Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 01:37, курсовая работа
Главная цель работы – создание комплекса оптимальных условий для развития личности учащегося на основе его природных задатков и склонностей.
Задачи:
развитие образовательного пространства личности учащегося;
вовлечение учащихся в самоуправление учебным процессом;
создание ситуации успеха;
создание положительной эмоциональной атмосферы сотрудничества;
формирование и развитие общественного и индивидуального сознания;
Аннотация ……………………………………………………………… 3
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………… 4
І. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ ……………………………………………………………. 6
1. Основы модульного обучения …………………………………... 6
2. Сущность технологии модульного обучения …………………… 7
3. Основные принципы построения модульных программ ………. 7
4. Определение целей в модульной программе …………………… 9
5. Критерии к формированию содержания модуля ……………….. 9
6. Структура модуля ………………………………………………… 9
7. Содержание и форма контроля ………………………………….. 10
8. Оценка учебных достижений ……………………………………. 10
9. Положительные стороны и ограничивающие возможности
технологии модульного обучения ………………………………. 11
ІІ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ……………………………... 12
1. Изучение темы "Океаны" по модульной программе ………… 12
М 0. Комплексная дидактическая цель ……………………………… 12
М 1. Тихий океан ……………………………………………………… 12
М 2. Атлантический океан …………………………………………… 14
М 3. Индийский океан ……………………………………………….. 16
М 4. Северный Ледовитый океан …………………………………… 18
М 5. Обобщающий урок по теме "Океаны" ……………………… 21
2. Изучение темы "Африка" по модульной программе ………... 26
М 0. Комплексная дидактическая цель …………………………….. 26
М 1. Географическое положение, история исследования Африки … 27
М 2. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые …… 29
М 3. Климат. Климатические пояса …………………………………. 30
М 4. Внутренние воды материка …………………………………….. 32
М 5. Природные зоны ………………………………………………… 34
М 6. Охрана природы. Экологические проблемы ………………….. 36
М 7. Население. Политическая карта ……………………………….. 38
М 8. Хозяйство ……………………………………………………….. 40
М 9. Страны Африки: Египет. ЮАР ………………………………… 43
М10. Обобщение знаний по теме "Африка" ………………………. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………. 50
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………….. 51
4.
Пролив Дрейка;
5.
Гвинейский залив.
УЭ-3. ( 5 баллов). Бросаем якорь в порту "Кто я?" ( 3 мин).
Что означают эти цифры: 10 920; 361; 18 000; 35; 17,5 ?
УЭ-4. ( 2 балла). Следующий, на пути нашего следования порт "Морские глубины".
В течение двух минут вам предстоит, используя карты атласа, определить средние и максимальные глубины океанов:
1) Тихий океан;
2) Атлантический океан;
3) Индийский океан;
4) Северный Ледовитый океан.
(
Учащиеся работают в "
Наша каравелла поднимает паруса и с попутным ветром мчится дальше. А дальше, в стелющейся дымке, нас встречает "Остров Робинзонов". Бросаем якорь и отправляемся на манящий берег острова.
УЭ-5. ( 2 балла). Используя карты атласа, найдите географические объекты, зная их географические координаты. Вам на это – 2 минуты.
1)
1º с.ш. 104º в.д.
2)
50º ю.ш. 69º в.д.
( Работа в "четверках". Взаимоконтроль.).
Учитель:
Ребята! Не кажется ли вам, что мы сильно увлеклись? Не пора ли нам немного отдохнуть? Звуками музыки и морского прибоя встречает нас порт "Музыкальный". (В течении 3 минут дети под музыку делают физические упражнения, танцуют).
Следующий порт на пути нашего следования – "Рыболов".
УЭ-6. ( 2 балла). К доске выходят с магнитными удочками по одному ученику от группы. (Время – 2 мин.).
Ситуация 1. Выловить как можно больше "рыбы" в "ничейном океане".
Ситуация 2. Выловить как можно больше "рыбы" в "своем океане".
Вопрос: Почему в "своем океане" рыба была выловлена не вся?
УЭ-7. ( 5 баллов). На пути нашего следования – Панамский канал. Бросаем якорь в порту "Экологический". В течении 5 минут вы должны подумать и дать аргументированный ответ на следующий вопрос:
Какие экологические изменения может вызвать строительство нового Панамского канала?
УЭ-8. ( 5 баллов). Мчимся дальше на всех парусах. Гостеприимно приглашает нас к себе порт "Туристический". Здесь мы проведем 6 минут, в течении которых вы предложите разработанный туристический маршрут вдоль побережья одного из океанов или морей для жителей Беларуси. Какие уголки и почему вы бы предложили посетить?
