Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:52, курсовая работа
Целью данной курсовой является: отразить сущность понятия и значимость внеурочной деятельности по географии в школе.
Из выше изложенной цели вытекают следующие задачи:
1) Охарактеризовать особенности внеурочной деятельности по географии
2) Выяснить роль внеурочной деятельности в обучении и воспитании
3) Разработать неделю географии - как одну из форм внеурочной деятельности
Введение
I. Психолого-педагогические особенности внеурочной деятельности
1.1 Современное проведение внеурочной деятельности
1.2 Формы проведения внеурочной деятельности школьников по географии
1.2.1 Научные исследовательские географические общества
1.2.2 Географические конференции и географические вечера
1.2.3 Экскурсия
1.2.4 Неделя географии
1.2.5 Игры на уроках географии
II. Проведение недели географии в школе
2.1 Подготовительный период
2.2 Проведение недели географии
2.3 Критерии оценки. Подведение итогов
Заключение
Список литературы
Курсовая работа на тему:
"Внеурочная
деятельность школьников по географии"
Москва 2010
Содержание
Введение
I. Психолого-педагогические особенности внеурочной деятельности
1.1 Современное проведение внеурочной деятельности
1.2 Формы проведения внеурочной деятельности школьников по географии
1.2.1 Научные исследовательские географические общества
1.2.2 Географические конференции и географические вечера
1.2.3 Экскурсия
1.2.4 Неделя географии
1.2.5 Игры на уроках географии
II. Проведение недели географии в школе
2.1 Подготовительный период
2.2 Проведение недели географии
2.3 Критерии оценки. Подведение итогов
Заключение
Список литературы
Введение
Учебно-познавательная
деятельность осуществляется не только
в процессе обучения на уроках, она
продолжается во внеурочное время разнообразных
формах воспитательной работы. Внеклассная
деятельность является частью всего
учебно-воспитательного
Внеклассная работа проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей ребенка, удовлетворения его потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укрепления здоровья. Внеурочная работа позволяет детям использовать свое свободное время с максимальной пользой.
В
современной школе очень важно
заинтересовать учебным предметом
учащихся, повысить мотивацию к обучению,
достичь этого можно только лишь
через продуманную систему
Целью данной курсовой является: отразить сущность понятия и значимость внеурочной деятельности по географии в школе.
Из выше изложенной цели вытекают следующие задачи:
1)
Охарактеризовать особенности
2)
Выяснить роль внеурочной
3) Разработать неделю географии - как одну из форм внеурочной деятельности
I. Психолого-педагогические
особенности внеурочной
деятельности
Процесс обучения опирается на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактическими системами. Дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих цельную единую структуру и служащую достижению целей обучения.
В традиционной системе обучения главную роль играет преподавание, деятельность учителя. В педоцентрической концепции главная роль в обучении отводиться учению - деятельности ребенка. Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны - преподавание и учение - составляют процесс обучения. Структуру обучения составляют изложение, понимание, обобщение, применение (1).
Изучение курса географии нужно строить не как преподнесение,
заучивание
и воспроизведение готовых
процесса обучения должна включать "педагогику действия". Школьникам в
возрасте
11-12 лет трудно длительное время находиться
без действия и слушать только учителя.
При изучении географии есть возможность
разнообразить формы деятельности ребенка,
как на уроке, так и во внеучебное время:
работа с картами, выполнение практических
работ, составление таблиц, делать замеры
выпадение осадков, изменение температуры
окружающей среды, ориентирование на местности
и т.д. Перед учителем стоит проблема (особенно
в начальной стадии изучения курса "география")
- научить детей работать со справочной
литературой, сформировать проблему и
найти пути ее решения. Что дает возможность
формировать и развивать исследовательское
мышление, навыки самостоятельной деятельности
учащихся, но при этом обязательно надо
учитывать способности и возможности
каждого ученика исходя из уровня развития
и способности в приобретении знаний.
