной культуры, центров  научных ис­следований и разработок.

Близость к  сырьевой базе важна лишь для некоторых  отраслей тяжелого машиностроения (производство металлургического, горношахтного оборудования, котлостроение и др.).

В машиностроении мира доминирующее положение занимает небольшая группа развитых стран  – США, на которые приходится почти 30% стоимости машиностроительной продукции, Япония – 15%, ФРГ – около 10% , Франция, Великобритания, Италия, Канада. В этих странах развиты практически  все виды современного машиностроения, высока их доля в мировом экспорте машин (на развитые страны в целом  приходится свыше 80% мирового экспорта машин и оборудования). При почти  полной номенклатуре производства машиностроительной продукции ключевая роль в развитии машиностроения в этой группе стран  принадлежит авиаракетно-космической  промышленности, микроэлектронике, робототехнике, атомно-энергетической технике, станкостроению, тяжелому машиностроению, автомобилестроению.

В группу лидеров  мирового машиностроения входят также  Россия (6% стоимости машиностроительной продукции), Китай (3%) и несколько  малых промышленно развитых стран  — Швейцария, Швеция, Испания, Нидерланды и др. Машиностроение сильно продвинулось в своем развитии и в развивающихся  странах. В отличие от развитых стран, машиностроение которых базируется на высоком уровне научно-исследовательских  и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), высокой квалификации рабочей  силы и ориентировано в основном на выпуск технически сложной и высококачествен­ной  продукции, машиностроение развивающихся  стран, основанное на дешевизне местной  рабочей силы, специализируется, как  правило, на выпуске массовых, трудоемких, на технически несложных, невысоких  по ка­честву видах изделий. Среди предприятий здесь много чисто сборочных заводов, получающих комплекты машин в разобранном виде из промышленно развитых стран. Современными машиностроительными заводами располагают немногие развивающиеся страны, прежде всего новые индустриальные – Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Индия, Турция, Бразилия, Аргентина, Мексика. Главные направления развития их ма­шиностроения — производство бытовой электротехники, автомобилестроение, судостроение. 

Машиностроение  подразделяется на общее, включающее станкостроение, тяжелое машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение и др. отрасли, транспортное машиностроение и электротехнику, включая  электронику. Крупнейшие продуценты и  экспортеры изделий общего машиностроения в целом — развитые страны: Германия, США, Япония и др. Развитые страны являются также главными производителями  и по­ставщиками на мировой рынок станков (выделяются Япония, Германия, США, Италия и Швейцария). В составе общего машиностроения развивающихся стран преобладает выпуск сельскохозяйственных машин и несложного оборудования.

Мировые лидеры в области электротехники и электроники  – США, Япония, Россия, Великобритания, ФРГ, Швейцария, Нидерланды. Производство бытовых электроприборов и изделий бытовой электроники получило развитие и в развивающихся странах, особенно в странах Восточной и Юго-Восточной Азии.

Среди отраслей транспортного машиностроения наиболее динамично развивается автомобилестроение. Ареал его пространственного распространения постоянно растет и включает в настоящее время, наряду с традиционными, главными производителями автомобилей (Япония, США, Канада, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания, Швеция, Испания, Россия и др.), сравнительно новые для отрасли страны – Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Китай, Турция, Индия, Малайзия, Польша.

В отличие от автомобилестроения, авиастроение, судостроение, производство подвижного состава железных дорог переживает застой. Основная причина этого – отсутствие спроса на их продукцию.

Судостроение  из развитых стран переместилось  в развивающиеся. Крупнейшими производителями судов стали Южная Корея (опередила Японию и вышла на первое место в мире), Бразилия, Аргентина, Мексика, Ки­тай, Тайвань. В то же время США, страны Западной Европы (Великобритания, Германия и др.) в результате сокращения производства судов перестали играть заметную роль в мировом судостроении.

Авиационная промышленность сконцентрирована в странах с  высоким уровнем науки и квалификации рабочей силы — США, России, Франции, Великобритании, ФРГ, Нидерландах.

В территориальной  структуре мирового машиностроения выделяют четыре главных региона  — Северную Америку, зарубежную Европу, Восточную и Юго-Восточную Азию и СНГ.