( Это задание дети готовили дома).
Учитель:
Ребята! Вот и подходит к завершению наше кругосветное путешествие. Но прежде чем завершить его, нам предстоит встреча с друзьями в порту "Угадай-ка". Они приготовили нам сюрприз.
УЭ-9. ( 8 баллов). В течении 5 минут, вам предстоит разгадать кроссворд.
1 |
|||||||
|
2 |
||||||
3 |
|||||||
4 |
|||||||
5 |
|||||||
6 |
|||||||
7 |
|||||||
8 |
1.Морской рак
2. Тропический циклон ураганной силы.
3. Острова
в южной части Индийского
4.Мореплаватель, руководитель Великой Северной экспедиции.
5. Материковая отмель.
6. Морское млекопитающее подотряда зубатых китов.
7. Британский
пароход, затонувший от
8. Волны, вызываемые моретрясениями и извержениями
подводных вулканов.
В выделенном столбике - фамилия мореплавателя, | |
возглавившего первое кругосветное плавание. Ответы: 1. Омар. 2. Тайфун. 3. Кергелен. 4. Беринг. 5. Шельф. 6. Дельфин. 7. "Титаник". 8. Цунами. |
4. Заключительный этап.
Учитель. Вот и завершилось наше кругосветное плавание на каравелле "Искатель".Нам осталось только подвести его итог и оценить свою работу на уроке.
(
Учащиеся подсчитывают
УЭ-1 |
УЭ-2 |
УЭ-3 |
УЭ-4 |
УЭ-5 |
УЭ-6 |
УЭ-7 |
УЭ-8 |
УЭ-9 |
Общее колли- чество баллов |
Отметка |
6 |
5 |
5 |
2 |
2 |
2 |
5 |
5 |
8 |
40 |
40-37- "10" 36-33- "9" 32-30- "8" 29-26- "7" 25-21- "6" 20-16- "5" 15-12- "4" 11- 9- "3" |
5. Домашнее задание. Подготовить сообщение на тему: "Африка в моём воображении".
6. Рефлексия.
Какие впечатления остались у вас от сегодняшнего урока-путешествия?
С каким настроением вы покидаете наш туристический корабль?
Прежде чем покинуть помещение нашего школьного корабля, поставьте свою фишку на тот остров, на каком вы оказались в соответствии с проделанной вами работой. Острова: "Сокровищ", "Невезения", "Познания", "Вдохновения", "Скучный", "Трудный".
Заключение
В данной работе автор попытался раскрыть сущность технологии модульного обучения, показать её практическое применение при изучении отдельных тем школьного кура географии.
Возможно, некоторым покажется, что данная технология достаточно проста, общеизвестна. Ничего удивительного в этом нет. Автор не ставил перед собой задачу разрабатывать новую, оригинальную методику. Здесь предпринята попытка обобщить накопленный педагогический опыт, привести его в определенную систему действий при подготовке к урокам географии.
В целом же, из всех образовательных технологий – технология модульного обучения является наиболее доступной и легкой в освоении как учителем, так и учениками, что имеет немаловажное значение в эффективности обучения. Эта технология, по которой могут работать все без исключения ученики: как "сильные", так и "слабые"; как старшие, так и младшие школьники. Как показала практика, модульные уроки, разработанные автором, способствуют повышению уровня обученности учащихся, дети с низким уровнем усвоения учебного материала по другим предметам – по географии смогли выйти на средний и достаточный уровни обученности.
Обучение по модульной технологии развивает у учеников познавательный интерес, исследовательские навыки, умственную самостоятельность, творческие способности, способствует формированию географического мышления, а также облегчает деятельность учителя и ученика и повышает эффективность урока.
Перспективы модульной технологии велики, так как благодаря ей центральное место в системе "учитель – ученик" занимает учащийся, который работает самостоятельно, с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным способностям.
Модульное обучение предполагает такую организацию процесса, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идёт процесс развития интеллекта ученика. Ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Здесь уместно напомнить слова В.А. Сухомлинского: "Учеба становится интересной прежде всего тогда, когда ребенок выражает себя в интеллектуальной работе, видит результаты своего творчества, своих усилий".
Литература
1. Инновационный проект Министерства образования Республики Беларусь "Внедрение модульной технологии в структуру учебного года и педагогического процесса" // Мн., 20.08.2004.
2. Балашов Ю.К., Рыжов В.А. Профессиональная подготовка кадров в условиях капитализма. М.: Высшая школа. 1989.
