Внеурочная деятельность школьников по географии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является: отразить сущность понятия и значимость внеурочной деятельности по географии в школе.
Из выше изложенной цели вытекают следующие задачи:
1) Охарактеризовать особенности внеурочной деятельности по географии
2) Выяснить роль внеурочной деятельности в обучении и воспитании
3) Разработать неделю географии - как одну из форм внеурочной деятельности

Содержание

Введение
I. Психолого-педагогические особенности внеурочной деятельности
1.1 Современное проведение внеурочной деятельности
1.2 Формы проведения внеурочной деятельности школьников по географии
1.2.1 Научные исследовательские географические общества
1.2.2 Географические конференции и географические вечера
1.2.3 Экскурсия
1.2.4 Неделя географии
1.2.5 Игры на уроках географии
II. Проведение недели географии в школе
2.1 Подготовительный период
2.2 Проведение недели географии
2.3 Критерии оценки. Подведение итогов
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

внеурочная деятельность по географии.docx

— 50.80 Кб (Скачать)

     Для проведения недели географии создается  организационная группа: ведущие  игр, конкурсов, помощники ведущего, фотографы, экскурсоводы, редколлегия  и другие, которые сначала помогут  учителю в подготовке, а затем  и в проведении недели географии. Они готовят все необходимое: оборудование, реквизит и многое другое.

     За  неделю в учительской вывешивается план проведения недели географии, чтобы  классные руководители ознакомились с  мероприятиями, а по возможности  могли прийти в свой класс на игру. Можно пригласить родителей.

     За  неделю до начала предметной недели, в  школе вывешивается объявление с  планом проведение недели географии. Можно  записать в дневниках, когда и  что проводится.

     В отдельной тетради отмечайте, кто  из учеников принял активное участие  в подготовке к неделе географии. Каждому из них, как и их родителям, будет приятно прочитать свою фамилию в геофотогазете.

 

2.2 Проведение  недели географии 

     В неделе географии участвуют 6-10 классы. Из-за разного уровня знаний и особенности  мышления, лучше объединить 6-8 и 9-10 классы.

     Ниже  представлена примерная программа  проведения недели географии (табл. 1) 

     Таблица 1

    Программа проведения недели географии в школе (составлено автором)

День  недели классы мероприятие Время проведения
Понедельник 6-10 1. Открытие недели, ознакомление с планом мероприятий

2. Конкурс стенд  газеты на тему "Земля - наш  дом"

После уроков
Вторник 6-8 1. Интелектуальная игра: "Что? Где? Когда?" На 5 - 6 уроке
9-10 2. Фотоконкурс  на тему "Есть в природе чудеса После уроков
Среда 6-10 1. "Викторина  для настоящих географов" После уроов
9-10 2. Иди туда не зная куда, найди то не зная чего (в лесу ориентирование по карте) На последних  уроках
Четверг 6-8 1. КВН На первых 2 уроках
Активные  участники мероприятий 2. Экскурсия  в музей После уроков
Пятница 6-10 1. Представление  от класса (страна)

2. Подведение  итогов

После уроков

Выступление от класса около 7 минут


 

 

2.3 Критерии  оценки. Подведение  итогов 

     Во  всех видах деятельности должна учитываться  не только оценка знаний, но и творческие способности ученика. Его активность и дисциплина в выполнение заданий.

     Каждое  мероприятие оценивается по бальной  системе, максимальное количество - 10 баллов, минимальное 1 балл.

     В пятницу, после проведения последнего конкурса, подсчитывается общее количество баллов каждого класса за все мероприятия. С 6-8 и 9-10 классы оцениваются отдельно. Максимальное количество баллов за все  конкурсы недели географии составляет 50 баллов.

     После подведения итогов, классы занявшие первые места награждаются призами, грамотами или медалями. Остальным участникам вручаются утешительные призы.

     III Интеллектуальная  игра: "Что? Где?  Когда?"

     Цель  проведения игры:

     В игровой форме проверить знания; дать возможность учащимся проявить находчивость, чувство юмора, творческую активность; заинтересовать школьников в изучении дополнительной литературы; воспитывать уважение к географии; способствовать укреплению классного  коллектива на основе совместной деятельности и сопереживания за свою команду.

     Ход игры

     От  каждого класса собирается команда  по 5 человек. Команды представляются: название, эмблема, девиз и т.д.

     I Тур

     Разминка

     Представители от каждой команды получают одинаковое задание (вопросы) и выполняют его. На это отводится определенное время. Ответы подают в письменном виде жюри, а затем комментируют. Максимальная оценка за задание - 3 балла 

Вопрос Ответ
1 На каком  материке нет рек? Антарктида
2 Назовите четыре "цветных" моря Черное, Белое, Красное, Желтое
3 Где изобрели арабские цифры? в Индии
4 Самая полноводная  река на Земле Амазонка
5 Гигантские  волны цунами
6 Воздушная оболочка Земли атмосфера
7 Вершина Гималаев Эверест
8 Священное животное Индии корова

 

     II Тур

     Конкурс-пантомима

     Командам  раздаются задания географической тематики.

     С помощью жестов, мимики, телодвижений команды должны представить на суд  жюри данное явление. Побеждает команда, правильнее и выразительнее выполнившая  задание. Максимальная оценка за задание - 4 балла.

     Задания для команд:

  1. Водопад
  2. Извержение вулкана
  3. Рассвет и закат
  4. Луное затмение
  5. Туман
  6. Сильный ветер

     III Тур

     Разминка  самые, самые, самые

     Первая  команда ответившая правильно на вопрос, получает балл.

