Животноводство и растениеводство

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:52, доклад

Описание работы

Значительным поголовьем крупного рогатого скота располагают Индия, где его убой ограничен из-за религиозных запретов, Бразилия, Китай, США, Аргентина, Россия, Австралия, Новая Зеландия, Франция, ФРГ и другие страны. Однако по данным о поголовье невозможно составить представление о направлении использования и продуктивности крупного рогатого скота. Для этой цели предпочтительно использовать показатели, ха­рактеризующие размеры производства различных видов продукции животноводства (производства мяса, молока и прочих продуктов).

Работа содержит 1 файл

География.docx

— 46.36 Кб (Скачать)

Помимо старых, традиционных районов черной металлургии, возникших в отдельных странах  мира либо на сочетании железной руды и каменного угля, либо отдельно на угле, железной руде или заменяющем их металлоломе, отрасль особенно в  последние годы весьма активно развивалась  в приморских районах. Такой вариант  размещения черной металлургии обеспечивает возможность подвоза сырья и  топлива и вывоза готовой продукции  морским путем. При этом во многих случаях импорт железной руды (или  лома) и каменного угля более выгоден, чем эксплуатация местных баз  и месторождений. Например, в Японии практически все заводы расположены  по побережью, что очень удобно для  получения железной руды и каменного  угля по морю (железную руду Японии поставляют Австралия, Индия, Бразилия, а уголь  — Австралия и Китай). Крупные металлургические комбинаты созданы в портовых городах Италии (Неаполь, Генуя, Таранто), Франции (Марсель, Дюнкерк), США (Балтимор, Филадельфия), Китая (Ухань), ФРГ, Великобритании, Бельгии, Нидерландов и других стран. Во всех этих случаях, как и в Японии, размещение металлургии определяется ориентацией на импортные железную руду и каменный уголь (для европейских стран железная руда поступает из Африки и Латинской Америки, уголь — из США; для США железная руда идет из Бразилии, Венесуэлы и Канады).

В мировом производстве стали (примерно 700— 750 млн т) лидируют Китай, Япония, США, Россия, ФРГ, Республика Корея, Бразилия, Англия, Франция, Италия. Производство стали — отрасль специализации хозяйства и ряда других стран — Австралии, Канады, ЮАР, Швеции, Австрии, Испании, Украины, Польши, стран Бенилюкса.

В мировой выплавке стали постоянно увеличивается  удельный вес развивающихся стран (выплавляют около 40% стали), прежде всего новых индустриальных (Республика Корея, Бразилия, Индия, Мексика, Аргентина и др.).

Выплавка стали  в странах-членах СНГ, в частности  в России, в последние годы резко  сократилась. Тем не менее, Россия является крупнейшим поставщиком черных металлов на мировой рынок (около 15% мирового экспорта). Больше всех импортируют  черные металлы США.

Цветная металлургия мира.

Цветная металлургия  включает в себя производство цветных, благородных, редких металлов и их сплавов.

По объему производства выделяется выплавка алюминия (более 45% годовой выплавки цветных металлов мира), меди (25%), цинка (16%) и свинца (11%). Значительным является производство никеля, олова, магния, кобальта, вольфрама, молибдена.

Цветную металлургию  отличают некоторые особенности, сказывающиеся  на размещении.

1.  Высокая  материалоемкость производства, делающая  невыгодным отрыв переработки  от мест добычи исходного сырья.

Процентное содержание большинства цветных металлов в  рудах невелико (обычно от долей  процента до нескольких процентов), что  предопределяет «привязку» рудообогатительных предприятий к местам добычи сырья.

2.  Высокая  энергоемкость производства, делающая  эффективным развитие отрасли  у источников дешевого топлива  и электроэнергии.

Поскольку производство (выплавка) металлов из обогащенного сырья  требует больших затрат энергии, стадии обогащения и металлургических переделов в цветной металлургии  зачастую оказываются территориально разобщенными.

3.  Комплексный  характер используемого сырья.  Многие руды цветных металлов  по своей природе полиметаллические,  т. е. содержат несколько металлов, С целью их полного извлечения (использования) в цветной металлургии  эффективным является производственное  комбинирование.

4.  Широкое  использование в производстве  ресурсов вторичного сырья (в  развитых странах из лома выплавляют 25-30% меди и алюминия, до 40-50% свинца). Размещение отраслей цветной  металлургии по этой причине  во многих случаях ориентировано  на ресурсы вторичного сырья  (металлолома).

