Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 01:37, курсовая работа
Главная цель работы – создание комплекса оптимальных условий для развития личности учащегося на основе его природных задатков и склонностей.
Задачи:
развитие образовательного пространства личности учащегося;
вовлечение учащихся в самоуправление учебным процессом;
создание ситуации успеха;
создание положительной эмоциональной атмосферы сотрудничества;
формирование и развитие общественного и индивидуального сознания;
Аннотация ……………………………………………………………… 3
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………… 4
І. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ ……………………………………………………………. 6
1. Основы модульного обучения …………………………………... 6
2. Сущность технологии модульного обучения …………………… 7
3. Основные принципы построения модульных программ ………. 7
4. Определение целей в модульной программе …………………… 9
5. Критерии к формированию содержания модуля ……………….. 9
6. Структура модуля ………………………………………………… 9
7. Содержание и форма контроля ………………………………….. 10
8. Оценка учебных достижений ……………………………………. 10
9. Положительные стороны и ограничивающие возможности
технологии модульного обучения ………………………………. 11
ІІ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ……………………………... 12
1. Изучение темы "Океаны" по модульной программе ………… 12
М 0. Комплексная дидактическая цель ……………………………… 12
М 1. Тихий океан ……………………………………………………… 12
М 2. Атлантический океан …………………………………………… 14
М 3. Индийский океан ……………………………………………….. 16
М 4. Северный Ледовитый океан …………………………………… 18
М 5. Обобщающий урок по теме "Океаны" ……………………… 21
2. Изучение темы "Африка" по модульной программе ………... 26
М 0. Комплексная дидактическая цель …………………………….. 26
М 1. Географическое положение, история исследования Африки … 27
М 2. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые …… 29
М 3. Климат. Климатические пояса …………………………………. 30
М 4. Внутренние воды материка …………………………………….. 32
М 5. Природные зоны ………………………………………………… 34
М 6. Охрана природы. Экологические проблемы ………………….. 36
М 7. Население. Политическая карта ……………………………….. 38
М 8. Хозяйство ……………………………………………………….. 40
М 9. Страны Африки: Египет. ЮАР ………………………………… 43
М10. Обобщение знаний по теме "Африка" ………………………. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………. 50
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………….. 51
Ученик почти самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной обучающей программой, которая содержит в себе целевую программу действий, банк информации и методические рекомендации по достижению дидактических целей урока. Кроме того, каждый ученик в письменной форме получает советы, как рациональнее действовать, где найти нужный материал, задания для работы с контурными картами, картами атласа, по анализу схем, картосхем, таблиц, диаграмм, рисунков.
Средством модульного обучения выступает дидактический модуль или целевой функциональный узел, в котором обучаемое содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности [12].
Модульное обучение объединяет в себе научные достижения в педагогической теории и практике: с программированного обучения берётся точность и логичная последовательность действий, которая подкрепляется само- и взаимоконтролем и контролем учителя; из теории поэтапного формирования умственных действий используется ориентированная основа деятельности, из психологии – рефлексивный подход.
3. Основные принципы построения модульных программ
I. Принцип целевого назначения:
Все модули разделяются на три типа:
1. Познавательные – изучение
теоретического материала
2. Операционные – формирование
и развитие способов
3. Смешанные – чаще других
используются на уроках
ІІ. Принцип сочетания комплексных дидактических целей (КДЦ) – формируется для всей модульной программы, интегрирующих и частных дидактических целей – для построения учебных элементов.
Решение частных дидактических целей (ЧДЦ) обеспечивает достижение индивидуальных дидактических целей (ИДЦ), решение ИДЦ – КДЦ.
Дерево целей можно представить следующим образом [2]:
ІІІ. Принцип обратной связи (ПОС) допускает осуществление контроля
и коррекции при работе с модульной программой: текущего или промежуточного контроля в конце каждого учебного элемента (самоконтроль, взаимоконтроль, сравнение с образцом ); выходного контроля (ВК) после окончания работы с модулем; итогового (тематического) контроля по всей теме (разделу).
При использовании технологии модульного обучения рекомендуется проводить вводный контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь представление об уровне владения знаниями, умениями и навыками работать по новому модулю. Это значит, вводный контроль может проводится с целью актуализации опорных знаний, умений и навыков, проблематизации при изучении раздела или темы.
IV. Принцип представления учебного материала.
Этот принцип предусматривает концентрацию особенного внимания в модуле теоретическим знаниям. В специальных модулях вырабатываются предметные умения.
V. Принцип разносторонности методического обеспечения модульной программы.
Этот принцип реализуется:
Ученик выбирает уровень овладения содержанием от репродуктивного до продуктивного и творческого.
