Внеурочная деятельность школьников по географии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является: отразить сущность понятия и значимость внеурочной деятельности по географии в школе.
Из выше изложенной цели вытекают следующие задачи:
1) Охарактеризовать особенности внеурочной деятельности по географии
2) Выяснить роль внеурочной деятельности в обучении и воспитании
3) Разработать неделю географии - как одну из форм внеурочной деятельности

Содержание

Введение
I. Психолого-педагогические особенности внеурочной деятельности
1.1 Современное проведение внеурочной деятельности
1.2 Формы проведения внеурочной деятельности школьников по географии
1.2.1 Научные исследовательские географические общества
1.2.2 Географические конференции и географические вечера
1.2.3 Экскурсия
1.2.4 Неделя географии
1.2.5 Игры на уроках географии
II. Проведение недели географии в школе
2.1 Подготовительный период
2.2 Проведение недели географии
2.3 Критерии оценки. Подведение итогов
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

внеурочная деятельность по географии.docx

— 50.80 Кб (Скачать)

     В методической литературе разработаны  примерные планы занятий научно-исследовательского географического общества, его устав, распределение обязанностей между  его членами, предлагается тематика однопрофильных и многосекционных  научно-исследовательских географических обществ для разных классов. Но, какова бы ни была тематика научно-исследовательского географического общества, в ней обязательно предусматривается общественно полезная работа школьников, как в самой школе, так и вне ее. Поэтому в план работы учитель включает выполнение школьниками поручений по оформлению географического кабинета, изготовлению и ремонту наглядных учебных пособий, оказание помощи школьной библиотеке в организации выставок географической литературы, в составлении библиографии и аннотаций по книгам географического содержания. К общественно полезной работе относится также подготовка учащихся-лаборантов, которые отбирают средства обучения к каждому уроку, заказывают и привозят из фильмотеки учебные кинофильмы и т.д. (12). 

1.2.2 Географические конференции  и географические  вечера

     Следующий этап в развитии интереса школьников к географической литературе - географическая конференция, которая может проводиться  по какой - либо географической проблеме и требует привлечения уже  ни одной книги, а большого числа  литературных источников.

     К конференции готовят доклады, стенды, аудиовизуальные средства, выставку географической литературы, призы за лучший доклад. Подготовка географической конференции осуществляется в течение 2-3 недель. Об ее проведении учащихся оповещают  через объявление, в котором называют тему и сроки ее проведения, предлагают список литературы и вопросы викторины. Докладчиком может быть каждый школьник, выразивший желание принять активное участие в конференции. Учитель  географии назначает дни консультаций для докладчиков, помогает им отобрать и логически построить географический материал, рекомендует использовать наглядные пособия и т.д. Содержание конференций может быть различно и зависит в первую очередь от подготовленности и возраста учащихся. Если цель читательских конференций в VI - VII классах - приобщить школьников к чтению географической литературы, то в старших - глубокое изучение отдельных географических проблем и профориентация учащихся. Как показывает опыт, старшеклассников особенно интересуют конференции, тематика которых отражает современные экономико-политические события в нашей стране и за рубежом, подводит итоги краеведческой работы школьников, касается проблем взаимодействия человека и природы (13).

     Географические  вечера - наиболее массовые мероприятия  внеклассной работы. В отличие  от географических конференций, ставящих главным образом познавательные цели, географические вечера имеют  и развлекательное значение. Поэтому  в настоящее время в связи  с переходом многих школ на полный продленный день именно эта форма  внеурочной работы помогает решать проблему разумной организации отдыха учащихся.

     Для географических вечеров характерно сочетание многих форм внеклассной  работы: доклады, выпуск стенгазеты, викторины, КВН, показ кинофильмов географического  содержания, встреча с интересными  людьми, художественная самодеятельность и т.д. Такое разнообразие форм внеклассной  работы позволяет использовать в  процессе подготовки географического  вечера индивидуальную и коллективную деятельность учащихся, учитывая интересы каждого школьника, и сделать  это мероприятие массовым.