3. Водзинский Д.И. Принципы модульного обучения // Вестник БГПУ. 1998. № 4.
4. Дронь В.Н., Косевич Н.Д., Обух Г.Г. Модульное обучение на уроках географии. 8 класс. Учебно-методическое пособие. Мн.: УП "ИВЦ Минфина", 2002.
5. Запрудский Н.И. Современные образовательные технологии: что это такое и как выбрать технологию для своих уроков // Біялогія: праблемы выкладання. – 2000. - № 2. – С. 28 – 34.
6. Зыль А.А., Рылюк Г.Я. Геаграфія мацерыкоў і краін: Падручнік для 8 класа. - Мн.: Народная асвета, 2005.
7. Крылова О.В. Уроки географии: 7 класс. - М.: Просвещение, 1990.
8. Левитес Д.Г. Современные образовательные технологии. – Новосибирск, 1999.
9. Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. - М.: Просвещение, 1990.
10. Разумовская О.К., Козловский Е.Т. Занимательная география. – СПб.: Кристалл, 1998.
11. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография. М., 1997.
12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 255 с.
13. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.
14. Юцявичене П.А. Создание модульных программ // Советская педагогика. 1990. № 1.
15. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Страны и народы: Азия, Америка, Австралия, Африка. / Под ред. О.Г.Хинн. - М.: АСТ-ЛТД, 1998.
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная страница
Перейти на форум Обсудить тезисы
Расписание Приветствия Пленарные заседания "Круглые столы" Семинары Презентации Мастерские Участники конференции Экспоненты выставки Фотогалерея
Содержание I.1, I.2, I.3 II.1, II.2, II.3, II.4 III.1, III.2, III.3 - IV - - V - - VI - Алфавитный список авторов
|
Вид доклада: [только публикация] ИТО-2002/Секция I /Подсекция 3 МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО Коваленко Нина Петровна Государственное образовательное учреждение Боровичский педагогический колледж (ГОУ БПК), г. Боровичи, Новгородская область В рамках парадигмы образования
от "образования на всю жизнь"
до осмысления необходимости и возможности
"образования в течение всей
жизни" идут поиски новых образовательных
технологий и методик, новых способов
передачи знаний и развития мотивации
обучающихся. В докладе рассматривается
использование модульной Одной из главных задач
современного образования являются
перестройка и адаптация В настоящее время все
большую значимость в работе преподавателей
Боровичского педагогического колледжа
приобретают здоровьесберегающи Глубинный смысл педагогической технологии мы видим в следующем:
Мы пришли к выводу, что
в современных условиях существуют
объективные предпосылки для
изменения системы Использование модульной технологии может позволить реализовать:
Модульное обучение в сравнении с другими дидактическими теориями определяется следующими отличительными особенностями:
Эффективность
использования модульной В систему оценки эффективности технологии заложена информация: 1. Показатели, характеризующие
результативность 1.1. Спектр реализации 1.2. Результаты мониторинга качества обучения; 1.3. Личные достижения обучающихся. 2. Показатели, характеризующие
обеспеченность 2.1. Материально-техническое
и методическое обеспечение 2.2. Обеспечение учебной литературой; 2.3. Обеспеченность учебного
процесса оборудованием, 3. Показатели достижения
значимых социальных и 3.1. Реализация "личностных" целей студентов; 3.2. Здоровьесберегающая политика; 3.3. Результаты участия в
педагогических конкурсах и 3.4. Участие в реализации
образовательных программ и | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Цели: обобщить и систематизировать свои знания по модульному обучению; научиться составлять модульные программы и отдельные модули. |
|
Задание 1. Изучите текст. Ответьте на вопросы: что такое учебный модуль? В чем состоит сущность модульного обучения? Что собой представляет модульная программа? Как осуществляется построение модульной программы? Каковы принципы, правила тех-нологии модульного обучения? Какую роль играет учитель при работе ученика с модулем (модульной программой)? Каковы сильные стороны технологии модульного обучения? В чем состоят ее ограничения? Как можно уменьшить существующие ограничения технологии модульного обучения? |
|
Задание 2. Составьте алгоритм построения модульной программы. |
|
Задание 3. По данному тексту составьте учебный мо-дуль. |
Хорошо разобраться в сущности технологии модульного обучения Вам должна помочь структура данного пособия и ваша собственная самостоятельная познавательная деятельность. |
Задание 4. Почему технологию модульного обучения называют интегрированной? Ответ аргументируйте |
Технология модульного обучения
Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.
Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.
Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:
Информация о работе Технология модульного обучения на уроках географии