VI. Принцип паритетности субъективно-объективных отношений:
- роля учителя – консультант, координатор;
- функция
управления переходит в
- ученик полностью или большей частью усваивает знания, умения и навыки.
4. Определение целей в модульной программе
В начале каждой
темы формируется комплексная
Помощь оказывает программа и стандарты, в которых представлены требования к уровню подготовленности учащихся: называть, называть и показывать на карте, определять, описывать, объяснять, прогнозировать и уметь.
При разработке модульной программы учитель обязан определить и охарактеризовать ожидаемые образовательные результаты для каждого ученика и обеспечить необходимые условия их достижения. Ученик знает, что от него ожидается по завершении учебного элемента и модуля в целом, поэтому может работать в своём темпе, усваивая нужный материал в нужном объёме. Учебный материал излагается в доступном виде и обеспечивает каждому достижение дидактической цели. Для определения качества достижения целей определяется уровень усвоения учебного материала, что согласуется с 10-бальной системой оценивания учебных достижений учащихся.
5. Критерии к формированию содержания модуля
Используя модули можно осуществлять:
- внутрипредметные и межпредметные связи;
- интегрирование учебного содержания;
- дифференцирование учебного содержания на три уровня: требования стандарта, базовый и повышенный;
- структурирование
деятельности учащихся в
- повторение
и обобщение основного
Эффективность усвоения учебного материала повышается при использовании проблемности и разнообразных форм работы и типов уроков.
Практикуются уроки с
6. Структура модуля
Структура модуля
состоит из учебных элементов (УЭ).
Каждый дидактический элемент
1. Указание темы.
2. Задачи учащимся.
3. Указания на источник
4. Указание на вид и форму работы.
5. Указание на вид
Каждый модуль совпадает с темой учебного предмета, включает целевой план действий, банк учебной информации и руководство по достижению дидактических целей. Модуль должен дать совершенно определенную самостоятельную порцию знаний и сформировать необходимые умения. В нем четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения. В модуле всё измеряется, всё оценивается: задание, работа, стартовый, промежуточный и итоговый результат. По каждой укрупненной единице проводится входной и итоговый контроль.
7. Содержание и форма контроля
Как правило, формой контроля чаще всего является тест. По количеству баллов, набранных учащимися из возможных, ученик сам может судить о степени своей "продвинутости". Контрольные задания носят дифференцированный характер и призваны играть роль способа диагностики достижения цели и уровня усвоения учащимися учебной информации. Учащимся сообщается не только объём работы, но и критерии оценивания, а также информация о домашнем задании.
Содержание и форма контрольного задания зависят от дидактических целей и типа модуля. При познавательном типе модуля доминирует образовательная цель, поэтому и содержание контрольных вопросов должно быть нацелено на диагностику усвоения конкретных знаний. Если же модуль чисто операционный, то контрольное задание должно быть рассчитано на проверку навыков, отработке которых он был посвящён. При смешанном типе модуля применяется и тот, и другой вид контрольных заданий. Поэтому контрольные задания должны быть составлены объективно, соответствовать содержанию обучения, иметь однозначный ответ. Тест считается успешно выполненным, а уровень усвоения достигнутым, если учащиеся справились с 70 процентами заданий и более. Для учащихся, не справившихся с ключевыми заданиями, организуется коррекционная работа.
8. Оценка учебных достижений
Работа оценивается в баллах, которые сам ученик выставляет в таблицу УЭ "Резюме" (обобщение). В эту же таблицу заносятся баллы и по входному контролю (ВК), который проводится в начале урока почти в каждом модуле с тем, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю. В УЭ "Резюме" есть шкала оценки знаний. Оценка выставляется учителем в журнал.
После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, который должен показать уровень усвоения знаний. Фактически на уроке усваивается новый учебный материал, что освобождает ученика от выполнения домашних заданий.
Не менее, чем оценки, для мотивации учения и определения степени достижения поставленной цели важна совместная рефлексивная деятельность, которая помогает ученику и учителю определить степень достижения цели, причины успеха или неудачи, действенность методов и способов работы. Рефлексия необходима как перед изучением модуля для определения базовых знаний и мотивации, так и как завершающий элемент модуля. Варианты рефлексии усложняются от класса классу.
9. Положительные стороны и ограничивающие
возможности технологии модульного обучения.
Положительные:
1. Создание организационно-педагогических условий для формирования навыков выбора и самостоятельности учащихся, для их личностного развития. Для профильного обучения модульная технология может стать ведущей.
2. Развитие ключевых компетентностей учащихся (коммуникативность, сотрудничество, мобильность, умение работать с информацией, ставить и решать проблемы, учиться и переучиваться и др.).