     Тематика  вечеров чрезвычайно разнообразна. В ней можно выделить вечера, посвященные  экономико-географическим достижениям, культуре и быту населения отдельных  республик нашей страны и других социалистических стран, краеведческим  темам, выдающимся путешественникам - исследователям, капиталистическим  странам, занимательной географии, КВН и т.д. Трудно переоценить  значение вечеров в идейно - политическом, патриотическом и интернациональном воспитании школьников. Особо нужно отметить роль вечеров в эстетическом воспитании учащихся, так как в их программу входят обычно и художественные композиции, и музыкальные произведения, и выставки творческой деятельности школьников. Успешнее проходят вечера, если в их подготовку включаются учителя других предметов: музыки, рисование, литературы, истории и д. р. 

1.2.3 Экскурсия

     Одна  из форм проведения внеурочной работы может быть экскурсионно-туристическая  работа. К ней привлекаются, как  правило, старшеклассники (15).

     Существует  несколько определений понятия "экскурсия". Различные словари, дают примерно одинаковую трактовку этого термина: "экскурсия  от лат. ехсursіо - поездка - коллективное посещение музеев, выставок, достопримечательных мест, а также поездка с учебными или культурно-просветительными целями". В педагогической практике - форма внеаудиторной работы, обеспечивающая наглядность обучения. Истинность знаний демонстрируется в обстановке непосредственного наблюдения явлений и процессов. Экскурсия воспитывает любознательность, внимательность, нравственно-эстетическое отношение к действительности (18).

     По  содержанию экскурсии подразделяются на тематические и комплексные; по целям - на учебные, производственные, краеведческие и пр.

     Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функцию пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды знаний, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и  убедительность. Эти принципы выражают существо пропаганды, позволяют выделить в ней главное. Их следует рассматривать в совокупности, т.е. во взаимной связи друг с другом.

     В практике используется немало различных  методов познания: индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический, методы абстрагирования, аналогии, моделирования, обобщения, эксперимента и др. Все  эти методы в той или иной мере используются при проведении экскурсий.

     Экскурсионный метод построен на примере (преобладании, первенствующем значении) показа. В  большинстве экскурсий (кроме литературных) выдвинутые в рассказе экскурсовода положения аргументируются с  помощью зрительных доказательств. Нередко рассказ является лишь комментарием к зрительной характеристике экскурсионных  объектов.

     Под экскурсией подразумевается любой  выход в природу с учебной  целью, независимо от того, на какое  расстояние придется идти, на сколько времени и когда. Поэтому экскурсией в природу одинаково будет являться и выход за город на геологический памятник природы, и в ближайший сквер к гранитному постаменту памятника, и на улицы города (наблюдение за каменным убранством домов и т.д.).

     Экскурсия, как форма организации учебно-воспитательной работы, близка к уроку. С некоторым  приближением можно считать, что  экскурсия - тот же урок, но урок, в  непривычной обстановке класса, а  в условиях экскурсионного объекта (геологического обнажения, леса, реки и т.д.).

     На  уроке природа изучается лишь с помощью слова и специальных  пособий, а на экскурсии учащиеся имеют дело с натуральными объектами  природы.

     Экскурсии в природу можно использовать для решения разнообразных дидактических  задач. Например, предварительные, или  вводные, экскурсии проводят перед  изучением нового материала. В задачи этих экскурсий входит: расширение жизненного опыта, накопление наблюдений и сбор материала, который будет использован на последующих занятиях.

     Текущие экскурсии проводятся параллельно  с изучением учебного материала. Их основная цель - обогатить знаниями учащихся при изучении законов, явлений, понятий; дать возможность узнавать изучаемые явления в их естественном проявлении. (10)

     Во  время экскурсий происходит накопление у школьников образных и содержательных представлений о природных и  хозяйственных объектах и явлениях, что служит основой для формирования физико-географических и экономико-географических понятий. Знания по физической географии  своей местности привлекаются для  объяснения многих явлений и процессов  в географической оболочке Земли. В  этом заключается важная роль экскурсии  в осуществлении краеведческого принципа обучения (15).

