Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 07:00, реферат
В условиях товарно-рыночного хозяйства специфической формой согласования хозяйственных пропорций служит меновая стоимость продуктов.Поэтому в рыночной экономике закон пропорционального развития народного хозяйства выступает как закон равновесия макроэкономического спроса и макроэкономического предложения.
счет упрощения
их конструкции и повышения
удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте умеренной- когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка ожесточенной для объекта конкуренции, когда субъект поглощает, либо вытесняет объект из данного сегмента ожесточенной для субъекту конкуренции, когда объект конкурент уничтожает либо изгоняет субъект из данного сегмента. Формы конкуренции 1 предметная - конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными
объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность 2 функциональная - конкуренция между товарами объектами заменителями. Методы конкуренции 1 на основе повышения качества товара неценовая 2 на основе критерия повышения качества сервиса товара 3 на основе снижения цены ценовая 4 на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара 5 на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта интегральная Конкуренция может происходить на следующих уровнях - местном в группе, отделе, организации и т.п региональном районе, городе, области и т.п национальном в стране - межнациональным в нескольких странах - глобальном в мировом масштабе, без конкретно определенных стран В промышленно развитых странах эффективность механизма конкуренции определяется не полнотой, глубиной или точностью термина конкуренция , а действием невидимой руки А.Смита. Россия в силу известных политических причин в этом плане остается еще пока неуправляемой.
Теория конкуренции
была обобщена Адамом Смитом в работе
Исследование о природе и причине
богатства народов 1776 г Новизна
теории конкуренции А. Смита заключается
в том, что он впервые 1 сформулировал
понятие конкуренции как
за ниточки марионеток - предпринимателей, рука заставляет их действовать в соответствии с неким идеальным планом развития экономики, безжалостно вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции 3 разработал теоретически очень тонкий и гибкий механизм конкуренции, который объективно уравновешивает отраслевую норму прибыли, приводит к оптимальному распределению ресурсов между отраслями. Тонкость механизма конкуренции заключается в том, что при сокращении спроса на товар наибольшие трудности
испытывают фирмы,
выпускающие некачественную или
излишне дорогую продукцию. Гибкость
механизма конкуренции
Кейнс, Й.Шумпетер, П.Хайне, Ф.А.Хайек, Ф.Найт, К.Р.Макконнелл, СЛ.Брю, М.Портер, Г.Л.Азоев, Ю.И.Коробов, Л.Г.Раменский, Д,Ю. Юданов и др. Чтобы глубже понять сущность конкуренции, приведем ее определения, сформулированные некоторыми авторами. Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам считает современный американский экономист
П.Хайне. Ф.Найт определяет конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они независимы. К.Р.Макконелл и С.Л.Брю считают, что конкуренция - это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его, Й.Щнтетер определял конкуренцию как соперничество старого с новым Нобелевский лауреат по экономике 1974 г австрийский ученый,
Фридрих А. фен Хайек отмечает, что конкуренция - процесс, посредством которого люди получают и передают знания. По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции скрытое становится явным. Конкуренция ведет к лучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получена именно путем состязания, конкуренции. Конкуренция требует рационального поведения как условия пребывания на рынке.
Конкуренция стимулирует
рациональность. Конкуренция не может
функционировать среди людей, лишенных
предпринимательского духа. Конкуренция
- особый метод воспитания умов, великих
изобретателей и
Конкуренция усиливает
эффективность, меняет привычки, призывает
к большей внимательности, что
совершенно бесполезно в бесконкурентных
условиях. Конкурентов мы воспринимаем
с раздражением, ибо они мешают
нам спокойно жить. В своей книге
Международная конкуренция М.
рыночные сегменты. Г.Л.Азоев под конкуренцией понимает соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами конкурентами , заинтересованными в достижении одной и той же цели , А.Ю.Юданов утверждает, что рыночная конкуренция - борьба за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка .Вместе с тем, А.Ю.Юданов считает, что до сих пор в мире единое понятие конкуренция .
Ученые придерживаются
одной из трех трактовок конкуренции
поведенческой, структурной, функциональной.