3. Возможность
каждому ученику, используя
4. Повышение
уровня обучаемости,
5. Изменение
роли учителя-информатора на
6. Снижение количества заболеваний учащихся и, соответственно, количество пропущенных уроков, снижение тревожности.
Ограничения:
1. Большие затраты времени учителя на подготовку модульных программ, особенно на 1-м этапе работы.
2. Большой
объём проверяемых работ
3. Недостаточный
уровень готовности школьников
к самостоятельной учебной
4. Материальные возможности школы.
5. Возрастные ограничения в работе учащихся по модульным программам определяются осознанностью чтения и умением работать самостоятельно. Эти умения постепенно развиваются и совершенствуются.
ІІ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ
МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
1. Изучение темы "Океаны" по модульной программе
/ 8 класс /
Океаны
Тебя невозможно описать, тобою наслаждаются,
Названия модулей.
М 0. КДЦ
М 1. Тихий океан
М 2. Атлантический океан
М 3. Индийский океан
М 4. Северный Ледовитый океан.
М 5. Обобщение знаний по теме "Океаны"
М0. Комплексная дидактическая цель
Учащиеся должны:
- знать роль Мирового океана в формировании климата Земли; основные свойства морской воды – температуру и соленость; особенности природы каждого из океанов, историю открытия, хозяйственное использование и меры по охране природы океанов;
- уметь сравнивать природные условия океанов и их отдельных частей, устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы океанов; работать с различными источниками географической информации, отражающими данные о природе океанов.
М 1. Тихий океан.
УЭ0. Интеграционная дидактическая цель. Входной контроль.
УЭ1. Географическое положение океана.
УЭ2. Рельеф дна океана.
УЭ3. Климат. Поверхностные течения.
УЭ4.
Природные ресурсы и
УЭ5. Резюме.
УЭ6. Выходной контроль.
УЭ7. Рефлексия
№ УЭ |
Учебный материал с указанием заданий |
Руководство по усвоению материала | ||||||||||||||
0 |
Интеграционная дидактическая Знать особенности природы Тихого океана, как самого большого океана Земли; основные направления хозяйственной деятельности человека в океане и примеры влияния человека на природу океана. Уметь выделять по картам атласа отличительные особенности природы Тихого океана. |
|||||||||||||||
0 |
Входной контроль Цель: повторить материал о частях Мирового океана. 1. Какие океаны входят в состав Мирового океана? 2. Какой из этих океанов самый большой? самый маленький? 3. Какие ещё части водного пространства планеты входят в состав Мирового океана? 4. Какими свойствами обладает морская вода? 5. Какие живые организмы |
Беседа, оценка индивидуальная
5 баллов | ||||||||||||||
1 |
Географическое положение Цель: дать характеристику географического положения Тихого океана. 1. Прочитайте текст на с. 47-48 учебника. 2. Ответьте на вопросы по ходу текста. 3. На контурной карте подпишите
названия морей, заливов, |
Работайте индивиду-ально, после чего произ- ведите взаимо-контроль 10 баллов | ||||||||||||||
2 |
Рельеф дна океана Цель: раскрыть особенности рельефа дна Тихого океана 1. Прочитайте текст на с. 48 учебника и ответьте на вопросы: 1). Какие формы рельефа 2). Почему Тихоокеанское 3). С помощью карты атласа
определите среднюю и |
Устно Оценивается индивиду-ально
5 баллов | ||||||||||||||
3 |
Климат. Поверхностные течения. Цель: Показать зависимость климата от ряда факторов; изучить закономерности возникновения и распространения течений Прочитайте текст на с. 48-50 учебника и ответьте на вопросы: 1. Какие факторы оказывают 2. Почему климат океана в 3. Какой район океана является
центром формирования 4. Отметьте теплые и холодные течения Тихого океана. 5. Какие широты и почему называют "ревучие сороковые"? |
Работайте в парах, после чего проведите взаимо-контроль
10 баллов | ||||||||||||||
4 |
Природные ресурсы и экологические проблемы Цель: изучить разнообразие природных ресурсов океана, основные направления хозяйственной деятельности и влияние человека на природу океана. 1. Прочитайте текст на с. 51-54 учебника. 2. Заполните таблицу "
|
10 баллов
| ||||||||||||||
5
|
Резюме:
|
В графу "Общий балл внесите набранное количество баллов и вы- ставьте себе отметку, согласно ключа | ||||||||||||||
6 |
Выходной контроль . В Тихом океане существует
район, аналогичный |
|||||||||||||||
7 |
Д/з. Ответить на вопросы и выполнить задания на с. 54 учебника. Рефлексия Глубины какой океанической впадины вы достигли сегодня на уроке? |
Информация о работе Технология модульного обучения на уроках географии