Роль евро в международных валютно-кредитных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно, всесторонне и объективно раскрыть роль евро в валютно-кредитных отношениях.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- изложить историю зарождения единой европейской валюты;
- дать понятие и изложить становление Европейской валютной системы;

Содержание

Введение ...............................................................................................................3
Глава 1. Зарождение европейской валюты........................................................5
1.1 Предпосылки и история возникновения евро........................................5
1.2 Сильные и слабые стороны евро.............................................................9
Глава 2. Европейская валютная система..........................................................13
2.1 Деятельность Европейского союза.......................................................13
2.2 Роль Европейского Центрального Банка .............................................21
Глава 3. Перспективы использования евро в мировой практике.................24
3.1 Главные проблемы использования евро...............................................24
3.2 Прогнозы использования евро ..............................................................26
Заключение.........................................................................................................35
Список использованных источников...............................................................37
Приложения........................................................................................................

Работа содержит 1 файл

Роль евро в международных валютно-кредитных отношениях.docx

— 71.65 Кб (Скачать)

В «Белой книге» не только сформулированы основные принципы имиджевой политики, в ней предлагается свести все соответствующие нормы  и правила, которыми Евросоюз будет руководствоваться в своей деятельности.

Цели имиджевой  политики:

• Улучшение образования гражданского общества. Сейчас это прерогатива национальных государств. Образование очень важно для того, чтобы граждане знали свои права и обязанности и активно участвовали в развитии политического процесса.

• Общение граждан. Новые форумы для общественной дискуссии по общеевропейским проблемам необходимы для того, чтобы укрепить взаимное доверие, уважение и желание работать вместе. Не умаляя важности Интернета, Комиссия считает, что граждане должны собираться и разговаривать. Такие инициативы как «План Д», «Молодежь в действии» и др. направлены на создание общественных форумов, где люди встречаются для широких дискуссий. Студенты, прошедшие обучение по программе, создали собственный сайт, где публикуют свои мнения по различным направлениям деятельности европейских институтов. Общение молодых людей не ограничивается Интернетом, периодически происходят встречи в формате «круглых столов», конференций, всевозможных акций. Участвуя в них, студенты имеют возможность познакомиться и поговорить на волнующие их темы.

• Взаимодействие граждан и общественных институтов. Обратная связь – хорошо отлаженный механизм двусторонних консультаций граждан и институтов – крайне необходим для развития здорового демократического общества. Стремление Евросоюза сделать свои институты ответственными, открытыми и доступными для обращения заслуживает дальнейшего развития. Но эта задача требует также усилий национальных, региональных и муниципальных институтов. По мнению Комиссии, ликвидация разрыва между Евросоюзом и его гражданами требует создания и упрочения связей между населением и органами власти всех уровней – от муниципального до наднационального.

В «Белой книге» Комиссия ввела в оборот новый термин –  коммуникационная политика, заявив, таким  образом, о своем намерении учредить новую сферу деятельности. До этого  ЕС обходился информационной и коммуникационной стратегией. С появлением члена Комиссии и Директората по коммуникациям  стратегия превращается в политику, главная цель которой – создать  «Европейскую общественную сферу», которая  предоставила бы гражданам возможность  взаимодействия с национальными  и наднациональными институтами  по актуальным политическим вопросам.

Политики национального  и регионального уровня не проявили до сих пор большого энтузиазма в  донесении до общественности сути общеевропейских  политических инициатив.

Наглядный пример коммуникативного подхода являет собой Великобритания, где правительство начало объяснять  населению, что образ ЕС как опасного супер-государства не соответствует  реальности. Несмотря на интенсивную  кампанию в СМИ, британцы – среди  самых не информированных о том, что такое ЕС и как он функционирует. Поэтому роль национальных государств в поддержании усилий Комиссии по созданию позитивного образа Евросоюза  для его граждан чрезвычайно  важна.

Но заменить стратегию  политикой не так просто. Для этого  необходимо внести поправки в действующий  Договор о ЕС. В настоящее время  Комиссия обладает правом информировать  граждан о своих действиях. Однако, коммуникация, как и связанные  с ней образование и политика по отношению к СМИ, всегда были компетенцией национальных государств. Институты  ЕС могут действовать лишь в очень  ограниченных правовых рамках, опираясь на скудные финансовые ресурсы. Для  поддержки и осуществления какой-либо инициативы по воплощению концепции  «Белой книги» Совет и Европарламент  должны будут предоставить Комиссии четко очерченный мандат и бюджет для коммуникационной политики.