На Северную Америку (США, Канада, Мексика, Пуэрто-Рико) приходится примерно 1/3 стоимости продукции  машиностроения. В международном  разделении труда регион выступает  как крупнейший производитель и  экспор­тер машин высокой сложности, изделий тяжелого машиностроения и наукоемких отраслей. Так, в США, занимающих лидирующие позиции в регионе и мире по общей стоимости продукции машиностроения, большая роль принадлежит авиаракетно-космическому машиностроению, военно-промышленной электронике, производству ЭВМ, атомно-энергетической технике, военному кораблестроению и др.

На страны Европы (без СНГ) также приходится около 1/3 продукции мирового машиностроения. Регион представлен машиностроением всех видов, но особо выделяется общим машиностроением (станкостроением, производством оборудования для металлургии, текстильной, бумажной, часовой и др. отраслей промышленности), электротехникой и электроникой, транспортным машиностроением (автомобилестроением, авиастроением, судостроением). Лидер европейского машиностроения ФРГ — крупнейший экспортер в регионе и мире продукции общего машиностроения.

Регион, включающий страны Восточной и Юго-Восточной  Азии, дает примерно четверть продукции  мирового машиностроения. Основной стимулирующий  фактор в развитии машиностроения в  странах региона – относительная  дешевизна рабочей силы. Лидер  региона — Япония — вторая машиностроительная держава мира, крупнейший экспортер  изделий наиболее квалифицированных  отраслей (микроэлектроника, электротехника, авиатехника, робототехника и др.). Другие страны — Китай, Республика Корея, Тайвань, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Индонезия и др. производят трудоемкую, но менее сложную продукцию (производство бытовых электроприборов, автомобилей, морских судов и пр.) и также весьма активно участвуют в работе на внешний рынок.

Особый регион мирового машиностроения образуют страны СНГ. Они имеют полную номенклатуру машиностроительного производства. Особенно большое развитие получили здесь отрасли военно-промышленного  комплек­са, авиационной и ракетно-космической промышленности, бытовой электроники, отдельные несложные отрасли общего машиностроения (производство сельскохозяйственной техники, металлоемких станков, энергетического оборудования и др.). В то же время по ряду отраслей, особенно наукоемких, отмечается серьезное отставание. Лидер СНГ — Россия, несмотря на огромные возможности развития машиностроения (значительный производственный, научно-технический, интеллектуальный и ресурсный потенциал, емкий внутренний рынок, предъявляющий большой спрос на разнообразную машиностроительную продукцию и пр.), в международном разделении труда выделяется лишь производством во­оружения и новейшей космической техники и вынуждена даже импортировать много видов машин.

За пределами  главных машиностроительных районов  расположены достаточно крупные  по масштабам и сложности структуры  производства центры машиностроения —  Индия, Бразилия, Аргентина. Их машиностроение в основном пока работает на внутренний рынок. Вывозят эти страны автомобили, морские суда, велосипеды, несложные виды бытовой техники (холодильники, стиральные машины, кондиционеры, пылесосы, калькуляторы, часы и т. п.).

География топливной промышленности мира

Топливно-энергетический баланс, пути оптимизации его структуры. В развитии топливно-энергетической промышленности мира выделяют три главных  этапа: угольный, нефтегазовый, современный.

В конце XIX и начале XX в. в промышленной энергетике и международной торговле топливом господствовал уголь. Еще в 1948 г. доля угля в общем, потреблении основных источников энергии составляла 60%. Но в 50—60-е гг. структура потребления энергоресурсов существенно изменилась, на первое место вышла нефть — 51%, доля угля сократилась до 23%, природного газа составила 21,5%, гидроэнергии – 3%, ядерной энергии – 1,5%.

Такого рода изменения в структуре потребления  энергоресурсов были обусловлены широким  освоением новых крупных источников нефти и природного газа; рядом  преимуществ этих видов топлива  перед твердым топ­ливом (высокая эффективность добычи,

транспортировки, потребления); возросли масштабы использования  нефти и природного газа не только как топлива, но и как промышленного  сырья.

Однако, начиная  с 80-х гг. в качестве приоритетного  выдвигается направление, предусматривающее  переход от использования преимущественно  исчерпаемых ресурсов к использованию неисчерпаемых, нетрадиционных источников энергии (энергия ветра, солнца, приливов и отливов, ядерная энергия, геотермические источники, гидроресурсы и др.).

