Развитие пчеловодства в Республике Башкортостан

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение башкирского пчеловодства, как промышленной отрасли и народного ремесла. В своей работе я предпринял попытки решить следующие задачи: ознакомиться с пчеловодством и изучить её историю, описать хронологию ее развития, осветить современные проблемы этой отрасли, а так же доказать эффективность использования продуктов пчеловодства в лечебных целях.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 73.65 Кб (Скачать)

     Бортничество  как народный промысел процветало  на территории современного Башкортостана с глубокой древности. Об этом повествуют записки арабского путешественника Ахмеда ибн-Фадлана, датированные 922 годом нашей эры (А.П.Ковалевский, 1956). Об этом свидетельствуют и находки открытого в 1902 г. Бирского могильника, возраст которого примерно полторы тысячи лет: среди прочей утвари в нем найдено полное снаряжение бортника – добытчика лесного мёда (Н.А.Мажитов, 1968; Р.Ш. Вахитов, 1992). В Большой Советской Энциклопедии (1971) также отмечено, что буртасы, предшественники мордвы, жившие по берегам Волги (между нынешними городами Сызранью и Волгоградом) в V–X веках н.э., занимались не только земледелием, скотоводством и охотой, но и бортничеством. Интересные данные о пчеловодстве башкир приведены в «Книге Большому Чертежу», написанной в 1627 г., где сообщается:  «А от устья реки Белые Воложки, вверх и по реке по Уфе по обеим сторонам и до Аральтовы (Уралтовой) горы и далее все живут башкиры, а кормля их мед, зверь, рыба, а пашни не имеют» (С.И.Руденко, 1925).

     В историческом плане различают две  ступени развития пчеловодного промысла в далеком прошлом башкирского  народа: примитивное бортничество и  бортевое  пчеловодство (Е.М.Петров, 1983). Примитивное бортничество – это зачаточная форма использования медоносных пчел, в которой еще преобладают элементы «охоты за мёдом» – разорения пчелиных гнезд в естественных дуплах деревьев. Бортевое пчеловодство – более высокая организация пчелиного промысла, характеризующаяся сосредоточением в собственности человека больших количеств бортей, отмеченных родовым знаком (тамгой).

     В настоящее время в государственном  природном заповеднике «Шульганташ», находящемся в Бурзянском районе Республики Башкортостан, и близлежащих деревнях бортничество сохраняется как народный промысел. А древние приемы башкирских бортников описаны во многих исторических документах (Р.Ш.Вахитов, 1992).

     Во  второй половине XVIII в. бортничество башкир достигло своего расцвета. Ценные сведения об этом промысле на Южном Урале были собраны и опубликованы ученым-географом и историком Петром Ивановичем Рычковым, участником Оренбургской экспедиции, организованной в 1760-х гг. Первый член-корреспондент Российской Академии наук П.И.Рычков, изучая природу и быт народов Южного Урала, заметил в своих трудах, что «…повсюду же леса, в которых множество пчел», а главная экономия башкир состоит «в конских заводах, содержании скота и бортевых пчел. … Башкирцы, у которых лесные места, от сих пчел бортевых получают себе великий доход, и в размножении оных так искусны, что много таких, из которых у одного по нескольку тысяч бортевых деревьев имеется, а на одном дереве бывают по два, а иногда и по три бортя с пчелами. … а редкой в лесных местах живет, который бы ничего у себя не имел. Из такого бортя вынимает мёду с вощиною близ пуда, иногда больше и меньше» (П.И.Рычков, 1760, 1762).

     П.И.Рычков стал основателем отечественной пчеловодной науки, причем рождалась она на уральской земле. Изучение башкирского пчеловодства позволило ему обобщить собранный материал и опубликовать четыре статьи по этой отрасли в «Трудах Вольного экономического общества». Они открыли путь русской научной пчеловодной литературе. Материал о бортничестве оказался сосредоточенным в статье «Третье продолжение о пчелах», где автор писал: «… разсудилось мне объявить теперь о бортевом содержании, сколько я  сам сведом и по сие время известить об нем мог» (П.И.Рычков, 1767).

     Свои  работы П.И.Рычков снабдил интересными рисунками сцен отбора мёда из бортей, охоты башкир на медведей и способов защиты бортей от них, колодных и плетеных ульев, пчелиной матки, трутней и рабочих пчел.

Сын  Петра Ивановича, Н.П. Рычков, путешествуя в 1769–1770 гг. от Уфы на северо-запад в вятские и пермские земли, восхищенный искусством башкирских бортников, писал: «…едва ли сыщется такой народ, который бы мог их превзойти в пчелиных промыслах» (Н.П.Рычков, 1770).

Изучая  Южный Урал и Приуралье, талантливый русский натуралист И.И. Лепехин отмечал в своем дневнике, что в этих местах «редко можно было видеть  чистую и гладкую сосну, около которой бы не жужжали толпы медоносных пчел» (И.И. Лепехин, 1772).