С этой целью по заказу бюджетного комитета Европарламента были проведены исследования эффективности  информационной и коммуникационной стратегии Комиссии, которую она  проводила последние годы, а также  целесообразности финансовой поддержки  нового направления политики и соответствующих  программ Комиссии.

Инструментами осуществления  информационной составляющей политики служат телеканал «Евроньюс», на нужды  которого выделяется ежегодно 5 миллионов  евро, и веб-сайт «Европа», обновленный  и реконструированный с тем, чтобы  ввести как можно больше возможностей для участия граждан в Интернет-форумах. Для трансформации стратегии  коммуникации в направление политики необходимо увеличение финансирования, а также привлечение большего числа специалистов. Между тем, планируемое 8-процентное сокращение расходов на поддержку  коммуникаций на 2007 год может свести на нет инициативу Комиссии по созданию новой политики.

 

2.2  Роль Европейского Центрального Банка как части процесса перехода к евро

Неотъемлемой частью всего  процесса перехода к единой валюте ЕС наряду с введением евро, является создание наднациональной банковской системы, под юрисдикцией которой  будет находиться новая вненациональная  валюта. В связи с этим в рамках ЕС был создан наднациональный Европейский  центральный банк и действующая  под его руководством Европейская  система центральных банков, в  которую входят центральные банки  всех стран-участниц ЭВС. В задачи ЕСЦБ и ЕЦБ входит:

  1. определение и осуществление валютной политики ЭВС;
  2. проведение международных валютных операций;
  3. хранение официальных валютных резервов стран-участниц ЭВС и управление ими (при этом какая-то часть валютных резервов остается в распоряжении правительств участвующих стран);
  4. обеспечение нормального функционирования платежной системы.

Кроме того, Европейский  центральный банк будет выполнять  в пределах своей компетенции  консультативные функции, собирать статистическую информацию и, что особенно важно, участвовать в международном  сотрудничестве, в частности, представляя  ЭВС в международных финансовых организациях. Примечательно, также, что  с ведома и одобрения ЕЦБ в  работе этих организаций могут участвовать  также и национальные центральные  банки.

Характерная черта деятельности ЕЦБ состоит в том, что все  принципиальные решения, принимаемые  простым или квалифицированным (2/3) большинством голосов, предусматривают  «взвешенное» голосование руководителей  центральных банков, при котором  «вес» (т.е. количество голосов каждого  из них) определяется в соответствии с долей соответствующей страны (ее центрального банка) в общем капитале ЕЦБ. Это не относится к членам исполнительного правления, каждый из которых имеет один голос.

Главной задачей Совета управляющих  является определение основных направлений  денежно-кредитной политики, включая, при необходимости, текущие денежные показатели, ключевые процентные ставки и резервы. Исполнительное правление  действует в соответствии с этими  решениями и показателями, направляя  инструкции национальным центральным  банкам, при необходимости прибегая к их помощи.

ЕЦБ может заниматься обычными для центральных банков операциями: предоставлением кредитов, в том  числе под залог ценных бумаг, финансовым институтам и операциями на открытом рынке с различными финансовыми  инструментами, выраженными в любой  валюте, в том числе в валюте стран, не входящих в ЭВС, а также  с драгоценными металлами. Такие  же операции могут вести национальные центральные банки, руководствуясь при этом общими принципами, которые  разрабатывает ЕЦБ.

В круг полномочий ЕЦБ входит установление минимальных резервных  требований для кредитных институтов стран-членов ЭВС. Речь идет о средствах, которые эти институты обязаны  держать в ЕЦБ и национальных центральных банках. В случаях  нарушения этих требований ЕЦБ имеет  право прибегать к штрафам  и другим санкциям.

Собственный капитал ЕЦБ  к началу его деятельности был  определен в размере 5 млрд ЭКЮ. В  дальнейшем по решению Совета управляющих  он может увеличиться. Весь капитал  принадлежит только национальным центральным  банкам, причем доля каждого определяется по следующей формуле: половина этой доли - в соответствии с удельным весом каждой страны в общем населении  ЕС; другая половина - в соответствии с ее удельным весом в совокупном валовом продукте ЕС. Эти данные будут корректироваться каждые пять лет.

