Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:04, курсовая работа
Поэтому целью данной курсовой работы является выявление значимости развития лесной промышленности Дальнего Востока, определении ее места в структуре экономики региона и государства.
Задача состоит в подробном изучении структуры лесной промышленности Дальнего Востока, ее экономического состояния, определении спектра проблем и их решения, а также узнать, какое развитие она получит ближайшее время.
Введение 5
1 Структура и особенности размещения лесной промышленности Дальнего Востока 6
1.1 Структура лесной промышленности Дальнего Востока 6
1.2 Территориальная организация лесной промышленности Дальнего Востока 8
1.3 Значение лесной промышленности Дальнего Востока в экономике России 12
2 Экономическое состояние и проблемы лесной промышленности Дальнего Востока 16
2.1 Экономическое состояние лесной промышленности Дальнего Востока 16
2.2 Основные проблемы лесной промышленности Дальнего Востока 19
2.3 Проблемы экспорта дальневосточного леса 22
3 Перспективы развития лесной промышленности Дальнего Востока 27
3.1 Государственные и инвестиционные проекты в лесной промышленности Дальнего Востока 27
3.2 Стратегии развития лесной промышленности Дальнего Востока 30
Заключение 35
Библиографический список
Таким образом, как только начнет развиваться глубокая переработка леса, инвесторы не заставят себя ждать. Правда, пока не хватает необходимой информации и обоснованных предложений для привлечения инвесторов. Нужно убедить их вкладывать деньги в деревообрабатывающую отрасль. Кроме китайских инвесторов, Дальний Восток вполне мог бы рассчитывать и на своих – российских. Это могут быть крупные банки, инвестиционные
фонды и т. д. /1, с.18/.
3.2 Стратегии развития лесной промышленности Дальнего Востока
В своем Послании Федеральному Собранию еще в 2005 году Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил необходимость уделять особое внимание стратегически важным регионам страны, в первую очередь, назвав Дальний Восток.
Основной задачей, стоящей перед Министерством Природных Ресурсов России в 2008-2010 годах, является координация работы субъектов в ходе реализации переданных им полномочий в сфере управления лесным хозяйством по таким направлениям как: лесовосстановление, улучшение породного состава, борьба с вредителями, пожарами и незаконными рубками, строительство лесных дорог, вовлечение дополнительных лесных ресурсов в переработку.
Вторая
стратегическая задача – развитие
и использование системы
Для контроля за эффективностью управления лесами создана система мониторинга с использованием экономических методов, в основу которых заложено 11 целевых прогнозных показателей. Внедрение этих методов позволяет регулярно проводить оценку состояния и использования лесов, оценивать эффективность деятельности субъектов Российской Федерации в лесном секторе.
Ранее источниками информации были материалы лесоустройства, которые обновлялись один раз в 10 лет по 30 % территории лесного фонда. Сегодня мы разработали и внедрили систему, которая позволяет ежегодно обновлять и получать достоверную информацию по 100 % территории лесного фонда /14/.
Доходы лесного хозяйства возрастут в 1,5 раза и достигнут 40 млрд. рублей. Экономический эффект от пресечения незаконных рубок леса составит 2,5 млрд. рублей. По оценкам экспертов, лесопользователи вложат не менее 7 млрд. руб. в работу по восстановлению и улучшению породного состава лесов /2, с.18/.
Как и в других регионах, на Дальнем Востоке идет активный поиск решений назревших проблем. Правительством Хабаровского края утверждены «Основные направления деятельности лесопромышленного комплекса на период до 2010 года», целью которых является повышение эффективности работы предприятий отрасли и, как следствие, увеличение доходной части краевого бюджета.
В основу стратегии развития лесопромышленного комплекса, утвержденной Правительством края в ноябре 2006 г., положены инвестиционные проекты, реализация которых призвана нейтрализовать значительную часть проблем, являющихся общими для всех территорий ДВФО. В настоящее время развернута работа по десяти базовым проектам. Подготавливаются технико-экономические обоснования, решаются вопросы закрепления земельных участков, обеспечения энергией, сырьем, кадрами, заключаются контракты на поставку технологического оборудования с ведущими машиностроительными компаниями мира. Прорабатывается логистика будущих комплексных предприятий по заготовке, мало или безотходным технологиям переработки сырья с поставкой конкурентоспособной продукции на конкретные рынки стран АТР /6, с.136/.
Ввод первой очереди предприятий в действие и освоение их мощностей должен обеспечить в 2010 году выпуск дополнительно к имеющимся объемам 775 тыс. кубометров пиломатериалов, 140 тыс. кубометров древесностружечных плит, 150 тыс. кубометров, древесноволокнистых плит средней плотности (МДФ), 400 тыс. кубометров шпона лущеного, 100 тыс. кубометров древесностружечных плит с ориентированным расположением стружки (OSB) /3, с.92/.
В сравнении с 2006г от реализации инвестиционных проектов доля переработанных круглых лесоматериалов к 2012 –2013г должна составить не менее 60 % и увеличить долю переработки в 2,8 раза и вместе с мощностями средних и малых предприятий может достигнуть практически 100 % уровня.
Из перечисленных инвестиционных проектов ключевым для лесного комплекса края является создание лесопромышленного центра комплексной глубокой переработки сырья в Амурске. На первом этапе проекта планируется из основной древесной породы Хабаровского края – лиственницы организовать производство шпона – основы для получения различных видов клееной продукции.