Поведенческая трактовка
Анализ структуры и содержания формулировок и трактовок понятия конкуренция позволяет сделать следующие выводы а .понятия конкуренция , предложенные различными авторами, не в полной мере отвечают требованиям системности и комплексности, т.е. они характеризуют только один из множества аспектов конкуренции, установленных А.Смитом и самими авторами, каждый в своей области исследования б многообразие подходов к формулированию понятия один автор под конкуренцией понимает соперничество борьбу фирм, т.е. юридических лиц, другой - соперничество физических лиц, третий- как наличие на рынке достаточного количества продавцов и покупателей, четвертый- ситуацию, пятый - стремление, шестой-процесс и т.д. в приведенные понятия не охватывают конкуренцию среди любых социальных, производственных и биологических систем г понятия не отражают конкуренцию как единство статики и динамики соперничества, выживания систем в заранее заданных или неопределенных условиях б понятия не увязаны с законодательством.
В XX в особенно во второй его половине, в корне изменилось состояние рынка. Однако в учении о рынке эти изменения долгое время не получали соответствующего отражения. Сторонники новоклассического направления экономической теории отстаивали устаревшую догму о совершенной конкуренции. Согласно их взглядам рынок совершенной конкуренции состоит множества независимых мелких фирм. Из-за своих небольших размеров предприятия не могут влиять на рыночную цену.
Они производят одинаковую продукцию. Покупатели имеют совершенное знание о качестве товаров, ценах и выгоде торговли. Совершенная конкуренция является чистой - не зависит от вмешательства государства и монополий. И вот в начале 30-х годов в экономической теории произошла своеобразная, по оценке некоторых ученых, революция, которая и покончила с догмой о совершенной конкуренции. С решительной критикой новоконсервативной концепции конкуренции выступила профессор
Кембриджского университета Великобритания Джоан Робинсон. В работе Экономическая теория несовершенной конкуренции 1933 она заявила Исследование различных закономерностей экономической теории принято начинать рассмотрением условий совершенной конкуренции, трактуя тем монополию как соответствующий особый случай правильнее начинать исследование рассмотрением монополии, трактуя условия совершенной конкуренции как особый случай , Существенный вклад в понимание несовершенной конкуренции внес американский экономист Эдуард Чемберлин. В книге Теория монополистической конкуренции 1933 он разъяснил, что реальные цены на рынке не тяготеют ни к чистой конкуренции, ни к чистой монополии, а стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждом отдельном случае в соответствии с относительной силой обоих факторов. Сейчас почти не осталось и следа от совершенной конкуренции.
Вот как об этом заявляют профессора П. Самуэльсон и В. Нордхаус В современной экономике совершенно конкурентные рынки встречаются редко - это скорее идеал, к которому можно стремиться, чем реальная действительность. В самом деле, многие рынки в современной экономике находятся во власти нескольких крупных фирм, иногда всего двух или трех. Добро пожаловать в мир, в котором мы живем, в мир несовершенной конкуренции .
1.2. Виды конкуренции Конкуренция лат. Concurrere - состязаться - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание-
закон рынка. Чтобы
лучше понять конкуренцию, ее нужно
сравнить с монополией. Дело в том,
что как один, так и другой вид
взаимоотношении участников рынка
являются несимметричными. Противоположность
их свойств коренится в совершенно
разных параметрах показателях состояния
рынка. Таблица 1 Конкуренция и монополия
Параметры состояния рынка
своему характеру и в по методам соперничества. По масштабам развития конкуренция может быть 1 индивидуальной один участник рынка стремится занять свое место под солнцем - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг 2 местной ведется среди товаровладельцев какой-то территории 3 отраслевой в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода 4 межотраслевой соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода 5
национальной состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны 6 глобальной борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке . По характеру развития конкуренция подразделяется 1 на свободную и 2 регулируемую. По методам ведения рыночное соперничество делится 1 на ценовое рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен и 1 неценовая победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего
обслуживания покупателей и т. п Свободная конкуренция означает, во-первых, что на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации умаления прав и иметь возможность купить товары и услуги на любой рынке. В-третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами. Свободная конкуренция, естественно, соответствует периоду классического капитализма. В более полной мере она проявилась, только в Англии и лишь в XIXв Свободное соперничество в современных условиях - редкое явление.
Так, в высокоразвитых
странах такое явление можно
обнаружить, например, на рынке ценных
бумаг и на поприще рыночного
состязания фермеров. В XX в. получили развитие
новые формы рыночного
В значительной
мере это соответствует стихийному
развитию рынка. Между тем во всех
существующих видах конкуренции
в большей или в меньшей
мере соблюдаются писаные и