В итоге доля нефти в общем, потреблении и  производстве энергоресурсов стала  сокращаться (до 38% в 2000 г.), вновь возрастает значение угла (31%), упрочил позиции  природный газ (23,5%). Все более  заметным становится рост использования  гидроэнергии, ядерной и других (альтернативных) источников энергии. 

Нефтяная  промышленность. В современном хозяйстве нефть и нефтепродукты широко используются как в энергетических целях, так и в качестве химического сырья. Среднегодовой объем добычи нефти составляет 3,3—3,4 млрд т.

Ведущую роль в  мировой добыче нефти (43% всей добычи) играет организация стран-экспортеров  нефти (ОПЕК), в которую входят Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Алжир, Ливия, Нигерия, Габон, Индонезия, Венесуэла.

Весьма велика в мировом производстве нефти  и роль стран СНГ, прежде всего  России, Азербайджана (Апшеронский  полуостров, шельф и дно Каспия), Туркмении (месторождения в районе Узбоя), Казахстана (месторож­дения Тенгизское, Карачаганакское, полуостров Мангышлак, Урало-Эмбинский бассейн).

Вне этих группировок  существенное значение имеет добыча нефти в Северной Америке (США, Канада, Мексика), в Северном море на шельфе Великобритании и Норвегии, в Китае  и Юго-Восточной Азии (Бахрейн, Малайзия и др.).

Десятку крупнейших производителей нефти образуют Саудовская Аравия (410 млн т), США (325), Россия (300), Иран (185), Норвегия (155), Китай (155), Венесуэла (150), Мексика (145), ОАЭ и Великобритания (около 100 млн т).

На экспорт  направляется около половины всей добываемой нефти. Помимо стран-членов ОПЕК, доля которых в мировом экспорте нефти  составляет 65% , ее крупнейшими поставщиками на мировой рынок являются также  России, Мексика, Великобритания. Ирак, долгое время бывший одним из крупнейших производителей и экспортеров нефти, временно лишен права ее поставок на мировой рынок,

В большом количестве нефть импортируют США (до 250 млн т), Япония, Китай и европейские страны (Франция, Германия, Нидерланды и др.).

Нефтеперерабатывающая промышленность мира в значительной мере ориентирована на основных потребителей нефти и нефтепродуктов — развитые страны (сосредоточивают более 60% ее мощностей). Особенно ве­лика доля США (21% мощностей НПЗ мира), Западной Европы (20%), России (17%), Японии (6%).

Газовая промышленность. Природный газ так же, как и нефть, используется как топливо и как сырье для химической промышленности. Наличие значительных разведанных запасов природного газа, дешевизна его добычи, транспортировки и использования способствуют развитию отрасли. Мировая добыча природного газа постоянно растет и в 1997 г. составила 2,2 трлн куб. м. По размерам добычи природного газа резко выделяются Россия (570 млрд куб. м), США (540) и Канада (155), на долю которых приходится более половины ее мирового итога. Далее идут страны с ежегодной добычей от 90 до 30 млрд куб. м — Нидерланды, Великобритания, Индонезия, Алжир, Узбекистан, Туркмения, Саудовская Аравия, Иран, Австралия.

Крупнейшие в  мире производители природного газа — Россия, США, Канада, Нидерланды, Великобритания одновременно в большом количестве и потребляют природный газ, поэтому  в сравнении с нефтью доля поставок природного газа на экспорт сравнительно невелика — всего около 15% добываемого  природного газа. Крупнейшие его экспортеры – Россия (около 30% мирового экспорта), Нидерланды, Канада, Норвегия, Алжир. США, будучи одним из крупнейших потребителей природного газа, используют не только свой, но и газ других стран –  Канады, Алжира и др. Наряду с США  импортируют газ Япония и большая  часть стран Европы (особеннов большом количестве — Германия, Франция, Италия). Поставки природного газа на экспорт осуществляются по газопроводам (из Канады и Мексики в США, из России и Туркмении в страны СНГ и Европу, из Норвегии и Нидерландов в Европу) или морскими перевозками в сжиженном виде (из Индонезии в Японию, из Алжира в Западную Европу и США).

Информация о работе Животноводство и растениеводство