     О том, что пчеловодство на протяжении многих веков было одним из основных видов хозяйственной деятельности башкир, сообщают также П.С. Паллас (1770), П. Небольсин (1850), А.Алектров (1883) и П.П.Семенов-Тянь-Шанский (1914).

     Доказательством важного значения пчеловодного промысла в экономике башкирского края являлось то, что на протяжении столетий мёд и воск, наряду с пушниной, были не только продуктами сбыта (А.Александров, 1883), но и служили для уплаты ясака за право пользования землей, взимавшегося с башкир до русского подданства, а также после присоединения  к Русскому государству  (В.М.Черемшанский, 1859).

     В конце XVIII в.  новые социально-экономические условия способ-ствовали снижению роли бортевого пчеловодства в экономике коренного населения башкирского края. Массовые вырубки лесов вели к уничтожению бортевых угодий. Развитие промышленного производства сахара, спиртоводочных изделий, керосина было причиной резкого снижения потребления мёда и воска. Отрасль старинного пчеловодного промысла  оказалась на пути постепенного отмирания. Спасти ее мог только переход на новую систему содержания пчел. Жизнь сама подсказывала, что пчелиные семьи надо собирать из лесов в определенные охраняемые места, то есть создавать пасеки.

     Первые  сведения о переселении башкирами  пчел к своему жилью относятся  к 1753 г. (Материалы по истории Башкирской АССР, 1956). Спасая борти от уничтожения, их выпиливали из поваленных древесных  стволов и в виде обрубков (колод) доставляли в нужное место и привязывали  к деревьям для стихийного заселения  пчелиными роями. Таким образом, постепенно создавались предпосылки  для перехода от бортевого пчеловодства к колодному (А.В.Евдокимов,1852; В.М.Черемшанский, 1859).

     По  пути создания колодных пасек шло  развитие пчеловодства на всей территории Приуралья с той разницей, что в горно-лесной зоне переход к пасечному пчеловодству запаздывал на 60-70 лет. В середине XIX века в недрах бортевого пчеловодства сложилась новая, более прогрессивная система ведения пчеловодного промысла – пасечная, которая стала основой современного пчеловодства Башкортостана.

     Характерной особенностью пчеловодства башкирского  края было то, что с  переходом от бортевого пчеловодства к пасечному оно по-прежнему сохраняло значение промыслово-товарного производства. На смену промысловым бортевым угодьям пришли крупные промышленные колодные пасеки (Е.М.Петров, 1983).

Первые  упоминания о промысловых колодных пасеках, появившихся в окрестностях городов Уфы и Стерлитамака, относятся  к первой половине XIX века (А.А.Юрьев, 1901). [5; 18-31]

     Бортевое  содержание пчел в лесах было доступно преимущественно башкирам, потомственным  бортевикам. С появлением колодных ульев пчеловодство стало доступным  всем желающим заняться этим доходным промыслом. Во второй половине XIX в. в связи с массовым переселением в Уфимскую губернию жителей из других мест России началось создание так называемых «домашних» (приусадебных) пасек. Краткое описание башкирского пчеловодства в конце  XIX века приводится в «Справочной книжке Уфимской губернии»: «Пчеловодство в Уфимской губернии ведется пасечное, огородное и бортевое, последнее довольно редко и преимущественно у башкир, мещеряков и у некоторых крестьян…, живущих на таких башкирских землях, где много лесов. Кроме сельского населения занимаются пчеловодством и другие сословия, в особенности сельское духовенство, затем мещане, живущие в селениях и также городские, бывшие же помещичьи крестьяне теперь, как и прежде, мало занимаются пчеловодством» (Н.А.Гурвич, 1852).

     Колодные  пасеки  существовали в Башкирии вплоть до шестидесятых годов XX в. Сегодня уходят в прошлое последние колодные ульи, сохранившиеся у населения в самой глубинке башкирских лесов (Р.Ш.Вахитов, 1992).

     В 1814 г. выдающийся русский пчеловод П.И.Прокопович изобрел первый в мире рамочный улей, а в 1828 г. организовал первую в России школу пчеловодства. Он набирал учащихся прежде всего из губерний с развитым пчеловодством. Поэтому неудивительно, что в 1838 г. у него обучались шесть башкир, которым в награду за старание оренбургский военный губернатор выслал 100 рублей с лестным отзывом об их успехах, а вскоре потом поместил в школу еще шесть мальчиков также из башкир. П.И.Прокопович писал, что эти ученики были «удивительно понятливы» (П.И.Прокопович, 1838, 2002). Воспитанники Прокоповича несли идею содержания пчел в рамочных ульях в разные уголки России.

Первая  попытка ведения рамочного пчеловодства в Башкирии относится к 60-м годам XIX-го в. (А.А.Юрьев, 1939). Однако поставить на промышленную основу этот новый способ производства удалось  лишь  спустя два десятка лет (И.Я.Вейнберг, 1882; Н.В.Ремезов, 1889).