     С развитием компьютерных технологий школьники имеют возможность  путешествовать, побывать на экскурсии  через выход в Интернет, а также  сравнить результаты своих наблюдений полученных в результате экскурсии, походов, создать свои проекты на компьютере.

     В последнее время появилось очень  много различных пособий, разработок по изучению родного края, достопримечательностей родного города. Так, в Москве разработаны  культурологические программы, выделяются бесплатные автобусы для проведения экскурсий школьников. И в тоже время проведение внеурочных мероприятий  связано с опасностью для жизни, так как за последние время  ухудшилось состояние памятников зодчества. При выезде в парки, скверы и в  целом "на природу" можно столкнуться  с неформальными объединениями  подростков, что тоже не безопасно (10).

     внеурочный  школьник география урок

 

1.2.4 Неделя  географии

     "Неделя  географии" - форма внеклассной  работы, предусматривающая проведение  после уроков в течении пяти-шести дней недели внеклассные мероприятия по географии, организуемые с целью широкой пропаганды географических знаний.

     Главное достоинство этой формы внеклассной  работы в привлечении большого числа  учащихся к разным видам деятельности: участие в географических конференциях, школьной олимпиаде, в экскурсиях, в  конкурсах на лучшую фотографию, рисунок, сочинение, наглядное пособие, в  географических вечерах и т.д. Такое  разнообразие форм работы позволяет  привлечь все классы, где изучаются  природоведение и география, способствует развитию познавательного интереса к географии у школьников разного  возраста.

     Проведение  недели географии в школе начинается с подготовительного этапа (7). 

1.2.5 Игры на уроках  географии

     Эффективность учебно-воспитательного процесса так  же определяет активность учащихся на уроке, их заинтересованность в изучении того или иного предмета. Эта проблема актуальна и для учителей, работающих в старших классах. Одной из активных форм обучения, способствующей развитию мышления учащихся, стали уроки-игры. Игровой момент способствует возникновению  интересов, восстанавливает эмоциональную  уравновешенность и обеспечивает социальную ориентацию.

     Игры  бывают деловые и имитационные.

     Имитационные  игры позволяют строить обучение таким образом, чтобы ученик чувствовал себя свободным, мог проявить активность и полную самостоятельность, учиться  соотносить собственные интересы с  интересами природы и всего общества в целом. Понятие "имитационные" игры появилось в педагогической литературе в 60-80 годы ХХ века, и означал предоставление ученикам возможности "проживания" реальных ситуации приближенных к реальности. Имитационные игры имеют общие требования, которые позволяют методически верно их организовать и провести. Каждая игра должна иметь подготовительный этап, сюжет или сценарий, связанный с определенной проблемой, в каждой ситуации участники игры получают свои роли, позиции, которые отличаются по точкам зрения.

     Деловая игра - средство моделирования разнообразных  условий деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая  игра позволяет найти решение  сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности учеников (20).

 

II. Проведение  недели географии  в школе 

2.1 Подготовительный  период 

     Как и многие формы проведения внеурочной работы по географии в школе начинаются с подготовительного периода. Как  правило, вся ответственность лежит  на педагога по данному предмету. Учитель  планирует игры, конкурсы, выставки викторины и другие мероприятия, их тематику классы, которые будут  в них принимать участия, время  и место проведения. Желательно за несколько недель на одном из уроков географии сообщить ученикам о времени  проведения недели географии в школе  и о тех мероприятиях, в которых  они могут принять участие  или прийти посмотреть. Неплохо заранее  рассказать о правилах игры и дать классу задание, чтобы учащиеся могли  готовиться к конкурсам.

Информация о работе Внеурочная деятельность школьников по географии