  • Самое маленькое море, омывающий берег России
  • Назовите океан, который пересекает все меридианы Земли
  • Самыс молодые горы в России
  • Самое саленное озеро в мире
  • Какой город считается полюсом холода в России
  • Самое глубокое озеро мира
  • Самый большой материк
  • Самые древние горы в России
  • Самой толстое дерево
  • Самая крупная из современных птиц (быстро бегает, но не летает)
  • Птица, не умеющая летать, но отлично плавающая и ныряющая
  • Самая длинная река в мире
  • Смый теплый океан

     IV Тур

     Конкурс знатоков

     Команды получают листы с одинаковым заданием: написать как можно больше фамилий  путешественников, географов, первооткрывателей.

     Листы по истечении времени (3 мин) сдаются  жюри, которое подводит итог. Максимальная оценка за задание - 3 балла.

     V Тур

     Конкурс "Путешествня по карте"

     Ведущий читает маршрут движения путешествий, а участники конкурса

     должны  нанести его на контурные карты, не пользуясь атласами.

     Оценивается точность выполнения задания. Усложнить, его можно добавив

     несколько географических ошибок, которые участникам необходимо

     определить. Максимальная оценка за задание - 5 баллов.

     VI Тур

     Конкурс " Составить название города"

     Участникам  нужно как можно быстрее составить  название городов из предложенных слов: веки (Киев), вверена (Ереван), игра (Рига), Куба (Баку).

     Жюри  в конце подводит итоги и награждает победителей Максимальная оценка за задание - 2 балла (5).

     Подведение  итогов

     Максимальное  количество - 30 баллов. Команды, набравшие  большее количество баллов награждаются.

 

Заключение 

     Главной проблемой образования является ослабление мотивации к обучению. Именно внеурочная деятельность способствует развитию стремления к творчеству и  в первую очередь у детей с  низкой мотивацией. Ни для кого не секрет, что детям легче усваивать  учебный материал в нестандартной  обстановке. Именно внеурочная деятельность способствует развитию коллективного  творчества, формирует коммуникативные  навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия  для сотрудничества. Во внеурочной деятельности развиваются навыки работы с дополнительной литературой умения планировать, анализировать и обобщать. Школа и общество неразделимы. Сейчас в школе формируется новое  поколение, которому предстоит преобразование общества. Сегодняшним школьникам предстоит  много сделать, а для этого  им надо выйти из школы всесторонне  развитыми, творческими людьми. Достичь  этих целей можно только во взаимосвязи  урочной и внеурочной деятельности.

     Успех внеурочной работы зависит не только от активных учащихся, но и от педагогического  влияния, умения учителя придать  интересам воспитанников общественно  полезную направленность. Одно из основных условий успешной организации и  развития внеурочной работы по географии - это специальная подготовка педагогов.

 

Список литературы 

Абрамова  Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 476 с.

Баранский Н.Н. Метод преподавании экономической  географии / Н.Н. Баранский - М., 1980. - С. 120-121

Герасимова  Т. П, Крылова О.В. Методическое пособие  по физической географии: 6 класс / Т.П. Герасимова, О.В. Крылова. - М: Просвещение, 1991. - С. 45-48

Гурвич  Е.М. Исследовательская деятельность учащихся в области геолого-географических наук / Е.М. Гурвич // География в школе. - № 4. - 2002. - С. 49-50

Душина  И.В. Методика преподавание географии / И.В. Душина, Г.А. Понурова. - М., 1996. - С. 174-176

Емильянов Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емильянов. - М.: Советский спорт, 2000. - С. 10 - 11

Жильников А.В. Неделя географии в школе // География  в школе. - № 4. - 1998. - С. 76-78

Каиров  И.А. Педагогическая энциклопедия / И.А. Каиров. - М.: Советская энциклопедия, 1964. - С. 339 - 340

Кулагина  И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: УРАО, 1997. - 140 с.

Ланина  И. Я, Соломин В.П. Экскурсия в природу  по физике и биологии / И.Я. Ланина, В.П. Сломин. - Спб., 1998. - С. 24-25

Нестеров  Е.Н. Геология в современном естествознании. Образы геопрастранства / Е.Н. Нестеров. - Спб., СПБТТУ, 2000 - С. 31-38

Николина  Н.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. - №6. - 2002. - С. 37-43

Методика  обучения геофафии в средней школе / Под ред.А.С. Бибик. - М.: Просвещение, 1969. - С. 372-379

Методика  обучения географии в средней  школе. Учебные пособия для студентов  под. инст по геофафии / Под ред.Л.М. Паншешниковой. - М.: Просвещение, 1983. - С. 172-192

Мухина  В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М: Академия, 1998. - 347 с.

Петрова Н.Н. География. Начальный курс 6 класс: Методическое пособие / Н.Н. Петрова. - М: Дрофа, 1998. - С. 6-17

Программы общеобразовательных учреждений География 6-11 классы. - М: Просвещение, 1998. - С. 85-93, 202-208

Профессиональное  образование. Словарь. М.: Новь, 1999. - С. 170-172

Румянцева С.Е. Внеклассная работа и развитие личности учащихся / География в школе. - №6. - М., 2000. - 80 с.

Фридман Л. М, Кулагина И.Ю. Психологический  справочник учителя/ Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагины. - М.: Просвещение, 1991. - С. 128-134.

     Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Внеурочная деятельность школьников по географии