Чистая прибыль ЕЦБ  должна распределяться в следующем  порядке: часть ее, которая определяется Советом управляющих (но не более 20% всей чистой прибыли) перечисляется  в общий резервный фонд (объем  которого не должен превышать 100% уставного  капитала); оставшаяся часть распределяется между держателями акций ЕЦБ  в соответствующей пропорции.

Ежегодно ЕЦБ должен представлять свой отчет для обсуждения Европейскому парламенту. Кроме того, парламент  участвует в назначении президента и членов Совета директоров ЕЦБ.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕВРО

В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ

 

 

3.1  Главные  проблемы использования евро

В данное время проблемы Греции2 естесвенным образом превращаются в проблемы стран еврозоны, а затем плавно перетекают в проблемы Евросоюза и Европы в целом. Ввиду последнего обстоятельства процессы, протекающие в денежной сфере европейских стран, и бюджетные дефициты стран  Южной Европы не могут быть безразличны для российской экономики. Это вполне понятно, т.к. экономика России тесно и непосредственно связана с экономикой европейских стран, и благополучие отечественной экономики во многом зависит от экономического состояния Евросоюза.

Источники отмеченного неблагополучия в еврозоне нужно искать не в бюджетных  дефицитах3, спекуляциях гоударственными облигациями, недостаточном финансовом контроле со стороны Европейского Центрального банка и национальных правительств. Дефициты, очевидно, порождаются недостаточными доходами и непомерными расходами бюджетов.

Как одну из проблем можно  выделить явление неравномерного распределения  преимуществ между странами. Нетрудно заметить, что выгоды от вступления в валютный союз и перехода на единую валюту связаны с внешнеэкономической  деятельностью стран-участников: внешней  торговлей, перетоками таких факторов производства, какими являются рабочая  сила и капитал.

Потери от вступления в  валютный союз связаны с внутренней экономической деятельностью внутри этих стран. К потерям следует  отнести тот факт, что утрата способности  частного сектора изменять количество внутренних денег в экономике  в зависимости от сосотояния платежного баланса в условиях плавающих  или фиксированных курсов национальных валют.

Еще одно явление, затрудняющее функционирование в евросоюзе - замкнутость  экономик и денежных потоков. Процессы производства, обмена и распределения  потребления продукта, т.е. воспроизводственные  процессы, протекающие в различных  социально-экономических структурах, так же как и сами эти структуры, весьма неоднородны. Все фазы воспроизводственного процесса опосредованны соостветствующими  денежными потоками. Состояния этих структур находят свое проявление в  накопленных денежных фондах.

Одним из важных понятий, характеризующих  протекание воспроизводственных процессов  в рамках определенной территории, является понятие «замкнутости»  этих процессов. Воспроизводственный  процесс является замкнутым на данной территории, если процессы производства, обмена, распределения и потребления  продукта не выходят за пределы этой территории. По сути дела, речь идет о  движении продукта. Замкнутость воспроизводственных  процессов связана с предствавлением  о «иммобильности» ресурсов. Если продукт, производимый в рамках некотрой территории, иак жк и потребляется в рамках этой территории, то воспроизводственный  процесс является замкнутым.

Замкнутость денежных потоков. Движение товаров опосредованно  встречным движением денег, т.е. денежными  потоками.  Понятию «замкнутость движения товаров на определенной территории»  соответствует понятие «замкнутость движения денег». Очевидным условием беспрепятственного движения товаров  является наличие достаточного количества денег, опосредующих перемещение товаров. Общепризнано, что недостаточность объема денежной массы в обращении ведет к кризисным явлениям. В качестве одной из главных причин Великой депрессии указывается денежный фактор.

Как еще одну проблему можно  выделить неравномерное распределение  денег в экономическом пространстве. Похоже, существует одно негласное  положение, лежащее в основе идеологии  единой валюты. Оно состоит в том, что деньги равномерно и без припятствий  растекаются в экономическом  пространстве. Это предполагает, что  деньги равнодоступны для любого субъекта, способного рационально с  ними обращаться. Деньги имеют свойство паспределяться неравномерно в экономике. Денедная масса может концентрироваться  в некоторых регионах, в то время  как будет ощущаться неудовлетворенная  потребность в деньгах на других территориях. Внешними признаками недостаточности  денежной массы на определенных территориях  выступают высокий уровень безработицы, низкая загруженность призводственных  мошностей, слабая ивестиционная активность, и, как следствие, бюждетный дефицит.  

Информация о работе Роль евро в международных валютно-кредитных отношениях