Разные отрасли  металлургии имеют свои особенности  размещения.

Ведущей отраслью цветной металлургии (по объему производства и использованию изделий) в современном  мировом хозяйстве является алюминиевая  промышленность. Среди других отраслей цветной металлургии эта отрасль  отличается наибольшей сложностью производства. Первая стадия производства алюминия — добыча сырья (бокситы, нефелины, алуниты) — ориентируется на богатые  месторождения. Вторая стадия — производство окиси алюминия (глинозема), — будучи материалоемкой и теплоемкой, тяготеет, как правило, к источникам сырья и топлива. И, наконец, третья стадия — электролиз окиси алюминия — ориентируется на источники дешевой электроэнергии (крупные ГЭС и ТЭС).

Основным сырьем для выработки глинозема являются бокситы, мировая добыча которых  составляет примерно 150 млн т в год. Подавляющая часть добычи и экспорта бокситов приходится на Австралию (почти треть мировой добычи), Гвинею, Ямайку, Бразилию, Китай, Индию, Россию, Суринам, Грецию, Венесуэлу, Казахстан.

Большая часть  сырья (примерно 2/3) перерабатывается в  глинозем на месте — в Австралии, Бразилии, России, Казахстане и др. Часть  сырья (примерно 1/3) экспортируется в  страны, где для производства окиси  алюминия при­сутствует главный фактор — наличие минерального топлива (местного или поставляемого со стороны), — США, Канада, Украина, Ирландия, Сардиния (Италия) и др.

Производство  металлического алюминия получило преимущественное развитие в странах, располагающих  крупными источниками дешевой энергии  — большими гидроресурсами и мощными  ГЭС (США, Россия, Канада, Бра­зилия, Норвегия и др.), богатых природным газом (Ирак, Бахрейн, ОАЭ, Нидерланды, Великобритания и др.) или каменным углем (Австралия, Индия, Китай и др.). В некоторых старых, традиционных центрах выплавки алю­миния (Франция, Австрия, Венгрия и др.), где энергия дорогая, его производство сильно сократилось и постепенно сходит на нет.

Крупнейшие производители  алюминия в мире — Россия, США, Япония, ФРГ, Италия.

Медная промышленность в своем размещении в основном ориентируется на ресурсы меди (природное  и вторичное сырье). Невысокое  содержание металла в медных концентратах (от 8 до 35%), относительно небольшая  энергоемкость их переработки (в  сравнении с выплавкой алюминия) делают выгодным размещение производства (выплавки) меди в местах добычи и  обогащения, медных руд. Поэтому места  добычи и выплавки меди оказываются  часто территориально совмещенными. Главные районы добычи меди находятся в Северной и Латинской Америке (Чили, США, Канада, Перу, Мексика), Африке (Замбия, Заир), СНГ (Россия, Казахстан), Азии (Япония, Индонезия, Филиппины), Австралии и Океании (Австралия, Папуа — Новая Гвинея).

Главные медедобывающие страны выделяются и по выплавке меди, ведущее место принадлежит США, Чили, Японии, КНР, Канаде, России. Часть  добываемой руды в виде концентратов и черновой меди вывозится в другие страны (из Папуа и Филиппин в  Японию, из стран Латинской Америки  в США, из стран Африки в Европу, из России и Казахстана в Европу и Китай). Почти 1/5 мировой выплавки меди базируется на ресурсах металлолома. Медеплавильная промышленность Великобритании, Франции, ФРГ, Бельгии и других стран  выпускает только вторичный металл.

Цинковая и  свинцовая промышленность обычно имеет  общую сырьевую базу — полиметаллические  руды. Страны, располагающие наиболее крупными месторождениями полиметаллов (США, Канада, Мексика, Перу в Северной и Латинской Америке, Ирландия иФРГ в Европе, Россия и Казахстан в СНГ, Китай, Япония, Австралия), выделяются и по их добыче. По размерам выплавки свинца и цинка ведущие позиции в мире занимают экономически развитые страны мира — США, Япония, Канада, Австралия, ФРГ, Франция, Италия. Очень крупным производителем свинца и цинка является Китай. Россия в мировом производстве цинка и свинца не входит в десятку ведущих стран.