Дети в подростковом возрасте очень любопытны;
вовлечение их во внеурочную деятельность
способствует расширению кругозора, развитию
познавательного интереса к предмету
в целом (8).
1.1
Современное проведение
внеурочной деятельности
В настоящие время внеурочная деятельность по географии является составной частью учебно-воспитательной работы в школе, так как способствует решению важных задач в образовании и воспитании школьников и позволяет разумно организовывать их досуг. Если раньше цель была дать знания, то сегодня необходимо формировать коммуникативные навыки, создавать условия для самоорганизации и развитии творческих способностей.
География
как учебный предмет имеет
большие возможности для
Внеурочная
деятельность отличается от урочной
целями, содержанием, организационными
формами и особенностями
На
внеурочных занятиях школьники совершенствуют
умения самостоятельно пополнять знания
из различных источников информации.
Составляя рефераты и доклады
по дополнительной научно-популярной
географической литературе, школьники
совершенствуют умения работать с книгой:
выделять главные мысли, отбирать факты
для подтверждения
1.2
Формы проведения
внеурочной деятельности
школьников по
географии
Формы внеурочной деятельности различаются целями, охватом учащихся, методикой подготовки и проведения внеклассных занятий. Формы развиваются и совершенствуются параллельно уроку. Среди внеурочных форм особое значение в процессе обучения географии приобретают наблюдения и практические работы на местности, в том числе на пришкольном участке, географической площадке, экологической тропе, в микрозаповеднике, на территории прилегающих к школе парков, заказников, региональных и государственных национальных парков и заповедников. Организация наблюдений и практических работ на местности - особенность обучения географии, необходимое условие, при котором учитель управляет процессом восприятия учащимися окружающего мира. Школьники при этом обогащают свой жизненный опыт; у них формируются конкретно - образное, а затем и абстрактное мышление как основа для усвоения теоретических знаний (понятий, связей, закономерностей).
Наблюдения
в процессе изучения географии учащиеся
начинают вести при изучении начального
курса географии. Они включают метеорологические
и фенологические наблюдения, результаты
которых фиксируются в
Система практических работ на местности - необходимое условие обучения географии. Назначение этих работ - закрепление теоретических знаний и формирование географических умений по ориентированию, измерению расстояний, съемки простейшего плана местности, работа с готовым планом и т.д. Эти работы необходимы для показа школьникам практической значимости географии, раскрытия ее роли в повседневной жизни человека.
Особый
интерес у школьников вызывает работа
на местности по оборудованию экологической
тропы в близлежащем парке, сквере,
лесном массиве. Ее создание начинается
с выбора места, доступного для учащихся.
Территория при этом должна иметь
разнообразные природные
Можно
рассмотреть несколько форм проведения
внеурочной работы: научные исследовательские
географические общества, географические
конференции и географические вечера,
экскурсии и, наконец, неделя географии
(14).
1.2.1 Научные исследовательские географические общества
Научные
исследовательские
Цель
научных исследовательских
Организации научно-исследовательского географического общества может предшествовать проведение какого-либо географического мероприятия, которое должно повысить интерес к географии, например экскурсия в природу, посещение краеведческого музея, географический вечер, КВН и т.д. Если же на уроках учащиеся проявили повышенный интерес географии, то при организации научно-исследовательского географического общества учитель может опереться на них.
На
первом организационном заседании
избирают председателя, совет научно-
Анкеты
содержат перечень вопросов и проблем
географической науки, предлагаемых для
изучения в научно-исследовательском
географическом обществе, а также
вопросы по выявлению умений учащихся
рисовать, чертить, фотографировать
и т.д. Школьники подчеркивают в
анкете вопросы и проблемы, заинтересовавшие
их, тем самым, помогая определить
содержание тематики работы научно-исследовательского
географического общества. Тематика
работы научно-исследовательского общества
может иметь различные
Информация о работе Внеурочная деятельность школьников по географии