Второй этап осуществления проекта – создание завода по выпуску беленой сульфатной хвойной целлюлозы мощностью 300 тыс. тонн в год. Перспективное развитие целлюлозного производства предусматривает возможность удвоения его мощности, строительства завода химико-термомеханической массы и фабрик по выпуску бумаги и картона.
Реализация проекта требует одновременно формировать социальную и промышленную инфраструктуру, строить железную и автомобильные дороги в неосвоенные лесные массивы, находящиеся в аренде ОАО «Дальлеспром» - инициатора проекта.
Для финансирования из федерального бюджета создания инфраструктуры инвестиционный проект включен в федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» /6, с.138/.
Сейчас по заданию Минпромэнерго России готовится проект Концепции федеральной целевой программы «развитие мощностей по глубокой переработке древесины и освоение новых лесных массивов на период до 2015 года». Предложен вариант интенсивного развития лесного сектора экономики России. При этом предусматривается увеличение объемов производства к 2015 году по химической переработке древесины в 2,5 раза, что повлечет увеличение объема деревообработки в 3,3 раза при росте лесозаготовок в 1,8 раза. Модно отметить также, что использование расчетной лесосеки увеличится в среднем до 36 %.
Согласно Концепции, привлечение инвестиционных ресурсов для развития ЛПК возможно на основе частно-государственного партнерства. Государство должно создать лесному бизнесу благоприятные условия его функционирования в области законодательно-нормативного обеспечения, а также создать условия, стимулирующую инвестиционную активность бизнеса.
А также, участие государства в софинансировании инвестиционных проектов и вложение средств в уставный капитал должно составлять не более 75 % сметной стоимости проектов /10, с.51/.
Основными инвестиционными проектами ЛПК, в которых целесообразно участие государства, могли бы стать модернизация действующих и строительство новых производственных мощностей по высококачественной бумаги, картона на действующих целлюлозно-бумажных комбинатов (ЦБК), строительство новых ЦБК (27-30 млрд. рублей) и создание новых лесопромышленных комплексов, включающих производство от лесозаготовок до глубокой химико-механической переработки древесины (5-6 млрд. рублей) /4, с.108/.
Концепция
также предусматривает участие
государства в развитии ЛПК на
принципах частно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе был произведен теоретический обзор по структуре лесной промышленности, ее территориальной организации, а также установлена ее роль в экономике России. Во второй части было рассмотрено экономическое состояние лесопромышленного комплекса (ЛПК) Дальнего Востока, выявлены основные проблемы. Третья часть включает в себя государственные и инвестиционные проекты и стратегии развития лесной промышленности Дальнего Востока.
Еще
пятнадцать лет назад лесной комплекс
Дальнего Востока планомерно осваивал
незатронутые и казавшиеся многим обширными
леса, был обеспечен снабжением и не всегда
оправданным сбытом, почти не заботился
о реальной экономической эффективности
своей деятельности, поддерживаемой каркасом
плановой экономики. Сегодня он полностью
погружен в международную рыночную стихию,
практически лишен государственной поддержки,
реально столкнулся с конечностью сырьевых
баз, с необходимостью считаться с экологической
и социальной ситуацией, переходить к
новым методам освоения лесных ресурсов.
Он стал намного сложнее в своей управленческой
и производственной структуре, в нем появились
совершенно новые элементы, в том числе
большая степень криминогенности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1
Алексеев А. Лесная
2
Алтухова Е. К. Визит Д.
3
Блам Ю.Ш. Проблема выбора
4
Дальневосточный федеральный
5 Дробышева И. Дальше в лес – меньше дров// Дальневосточный капитал. – 2003. - №10. – С.12-21.
6
Лесной комплекс Дальнего
7 Лесопромышленный комплекс Амурской области: стат. сб./ Амуроблкомстат. – Благовещенск, 2004. – 39с.
8
Минакир П. А.. Региональные и
программные стратегии:
9
Моисеев Н. А. Экономика
10
Нелюбова Н. Н. Государсвенно-
11 Попов Э. Вилами на бревне: Переориентируется ли дальневосточный ЛПК// дальневосточный капитал.- 2007. - №9. – С.50-51.
12
Пчелкин П. Репортаж с
13 Статистический ежегодник. М.: Госкомстат,2006.
14 Трутнев Ю. Развитие Дальнего Востока// Лесные новости [офиц. сайт]. 2008. http//:www.wood.ru (20.04.08).
15 Хоменко Н. Куда уехал лес// Дальневосточный капитал. – 2006. - №4. – С.44-45.
16
Экономическая география
17 Экономическая география
18
Атлас: экономическая
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Производство промышленной продукции в ЛПК
Таблица А.1 – Производство промышленной продукции в ЛПК в январе-июне 2006 года
в тыс. куб. м
Вывозка древесины | Деловая древесина | Пиломатериалы | |
Республика Саха (Якутия) | 350,5 | 235,8 | 72,2 |
Приморский край | 2 069,7 | 1796,3 | 120,5 |
Хабаровский край | 4 206,9 | 3776,6 | 282,8 |
Амурская область | 579,5 | 486,70 | 11,8 |
Сахалинская область | 158,3 | 149,4 | 30,1 |
Еврейская АО | 130,3 | 128,5 | 10,7 |
ДВФО | 7 583,3 | 6598,1 | 540 |
Информация о работе Развитие лесной промышленности на Дальнем Востоке