Для современной  географии отрасли характерна территориальная  разобщенность мест добычи и обогащения свинцовых и цинковых руд и  металлургических их переделов. Например, Ирландия, добывающая цинко­вые и свинцовые руды, мощностей по их выплавке не имеет, в то время как в Японии, ФРГ, Франции размеры выплавки металла значительно превосходят размеры добычи цинка и свинца этих стран. Наряду с влиянием других факторов, это объясняется возможностью использования дальнепривозного сырья, так как транспортабельность цинковых и свинцовых концентратов в силу высокого содержания в них металла (от 30 до 70%) исключительно велика.

Размещение оловянной  промышленности. Большую часть (около 2/3) добычи и выплавки олова дают страны Юго-Восточной Азии и, прежде всего Малайзия. Крупные размеры  добычи и выплавки олова имеют  также Боливия, Россия, Китай.

В мировом производстве цинка, свинца и олова так же, как  и в медной промышленности, велика доля вторичного сырья (металлолома). Особенно это характерно для цветной металлургии  развитых стран, где вторичное сырье  обеспечивает 50% выплавки свинца, 25% цинка  и олова. 

Транспорт – третичный сектор экономики

Транспорт –  особая сфера материального производства. В отличие от сельского хозяйства  и промышленности он не создает в  процессе производства новый продукт, не изменяет его свойства (физические, химичес­кие) и качество. Продукция транспорта – это перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их местонахождения. Поэтому показателями работы транспорта являются соответственно грузооборот в тонно-километ­рах (т-км) и пассажирооборот в пассажиро-километрах (пассажиро-км), представляющих собой произведение объема перевозок (в т или пасс.) на расстояние (в км). Сумма тонно-километров и пассажиро-километров назы­вается приведенными тонно-километрами, или приведенной продукцией транспорта[32].

Основные виды современного транспорта — железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный. Вместе они образуют единую транспортную систему  мира.

Оценку уровня развития транспортной системы по видам  путей сообщения производят с  помощью показателей — длины (протяженности) и густоты транспортной сети (последняя определяется как  отношение длины путей к единице  площади территории

или к определенному  количеству жителей); доли того или  иного вида транспорта (в %) в транспортной работе (в общем, грузообороте).

Быстрее всех в  последнее время развивался автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт. Возросло значение морского транспорта. Почти во всех развитых странах мира ухудшились позиции железнодорожного транспорта.

Подавляющая часть  всех транспортных средств и путей  сообщения сосредоточена в развитых странах. На них приходится значительная доля грузооборота и пассажирооборота мирового транспорта. Развивающиеся  страны гораздо хуже, чем развитые, обеспечены транспортом.Среди региональных транспортных систем особо выделяются система Северной Америки, лидирующая в мире по общей протяженности путей сообщения (около 30% мировой транспортной сети) и по грузообороту боль­шинства видов транспорта; система зарубежной Европы, превосходящая системы всех других регионов по густоте сети и частоте движения; единая система стран СНГ (10% мировой транспортной сети), занимающая первое место по общему объему грузооборота.

В остальных  регионах мира — в развивающихся  странах Африки, Азии и Латинской  Америки транспортные системы в  стадии формирования, еще велика роль гужевого транспорта, некоторые виды современного транспорта развиты слабо  либо вообще отсутствуют (железные дороги, трубопроводный транспорт и др.).В целом в мире происходит качественное изменение транспортной сети: растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, сети трубопроводов большего диаметра. Другое проявление повышения качества транспортной сети — дублирование транспортных коммуникаций мирового значения: прокладка нефтепроводов, автомагистралей параллельно каналам, другим путям сообщения (например, созданы нефтепроводы параллельно Суэцкому и Панамскому каналам, Транспиренейская автомагистраль вдоль Гибралтарского пролива и др.); формирование контейнерной системы перевозок грузов  (в контейнерах перевозится около 40% генеральных грузов), трансконтинентальных контейнерных «мостов*, представляющих собой комбинацию морского транспорта с маршрутными железнодорожными составами и автопоездами – контейнеровозами (Транссибирский, Япония — Восточное побережье США, Трансамериканский, Западная Европа — Ближний и Средний Восток); создание транспортных коридоров (полимагистралей) для перевозок грузов через территорию нескольких госу­дарств (например, в Европе выделено девять, в России – два транспортных коридора: Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород, Хельсинки – Санкт-Петербург — Москва — Киев — Одесса с продолжением до Новороссийска и до Астрахани).

 

Информация о работе Животноводство и растениеводство