     Пасечное  содержание пчел способствовало быстрому росту отрасли. В 1871 г. в Уфимской губернии впервые была проведена  перепись пчелиных семей. По ее данным, в губернии насчитывалось 323,9 тыс. семей  пчел (Памятная книжка Уфимской губ.,1873). А в 1900 году только в Уфимском и Бирском уездах по сравнению с 1871 г. количество пчелиных семей увеличилось в два с лишним раза и достигло 268,3 тыс.

     В конце XIX-го столетия пчеловодством в Уфимской губернии занималось и башкирское население, и частично промышляли русские крестьяне, духовенство,  помещики и городские жители. Многое делалось для того, чтобы любовь к пчелам, пчеловодные навыки прививать детям. При начальных школах  устраивались учебные пасеки (Р.Ш.Вахитов, 1992). В 1892-1893 гг. недалеко от Уфы в имении Петровском помещица М.Н.Ляхова организовала Ляховскую казенную школу пчеловодства, плодоводства и огородничества. Ученики в нее набирались преимущественно из местных крестьянских семей и обучались бесплатно. В 1896 г. в Уфимской губернии было организовано еще одно сельскохозяйственное учебное заведение – Аксеновское, имевшее отделение пчеловодства (Е.М.Петров, 1983; Р.Ш.Вахитов, 1992). Аксеновский техникум готовит пчеловодов и в настоящее время.

     Башкирский  мёд уже в то время был знаменит. Сотнями пудов его закупали на уфимском рынке и поставляли в  другие губернии. К 1900 г. ежегодная продажа  мёда  в Уфимской губернии превышала 180 тыс.  пудов. Наибольшим спросом пользовался сотовый мёд (Е.М.Петров, 1983).

     В 1900 г. слава о башкирском мёде перешагнула  границы не только Уфимской губернии, Урала, но и Российского государства. В столице Франции состоялся II Международный конгресс по пчеловодству. К этому событию приурочили проведение Всемирной парижской ярмарки. На ней был представлен и уфимский сотовый мёд, собранный с липы. Он получил золотую медаль (В.Н.Власов, Л.Г.Хайретдинов, И.В.Шафиков, 1987; И.В.Шафиков, 1992).

     В 1900 г., несмотря на ряд предшествовавших крайне неблагополучных для пчеловодства лет, Уфимская губерния занимала по количеству пчелиных семей одно из первых мест в России (Н. Черницин, 1904). По данным Е.М.Петрова (1983), здесь содержалось более 550 тыс. пчелиных семей, из них  всего около двух процентов в рамочных ульях, а остальные по-прежнему в колодах и бортях.

     В 1909 г. в г. Уфе под председательством  В.И.Чащихина впервые открылось Общество пчеловодства (В.П.Попов, 1913).

В 1910 г. была основана Ключаревская (Юматовская) практическая трехгодичная школа пчеловодства, садоводства и огородничества (Пчеловодная жизнь, 1911).

     Определенный  вклад в распространение рационального  пчеловодства в башкирском  крае  внесли известные пчеловоды-практики П.Шуктеев, И.Вейнберг, А.Блинов, В.Казаков, М.Крылов, Д.Билев, Т.Сабанцев, А.Юрьев и другие (А.А.Юрьев, 1901; Е.М.Петров, 1983; Р.Ш.Вахитов, 1992).

В 1893 г.  в Петербурге состоялся первый съезд русских пчеловодов. На нем пасечник из Уфимской губернии М.Крылов представил изобретенные им ульи – «Натура» и «Ларчик», за которые был награжден бронзовой медалью (Р.Ш.Вахитов, 1992). [2; 6-23]

     «Русский  пчеловодный листок» в 1903 г. сообщал, что в селе Байки Бирского уезда Уфимской губернии организована выставка животноводства, на которой представлен и отдел пчеловодства, созданный по инициативе крестьян-пчеловодов. Демонстрировались там рамочные ульи, пчеловодный инвентарь, продукты пчеловодства, фотографии пчеловодной тематики. Семь пчеловодов по результатам выставки были награждены медалями и денежными премиями. Одним из этих пчеловодов был башкир Д. Билев («Русский пчеловодный листок», 1903).

     Большую известность в начале XX столетия приобрела промышленная пасека  братьев Юрьевых, организованная на реке Сим в 1879 г. главой семейства А.М.Юрьевым. Один из младших братьев, Александр Александрович Юрьев, стал не только крупным пчеловодом-промышленником, но и первым губернским инструктором по пчеловодству. Такая должность впервые была введена в Уфимской губернии в 1911 году (Е.М.Петров, 1983; Р.Ш.Вахитов, 1992).

     Необходимо  отметить, что, несмотря на значительный прогресс, вносимый местными пчеловодами, рациональное пчеловодство в Уфимской губернии оставалось достоянием лишь небольшого числа промышленных пасек  и отдельных любителей-пчеловодов из сельской интеллигенции. Так, в 1910 году из 321,5 тыс. пчелиных семей, имевшихся  в губернии, только 28,9 тыс. (9 %) содержались  в рамочных ульях (Ежегодные обзоры Уфимской губернии в сельскохозяйственном отношении, 1914).

Информация о работе Развитие пчеловодства в Республике Башкортостан